Показатель качества – количественная Характеристика одного или нескольких свойств продукции, которые могут выражаться в натуральных единицах или в единицах стоимости. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатель качества – количественная Характеристика одного или нескольких свойств продукции, которые могут выражаться в натуральных единицах или в единицах стоимости.



Значения показателей могут быть различны в зависимости от этапа их определения: на стадии прогноза, на стадии разработки проекта, на стадии производства, на стадии эксплуатации. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции. Показатели качества характеризуют параметрические, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Столь широкая трактовка показателей технического уровня (производительность, габариты, показатели надежности, цена, эксплуатационные расходы и др.) и качества изделий приводит к их многообразию.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения, например, удельный вес:

• новой продукции в общем ее выпуске;

• сертифицированной и не сертифицированной продукции;

• продукции, соответствующей мировым стандартам;

• экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны и др.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

• полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

• надежность (долговечность, безотказность в работе);

• технологичность, отражающую эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость и т.п.);

• эстетичность изделий.

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес рекламаций к качеству продукции, потери от брака и др.

По характеризуемым свойствам показатели качества объединены в семь групп (рис.8.7).

Рисунок 8.7- Показатели качества продукции

Показатели назначения характеризуют свойства продукции, которые определяют область ее применения и функции. К этим показателям относятся производительность машин и механизмов, габаритные размеры, показатели состава и структуры.

Показатели надежности характеризуют свойства изделия сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях использования, технического обслуживания и ремонта, хранения и транспортирования. Надежность включает свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.

Безотказность – это свойство изделий непрерывно сохранять работоспособность в течение определенного времени или определенной наработки. Вероятность безотказной работы определяется как:

,

где - число изделий, работающих вначале испытаний;

- число изделий, работоспособных в конце промежутка времени t.

Ремонтопригодность характеризует приспособленность изделий к предупреждению, обнаружению и исправлению причин отказов. К показателям ремонтопригодности относятся:

- вероятность восстановления работоспособного состояния;

- среднее время восстановления.

Сохраняемость характеризует свойство продукции сохранять пригодное к потреблению состояние в течение хранения и транспортировки и после него. К показателям сохраняемости относятся:

- средний срок сохраняемости;

- назначенный срок хранения.

Долговечность характеризует свойство изделия сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания. При этом предельное состояние изделия определяется невозможностью дальнейшей его эксплуатации в соответствии с назначением. К показателям долговечности относятся:

- назначенный ресурс;

- назначенный срок службы.

Эргометрические показатели характеризуют способность изделия взаимодействовать с человеком и средой пользования. К ним относят:

- соответствие конструкции изделия формам и размеру человека;

- удобное расположение органов управления;

- простота эксплуатации;

- гигиенические показатели и др.

Эстетические показатели характеризуют художественную выразительность, рациональность формы, целостность композиции изделия. К ним относятся:

- оригинальность;

- соответствие моде и т.д.

Показатели технологичности характеризуют приспособленность изделия к достижению оптимальных затрат при производстве, эксплуатации и восстановлении заданных значений показателей качества. К ним относят:

- материалоемкость;

- трудоемкость;

- энергоемкость и др.

Показатели стандартизации и унификации характеризуют содержание в изделии стандартных, унифицированных и оригинальных составных частей.

К экологическим показателям, характеризующим степень воздействия на окружающую среду в процессе потребления и эксплуатации, относят:

- содержание вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу;

- вероятность выброса вредных веществ при хранении, транспортировке и др.

При анализе качества выпускаемой продукции решаются следующие задачи (рис. 8.8).

1) оценивается качество производимой организацией продукции;

2) устанавливаются основные причины снижения качества;

3) анализируются рекламации к качеству со стороны покупателей и заказчиков;

4) выявляется влияние изменения качества на объем выпускаемой продукции.

Рисунок 8.8 – Основные задачи анализа качества продукции

 

Информация, используемая для анализа качества продукции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологических процессах изготовления, применяемых средствах и предметах труда, результатах производства и реализации, рекламе и т.д.). Источниками информации могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытаний, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов технического контроля (ОТК), журналы и графики бездефектной сдачи продукции и др. Осуществление аналитических процедур охватывает ряд последовательно выполняемых этапов работ, основными из которых являются (рис.8.9).

Процесс оценки технического уровня продукции включает выбор показателей, характеризующих свойства продукции, и методов расчета их количественной оценки.

Качество продукции является одним из основных признаков ее конкурентоспособности.

Конкурентоспособность можно определить как сравнительную характеристику товара, содержащую комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара.

При проведении анализа качества следует иметь в виду, что качество продукции зависит от следующих факторов:

- от уровня применяемой техники и технологии производства;

- от уровня квалификации работников;

- от дисциплины труда производственных рабочих.

 

Рисунок 8.6 – основные этапы анализа ассортимента и структуры

продукции

 

1. Анализ показателей качества продукции

Анализ качества продукцииоценивается путем сопоставления технико-экономических показателей изделий с лучшими отечественными и зарубежными образцами аналогичной продукции. При этом оценка проводится по основным технико-экономическим показателям, характеризующим важнейшие свойства изделий.

Обобщающими показателями, характеризующими качество продукции, являются следующие показатели:

- объем и удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме выпуска продукции;

- удельный вес вновь осваиваемой и выпускаемой продукции в общем ее выпуске;

- удельный вес продукции высшей категории качества в общем объеме продукции;

- средний коэффициент сортности;

- удельный вес продукции, которая может отвечать уровню мировых стандартов;

- удельный вес продукции, отгружаемой на экспорт, в общем объеме реализуемой продукции.

Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы, в том числе балльный. Сущность балльного метода оценки состоит в следующем: определяется средневзвешенный балл качества продукции и путем сравнения фактического и планового его уровня находится процент выполнения плана по качеству.

Начиная с 1 января 1992 г. введена сертификация продукции, а в 1993 г. принят Закон РФ от 10.06.1993 N 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», которым установлено, что сертификация продукции - это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Согласно Федеральному закону от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ряд товаров и услуг подлежит сертификации, по результатам которой выдается сертификат пожарной безопасности, являющийся обязательной составной частью сертификата соответствия.

Перед органами, осуществляющими сертификацию, стоит задача после проведения типовых испытаний и государственного надзора за качеством выпускаемой продукции дать объективную оценку качества сертифицированной продукции с выдачей сертификата, подтверждающего, что проверенная продукция соответствует предъявляемым требованиям.

На первоначальной стадии анализа качества продукции необходимо дать общую оценку выполнения принятого организацией задания и рассмотреть динамику выпуска сертифицированной продукции (СП) на основе оперативно-технического учета.

Качество продукции характеризуется следующими показателями: удельный вес (У в) или коэффициент сертифицированной продукции (Кс) в общем объеме выпущенной товарной продукции (ТП) в действующих отпускных ценах организации (без НДС и акцизов). Перечисленные показатели рассчитывают по формулам:

Ув = (СП: ТП) . 100%;

Кс = СП: ТП.

Они характеризуют долю сертифицированной продукции в процентах или уровень сертифицированной продукции в копейках на 1 руб. общего объема товарной продукции.

Путем сопоставления фактического удельного веса или коэффициента сертифицированной продукции с аналогичными показателями за прошлый год или принятым заданием на текущий год можно дать оценку выполнения принятого задания по повышению качества выпущенной продукции или выявить изменение качества выпускаемой продукции по сравнению с прошлым годом.

Только в случае невыполнения предприятием плана по выпуску сертифицированной продукции необходимо провести анализ номенклатуры сертифицированной продукции, для того чтобы установить, по каким видам продукции фактический объем выпущенной продукции не достиг планового уровня. Необходимо также выявить причины изменения удельного веса сертифицированной продукции по сравнению с прошлым годом (табл. 8.7). Предприятие перевыполнило плановое задание по повышению качества выпускаемой продукции.

При этом предприятие планировало повысить долю сертифицированной продукции по сравнению с прошлым годом на 1,05 пункта (5,3%), а фактически доля выпущенной продукции, качество которой соответствует требованиям стандартов, что подтверждено сертификатом, было повышено на 1,06 пункта по сравнению с прошлым годом (5,4%), а по сравнению с планом - на 0,01 пункта.

Таблица 8.7 – Характеристики сертификации продукции

Показатели За предыдущий период За отчетный год
План Факт
1. Объем произведенной продукции в фактически действующих отпускных ценах (без НДС и акцизов) (тыс.р.)        
2. Стоимость сертифицированной продукции в фактически действующих отпускных ценах (без НДС и акцизов) (тыс.р.)      
3. Удельный вес сертифицированной продукции (%) 50,7 51,6 52,1

 

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.

При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества — с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами: а) отношением количества продукции I сорта к общему количеству;

б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене I сорта.

Полезным также является анализ влияния сортового состава товара на объем выпуска каждого изделия в стоимостном выражении (табл.8.9)

Таблица 8.9 - Влияние сортового состава товара на изменение его цены

 

Сорт Оптовая цена, т.р. Сортовая структура товара, % Изменение средней цены, т.р.
план факт +, -
I       + 5 +6,0
II       +5 +4,0
III       -10 -2,5
Итого:       - + 7,5

 

С улучшением качества товара относительно плановых показателей (увеличением товара I сорта и уменьшением доли товара III сорта) средняя цена увеличилась на 7,5 т.р.

Аналогичные расчеты выполняют по всем видам товаров, по которым установлен сорт, после этого результаты обобщаются.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.022 с.)