ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



ПРЕДПРИЯТИЙ

Финансовый анализ - это наука о сфере человеческой деятельности, направленной на изучение, теоретическую систематизацию, объяснение и прогнозирование процессов, которые происходят с финансовыми ресурсами и их потоками, через оценку финансового состояния и выявленных возможностей совершенствования функционирования и эффективного управления ими как на отдельном предприятии, так и в государстве в целом.

Финансовый анализ представляет собой процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения эффективной развития.

Предметом финансового анализа являются финансовые ресурсы и их потоки. Основная цель финансового анализа заключается в оценке финансового состояния предприятия для выявления возможностей повышения эффективности его функционирования и управления финансовыми ресурсами.

Финансовый анализ направлен на выявление взаимосвязей и взаимозависимостей различных показателей его финансово-хозяйственной деятельности, включенных в отчетность предприятия.

Финансовый анализ может выполняться как управленческим персоналом данного предприятия, так и любым внешним аналитиком, поскольку в основном базируется на общедоступной информации.

По субъектам проведения различают два вида финансового анализа - внешний и внутренний.

Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия (как правило, аудиторскими фирмами), не имеющими доступ к внутренней информационной базе, поэтому такой анализ менее детализирован и более формализован. Внутренний анализ проводится работниками предприятия. Информационная база такого анализа гораздо шире и включает любую информацию, циркулирующую внутри предприятия и полезную для принятия управленческих решений.

Финансовое состояние предприятия анализируется с помощью совокупности методов и рабочих приемов, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи основных показателей (табл. 10.1).

Существующие методы финансового анализа отличаются не только набором показателей, характеризующих состояние предприятия, но и возможностью применения на предприятиях. Крупные и средние предприятия, располагающие исчерпывающим набором информации могут применять преобладающее большинство методов и приемов в процессе анализа и оценки деятельности.

На основе анализа финансовых ресурсов и их потоков вырабатываются либо отдельные мероприятия, либо финансовая стратегия, направленная на достижение целей финансовой политики в следующий за анализируемым периодом функционирования предприятия.

Таблица 10.1 - Основные системы финансового анализа деятельности предприятий

Наименование Содержание Значение
Анализ абсолютных показателей Оценка важнейших результирующих статей отчетности(выручка чистой прибыли, суммы активов, величины акционерного капитала, заемных средств и тыс.д.) Позволяет оценить статьи отчетности в статике и динамике
Горизонтальный (временной) анализ Сравнение каждого значения отчетности с предыдущим годом, расчет темпов роста показателей (индексный анализ) Позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей отчетности
Вертикальный (структурный, процентный) анализ Расчет структуры обобщающих итоговых статей отчетности и составление динамических рядов Позволяет отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе источников средств и направлениях их использования
Анализ финансовых коэффициентов (относительных показателей) Расчет соотношений отдельных статей отчетности компании, определение взаимосвязи показателей Позволяет проводить сравнительный анализ эффективности: - с предшествующими (удачными)годами - с запланированными показателями

 

То есть можно утверждать, что финансовый анализ выполняет аналитическую, синтетическую (обобщающую), экономическую, прогнозную и контрольную функции.

Информацию, получаемую в ходе финансового анализа, вне предприятия используют:

· акционеры - для оценки текущего состояния и перспектив развития предприятия, в том числе по выплате дивидендов и возможному повышению/понижению цены акций;

· инвесторы - для оценки прибыльности;

· кредиторы - для оценки возможностей своевременной выплаты процентов и погашения основной суммы долга;

· государство (налоговые и статистические органы) - для обобщения информации о финансовом состоянии предприятий по отраслям, регионам и стране в целом;

· страховые компании - для оценки страховых рисков и определения величины страховых взносов;

· банки - для оценки надежности интересующего их предприятия в качестве клиента и заемщика;

· инвестиционные компании - для оценки надежности и прибыльности вложения капитала.

Информацию, получаемую в ходе финансового анализа, на самом предприятии используют:

· администрация предприятия - в управлении предприятием и при выводе его из кризисного или неустойчивого финансового состояния;

· финансово-экономические службы - для оперативного управления финансовыми ресурсами и выработки финансовой стратегии предприятия;

· служба маркетинга - для получения объективной картины финансового состояния предприятия, месте, занимаемом им среди партнеров и конкурентов;

· работники предприятия - для оценки возможностей предприятия по выплате заработной платы и стабильности функционирования (обеспечения предприятием гарантий занятости).

Результаты финансового анализа позволяют заинтересованным лицам и организациям принимать управленческие решения на основе оценки текущего финансового положения и деятельности предприятия за предшествующие годы.

Глава 10 Анализ финансового состояния предприятия

Для решения конкретных управленческих задач применяется ряд специальных систем и методов финансового анализа, позволяющий получить количественную оценку состояния финансовой деятельности в разрезе отдельных ее аспектов, как в статике, так и в динамике. В теории управления различают следующие основные системы финансового анализа, проводимого на предприятии: горизонтальный анализ; вертикальный анализ; сравнительный анализ; анализ коэффициентов (рис. 10.1).

Рисунок 10.1 – Системы анализа финансового состояния предприятия базирующиеся на различных методах

 

Анализ финансового состояния представляет собой важную часть финансового анализа направленный на исследование использования финансовых ресурсов, изменения валюты и отдельных статей баланса с целью выявления путей улучшения использования средств на предприятии.

Аналитические процедуры охватывают ряд последовательно выполняемых этапов работ, основными из которых являются (рис.10.2):

Рисунок 10.2 – Основные этапы анализа финансового состояния предприятия

1. Чтение бухгалтерского баланса, анализ «больных» статей и валюты баланса. На этом этапе анализа дается предварительная оценка финансового состояния предприятия, выявляются «больные статьи», динамика изменения средней величины имущества в сравнении с изменениями финансовых результатов хозяйственной деятельности.

2.Горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса. Второй этап анализа связан с исследованием изменений в структуре имущества и капитала предприятия, сравнении темпов роста, за ряд периодов позволяющие дать перспективную оценку финансового состояния предприятия.

3. Сравнительный аналитический анализ бухгалтерского баланса. Этот этап анализа позволяет оценить степень отклонения отчетных показателей от плановых (нормативных), и выявить причины этих отклонений для внесения рекомендации по корректировке отдельных направлений финансовой деятельности предприятия





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.67.179 (0.005 с.)