Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ценности и цивилизационная идентичность
«Цивилизационный коридор» и «цивилизационный резерв» как новые политологические категории Узость теоретических возможностей монистического универсализ- ма общественных наук подвергалась критике еще со времен О. Шпен- глера141. Цивилизационный подход уже давно признан как в научном, так и в общественном дискурсах как адекватный для объяснения стра- новой специфичности гуманитарных процессов142. Однако собственно признанием дело, как правило, и ограничивалось. Методология циви- лизационного подхода так и не была практически усвоена, не вошла в арсенал общественных дисциплин. Не состоялось, за исключением отдельных работ, этого синтеза и в сфере политологии. И это объяснимо ввиду сохраняющегося узкого понимания предмета политики. Вопрос о государственной власти, ка- залось бы, не имеет прямого отношения к тематике цивилизаций. Од- нако факторное разложение политики государства позволяет говорить о значимости для достижения ее эффективности фактора цивилизаци- онной идентичности. Действие его проявляется двояким образом. С одной стороны, существует некий строго очерченный коридор (ограничитель) выбора государственно-управленческих решений. Не всякий успешно функционирующий в рамках одной цивилизации по- литический институт будет столь же успешен при перенесении его в иную цивилизационную среду. Еще К. Маркс в «Британском владыче- стве» на примере Индии блестяще продемонстрировал деструктивные 141 S p e n gle r O. he Decline of the West. 2 Vols., trans. Charles Francis Atkinson. New York, 1922. 142 Bra u d e l F. History of Civilizations. N.Y., 1994; Go n g G.W. he Standard of «Civilization» in International Society. Oxford, 1984; Wallerstein I. Geopolitics and Geoculture: Essays on Changing World System. Cambridge, 1992; Toynbee A.J. Study of History. L. 1934–1961. 12 vols.; Toynbee A.J. Civilization on Trial. N.Y., 1948; Gilderson Н. L. From the State of Nature to the Empire of Reason: Civilization in Button, Mirabeau and Reynal // Comparative Civilizations Review. № 34. Spring 1996; H e w e s G. W. he Daily Life Component in Civilizational Analy- sis // Comparative Civilizations Review. № 33. Fall 1995; History of Civilizations. 45 vols. / Ed. by С.К. Ogden. London-New York, 1996. последствия разрушения колонизаторами путем внедрения демокра- тических принципов традиционной для Востока системы иерархично- го государственно-общинного управления, связанного в марксистской версии с обеспечением функционирования ирригационного земледе- лия143. Провалами заканчивались всякий раз попытки «демократизации» России в соответствии с западной политической практикой. Прослежи- вается устойчивая историческая связь попыток западнических реформ российского государства с феноменом «русской смуты» (рис. 3.3.1).
Реформы Лжедмитрия I (1604–1605 гг.)
Реформы Никона (1650 –1660-е гг.)
Реформы В. Голицина (1680-е гг.)
Отклик: смута начала XVII в. Крестьянская война И. Болотникова Отклик: раскольническое движение Крестьянская война С. Разина Отклик: стрелецкие бунты
Реформы Петра I (конец XVII – начало XVIII вв.) Реформы Екатерины II (1760–1770-е гг.) Реформы Александра I (начало XIX в.)
Отклик: Крестьянская война К. Булавина Отклик: Крестьянская война Е. Пугачева Отклик: восстание декабристов
Реформы Александра II (1860 –1870-е гг.)
Реформы С.Ю. Витте (конец XIX– начало XX вв.)
Реформы П.А. Столыпина, Думская монархия (начало XX в.)
Отклик: Отклик:
Отклик:
Первая российская Февральская революция
Отклик: Октябрьская революция Отклик: Гражданская война Отклик: Распад СССР, национальный сепаратизм
Рис. 3.3.1. Историческое совпадение попыток западнических реформ с периодами общественных потрясений в России 143 Маркс К. Британское владычество в Индии / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: 2-е изд. Т. 9. Исторически (и без исключения) каждая из значимых реформаци- онных попыток такого рода оборачивалась системными обществен- ными потрясениями уровня «всероссийских бунтов» и «гражданских войн». Другой стороной связи политики с тематикой цивилизаций является возможность управленческого использования цивилизаци- онных накоплений в качестве особого ресурса развития. Признание данного ресурсного компонента ставит на повестку вопрос о соответ- ствующем ресурсосбережении и имплементации в государственно- управленческую практику. Речь идет о двух типах общественного развития. Первый вариант реализуется в разрыве с цивилизационно-ценностными традиция- ми. Он представляет собой радикальный вариант общественного об- новления. Вторая модель заключается в эксплуатации традиции в со- ответствии со стоящими перед страной задачами. Цивилизационная идентичность в данном случае не только не является препятствием, но служит особым ресурсом развития.
Обе вводимые в политологический оборот категории — и «ци- вилизационный коридор», и «цивилизационный резерв» — имеют конкретно-прикладное, а не метафизическое значение. Схематически механизм их взаимодействия с политикой государства отражен на рис. 3.3.2, 3.3.3. Триада базовых потенциалов любой страны — терри- тория, народонаселение, публичная власть — системно связываются друг с другом в рамках страново-специфичной модели государствен- ности. Коридорные ограничители государственной политики задают- ся, во-первых, средовыми особенностями месторазвития (специфи- ка территории) и, во-вторых, ментальными особенностями народа (специфика народонаселения). Место, отводимое цивилизационному
цивилизационный коридор государственного управления
Публичная власть цивилизационные ограничители политики
Территория Народонаселение Рис. 3.3.2. Механизм факторного воздействия цивилизационных ограничителей в политике
Рис. 3.3.3. Механизм цивилизационного резерва решений в государственном управлении
ресурсу политики, видится в области формирования специфических цивилизационно-ценностных мотиваторов, управленчески воздей- ствующих несиловым образом на власть и народонаселение.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.63.252 (0.011 с.) |