ТОП 10:

Глава 8. Анализ производства и реализации продукции



Поиск путей увеличения объемов реализации продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей необходимое условие - увеличения прибыли предприятия. Для его реализации необходим анализ производства и реализации продукции.

Продукция предприятия является совокупным результатом производственно-хозяйственной деятельности.

Основными характеристиками продукции являются: количество, номенклатура, объем в стоимостном выражении, качество.

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Основными показателями объема производства является товарная, валовая и реализованная продукция (рис.8.1).

Рисунок 8.1 –Виды произведенной продукции (ТП – товарная продукция, ВП – валовая продукция, РП – реализованная продукция, ОП – отгруженная продукция, НЗП - остатки незавершенного производства на начало и конец года ООП - остатки отгруженной, но не оплаченной продукции на начало и конец года)

 

Валовая продукция(ВП) - это количество изделий, работ и услуг, которые находились в отчетном периоде в производстве, несмотря на степень их готовности. Характеризует объем работ.

Товарная продукция (ТП) - это количество изделий, полностью законченных в производстве и предназначенных для реализации. Характеризует объем продукции.

Отгруженная продукция (ОП) - это продукция, оформленная и отгруженная покупателю независимо от оплаты.

Реализованная продукция (РП) - это количество изделий, за которые поступили денежные средства в кассу или на расчетный счет, чеки или векселя.

Следует иметь в виду, что реализация может идти и по моменту отгрузки, и по моменту поступления выручки. Какой-либо из вариантов должен быть оговорен в учетной политике предприятия.

Все перечисленные показатели взаимосвязаны между собой следующим образом:

ВП = ТП + (НЗПн.г. - НЗПк.г) ,

где НЗП - остатки незавершенного производства на начало и конец года;

ОП=ТП+(ОГПн.г.-ОГПк.г.),

где ОГП - остатки готовой продукции на складе на начало и конец года;

РП=ОП+(ООПн.г.-ООПк.г.),

где ОПП - остатки отгруженной, но не оплаченной продукции на начало и конец года.

Реализованную продукцию можно представить как производную объема продукции и цен:

РП=∑Qi х Цi

где Qi - объем каждого вида продукции в натуральном выражении; Цi - цена каждого вида продукции. Выручка от реализации является основным доходом предприятия, от которого зависит образование прибыли и возможность финансирования нового витка производства, Т.е. объем продаж и выручка являются теми факторами, от которых зависят остальные результатные показатели и возможность расширенного воспроизводства.

Источником информации для анализа производства и реализации продукции является учетная информация. Она включает учет наличия продукции на складе: приходно-расходные документы, оперативный учет поступления и отгрузки готовых изделий, карты складского учета, инвентаризацию остатков, сортовые и оборотные ведомости.

Информация о реализации продукции - это счета, платежные требования, ведомости отгрузки и реализации, накладные на отгрузку, товарно-транспортные накладные, счета покупателей, выписки банка.

Важное место в информационном обеспечении отводится планово-нормативной информации - это «портфелю» заказов, конкретным договорам, план производства, план отгрузки и реализации, производственная оперативным планам, графикам производства и сбыта, бизнес-плану.

В ходе аналитической работы устанавливаются потребности потребителей, обосновывается ассортимент и объем производства, определяются стратегия, цели производства и реализации товара, принимаются решения о дополнительных заказах, осуществляется поиск рынка сбыта и способов распространения продукции, обосновываются прогнозы сбыта (бизнес-плана), дается оценка критического объема продаж и их безубыточности, принимаются решения о мерах повышения качества и конкурентоспособности продукции и выбору ценовой политики предприятия.

Таким образом, цель анализа производства и реализации продукции - исследование результатов производственно-хозяйственной деятельности для оперативного воздействия на ход производственного процесса и сбыт продукции.

Для реализации поставленной цели аналитические процедуры предполагают решение круга задач (рис.8.2)

 

Рисунок 8.2 – Основные задачи анализа производства и реализации продукции предприятия

 

Анализ производства продукциипредполагает изучениеассортимента и номенклатуры, выполнения заказов по поставкам продукции, ритмичности производства продукции и отгрузки ее на склад предприятия, качества работ и продукции.

Анализ реализации продукциинаправлен наизучение выполнения плана отгрузки, структуры и ассортимента отгруженной продукции, равномерности и ритмичности отгрузки, выполнения обязательств по отгрузке конкретным получателям (география поставок), претензий, рекламаций, причин принятия продукции на ответственное хранение, сроков прохождения продукции от поставщика до получателя, способов доставки продукции.

Анализ остатков нереализованной продукции изучает состояние оплаты отгруженной продукции, системы расчетов, сроков и формы оплаты, платежеспособности покупателя, объема реализации, поступления выручки от реализации, остатков готовой продукции на складе в разрезе номенклатуры, заказов и по срокам пролеживания, остатков товаров в пути, в том числе товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, не оплаченных в срок и на ответственном хранении у покупателей.

Анализ факторов и резервов возможного увеличения производства и реализации продукции на основе установления причин снижения производства и реализации определяет внутрихозяйственные резервы увеличения производства и реализации продукции.

Анализ производства и реализации продукции это важная часть экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия заключающаяся в исследовании выполнения производственной программы, ритмичности производства, ассортимента и структуры выпуска продукции, ее качества и конкурентоспособности, а также плана реализации продукции для выявления внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции.

Аналитические процедуры охватывают ряд последовательно выполняемых этапов работ, основными из которых являются (рис.8.3):

Рисунок 8.3 – Основные этапы производства и реализации продукции

 

1. На первом этапе анализа осуществляется оценка выполнения плана по производству и реализации продукциии производственной программы;

исследование динамики выпуска и реализации продукции; установление причин снижения объектов производства и неритмичности выпуска.

2. На втором этапе анализа исследуется ассортимент и структура продукции,анализируетсявыполнение производственной программы по ассортименту; дается оценка структуры продукции и влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программы.

3.Этот этап связан с исследованием качества и конкурентоспособности продукции, установлением основных причин снижения качества и выявления влияние изменения качества на объем выпускаемой продукции.

4. Четвертый этап направлен на исследование ианализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции.

 

8.1 Анализ выполнения плана по производству и реализации продукции

Объем производства и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) – это основные показатели, характеризующие деятельность организации, и анализ этих показателей имеет большое значение для оценки его деятельности как на этапе планирования производства и продаж, так и выполнения планов.

Анализ выполнения плана по производству и реализации продукциипредставляет собой часть анализапроизводства и реализации продукции заключающийся в изучении и оценке объемов и динамики производства и продаж продукции в целях оценки качества планирования, для контроля плановой дисциплины, т.е. способности предприятия выполнять плановые показатели, достигать поставленных целей.

Осуществление аналитических процедур охватывает ряд последовательно выполняемых этапов работ, основными из которых являются (рис.8.4).

Рисунок 8.4 - Основные этапы анализа выполнения плана по производству и реализации продукции

 

С этой целью осуществляетсяоценка:

- роста и прироста производства и продаж продукции;

- соотношения темпов роста объема производства и продаж товаров в сопоставимых ценах;

- выполнения плана по производству продукции в сопоставимых ценах.

1. Анализ роста и прироста производства и продаж продукции. В процессе этого анализа оценивается динамика производства и продаж продукции, определяется абсолютное и относительное превышение фактических показателей над плановыми. В аналитических процедурах по степени готовности продукция подразделяется следующим образом:

- валовая продукция, т.е. продукция всех видов и качества вне зависимости от степени ее готовности. Показатель валовой продукции, характеризует общий объем производства, в том числе для внешнего оборота (продажи) и внутрипроизводственного потребления (оборота). В объем валовой продукции включают также выполненные работы промышленного характера и производственные услуги;

- полуфабрикаты собственного производства, т.е. продукция, технологический процесс изготовления которой закончен в одном цехе или производстве и подлежит доработке в других цехах предприятия или за его пределами;

- незавершенная продукция, т.е. незаконченная в процессе обработки продукция, находящаяся на различных стадиях производственного цикла изготовления продукции;

- готовая продукция, прошедшая все стадии обработки, удовлетворяющая требованиям ГОСТ и ТУ, принятая службой технического контроля качества, упакованная к отправке, сданная на склад и снабженная сдаточной документацией;

- реализованная продукция (проданный товар) – это отгруженная заказчику, принятая им и оплаченная продукция предприятия, денежные средства за которую поступили на расчетный счет поставщика.

Объем продаж в плане определяется как стоимость товаров, предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде:

-готовых изделий;

-полуфабрикатов собственного производства;

-работ промышленного характера, предназначаемых к продаже на сторону (включая капитальный ремонт своего оборудования и транспортных средств, выполняемый силами промышленно-производственного персонала), а также как продажа товаров и выполнение работ для своего капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе организации.

Анализ продажи товаров проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.

Приведенные в таблице 8.1 сведения о производстве и реализации продукции свидетельствуют, что плановые показатели за анализируемый перевыполнены на 5,4% , и 6,3% соответственно.

Таблица 8.1 -Характеристика производства и реализации продукции

Характеристика объема продукции значение, т.р. Отклонение
План Фактически абсолютное темп роста, %
Реализованная продукция 105,4
Отгруженная продукция -9958 98,2
Товарная продукция 106,3
           

Однако, объем отгруженной продукции заметно ниже планового значения, что позволяет говорить о наличии нарушений в работе службы сбыта предприятия. Руководству предприятия следует обратить внимание на повышение обоснованности планирования производства и продаж, поскольку занижение этих плановых показателей влечет за собой дефицитность планирования всех ресурсов, необходимых для реального обеспечения производства и продаж.

2. Анализ темпов роста объема производства и продаж товаров в сопоставимых ценах. Этот этап анализаначинают с изучения объема производства и продаж его динамики, расчета индексов роста и прироста.

В процессе анализа фактические данные сравнивают с плановыми, с данными предшествующих периодов, при этом проводиться полный сравнительный вертикальный и горизонтальный анализ, т.е. рассчитывается процент выполнения плана, абсолютное и относительное отклонение от плановых значений или от показателей периода, принятого за базисный.

Базисные темпы роста определяются относительно базисного периода:

Тб=Vi / V0 * 100%,

цепные – относительно предыдущего периода:

Тц= Vi / V1 * 100%.

где Vi-1, Vi – объем производства товаров в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом периоде соответственно;

- объем производства товаров за период, принятый за базу сравнения.

На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста Tср и прироста Тпр данных показателей по среднеарифметической Тсра или среднегеометрической Тсрг взвешенной:

 

,

,

Тпр = Тср – 100 .

 

В таблице 8.2 приведен пример анализа темпов роста производства и продаж предприятия за 4 года.

Для осуществления аналитической работы необходимо обеспечить сопоставимость данных.

С этой целью объемы производства продукции в стоимостном выражении за второй, третий и четвертый исследуемый периоды следует привести к ценам первого года.

Для определения объема валовой продукции i-го периода в ценах базисного периода необходимо его величину разделить на произведение индексов цен предыдущих периодов. Объем производства для 2-го года в ценах базисного года определяем следующим образом: тыс.р.; объем производства в 3-го года в ценах базисного года: тыс.руб.и т.д.

Таблица 8.2 – Динамика производства и реализации продукции

Год Объем производства в текущих ценах Индекс цен Объем производства в ценах базисного года Темпы роста, % Объем реализации в текущих ценах Объем реализации в базисных ценах Темпы роста,%
Базисные Цепные Базисные Цепные
1,11 17837,8 17747,7 96,5 96,5
1,16 18872,3 103,7 105,8 19027,6 103,4 107,2
1,2 17797,9 97,8 94,3 17797,9 96,7 93,5
                         

 

Базисные темпы роста определяются отношением каждого следующего уровня к первому году динамического ряда, а цепные – к предыдущему.

Результаты расчета свидетельствуют, что на протяжении четырех лет в ценах базисного годы имела место аритмичность в производстве и реализации продукции. Рост объема производства в 3-м году по отношению ко 2-му году составил более 105,8,2%, по отношению к 1-му году – 103,7%, в то время как в 4-м году по отношению к 3-му – 94,3%, а по отношению к 1-му – 97,8%.

Среднегодовой темп роста производства продукции определяется по формуле средней геометрической:

; .

В тоже время темп роста объема реализации продукции Предприятие:

Как следует из приведенного расчета, темпы роста объема производства продукции опережают темпы роста объема продаж, что свидетельствует о неэффективной работе службы сбыта, менеджеры предприятия должны усилить контроль над выполнением плана по реализации продукции, во избежание затоваривания и образования неликвидов.

3. Анализ выполнения плана по производству продукции в сопоставимых ценах. Планы выпуска продукции в общем объеме и по ассортименту являются исходной базой для составления плана обеспечения сырьем, материалами, комплектующими изделиями, оснащения оборудованием, составления штатного расписания и т.д. Анализ выполнения плана выпуска продукции позволяет установить причины неэффективного использования производственного потенциала.

Анализ выполнения плана производства и продаж товаров проводится как в целях оценки качества планирования, так и для контроля плановой дисциплины, т.е. способности организации выполнять плановые показатели, т.е. достигать поставленные цели.

Из данных таблицы 8.3 следует, что организация наращивает объем производства всех видов товаров. Наблюдается значительное отклонение планов производства отчетного и предыдущего года от 115,65% до 184,71% для разных видов товаров.

Кроме того, выявлено существенное отличие фактического объема производства от планового как в предыдущем году, так и в отчетном. Отклонения фактического объема производства от планового в отчетном году изменяются от 130,95% до 88,22%. Отклонение итогового показателя составляет 125,28%.

Таблица 8.3 – Характеристика выполнения плана по производству продукции в сопоставимых ценах

Вид про- дукции   Объем производства продукции, тыс. руб. Изменение плана производства отчетного года относительно плана прошлого года Изменение фактического объема производства в отчетном году
прошлый год отчетный год относительно плана относительно прошлого года
план факт план факт тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
А 129,09
Б 115,65
В 184,71
Г 161,84
Д 119,13
Е 162,03 -687
Итого: 131,45

 

Анализ показывает, что присутствуют как ошибки планирования в сторону занижения планов производства, так и нарушения плановой дисциплины.

По всем видам товаров, кроме товара Е, планы не были напряженными. По товару Е в предыдущем году план был перевыполнен, и в отчетном году был запланирован объем производства, составляющий 162,03% от плана предыдущего года. Этот показатель, естественно, является завышенным, и план был недовыполнен в отчетном году на 687 тыс.руб., т.е. на 11,78%.

Представленная таблица выполнения плана по производству товаров дает много полезной информации как для маркетинговой деятельности, так и для организации производства. В таблице отражаются сведения, позволяющие делать выводы о качестве планирования и плановой стратегии предприятия.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.220.239 (0.021 с.)