Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическая нацеленность исследования

Поиск

Приоритетная потребность отвественного государственного стро- ительства заключается в формировании документа (или модификации существующей нормативно-правовой базы), официально определяю- щего набор высших ценностных ориентиров Российской Федерации.

Ввиду того, что основным законом государства является Консти- туция, номинация высших государственных ценностей должна закре- пляться прежде всего на конституционном уровне. Настоящая работа непосредственно подводит к выводу о том, какие ценности должны найти отражение в Основном законе Российской Федерации.


Глава 1. Национальная идея и высшие ценности российского государства

Почему вопрос о высших ценностях государства увязывается с на- циональной идеей? Национальная идея рассматривается авторами как самая важная мысль, состояние индивидуального и массового созна- ния. О чем может быть эта мысль? Одной из значимых версий нацио- нальной идеи является мысль о стране, об Отечестве, о Родине, земле предков, своей цивилизационной, этнической, религиозной идентич- ности. Это мысль каждого, мысль всех. Вряд ли найдется что-то сопо- ставимое, столь же объединяющее множество различающихся граждан страны.

Конечно, это мысль о смысле жизни — своей и своей страны, о мес- сианской роли своей страны в мире. Конечно, это так. Идея «моя стра- на должна быть и должна быть всегда»1 с очевидностью является одной из центральных в жизни человека и его сообщества. А поскольку, как это во введении акцентировано, жизнеспособность страны определя- ется рядом вполне определенных обстоятельств, которые выражаются в том числе в виде человечески и общественно значимых ценностей, то самые из них значимые, называемые высшими ценностями, естествен- но увязываются с национальной идеей в авторском толковании. Так национальная идея и высшие ценности государства становятся в один смысловой ряд.

Исторически в рамках различных аксиологических школ сложились несколько подходов к определению источников происхождения ценно- стей. Они условно группируются в рамках трех направлений.

Первое связывает происхождение ценностей с установлениями Творца. Для второго они являются продуктом сознания. Третье направ- ление выводит ценности из биологических потребностей человека. Во всех указанных случаях берутся отдельные уровни человеческого бы- тия. В результате такого фрагментирования человек обычно предста- ет ценностно деформированным. Предлагаемый авторами витальный подход (социальная система как живой организм) устраняет эту одно- сторонность. Организм может и должен восприниматься как цельная система, включающая в себя все уровни его бытия.

 

 

1 Национальная идея. Постановка задачи. Центр проблемного анализа и государ- ственно-управленческого проектирования. М., 2009.


Как категориально отделить ценности от не-ценностей? Во вве- дении уже говорилось, что в ряде случаев возможно «измерить» зна- чимость той или иной ценности для жизнеспособности социальной системы. Первичным при этом является сам выбор аксиологических критериев. Для первого из вышеуказанных направлений критериаль- ная шкала задается религиозными заповедями. В рамках второго под- хода критерием являются внутренние рефлективные предпочтения самого человека (интенция по типу — «нравится»). В третьем случае критерием выступает императив прагматической полезности. Крите- рием же в витальном подходе является жизнь самого организма. Соот- ветственно, ценностями будет считаться то, что сущностно повышает его жизнеспособность. Еще раз повторим, что это качество может из- меряться, что объективизирует управленческие решения государства и общества.

Ценность в этом контексте, как и цель, это желаемые по каким-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.116.142 (0.006 с.)