Вызов детрансцендентного прагматизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вызов детрансцендентного прагматизма



Противоположную по отношению к трансцендентализму позицию представляет детрансцендентный прагматизм. В методологическом плане она корреспондирует с теорией позитивизма. Любые апелляции к идеальному при этом подходе отсекаются как метафизические сущно- сти. Национальная идея подменяется национальным интересом. Пре- дельная прагматизация приводит к утверждению императива «малых дел». Национальная идея сводится к формуле — «починить забор».

Однако без общественно значимого и признаваемого большин- ством населением идеала государство несостоятельно. Чем приземлен- нее этот идеал, тем более узки возможные горизонты развития, свер- шений и подвига.

Далеко не все народы, впрочем, оказались исторически способны к идеальному целеполаганию. Но именно в реализации этой способ- ности и заключается проявление их мировой роли. Еще в свое время Гегель разграничивал народы на исторические и неисторические. Исто- ричность, как известно, увязывалась им с миссией народов как земным воплощением саморефлексии Мирового Духа12.

Бытие человека многомерно. Двумерный подход марксистской фи- лософии, основывающийся на дифференциации материи и сознания, для понимания онтологичности феномена национальной идеи недоста- точен. От неоплатонизма идет традиция трехуровневого (в отдельных вариациях четырехуровневого) миростроительного представления. Эти уровни структурировались как нисходящие божественные эмана- ции: дух, (ментальная субстанция и душа), логос (разум и рассудок), плоть. Общественное бытие, как проекция мироздания, включает в себя все эти структурные компоненты (рис. 1.1.2)13.

Биологическое существование социума ограничивается материаль- ным измерением бытия. Национальный интерес генерируется на уров- не логоса. Что же касается национальной идеи, то сугубо рассудочного осмысления для нее недостаточно. Она генерируется на высшем уровне пирамиды общественного бытия, что вместе с тем не означает игнори- рование низших бытийных компонентов.

11 Зеньковский С.А. Русское старообрядчество: духовное движение ΧVΙΙ века. М.,1995. С. 445; Сапожников Д.И. Самосожжение в русском расколе со второй половины ΧVΙΙ и до конца ΧVΙΙΙ вв. Кн. 3–4 // ЧОИДР. М.,1891.

12 Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993.

13 Светлов Р.В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика. СПб., 1996.


Божественная эманация


 

 

Логос


 

 

Дух


 

 

Ментальная субстанция

 

Душа (псюхэ) Разум

Рассудок


 

Генерация национальной идеи

 

 

Генерация национального интереса


 


 

 

Плоть


Биологическое существование

Физическое существование


 

Рис 1.1.2. Неоплатоническая модель мироздания

 

Важно договориться о том, что понимается под национальным ин- тересом. По этому поводу очень много литературных и вкусовых ин- терпретаций. Частью они зависят от контекста, но очень часто смыс- ловая интерпретация просто неверна. Например, даже в официальных документах путают интерес и потребность.

В контексте настоящей работы интерес — это психологическое со-

стояние человека, мотивирующее его на действия по удовлетворению имеющихся потребностей.

Соотвественно, национальный интерес — это состояние обще-

ственного сознания, мотивирующее власть и народ на действия по мак- симизации жизнеспособности страны. Это близко к перманентному целеполаганию. Высшая потребность страны — это, конечно, ее жиз- неспособность. Собственно это и составляет суть национальной идеи. В данных определениях заметна роль активно-деятельностного начала.

По весьма ограниченному в своем и когнитивном, и деятельност- ном потенциале пути отождествления ценностей с биологическими потребностями человека идет теория натуралистического психоло- гизма. Не случайно приверженцами этого подхода были, главным об- разом, представители философии прагматизма, такие как Дж. Дьюи14. Цена представлялась прагматикам как наиболее адекватное выражение ценности. Ценностным критерием оказывался в итоге такого рода рас- суждений глобальный рынок. Идеальным ценностям теория натурали- стического психологизма не оставляла места. О высших государствен-

 

14 Дьюи Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека. М., 2003; Дьюи Дж. Де- мократия и образование. М., 2000; Гуреева А.В. Критический анализ прагматической эстетики Д. Дьюи. М., 1983.


ных ценностях при такой постановке проблемы не могло быть и речи. У всего есть рыночная цена — декларируют прагматики. Различие за- ключается только в ее размерах. Следовательно, высшей ценностью, как всеобщим аксиологическим эквивалентом, выступают в прагмати- ческой номинации деньги.

Неслучайно низвергатель мещанского прагматизма Ф. Ницше фор- мулировал прямо противоположный теории натуралистического пси- хологизма подход. «Все, что имеет цену, не имеет большой ценности»15. Популярностью сегодня в рамках альтерглобалистского дискурса поль- зуется афоризм о несовместимости языка цен и языка ценностей.

Выдвигаемое авторами витальное понимание источников формиро- вания ценностей не имеет ничего общего с идеей сведения их до уровня биологической инстинктивности. Идущая от В.И. Вернадского ноос- ферная трактовка форм бытия человечества дает ключ к многоуровне- вой модели аксиологии. Она включает в себя компоненты, характерные и для животных потребностей, и более высокие в эволюционном плане аксиологические ориентиры — «белый пакет ценностей человечества».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.005 с.)