ТОП 10:

Анализ влияния структуры и структурных сдвигов на производство продукции.



Для предприятия важно не только, какая продукция произво­дится, но и каковы долевые пропорции этой продукции в общем объеме, т.е. структура производства и реализации продукции. Структурные сдвиги в выпуске продукции оказывают большое вли­яние на объем реализации и прибыльность производства в силу разновыгодности и разнорентабельности отдельных видов продук­ции. От структуры продукции зависит формирование трудоемко­сти производства, а от структуры и цены продукции — выручка от реализации. Чем меньше удельный вес трудоемкой продукции с более низкой ценой и, наоборот, чем выше доля малотрудоем­кой, но более рентабельной продукции, тем хуже или лучше усло­вия производства и сбыта. Для того чтобы оценить структурный состав продукции, делают расчет с привлечением таблицы 8.3.

Таблица 8.3 - Объем и структура товарной продукции

Изделие Цена тыс.руб. Объем производства продукции, шт. Структура продукции, % Структура продукции в ценах плана, тыс.р. Изменение выпуска продукции за счет структуры, тыс.руб. Изменение за счет кол-ва продукции, тыс.руб.
план факт. план факт. план факт тыс. при план. структуре факт.
А 49,4 51,1
В 24,9 22,3 -10114 - 9153
С 25,7 24,9 - 3325 -3002
Итого   98,3

 

По результатам расчетов анализируют:

1) изменения в структуре продукции, которые намечались, а также сопоставляют портфель заказов со структурой продукции предыдущего года;

2) изменения в структуре по сравнению с планом – портфелем заказов;

3) динамику структурных сдвигов.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других - уменьшается. Изменение структуры производства и реализации продукции оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении доли низкорентабельной продукции. Анализируя таблицу, отметим:

1) неравномерность выполнения плана по отдельным изделиям (А,В,С) привела к изменению ее структуры, т.е. отношения отдельных изделий в их общем выпуске;

2) коэффициент выполнения плана по объему продукции составит Квп=229/233*100%=98,3%, что говорит о невыполнении фактических показателей по объему производства;

3) т.к. план производства был фактически недовыполнен на 98,3%, по всем видам изделий, то в ценах плана общий выпуск составил 887383,5т.р.. По сравнению с фактическим выпуском продукции по фактическим ценам он ниже на 12410,14 т.р..

Фактическое увеличение выпуска продукции было достигнуто в условиях снижения производства более дешевой продукции (мебельные комплекта В и С) и увеличения дорогих изделий (А).

Обобщающую характеристику изменений в ассортименте продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется отношением объема производства продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, к плановому (базовому) выпуску продукции. При этом в выполнение плана по ассортименту засчитывается фактический выпуск продукции каждого вида, но не более запланированного. Коэффициент изменений в ассортименте продукции:

,

где – суммарный выпуск продукции по плану;

– суммарный фактический выпуск продукции, не

превышающий план.

Для анализируемого примера изменения в ассортименте незначительны и составляют:

.

3. Анализ безубыточности продаж продукции. Анализ объема выпуска и реализации продукции проводится с целью обоснования управленческих решений, направленных на повышение эффективности производства.

Анализ безубыточности производства продукции предполагает:

а) сравнение безубыточного объема за несколько периодов;

б) оценку степени безопасности предприятия;

в) количественную оценку влияния факторов на безубыточный объем производства;

г) расчет объема производства для заданной суммы ожидаемой прибыли.

Минимально допустимый (безубыточный) объем реализацииэто такой объем, при котором достигается равенство доходов и издержек при сложившихся условиях производства и ценах на продукцию.

Максимальный объем обеспечивает максимальную загрузку производственных мощностей и персонала предприятия.

Оптимальным считается такой объем реализации, который обеспечивает получение максимальной прибыли при сложившихся условиях производства в определенном ценовом диапазоне на производимую продукцию.

Решение задач с помощью маржинального анализа возможно с использованием следующих формул:

ДМ=П+Н,

ДМ=ВР-Рn,

где ВР – выручка от реализации;

К – количество произведенной продукции;

У – удельные переменные затраты;

П – прибыль.

Точка безубыточности в стоимостной оценке определяется по формуле:

или

где Т – точка безубыточности;

ДМ – маржинальный доход;

Ду – удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации продукции;

ДС – ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции;

Ц – цена за 1 ед. продукции;

Н – постоянные затраты;

Рn – переменные затраты.

Точка безубыточности в натуральных измерителях определяется по формуле:

или

Для определения объема реализации продукции с фиксированной суммой прибыли используют следующую формулу:

или

Исходные данные необходимые для определения безубыточного объема продаж приведены в таблице 8.6. Показатели свидетельствуют, что в связи с увеличением объема производства продукции в отчетном году выросли выручка от продаж и себестоимость продукции, прибыль от продаж снизилась.

Точка критического объема производства (Тк), при котором предприятие покрывает затраты на производство, но не генерирует прибыли, определяется в денежном выражении:

Дм0 = П0+Рпост0 = 91700+98169 = 189869 тыс.р.;

Дм1 = П1+Рпост1 = 84797+56843= 141640 тыс.р.

Следовательно, тыс.р.

тыс.руб.

Таблица 8.6 - Определение безубыточного объема продаж продукции

Показатели Значение за период Отклонение
предыдущий отчетный абсолютное темп роста, %
Выручка от продаж, тыс.руб. 105,4
Себестоимость продукции, тыс.руб. 107,9
Прибыль от продаж, тыс.руб. -6903 92,5
Затраты, в т.ч.        
Переменные, тыс.руб. 121,5
Постоянные, тыс.руб. -41326 57,9

 

Разность между фактическим объемом продаж и безубыточным объемом образует зону безопасности. В предшествующем году зона финансовой безопасности продаж продукции предприятия составила: 552875–285855,94= 267019,06 тыс.р.; в отчетном году: 582651– 233829,61 = =348821,39 тыс.р.

Из расчетов видно, что увеличение маржинального дохода в отчетном году привело к сокращению критического объема продаж и росту зоны безопасности.

При решении задач с помощью маржинального анализа следует помнить несколько правил:

1. Покрытие – это денежные средства необходимые для покрытия постоянных затрат, определяемые по формуле:

ДСпокрытие = ВР - Рn = Н + П

2. При многономенклатурном производстве, решение о прекращении выпуска отдельного вида продукции не принимается до тех пор, пока компания имеет положительное покрытие.

3. При ограничении ресурсов производства, предпочтение следует отдавать тем видам продукции, которые обеспечивают максимальное покрытие на каждый ограничивающий фактор.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.129.211 (0.008 с.)