Идеологические причины для придумывания хадисов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеологические причины для придумывания хадисов



После смерти Пророка Мухаммада и четырех праведных халифов в Исламе появилось явление, с которым умма не сталкивалась ранее - возле мечетей стали восседать некие проповедники, которые собирали вокруг себя в круг приходивших в мечеть и рассказывали им притчи, разные поучительные истории, своего рода проповеди и наставления. Постепенно это явление стадо традицией. Но, по сути, эти новоявленные проповедники заботились не о просвещении уммы или крепости веры людей, сколько об известности и авторитете праведности, который они могли обрести таким образом, в глазах жителей города.

Все их проповеди строились по той формуле, которая должна была в итоге привести их к этой цели – стать религиозными авторитетами в своем городе. Они прекрасно знали, что путь к проповеднической славе лежит через тонкие струны душ слушателей, поэтому проповеди их всегда были полны романтических историй, притч, драматических интонаций и дрожания в голосе, которые к апофеозу проповеди должны были довести слушателя до состояния некоего катарсиса, когда слушающий благодарил проповедника в слезах и воодушевлении. Для того чтобы использовать в проповедях некие драматические сюжеты проповедникам этим требовалось знать их много, естественно, их не хватало и вот для украшения, театрализации своих проповедей он начинал додумывать недостающие сюжеты, придумывать небылицы и сказочные притчи, которые должны были подействовать на психику собравшихся, заставить их благоговейно смотреть на проповедника- учителя.

Более всего действовали на слушателей описания картин Рая и Ада. В Коране картины Ада и Рая описываются предельно ясно, однако проповедникам, видимо, не хватало откровения Бога, и они старались и придумывали свои описания, свои картины будущей жизни, которые должны были впечатлить, удивить, заставить рыдать от печали и сиять от радости, учащенно биться сердца слушавших, и здесь на помощь рассказчикам приходили многочисленные придуманные хадисы, которые давали богатый материал для домысливания описаний Рая и Ада.

Профессиональная карьера такого рода проповедников как раз и состояла в том, чтобы придумать как можно больше хадисов, что называется к месту. Печально, но дело обстояло именно так, не знаю, огорчит ли вас еще более или рассмешит, но известен также один из таких проповедников, поэт Кульсум. Он, например, рассказывал своим слушателям, что всякого, кто сможет достать кончиком языка до кончика носа, Бог спасет и избавит от Ада, и собравшиеся вокруг него люди незамедлительно начинали пытаться это сделать, ибо каждый из них хотел избежать Ада.

Ибн-уль Джавзи так описывает этот тип проповедников: «Среди них были и такие, которые травили лицо известкой, чтобы лицо казалось бледнее и желтее от якобы чрезмерного изнурения постом и благочестивого образа жизни. Иные же пили специальные порошки, которые действовали на психику, и человек становился чрезмерно сентиментален и плаксив. Это делалось для того, чтобы во время проповеди проповедник мог с легкостью всплакнуть и пустить слезу для усиления эффекта своей проповеди. Были и те, которые чрезмерно театрально обставляли свою проповедь и свой минбар, а во время проповеди доходили до такого состояния эмоционального возбуждения, что вот-вот готовы были броситься вниз головой с минбара, некоторые вели свои проповеди театральными жестами и голосами, стучали кулаками по минбару, топали ногами, стремительно спускались по лестнице минбара в народ и вновь взбегали на трибуну. Словом это было тщательно просчитанное театральное действо». (Ибн-уль Джазви, аль-Кыссас валь Музаккирин, стр.93)

Если мы повнимательнее посмотрим по сторонам, то непременно увидим и сегодня «достойных» продолжателей драматического искусства проповеди: фальшивые слезы и сопли, стучания кулаками по минбарам, гипертрофированно возбужденные жесты и сегодня напоминают нам описания псевдопроповедников, приведенные у Ибн уль Джавза.

Среди этих выдумщиков были и такие, например, как Джафар ибн Настур Фераб, который утверждал, что ему 320 лет, и он видел и беседовал с самим Пророком и Пророк молился о его долголетии, когда тот был мальчиком и благодаря той молитве он и живет столько лет. Или еще один «прославленный» проповедник – Ретен, который утверждал, что он является одним из сахабов, и на основании этого сам написал книгу из 300 хадисов. Примечательно, что оба эти проповедника жили в 4 и 8 веках хиджры, сплотили вокруг себя немало людей, то есть имели довольно многочисленные джамааты (общины).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.005 с.)