Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основной целью анализа финансовых результатов является выявление факторов, вызывающих уменьшение финансовых результатов, то есть снижение прибыли и рентабельности.

Поиск

Анализ финансовых результатов предполагает:

1. Исследование изменений каждого показателя участвующего в формировании финансового результата за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ);

2. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ);

3. Изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ);

4. Исследование влияния факторов на прибыль (факторный анализ).

Основные задачи анализа финансовых результатов деятельности направлены на обеспечениесистематического контроля за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли; определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты; выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли; оценку работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности; разработку мероприятий по использованию выявленных резервов (рис.9.2).

 

Рисунок 9.2 – основные задачи анализа результативности деятельности предприятия

 

Информационное обеспечение аналитических процедур представлено «Отчетом о прибылях и убытках» Ф. №2.

Данные отчета о прибылях и убытках занимают значимую часть бухгалтерской отчетности, которая дополняет, разъясняет, уточняет и расширяет информационный поток, представленный в бухгалтерском балансе (ф. N 1) как совокупность итоговых показателей работы организации за отчетный период. По данным отчета о прибылях и убытках:

- проводят экономический анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности, факторный анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг;

- выявляют влияние на общую величину прибыли от продажи продукции, работ, услуг изменений продажных цен, цен исходных сырья, материалов, топлива, энергии, изменений объема продаж, а также влияние уровня себестоимости продукции, работ, услуг;

- осуществляют анализ уровня рентабельности и др.

По итогам анализа финансовых результатов выявляются резервы их роста и разрабатываются мероприятия, внедрение которых позволит улучшить экономические показатели работы организации.

В отчете о прибылях и убытках (ф. N 2) представляется информация о доходах и расходах организации, прибылях и убытках, полученных за отчетный период и аналогичный предшествующий период (месяц, квартал, 6 мес., 9 мес., год). Данные показатели формируются в соответствии с нормами Положений по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, «Расходы организации» ПБУ 10/99, а также «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02. Отчет о прибылях и убытках (ф. N 2) подписывается руководителем организации и главным бухгалтером. Наиболее существенными группами показателей отчета являются:

- доходы и расходы по обычным видам деятельности;

- прочие доходы и расходы;

- отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства;

- текущий налог на прибыль и чистая прибыль (чистый убыток) организации за отчетный период.

Кроме того, в конце отчета справочно приводится информация о постоянных налоговых обязательствах, базовой прибыли (убытке) на акцию, разводненной прибыли (убытка) на акцию.

Поскольку при составлении всех форм бухгалтерской отчетности должен быть реализован принцип существенности, необходимо показывать все существенные доходы и расходы, прибыли и убытки организации за отчетный период отдельными строками.

Анализ финансовых результатов это важная часть экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия заключающаяся в исследовании формирования, изменения и структуры составляющих прибыли, рентабельности и факторов на них влияющих, для прогнозирования и выбора наиболее важных направлений активизации деятельности хозяйствующего субъекта.

Аналитические процедуры охватывают ряд последовательно выполняемых этапов работ, основными из которых являются (рис.9.3):

Рисунок 9.3 – Основные этапы анализа финансовых результатов

1. На первом этапе анализируется прибыль предприятия – по основным составным элементам, тенденции их изменения, выявляются резервы увеличения объемов реализации продукции и прибыли предприятия.

2.Второй этап связанс анализом уровня рентабельности и экономической целесообразности функционирования предприятия.

3. Третий этап предполагает факторный анализ прибыли и рентабельности продаж направленный на исследование факторов, влияющих на объем и динамику изменений этих финансовых результатов.

 

Анализ прибыли предприятия

В наиболее общем смысле прибыль можно определить как пользу, выгоду, прибавление или увеличение чего-либо. Прибыль предприятия выступает не только в качестве главного результата финансово-хозяйственной деятельности, но и источника его развития, финансирования инно­вационных и инвестиционных проек­тов, удовлетворения других потреб­ностей, включая и материальные, как членов данного трудового коллектива и собственника, так и общества в це­лом. Поэтому главным в системе ее распределения должно быть сочета­ние интересов субъектов хозяйствова­ния, общества в целом и конкретных работников.

Реализация этого требования обусловливает основные принципы ее распределения: первоочередное выполнений финансовых обязательств перед обществом в целом, максимальное обеспечение - за счет прибыли потребностей расширенного производства, использова­ние ее на материальное стимулирова­ние работающих, направление на развитие непроизводственной сферы. Для предприятия важна прибыль, формируемая как разница суммы денежных средств, на которую доход превышает затраты.

В процессе анализа прибыли от финансово-хозяйственной деятельности различают при­быль от продаж, валовую, налого­облагаемую, чистую прибыль и дру­гие ее виды.

Наиболее часто в используются следующие показатели прибыли:

- маржинальная прибыль - разность между нетто-выручкой и прямыми производственными затратами по реализованной продукции;

- прибыль от продаж продукции, товаров, услуг - разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода;

- валовая прибыль - финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, прочие доходы и расходы;

- чистая (нераспределенная) прибыль - прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;

- реинвестированная прибыль - часть распределенной прибыли, направляемая на финансирование прироста активов, тыс.е. фонд накопления;

- потребляемая прибыль - часть прибыли, расходуемая на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы (рис.9.4).

- прибыль бухгалтерская —прибыль предприятия, рассчитанная по документам бухгалтерской отчетности без учета документально не зафикси­рованных издержек.

Рисунок 9.4 – Этапы формирования финансовых результатов деятельности предприятия

 

Предприятия уплачивают разные ви­ды налогов, причем одни из них — за счет валового дохода, другие — непосредственно из прибыли, основным из которых является налог на прибыль. За основу его исчисления берется ва­ловая прибыль, состоящая из: прибыли от реализации продукции (работ, услуг), исчис­ляемой в виде разницы между выруч­кой от продаж (реализации) без нало­га на добавленную стоимость и акци­зов и затратами на производство и реа­лизацию, включенными в себестои­мость продукции; прибыли от реали­зации основных фондов и иного иму­щества, определяемой для целей на­логообложения как разница между це­ной продажи и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс ин­фляции, определяемый в установлен­ном порядке; доходов (расходов) от прочих операций, вклю­чая доходы от долевого участия в дея­тельности других предприятий, фи­нансовый результат от сдачи имущест­ва в аренду, дивиденды и проценты по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприя­тию, суммы, полученные и уплачен­ные в виде санкций, непосредственно не связанных производством продукции (работ, услуг). Сумма текущего налога на прибыль исчисляется по нормам налогового законодательства. Его расчет производится следующим образом:

 

НП = УР + ПНО - ПНА + ОНА - ОНО,

где НП - текущий расход (текущий доход) по налогу на прибыль;

УР - условный расход по налогу на прибыль (условный доход по налогу на прибыль);

ПНО - постоянное налоговое обязательство;

ПНА - постоянный налоговый актив;

ОНА - отложенный налоговый актив;

ОНО - отложенное налоговое обязательство.

В этой связи анализ прибыли предприятияпредставляет собой часть анализафинансовых результатов его деятельности заключающийся в изучении, оценке объемов, состава, структуры и динамики показателей прибыли, выявлении влияния факторов, формирующих прибыль и резервов ее роста.

Осуществление аналитических процедур охватывает ряд последовательно выполняемых этапов работ, основными из которых являются (рис.9.5).

Рисунок 9.5 – Основные этапы анализа прибыли предприятия

 

1. Анализ состава и структуры прибыли и динамики ее изменения. Прибыль характеризует эффективность реализации различных видов деятельности предприятия – коммерческой, производственной, инвестиционной и т.д. Наэтом этапе анализа рассматриваются источники образования прибыли, выявляются резервы ее дальнейшего увеличения, определяются факторы, и причины невыполнения задания по прибыли. Анализ начинают с общей оценки динамики выполнения плана по прибыли.

Используя промежуточные отчеты о прибылях и убытках, можно проанализировать внутригодовую динамику изменения прибыли предприятия.

Для этого исследуют со­став, структуру, динамику и выполнение плана по прибыли за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляцию, тыс.е. выручку корректировать на средневзвешенный среднеотрасле­вой индекс роста пен на продукцию предприятия, а затраты по реализованной продукции уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период. В процессе анализа используются различные показатели, отражающие структуру прибыли - валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

Анализ прибыли начинается с общей оценки абсолютного изменения показателей прибыли за ряд предшествующих периодов (табл. 9.1). Такой анализ позволяет наметить общие тенденции изменений финансовых результатов.

Таблица 9.1 – Состояние изменений финансовых результатов

Наименование показателя Значение, тыс.руб. Изменение, тыс.руб.
предыдущий год отчетный год
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и других обязательных платежей)     -56990
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг     -37331
Валовая прибыль     -19659
Коммерческие расходы     -8306
Управленческие расходы     -12792
Прибыль (убыток) от продаж     -1439
Проценты к получению      
Проценты к уплате      
Доходы от участия в других организациях      
Прочие доходы     -144641
Прочие расходы     -180230
Прибыль (убыток) до налогообложения     -2235
Отложенные налоговые активы      
Отложенные налоговые обязательства      
Текущий налог на прибыль     -275
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода     -2419

 

Данные таблицы свидетельствуют, что объем продаж продукции предприятия не растет, одновременно снижаются коммерческие расходы на ее продвижение и управленческие издержки. Уменьшение налога на прибыль есть результат удачных оптимизационных решений в области налогообложения предприятия и эффективной государственной политики поддержки производителей.

Следующий этап связан с анализом выполнения плана предприятия по прибыли. Для этого из формы N 2 и оперативных данных организации заносятся в таблицу табл. 9.2 показатели динамики результатов деятельности предприятия. Отметим, что предприятие в отчетном периоде достигло высоких результатов в производстве и реализации продукции. Однако, имеет место снижение всех показателей прибыли по сравнению с планом.

Таблица 9.2 -Характеристика результатов деятельности предприятия

Показатели значение, тыс.руб. Отклонение Структура Темп роста, %
план отчет абсолютное относительное базисная отчетная
1. Выручка от продаж продукции, работ, услуг       0,05     105,4
2. Валовая прибыль     -48229 -0,25 34,3 24,3 74,6
3. Прибыль от продаж     -6903 -0,07 16,6 14,6 92,5
4. Прибыль до налогообложения     -19575 -0,31 11,4 7,5  
5. Чистая прибыль     -18135 -0,35 9,3 5,7 64,7

 

Фактическая валовая прибыль предприятия снизилась на 25%, на такую же величину уменьшилась прибыль от финансово-хозяйственной деятельности.

В таблице 9.3 приведены основные показатели результатов деятельности предприятия, из которых видно, что в отчетном году по сравнению с предшествующим чистый объем реализации увеличился на 9,8%, себестоимость - на 10,24%.

Таблица 9.3 -Показатели изменений валовой прибыли

Показатели Значение, тыс.руб.на конец года Отклонение абсолютное, т.р. Темп роста, %
предыдущего отчетного
Объем продаж продукции       109,79
Себестоимость проданной продукции       110,24
Валовая прибыль     -48229 74,6

 

Это свидетельствует о превышении темпов роста себестоимости над темпами роста объемов реализации. Показатель же валовой прибыли снизился на 26%. Можно определенно сказать, что увеличение валовой прибыли произошло благодаря увеличению чистого объема реализации.

В таблице 9.4 приведены результаты анализа коэффициентов прибыльности, то есть доли валовой прибыли и чистой прибыли к объему реализации. Эти показатели являются очень важными при оценке результатов деятельности. Итак, доля валовой прибыли в объеме реализации компании снизилась с 34% до 24%. Однако данный показатель является несущественным по сравнению с показателем доли чистой прибыли в объеме реализации, которая уменьшилась более чем в 1,5 раза - с 9% до 5%. Это означает, что компания более неэффективно использовала свои активы в основном виде деятельности.

Таблица 9.4 - Коэффициенты прибыльности основной деятельности предприятия

Коэффициенты прибыльности Значение на конец года
отчетный предыдущий
1. Валовая прибыль в объеме продаж (Квп) 24% 34%
2. Доход от основной деятельности в объеме продаж (Кд) 14% 16%
3. Чистая прибыль в объеме продаж (Кчп) 5% 9%

 

Для анализа коэффициенты прибыльности определяют по формуле:

где ВП -валовая прибыль,

ВР - выручка от продаж продукции (работ, услуг).

где Пфхд -прибыль до налогообложения.

Коэффициент чистой прибыли - соотношение между чистой прибылью и общей суммой выручки от продаж.

где ЧП – чистая прибыль.

Показатель чистой прибыли в объеме выручки от реализации также снизился. Снижение составило 4%, что свидетельствует о превышении темпов роста издержек над темпами роста чистой прибыли в общем объеме выручки от реализации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 2045; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.43 (0.011 с.)