Косвенные расходы в налоговой политике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Косвенные расходы в налоговой политике



 

В отличие от прямых расходов, косвенным расходам налогоплательщика в главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации уделено немного внимания. В то же время именно они позволяют налогоплательщику существенно снизить объем налоговых платежей в бюджет за текущий отчетный период.

О том, какие моменты в части учета косвенных расходов налогоплательщику следует учесть при составлении учетной политики для целей налогообложения (далее - налоговой политики), мы и поговорим далее в настоящей статье.

 

Прямые и косвенные расходы

Начнем с того, что статья 318 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) требует от налогоплательщиков, использующих метод начисления, все расходы отчетного (налогового) периода, связанные с производством и реализацией, подразделять на прямые и косвенные.

При этом статья 318 НК РФ содержит лишь рекомендуемый состав прямых расходов, согласно которому в качестве таковых могут учитываться:

- материальные затраты на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве продукции и (или) образующих ее основу либо являющихся необходимым компонентом при ее производстве;

- материальные затраты на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика;

- расходы на оплату труда основного персонала, участвующего в процессе производства продукции;

- расходы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

- суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве продукции.

 

Благодаря тому, что перечень прямых расходов является открытым, налогоплательщик вправе сформировать свой состав прямых расходов исходя из специфики деятельности своей компании. Такое право ему предоставляет абзац 10 пункта 1 статьи 318 НК РФ, согласно которому налогоплательщик самостоятельно определяет в налоговой политике перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Таким образом, налогоплательщику необходимо определить и закрепить в учетной политике перечень прямых расходов (Письма Минфина России от 10.02.2016 г. N 03-03-06/3/6878, от 25.05.2010 г. N 03-03-06/2/101).

Имейте в виду, что отсутствие в налоговой политике закрепленного состава прямых расходов, влечет за собой определенную свободу действий фискалов при проверке. Они будут руководствоваться перечнем прямых расходов, рекомендуемым законодательством, и обязательно «постараются» пересчитать налоги в пользу бюджета.

Поэтому в целях снижения налоговых рисков рекомендуем не игнорировать требование закона в части закрепления состава прямых расходов в налоговой политике.

 

Обратите внимание!

При формировании перечня прямых расходов контролирующие органы рекомендуют включать в него все затраты, формирующие в бухгалтерском учете себестоимость продукции (работ, услуг). Именно такой вывод можно сделать на основании Письма Минфина России от 14.05.2012 г. N 03-03-06/1/247 и Письма ФНС России от 24.02.2011 г. N КЕ-4-3/2952@ «О порядке распределения в целях налогообложения прибыли расходов на производство и реализацию на прямые и косвенные» (далее – Письмо N КЕ-4-3/2952@).

При этом, формируя перечень прямых расходов, налогоплательщик должен исходить из экономически обоснованных показателей, обусловленных спецификой своего производства.

Как сказано в Письме N КЕ-4-3/2952@, отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам можно только при отсутствии реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели.

Аналогичного мнения придерживается и Минфин России, о чем позволяет судить его Письма от 05.09.2018 г. N 03-03-06/1/63428, от 08.12.2017 г. N 03-03-06/1/81943. В них сказано, что из анализа норм статей 252, 318 и 319 НК РФ следует, что выбор налогоплательщика в отношении расходов, формирующих в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции, должен быть обоснованным. То есть механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом. При этом налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели.

Иными словами, самостоятельность в этой части должна быть подкреплена вескими аргументами, в противном случае это приведет к спору, за разрешением которого придется обращаться в суд. В качестве подтверждения такого развития событий можно привести Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.07.2015 г. N Ф09-4380/15 по делу N А50-18159/2014.

Из материалов указанного дела следует, что предметом спора стали расходы на оплату труда и страховые взносы работников, участвующих в производстве продукции, которые, по мнению налоговиков, организация необоснованно учла в составе косвенных расходов.

Между тем, в ходе разбирательств налогоплательщику удалось доказать суду, что специфика технологического цикла производства не позволяет однозначно рассматривать спорные расходы в составе прямых. Проверив аргументы налогоплательщика, суд согласился с доводами организации и счел подход налоговиков необоснованным.

Если же «железных» аргументов у налогоплательщика нет, то представители суда согласятся с мнением налоговиков, о чем позволяет судить Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.08.2017 г. N Ф03-2571/2017 по делу N А04-10568/2016, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.04.2017 г. N Ф07-2507/2017 по делу N А05-6581/2016 и ряд других.

 

При наличии перечня прямых расходов, закрепленного в налоговой политике компании, все иные расходы налогоплательщика, связанные с производством и реализацией, автоматически будут признаваться косвенными, за исключением внереализационных расходов, состав которых поименован в статье 265 НК РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.006 с.)