Экономические ценностные типы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические ценностные типы



Методика религиозной кластеризации была применена и к сфере экономики. Результаты страново-статистического анализа соотноше- ния религиозной идентичности с различными параметрами экономи- ческого развития подтверждают справедливость М. Вебера, противо- поставлявшего «идеальные типы» католика и протестанта.

Различая экономическое поведение протестантов и католи- ков, М. Вебер указывал на особую ориентированность первых на индивидуально-предпринимательскую деятельность и склонность вто- рых к коллективистским формам хозяйственной организации.

В современной Европе протестантские страны явно опережают ка- толические по показателям индивидуальной трудовой ориентирован- ности. Протестанты по-прежнему более экономически активны, чем католики. Факт нахождения Италии — символа католицизма — на по- следнем месте по рассматриваемому показателю среди стран Западной Европы весьма иллюстративен (рис. 3.3.10)145.

 

Тенденцию подтверждают статистические данные о наличии вто- рой работы для населения европейских стран. Протестант обнаружи- вает более высокую склонность к поиску дополнительного заработка, чем католик. Уровень достигнутого материального благополучия не является в этом отношении сдерживающим обстоятельством. Даже испытывающие проблемы переходного периода католические народы

145 Тенденции в странах Европы и Северной Америки: стат. ежегод. ЕЭК ООН, 2003. М., 2004. С. 153.


0

Швеция Дания Исландия Норвегия Швейцария Португалия Нидерланды Финляндия Великобритания

Словакия

Чехия Ирландия Австрия Словения Польша Франция Люксембург

Венгрия Хорватия


20    40    60    80

78,4

78,2

74,3

73,4

67,4

62,6

62

61,2

61,1

60,3

59,9

59,1

58,2

57,8

56,3

54,7

53,9

53,3

53,1


100

%


Испания Мальта Бельгия Италия


52,8

52,1

51,3

48


Католики Протестанты


Рис. 3.3.10. Уровень экономической активности населения (старше 15 лет) протестантских и католических стран современной Европы

 

Восточной Европы в целом (за исключением Польши) оказались менее ориентированы на поиск приработка, чем протестантское население материально благополучных государств (рис. 3.3.11.)146.

Католики по-прежнему обнаруживают более высокую склонность к коллективистским формам хозяйственной самоорганизации. Это подтверждается уровнем представительства семейных рабочих и чле- нов кооперативов в общей структуре трудовой занятости. Еще более высокую склонность к общинным формам организации экономики де- монстрируют страны православного культурного ареала. Только в со- временной России, в противоречии собственной конфессиональной идентичности доля семейных рабочих и членов кооперативов крайне невелика — 0,7% (рис. 3.3.12) 147.

 

 

 

146 Тенденции в Странах Европы и Северной Америки: стат. ежегод. ЕЭК ООН, 2003. М., 2004. С. 160.

147 Там же. С. 157.


 

Исландия

Дания Швеция Норвегия Швейцария Португалия Нидерланды

Австрия Великобритания

Финляндия Бельгия Франция

Чехия Германия Словения Ирландия


0     5    10   15  20

17,7%

10,4

9,5

7,9

6,5

6,1

5,7

5

4,1

3,7

3,6

3,2

2,5

2,4

2,2

1,9


Испания Венгрия Италия Люксембург Словения


1,8

1,5

1,2

1,1

0,8


Протестанты

Католики


Рис. 3.3.11. Доля лиц в структуре занятости католических и протестантских стран Европы, имеющих вторую работу

 


0

Турция Румыния Македония

Греция Италия Словения Польша Хорватия

Кипр Австрия Испания Португалия Бельгия Швейцария Болгария

Чехия Венгрия Германия Ирландия Словакия Нидерланды Финляндия Норвегия Швеция Исландия

Дания Великобритания


5       10      15      20      25

%


Рис. 3.3.12. Доля семейных рабочих и членов кооперативов в структуре занятости населения европейских стран148

 

148 Во Франции члены кооперативов, работающие за свой счет, включены в кате- горию самозанятых, куда входят также и работодатели — 8,9%.


Доказательству существования различных типов экономического менталитета было посвящено проведенное в 1970-е г. социометриче- ское исследование голландского ученого Г. Хофстеде. Проведя анализ по 40 странам мира он затем расширил их число до 70, включив в него и относящиеся к началу 1990-х гг. сведения о России. Основной вопрос исследования касался приемлемости рыночной модели экономики для различных национальных ментальных типов. Индекс рыночности рас- считывался Г. Хофстедом по трем основным параметрам: дихотомия ин- дивидуализма и коллективизма; дистанция от власти (коррелирует с при- верженностью к госпатернализму и антикоррелирует с автономностью индивидов); избегание неопределенности (коррелирует с приверженно- стью сложившимся стереотипам экономического поведения и антикор- релирует со склонностью к риску). Согласно полученным результатам, аксиология рыночности у россиян почти в три раза ниже, чем у амери- канцев, но несколько выше, чем у латиноамериканцев (рис. 3.3.13).


 

Дания Великобритани

Ирландия

Новая США

Австралия Австрия Канада Нидерланды Норвегия Швейцария Финляндия Швеция Германия Южная Африка

Израиль Италия Сингапур

Индия Гонконг Иран Франция Бельгия Аргентина Испания Япония Филиппины Бразилия Таиланд Тайвань Пакистан Турция Китай Россия Мексика Колумбия

Перу

Греция Югославия Португалия Венесуэла


 

 

Протестанты Православные


0   50 100 150 200 250

Рис. 3.3.13. Базовые ценностные экономические характеристики в мире (по методике Г. Хофстеде): общий индекс рыночности


На основании полученных данных можно выделить три группы стран, имеющих сходный набор ценностных параметров.

1. Страны высокого уровня рыночности — индекс более 200 баллов (Дания, Великобритания, Ирландия, Новая Зеландия, США, Ав- стралия).

2. Страны низкого уровня рыночности — индекс менее 100 (Вене- суэла, Португалия, Греция, Югославия, Перу, Колумбия, Мексика, Россия, Китай, Турция, Пакистан, Тайвань, Тайланд, Бразилия, Филиппины).

3. Страны смешанной модели экономики — индекс от 100 до 200 баллов.

В последней группе выделяются подгруппы, заметно тяготеющие к либеральной (Австрия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Швейцария, Финляндия) или государственно-патерналистской (Япония, Испания, Аргентина, Бельгия, Франция, Иран, Гонконг, Индия) модели.

Характерно, что среди рыночно ориентированных фигурантов табли- цы Г. Хофстеде явно доминируют страны протестантского культурного ареала. Напротив, все государства православной традиции оказались в группе госпатернализма. Еще одной закономерностью является анти- корреляция с принципами рыночной экономики национального мента- литета тех католических стран, в которых сохранены сильные позиции Церкви, а также приверженных традиции сообществ Востока. Необхо- димо отметить, что в группе госпатерналистов оказались государства с весьма различным уровнем экономического развития и динамикой ро- ста, что указывает на некорректность интерпретации антирыночности в качестве проявления социально-экономической неразвитости149.

 

Социальные ценностные типы

Для современного секулярного общества религия может и не быть фактором социального структурирования. Как выяснилось в ходе ис- следования, религиозная традиция оказалась прочно связана не толь- ко с экономическим поведением, но и с национальным менталитетом, можно даже сказать, формируя соответствующий тип социализиро- ванности.

 

Казалось бы, у находящихся на одной ступеньке развития европей- ских сообществ различия социальных (классовых) структур должны быть минимизированы. В частности, вовлечение части населения в от-

149 Экономические субъекты постсоветской экономики (Институциональный анализ). М., 2001. С. 103; Рязанов В. Экономическая культура и национальная идентификация // Миро- вой общественный форум «Диалог цивилизаций». Вестник. М., 2006. № 1. С. 373–376.


ношения найма (наемные работники и работодатели). Однако для того чтобы убедиться, что это не так, достаточно посмотреть на предста- вительство различных социальных групп (наемные работники и рабо- тодатели) с точки зрения принадлежности страны к тому или иному конфессиональному типу (рис. 3.3.14).

 


 

Норвегия Великобритания

Дания Финляндия Германия Эстония Австрия Венгрия Словакия Швейцария Словения Ирландия

Чехия Италия Испания Португалия


 

99,6

99,6

99,2

98,6

93,5

93,4

91,8

91,7

91

90,2

87,9

87,9

86,6

85,1

83,3

79,4


 

Православие Католицизм Протестантизм


Польша

0


77,3

 

20 40 60 80


% 100


Рис. 3.3.14. «Классовая» структура общества по странам Европы (доля населения, включающего работающих по найму и работодателей)

 

Видно четкое разграничение предрасположенности к капитали- стическому классообразованию для стран протестантского и католи- ческого культурных типов. Веберовский тезис о протестантизме как ценностно-мировоззренческом основании капитализма, подтверж- дается и на современном социологическом материале150. Любопытно, что из закономерности для православных стран «выключены» Россия, Украина и в меньшей степени, но все же и Болгария. Вероятно, сниже- ние конфессионального качества стран в советский период здесь сказа- лось заметным образом.

 

 

150 Россия и страны мира. 2006: Стат. сб. М., 2006. С. 63.


Одним из индикаторов развитости является степень урбанизиро- ванности исследуемой страны151. И на этом материале подтверждается тезис о связи социальных показателей, в данном случае урбанизации, с конфессиональной принадлежностью страны. В протестантских со- обществах урбанизированность, как правило, выше, чем в католичес- ких (рис. 3.3.15.).

 

Великобритания

 

Дания

 

Швеция

 

Норвегия

 

Испания

 

Франция

 

Швейцария


 

Италия Нидерланды

Австрия


 

 

Католицизм Протестантизм


 

Ирландия


 

Португалия

 

0


 

20    40


 

60     80


 

 

% 100


Рис. 3.3.15. Уровень урбанизации по странам католической и протестантской культур Западной Европы

 

Страны же иных конфессиональных традиций (православие, буд- дизм, ислам) демонстрируют меньшую предрасположенность к го- родскому типу организации бытия, чем оба направления западно- христианского культурного типа (рис. 3.3.16)152.

Вывод о цивилизационной обусловленности природы социальных феноменов подтверждается и по показателю отраслевой занятости на- селения. Наиболее индикативными параметрами, связанными с фак- тором национального менталитета, выступают в данном случае заня- тия сельскохозяйственной и финансовой деятельностью (рис. 3.3.17, 3.3.18).

151 Пивоваров Ю.Л. Россия и мировая урбанизация: антропокультурная и простран- ственная динамика. Нальчик, 2007.

152 Россия и страны мира. 2006: стат. сб. М., 2006. С. 40.


0          20        40        60         80


Россия Беларусь Болгария Украина Армения Греция Македония Румыния Грузия Молдова

Иран Алжир Казахстан Азербайджан Индонезия


73 %

72

70,5

67,4

64,1

61,4

59,7

54,7

52,5

41

68,1

60

57,1

51,5

47,9


Албания Туркмения

Египет Узбекистан Киргизия Пакистан Таджикистан


 

 

26,4


45

43,6

42,3

36,3

35,2

34,8


 

 

Православие Ислам Буддизм


Таиланд

Вьетнам


32,5

26,7


Рис. 3.3.16. Уровень урбанизации в странах православного, исламского и буд- дистского типов

 

Крестьянин и финансист — два во многом противоположных друг другу архетипа. При рассмотрении отраслевой занятости в разрезе конфессиональной принадлежности стран обнаруживается связь этих архетипов с определенными культурными типами. Среди представите- лей трех христианских конфессий протестанты в наибольшей степени склонны к финансовой деятельности и в наименьшей — к сельскому хозяйству. Их культурными антиподами в данном случае выступают православные. Положение же католиков может быть охарактеризовано как срединное153.


0

Молдова Румыния Украина Польша Македония

Греция Португалия Беларусь Болгария Россия Ирландия Испания Венгрия Словакия Австрия Финляндия

Италия Чехия Франция Швейцария Норвегия

Дания Нидерланды Германия Швеция Великобрит


10          20         30          40           50

%


Рис. 3.3.17. Занятость населения в сельскохозяйственной сфере в странах Европы

 

 


Швейцария Великобритания

Швеция Финляндия Бельгия Ирландия Германия Франция Австрия Дания Норвегия Италия Испания Венгрия Чехия Греция


17,3

15,5

15

13,2

13,2

12,9

12,8

12,8

12,5

12,1

11,9

10,8

10,8

9

8

8


Польша Словакия Россия Португалия Украина Болгария Македония Румыния Молдова Беларусь


7,8

7,7

7,7

6,8

5,9

5,7

4,1

3,5

3,1

2,1


Православие Католицизм Протестантизм

 

 

%


0       5      10     15     20

Рис. 3.3.18. Занятость населения в финансовой сфере в странах Европы


Показательно, что православные и протестантские страны являют- ся своеобразными политико-аксиологическимим антиподами, находясь по всем исследованным показателям на разных полюсах ценностного спектра. Это еще раз подтверждает положение о противопоказанности для России автоматического переноса политических институтов, сфор- мировавшихся на Западе на почве протестантизма.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.117 (0.091 с.)