Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налог на имущество организаций и учетная политика

Поиск

 

Если компания является плательщиком налога на прибыль организаций, то часть ее учетной политики для целей налогообложения (далее - налоговая политика) должна быть посвящена порядку уплаты налога на имущество организации. О том, какие вопросы в части исчисления «имущественного» налога следует осветить в своей налоговой политике, мы и поговорим далее.

 

Статья 13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) относит налог на имущество организаций в состав региональных налогов, что в свою очередь означает, что он устанавливается НК РФ, но вводится в действие законом субъекта Российской Федерации. При этом с момента его введения в действие региональным законодательством на территории субъекта Российской Федерации он является обязательным к уплате на соответствующей территории. Аналогичное положение закреплено и в статье 372 главы 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ, нормами которой установлены правила исчисления «имущественного» налога компаний.

Причем региональные власти вправе не только принимать решение о введение данного налога на территории своего субъекта, но и конкретизировать общие правовые положения, установленные главой 30 НК РФ. Так, в частности региональное законодательство самостоятельно устанавливает ставку налога (в пределах, установленных главой 30 НК РФ), а также порядок и сроки уплаты налога в бюджет. Кроме того, региональным законом могут определяться особенности определения налоговой базы объектов недвижимого имущества, налог по которым уплачивается с их кадастровой стоимости, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Напомним, что с точки зрения уплаты налога на имущество организаций, объекты обложения «имущественным» налогом компаний делятся на две категории:

· объекты налогообложения, налог по которым платится с их кадастровой стоимости;

· объекты налогообложения, налог по которым уплачивается исходя из их балансовой стоимости.

 

В первую категорию объектов включены только определенные виды недвижимого имущества, состав которых перечислен в статье 378.2 НК РФ.

К таким объектам обложения «имущественным» налогом относятся:

· административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

· нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

· объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

· жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

 

Поэтому в разделе налоговой политики, посвященном уплате налога на имущество, в первую очередь компания должна указать свой статус плательщика «имущественного» налога. Напомним, что в силу пункта статьи 374 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются:

- российские организации (как коммерческие, так и некоммерческие).

 

Для справки: о том, что некоммерческие организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, признаются плательщиком «имущественного» налога сказано в Письме Минфина России от 19.02.2013 г. N 03-02-08/7.

- иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство;

- иностранные организации, не имеющие постоянного представительства в Российской Федерации, но владеющие недвижимостью, находящейся на российской территории.

 

Статус плательщика налога необходим, так как для каждой из указанных категорий организаций главой 30 НК РФ определен свой объект налогообложения, на что указывают положения статьи 374 НК РФ.

 

Напомним, что российские фирмы в общем случае уплачивают «имущественный» налог с движимого и недвижимого имущества, учтенного на балансе организации в качестве объектов основных средств (далее – ОС) в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

При этом с недвижимых ОС «имущественный» налог может уплачиваться как с их балансовой стоимости, так и с кадастровой

При наличии у организации объектов недвижимости, налог по которым уплачивается с их кадастровой стоимости, в учетном регламенте нужно привести сам перечень таких объектов и порядок уплаты налога по ним.

В составе такого порядка должны присутствовать:

· условия, одновременное выполнение которых позволяет признать недвижимость объектом уплаты налога с кадастровой стоимости;

· источники определения кадастровой стоимости объекта;

· налоговую ставку, по которой исчисляется налог, установленную региональным законом, в пределах, установленных НК РФ.

Для справки: в 2016 году и последующие годы предельная ставка налога в отношении объектов, налоговая база которых исчисляется с кадастровой стоимости, предусмотренная НК РФ, для всех субъектов Российской федерации (включая город федерального значения Москву) составляет 2%.

Напоминаем, что с января 2016 г. отчетными периодами по налогу на имущество организаций признаются:

· для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из балансовой стоимости - 1 квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

· для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости - 1 квартал, 2 квартал и 3 квартал календарного года.

 

В части движимых ОС налог всегда считается исходя из балансовой стоимости. При этом на основании подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ основные средства, включенные в соответствии с Классификацией ОС, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 г. N 1 (далее - Классификация ОС) в первую и вторую амортизационные группы, не облагаются налогом.

Кроме того, на основании пункта 25 статьи 381 НК РФ не включаются в налоговую базу по «имущественному» налогу ОС, включенные в соответствии с Классификацией ОС в 3 - 10 амортизационные группы, при условии, что они приняты на учет после 01.01.2013 г. Исключение составляют только движимые ОС, полученные в результате реорганизации или ликвидации юридического лица или же от взаимозависимого лица.

 

Для справки: названные исключения не применяются в отношении железнодорожного подвижного состава, произведенного начиная с 01.01.2013 г. Дата производства железнодорожного подвижного состава определяется на основании технических паспортов.

 

Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в Письме Минфина России от 06.10.2015 г. N 03-05-05-01/57030.

 

Заметим, что главным критерием признания имущества объектом налогообложения признается включение его в состав основных средств (далее - ОС) организации, поэтому налог уплачивается даже по тем объектам, которые переданы компанией во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесены в совместную деятельность, в договор инвестиционного товарищества или получены по концессионному соглашению.

Напомним, что основным нормативным документом в области бухгалтерского учета выступает Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон N 402-ФЗ). Законом N 402-ФЗ определено, что при ведении бухгалтерского учета обязательными к применению являются федеральные и отраслевые стандарты.

В настоящее время федеральные и отраслевые стандарты, предусмотренные Законом N 402-ФЗ, еще не утверждены, но работа в этом направлении (в части организаций негосударственного сектора) ведется в соответствии с программой утвержденной Приказом Минфина России от 18.04.2018 г. N 83н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2018 - 2020 гг. и о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 7 июня 2017 г. N 85н "Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2017 - 2019 гг. и о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23 мая 2016 г. N 70н "Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016 - 2018 гг.».

На основании статьи 30 Закона N 402-ФЗ до утверждения федеральных и отраслевых стандартов применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные Минфином России и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ. При этом, как сказано в Информации финансистов N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», «старые» нормативные документы применяются в части, не противоречащей Закону N 402-ФЗ.

Как указано в пункте 1.1 статьи 30 Закона N 402-ФЗ положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 г. до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ, признаются федеральными стандартами.

Иными словами, на сегодняшний день роль федеральных стандартов играют положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России до 01.01.2013 г.

 

Согласно пунктам 21, 22 и 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 г. N 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» (далее - Методические указания), на балансе организации в составе основных средств учитывается имущество, находящееся на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления. Это в свою очередь означает, что организация-балансодержатель основных средств, находящихся у нее в хозяйственном ведении или оперативном управлении будет с них уплачивать «имущественный» налог.

Аналогичные разъяснения содержатся в Письмах Минфина России от 21.12.2009 г. N 03-05-05-02/86, от 11.06.2009 г. N 03-05-05-01/33 и в других. Такого же подхода придерживается и арбитражная практика, на что указывает Постановление ФАС Московского округа от 18.04.2013 г. по делу N А41-2551/12.

Если на балансе компании имеются такие основные средства, то в налоговой политике необходимо привести их перечень, а также указать состав документов, подтверждающих соответствующие права на них.

 

Таким образом, российская фирма исчисляет налог только с тех основных средств, которые отражены на ее балансе.

Заметьте, глава 30 НК РФ прямо определяет, что налог на имущество определяется по данным бухгалтерского учета ОС.

Как известно, в бухгалтерском учете правила формирования информации об основных средствах организации пока установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 г. N 26н (далее - ПБУ 6/01). Кроме того, при учете основных средств организации используют еще и вышеуказанные Методические указания.

 

Причем в соответствии с действующими правилами учета ОС в составе таковых отражаются только те объекты, в отношении которых одновременно выполняются все условия, установленные пунктом 4 ПБУ 6/01, а именно:

- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

- объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

- объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

 

Обратите внимание!

Заметим, что бухгалтерское законодательство не содержит стоимостного критерия отнесения объекта в состав основных средств компании. Вместе с тем, пункт 5 ПБУ 6/01 позволяет организациям объекты, стоимость которых не превышает 40 000 руб. за единицу учитывать не в составе ОС, а в составе материально-производственных запасов.

Если организация пользуется этим правом, то оно обязательно закрепляется в бухгалтерской учетной политике фирмы. В этом случае указанное имущество не включается в состав объектов налогообложения по налогу на имущество. Аналогичные разъяснения финансистов приведены в Письме Минфина России от 20.03.2008 г. N 03-05-05-01/17.

Если же это право не используется, то организации придется учитывать малоценные объекты в качестве основных средств, и, следовательно, платить с них налог. Правда, это справедливо только для тех малоценных ОС, которые не входят в 1-2 амортизационные группы. Если у организации имеется большое количество малоценных ОС, то стоимостным критерием отнесения имущества в состав ОС пренебрегать не стоит, в целях сокращения трудоемкости работы бухгалтерской службы и снижения налоговых обязательств по «имущественному» налогу.

 

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н (далее – План счетов) определено, что учет основных средств ведется фирмами на следующих балансовых счетах:

- На счете 01 «Основные средства»;

- На счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

 

В силу чего, по общему правилу объектами налогообложения у российской организации будут выступать ОС, отраженные на балансовых счетах 01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

 

Обратите внимание!

Пунктом 52 Методических указаний определено, что объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств.

Это означает, что организации должны уплачивать «имущественный» налог даже с тех объектов недвижимости, права собственности на которые, еще не зарегистрированы.

Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в Письмах Минфина России от 08.06.2012 г. N 03-05-05-01/31 и от 22.03.2011 г. N 07-02-10/20.

Солидарны с финансистами и налоговики, на что указывает Письмо ФНС России от 31.03.2011 г. N КЕ-4-3/5085@.

Исходя из этого, в своем рабочем плане счетов организации следует предусмотреть соответствующий субсчет к счету 01 «Основные средства».

 

Статьей 375 НК РФ определено, что в общем случае при определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае, если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества для целей настоящей главы определяется без учета таких затрат.

В связи с этим организация в своей налоговой политике может закрепить положение о том, что остаточная стоимость ОС определяется по следующим счетам бухгалтерского учета согласно рабочему плану счетов организации:

Счет 01 «Основные средства» за минусом счета 02 «Амортизация основных средств»;

Счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности» за минусом счета 02 «Амортизация основных средств»;

Если компания имеет основные средства, переданные ею в доверительное управление, то порядок определения остаточной стоимости будет дополнен еще одной записью:

Счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты» за минусом счета 02 «Амортизация основных средств».

 

Следующий момент, который необходимо осветить в налоговой политике это организация ведения раздельного учета по видам имущества. Раздельный учет имущества необходимо организовать по следующим направлениям:

- имущество, не являющееся объектом налогообложения, состав которого перечислен в пункте 4 статьи 374 НК РФ;

- имущество, освобождаемое от налогообложения на основании статьи 381 НК РФ.

Напоминаем, что одним из видов льготного имущества являются вновь вводимые объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность.

Обращаем Ваше внимание на то, что с 30.06.2015 г. в части таких объектов нужно руководствоваться Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 г. N 600 «Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности» (далее – Перечень). Согласно Перечню объекты ОС могут относиться к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность по следующим основаниям:

- в зависимости от применяемых технологий и технологических решений и вне зависимости от характеристики объектов (раздел I Перечня);

- на основании соответствия объектов установленным значениям индикатора энергетической эффективности (ИЭЭФ) (раздел II Перечня).

Кроме того, в отношении объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность рекомендуем обратить внимание на Письмо Минфина России от 16.11.2015 г. N 03-05-05-01/66012, из которого следует, что применение льготы зависит от даты постановки объекта на учет.

- недвижимое имущество, находящееся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения (статья 385 НК РФ);

- имущество, используемое для ведения деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход (далее - ЕНВД).

 

Саму методику ведения раздельного учета имущества можно привести отдельным приложением к налоговой политике.

 

Кроме того, в данном разделе налоговой политики следует отразить порядок учета имущества, подлежащего налогообложению, но не числящемся на балансе организации, в частности:

- объекты ОС, внесенные в совместную деятельность, в том числе в договор инвестиционного товарищества;

- объекты ОС, переданные в доверительное управление;

- объекты ОС, переданные по договору лизинга, учитываемые на балансе лизингополучателя.

Здесь же следует привести перечни имущества по соответствующим направлениям и закрепить периодичность их обновления.

Если в структуре организации имеются обособленные подразделения, то это в обязательном порядке отражается в налоговой политике, причем независимо от того, выделены ли они на отдельный баланс или нет. При этом список обособленных подразделений необходимо привести с указанием территории субъекта нахождения структурного подразделения, так как ставки налога на имущество организаций могут быть различны.

 

Если имеются структурные подразделения, выделенные на отдельный баланс, то налог (авансовые платежи по налогу) организация должна будет платить по месту нахождения каждого из обособленных подразделений. На это указывает положения статьи 384 НК РФ. Аналогичные разъяснения даны и в Письме Минфина России от 01.02.2016 г. N 03-07-11/4411.

При этом обращаем Ваше внимание на то, что самостоятельная уплата налога на имущество обособленным подразделением возможна только при наличии у руководителя обособленного подразделения доверенности на представление интересов компании, в том числе и на уплату налогов.

Причем налог, уплачиваемый обособленным подразделением, исчисляется только с налогооблагаемого имущества обособленного подразделения, учитываемого на его балансе. На это указывают нормы статьи 384 НК РФ, а также финансисты в Письме от 20.09.2006 г. N 03-06-01-04/177.

Сумма налога, уплачиваемая в бюджет, определяется произведением налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения. При этом учитываются особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость.

В части определения налоговой базы организациям, имеющим на балансе объекты транспортной инфраструктуры, рекомендуем закрепить использование льготы, предусмотренной пунктом 6 статьи 376 НК РФ. Напоминаем, что данная льгота позволяет указанным компаниям уменьшать налоговую базу, определяемую как среднегодовую стоимость имущества, на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений, а также сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены и в Письме ФНС России от 16.04.2014 г. N БС-4-11/7313@.

 

При этом, как разъясняют финансисты в Письме Минфина России от 25.06.2013 г. N 03-05-05-01/23974, дата постановки на учет модернизируемых (реконструированных) объектов значения не имеет.

Напоминаем, что воспользоваться данной льготой можно лишь до 01.01.2025 г., о чем сказано в статье 2 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 308-ФЗ «О внесении изменений в главы 30 и 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

 

Если же обособленные подразделения не выделены на отдельный баланс, то порядок уплаты налога зависит от вида имущества, которое находится в обособленной структуре компании. Как разъясняет Минфин России в Письме от 11.03.2009 г. N 03-05-05-01/17, в отношении движимого имущества, находящегося по местонахождению обособленного подразделения, организация уплачивает налог (авансовые платежи) и представляет налоговую декларацию (расчеты) по месту учета на балансе движимого имущества, то есть по месту нахождения головной организации или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс.

Если же по месту нахождения обособленного подразделения, не выделенного на отдельный баланс, находится недвижимое имущество, то налог (авансовые платежи) придется платить по месту нахождения обособленного подразделения. На это также указано в Письмах Минфина России от 18.01.2010 г. N 03-05-04-01/02 и от 11.03.2009 г. N 03-05-05-01/17.

 

Обратите внимание!

Если объект недвижимости одновременно расположен на территориях нескольких субъектов или же на территории субъекта и в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе или в исключительной зоне Российской Федерации, то в своей налоговой политике организация должна закрепить порядок определения доли имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта. Ведь на основании пункта 2 статьи 376 НК РФ для расчета налога в отношении такого объекта берется только часть средней стоимости объекта недвижимости, которая соответствует доле балансовой стоимости объекта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

 

Как разъясняет Минфин России в своем Письме от 26.10.2006 г. N 03-02-07/1-294, организация самостоятельно определяет долю стоимости имущества, приходящуюся на соответствующий субъект Российской Федерации по состоянию на отчетную дату (1 апреля, 1 июля, 1 октября, 1 января следующего налогового периода). При этом доля стоимости имущества, фактически находящегося на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, рассчитывается исходя из физических или стоимостных показателей данного объекта. Конкретный механизм определения доли следует внести в свой налоговый регламент.

 

Кроме того, в данном разделе налоговой политики компания должна предусмотреть порядок отражения начисленных сумм налога на имущество организаций. Отметим, что в самой главе 30 НК РФ не определен источник уплаты налога на имущество. Поэтому организация вправе решать сама, за счет, какого источника она будет уплачивать данный налог – за счет расходов по обычным видам деятельности, или за счет финансовых результатов компании. Вместе с тем, согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина России от 05.10.2005 г. N 07-05-12/10, суммы налога на имущество, уплаченные (подлежащие уплате) организацией, формируют ее расходы по обычным видам деятельности.

Избранный вариант учета организация должна закрепить в налоговой политике.

Если налог на имущество организации признается расходом по обычным видам деятельности, то начисление сумм налога осуществляется по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» (44 «Расходы на продажу» - для торговли) в корреспонденции с соответствующим субсчетом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

В том случае, если источником уплаты признаются финансовые результаты, то начисление сумм налога будет производиться по дебету счета 91-2 «Прочие расходы» в корреспонденции с соответствующим субсчетом счета 68 «Расчет по налогам и сборам».

 

В заключение отметим еще одно.

Если организация наряду с деятельностью, облагаемой налогами по общей системе налогообложения, осуществляет деятельность, облагаемую ЕНВД, то в налоговой политике ей придется закрепить методику распределения стоимости налогооблагаемого имущества, используемого одновременно в обоих видах деятельности.

Дело в том, что плательщики ЕНВД не признаются плательщиками налога на имущество, но только в части тех основных средств, которые используются исключительно в деятельности, облагаемой вмененным налогом.

 

Обратите внимание!

В силу статьи 346.26 НК РФ исключение касается только объектов недвижимости, налог по которым уплачивается с их кадастровой стоимости. При наличии таких объектов организация – плательщик ЕНВД платит налог на имущество организаций. Причем уплата такого «имущественного» налога входит в обязанности плательщика ЕНВД с 01.07.2014 г., что подтверждается мнением финансистов, изложенным в Письме Минфина России от 02.06.2014 г. N 03-05-05-01/26195.

В части деятельности, облагаемой налогами по общей системе, такая организация признается «обычным» плательщиком налога на имущество. Понятно, что при таких условиях хозяйствования у компании всегда будут основные средства, которые она будет использовать и в деятельности, облагаемой по общей системе налогообложения и там, где уплачивается ЕНВД.

К методике распределения стоимости такого имущества нужно подойти очень тщательно, ведь если налог будет исчислен неверно, то фирма обязательно столкнется с проблемами при проверке. Даже если компания будет платить налог с общего имущества в полном объеме, избежать неприятностей ей не удастся. Ведь переплата по налогу на имущество приведет у нее к занижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, что в свою очередь повлечет пересчет налогов и наложение штрафных санкций.

Для методики распределения стоимости общего имущества такой организации придется организовать обособленный учет имущества по следующим направлениям:

- налогооблагаемое имущество, используемое в деятельности, облагаемой налогами по общей системе налогообложения;

- имущество, используемое в деятельности, облагаемой вмененным доходом;

- налогооблагаемое имущество, используемое в обоих видах деятельности.

 

Организация такого раздельного учета обычно достигается посредством открытия соответствующих субсчетов к счету 01 «Основные средства»:

- 01-1 «Основные средства, используемые в деятельности, облагаемой налогами по общей системе налогообложения»;

- 01-2 «Основные средства, используемые в деятельности, облагаемой ЕНВД»;

- 01-3 «Основные средства, используемые в обоих видах деятельности»;

 

Аналогично нужно организовать обособленный учет сумм начисленной амортизации:

- 02-1 «Амортизация по ОС, используемым в деятельности, облагаемой налогами по общей системе налогообложения»

- 02-2 «Амортизация по ОС, используемым в деятельности, облагаемой ЕНВД»;

- 02-3 «Амортизация по ОС, используемым в обоих видах деятельности».

 

Методики такого распределения в налоговом законодательстве нет, в силу чего организация вправе разработать свой алгоритм распределения стоимости общего имущества и закрепить его использование в своей налоговой политике. Аналогичный вывод следует из Письма Минфина России от 08.10.2010 г. N 03-05-05-01/43.

Причем, какой показатель будет использоваться налогоплательщиком для расчета, он также вправе решить сам, руководствуясь своими причинами – спецификой вида деятельности, видом используемого общего имущества, численностью персонала и так далее.

Кстати, такой же вывод следует из Письма Минфина России от 14.02.2007 г. N 03-03-06/2/25.

О том, что таким показателем может выступать площадь недвижимого имущества, приходящаяся на облагаемую по ЕНВД деятельность, сказано и в Письме Минфина России от 16.10.2014 г. N 03-11-06/3/52084.

Вместе с тем, практика показывает, что чаще всего, стоимость «общих» основных средств распределяется пропорционально выручке от деятельности, находящейся на ЕНВД в общем объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг). Не возражают против такого подхода и финансисты, на что указывает Письмо Минфина России от 24.03.2008 г. N 03-11-04/3/147.

Обращаем Ваше внимание на то, что при распределении стоимости «общих» основных средств нужно использовать поквартальную выручку. Ведь налоговым периодом по ЕНВД является квартал, и как следует из норм главы 26.3 НК РФ в течение года «вмененщик» может не вести деятельность, облагаемую ЕНВД, утратить право на ее применение, вернуться к ее использованию и так далее, вследствие чего показатели, определенные нарастающим итогом будут искажены. Такие разъяснения на этот счет содержатся в Письме Минфина России от 08.10.2010 г. N 03-05-05-01/43.

По мнению автора, механизм распределения стоимости «общего» имущества целесообразно привести отдельным приложением к налоговой политике организации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.104 (0.017 с.)