Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трансформация религиозных образов и представлений в советской аксиологии
115 Бердяев Н.А. Религиозные основы большевизма. (Из религиозной психологии рус- ского народа) // Духовные основы русской революции: собр. соч. Т. 4. Париж, 1990. Продолжение таблицы 2.3.1
Продолжение таблицы 2.3.1
Сознательно или нет, это не столь в данном случае важно, но боль- шевики формировали новую семиосферу, опираясь на архетипическую матрицу прежней религиозной системы. Но квазирелигиозное подобие, естественно, не может быть приравнено по содержащимся в ней по- тенциалам к традиционным религиям. В тот самый момент, когда с на- чалом войны с Германией было поставлено на карту само существова- ние государства (а соответственно, и правящего режима), вся прежняя атеистическая пропаганда оказалась свернута и партия пошла на союз с православной церковью. Семидесятилетний период стал максималь- но возможным сроком существования безрелигиозной, точнее, идейно скрепленной квазирелигиозным суррогатом общности. Три поколения советских людей — и коммунизм утратил свою былую привлекатель- ность. При отсутствии прочного идеологического фундамента духов- ных сил для удержания национальной периферии у государствообра- зующего русского народа не оказалось. Советский опыт есть, таким образом, историческое назидание, репродуцирующее притчу о «вави- лонской башне» — без наличия представления о Боге любая общность в долгосрочной перспективе будет обречена. Роль религии в аксиоло- гическом арсенале современных обществ заметно снижается. Но это не означает, что потенциалы их жизнеспособности в силу обозначен- ного снижения возрастают. Скорее наоборот. Выхолащивание религи- озной парадигмы подрывает и все иные производимые от нее идейно- духовные компоненты. Речь, естественно, не идет о теократической реставрации. В целях повышения жизнеспособности общественного организма необходимо решение задачи достижения оптимума между полюсами теократичности и секулярности.
Ценность веры Религиозная принадлежность выступала в традиционном обществе в качестве основного идентификационного признака большой группо- вой принадлежности. Национальный вопрос был для русского народа преимущественно вопросом сохранения собственной веры. Правосла- вие было эквивалентно понятию «русская вера». Греческая же религия в массовых народных представлениях — это нечто иное. Из этого пред- ставления проистекало противопоставление «еллинства» (эквивалент фарисейства) и «Святой Руси»116. В табл. 2.3.2 приводится подборка филологем, отражающих истори- чески выработанное русским народом отношение к религии и Богу117. Таблица 2.3.2 Ценность Бога и веры
116 Житие Аввакума / Пустозерская проза. М., 1989. С. 71; Аввакум. Два послания Си- меону из книги Толкований / Пустозерская проза. М., 1989. С. 152–153. 117 Даль В. Пословицы русского народа: в 2 т. М., 1984; Платонов О.А. Терновый венец России. Святая Русь. Открытие русской цивилизации. М., 2001. С. 56–57; Нагорный Г. П. Правда, сказанная пословицей. Народная мудрость о боге и религии. М., 1964. Продолжение таблицы 2.3.2
Продолжение таблицы 2.3.2
Ценность коллективизма
Начиная с дискуссии славянофилов и западников, в центре полеми- ки о самобытности русского народа находился феномен крестьянской общины. Через него выражалась коллективистская ценностная пара- дигма национального бытия. В других цивилизациях институт общи- ны не имел такой установки на воплощение идеи коллективизма, как русский «мир». Само понятие община, возникшее в научной литерату- ре в рамках решения задачи поиска универсальных аналогов в органи- зации жизни традиционного общества, формировало сущность миро- центричной организации жизни русского крестьянства118. После революции «мир» с той или иной степенью успешности был подменен колхозом. Традиционная ценность общинности (коллек- тивизма) нашла в советское время иные модернизированные формы выражения. Важно то, что, несмотря на произошедшую трансформа- цию, она была сохранена и даже вынесена в качестве одного из главных принципов новой идеологии. Следовательно, общность, сохраняемая как фактор при всех инверсиях моделей государственной организа- ции, есть базовая системообразующая ценность российской цивили- зации. Н.А. Бердяев писал о «русском коммунизме» как об историче- ской матрице национального бытия России, сложившейся задолго до появления самих теоретиков коммунистического концепта119. Сегодня понятие коммунизм прочно ассоциируется с советским периодом рос- сийской истории, в виду чего более целесообразно было бы говорить о ценности русского миробщинного строительства. Данный ориентир отражен в многочисленных народных филологемах (табл. 2.3.3)120.
118 Бусыгин Е.П. и др. Общественный и семейный быт русского сельского населения среднего Поволжья. Историко-этнографическое исследование (середина XIX — начало XX вв.). Казань, 1973; Вдовина Л.Н. Крестьянская община и монастырь в Центральной России в первой половине XVIII в. М., 1988; Крестьянская община Сибири XVII — на- чала XX в. / под. ред. Л.М. Горюшкина. Новосибирск, 1977; Громыко M.M. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986; Громыко M.M. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (XVIII — первая половина XIX вв.). Но- восибирск, 1975; Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991; Кауфман А.А. К вопросу о происхождении русской земельной общины. М., 1907; Кауфман А.А. Рус- ская община в процессе ее зарождения и роста. М., 1908. 119 Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. 120 Даль В. Пословицы русского народа: в 2 т. М., 1984; Платонов О.А. Терновый венец России. Святая Русь. Открытие русской цивилизации. М., 2001. С. 132–133. Таблица 2.3.3
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.013 с.) |