Занятие 1. Качество как объект управления. Сущность качества и управление качеством 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 1. Качество как объект управления. Сущность качества и управление качеством



 

1. Понятие качества. Понятие качества продуктов труда, продукции, услуги.

2. Этапы эволюции качества.

3. Основные компоненты качества жизнедеятельности.

4. Качество с позиции потребителя продукции и услуг. Техническое и функциональное качество.

5. Сущность национального, политического, технического, социального, экономического, экологического, морального аспектов качества.

6. Внешние риски производителя, связанные с качеством продукции (работ, услуг): риски проекта, входные риски, технологические риски, риски «человеческого фактора.

7. Внутренние риски производителя, связанные с качеством продукции (работ, услуг): риски рекламаций, риски невостребованности, экологические риски, риски функционального качества, риски причинения вреда здоровью потребителей: причины и связанные с ними издержки.

8. Взаимосвязь систем общего менеджмента и менеджмента качества.

Темы докладов:

1. Эволюция систем управления качеством.

2. Документированные системы качества.

Рекомендуемая литература

Основная

 

Аристов О.В. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М. – 2007.

Занятие 2. Качество и конкурентоспособность продукции и услуг

 

1. Понятие и виды конкуренции.

2. Понятие конкурентоспособности.

3. Показатели и основные факторы, определяющие конкурентоспособность продукции и услуг.

4. Уровень конкурентоспособности и способы его повышения.

5. Схема создания качества продукции.

6. Пирамида качества и характеристика уровней пирамиды качества.

7. Уровень качества жизни.

8. Создание конкурентоспособного товара и его оценка.

9. Методы оценки качества продукции и услуг, их классификация и характеристика. Интегральная и дифференциальная оценка. Методы прямого счета, параметрические методы. Комплексная оценка уровня качества.

10. Понятие метрологии и квалиметрии. Измерение качества.

11. Показатели качества продукции: классификация и характеристика. Единичные, комплексные и обобщенные

12. Показатели качества услуги: особенности.

Рекомендуемая литература

 

Основная

 

Аристов О.В. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М. – 2007.

 

Практическое занятие

Оценить качество продукции разных производителей (по выбору студентов) и обосновать оценку:

1. Бытовой техники;

2. Пищевых продуктов;

3. Одежды и обуви.

4. Услуг по перевозке грузов;

5. Услуг туристических фирм;

 

Рекомендуемая литература

 

Нормативные правовые акты

 

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей»
(с изм. от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г.) // (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, - 1992. - N 15. - Ст. 766; СЗ РФ. – 1996. - N 3. - Ст. 140.

Занятие 3. Основные методы управления качеством

 

1. Основные методические подходы к управлению качеством.

2. Сущность детерминированного и кибернетического подходов.

3. Потребительно-стоимостной подход.

4. Понятие административного управления качеством.

5. Требования к управлению качеством (цель, функции, законы управления качеством).

6. Принципы и механизмы управления качеством.

7. Организационные методы управления качеством.

8. Социально-психологические методы управления качеством.

9. Экономические методы управления качеством.

10. Организационно-технологические методы управления качеством. Особенность статистических методов.

11. Контроль качества: объекты, методы, исполнители, документация.

Темы докладов:

1. Сущность и значение системы «кейрецу».

2. Премии качества за рубежом и в Российской Федерации.

Рекомендуемая литература

Основная

 

Аристов О.В. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М. – 2007.

Занятие 4. Нормативно-правовая база организации и функционирования систем управления качеством

1. Понятие технического регулирования.

2. Федеральный закон «О техническом регулировании»: общая характеристика, сфера и объекты технического регулирования.

3. Исключение из сферы действия закона о техническом регулировании отдельных видов деятельности и правовое регулирование указанных видов деятельности.

4. Документы, применяемые в сфере технического регулирования РФ.

5. Принципы технического регулирования.

6. Действие международных договоров РФ по вопросам технического регулирования

7. Подзаконные нормативные правовые акты в сфере технического регулирования.

Рекомендуемая литература

Нормативные правовые акты

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изм. и доп. от 9 мая 2005 г., 1 мая 2007 г.) // СЗ РФ. – 2002. - № 52 (часть I). – Ст. 5140.

Основная

 

Аристов О.В. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М. – 2007.

Практическое занятие

Работа с нормативными документами прямого использования, устанавливающими основные положения систем управления качеством.

Занятие 5. Государственные и международные стандарты и системы качества

 

1. Понятие, виды и значение технических регламентов. Общие и специальные технические регламенты.

2. Понятие и цели стандартизации. Международная, региональная, национальная стандартизация. Отраслевая стандартизация.

3. Государственная система стандартизации. Понятие, виды и функции стандартов в правовом регулировании качества продукции и услуг. Характеристика стандартов предприятий. Стандарт на продукцию, услугу; стандарт на процесс.

4. Понятие и роль сертификации в управлении, улучшении и гарантировании качества продукции и услуг. Отличие российской системы сертификации от международной.

5. Цели и система обязательной сертификация.

6. Цели и характеристика добровольной сертификации.

7. Сертификация процессов и продуктов труда.

8. Сертификация систем качества.

Рекомендуемая литература

Нормативные правовые акты

 

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изм. и доп. от 9 мая 2005 г., 1 мая 2007 г.) // СЗ РФ. – 2002. - № 52 (часть I). – Ст. 5140.

Основная

 

Аристов О.В. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М. – 2007.

Дополнительная

Никифоров А.Д, Бакиев Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация. – М.: Высшая школа. - 2003.

Сергеев А.Г., Латышев М.И. Сертификация: Учеб. пособие. – М.: Логос. - 2002.

Занятие 6. Семейство стандартов ИСО 9000

1. Особенности систем управления качеством, действующих в мировой практике.

2. Международная стандартизация.

3. Особенности международных стандартов ИСО серии 9000.

4 Отличие стандартов ИСО серии 9000 от отечественной системы управления качеством.

5. Рекомендации международных стандартов ИСО-9000 по обеспечению качества.

6. Порядок внедрения международных стандартов ИСО-9000 и проверки системы качества.

Рекомендуемая литература

Нормативные правовые акты

 

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изм. и доп. от 9 мая 2005 г., 1 мая 2007 г.) // СЗ РФ. – 2002. - № 52 (часть I). – Ст. 5140.

ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования.

ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

Основная

 

Аристов О.В. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М. – 2007.

Дополнительная

Никифоров А.Д, Бакиев Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация. – М.: Высшая школа. - 2003.

Сергеев А.Г., Латышев М.И. Сертификация: Учеб. пособие. – М.: Логос. - 2002.

Практическое занятие

 

Проанализировать показатели качества продукции (по выбору студентов) – объектов строительства, средств транспорта, бытовой техники, продуктов питания, одежды, детских игрушек и т.п. с точки зрения:

- показателей назначения;

- показателей надежности;

- показателей технологичности;

- эргономических показателей;

- эстетических показателей;

- показателей стандартизации;

- экономических показателей;

- показателей безопасности.

Рекомендуемая литература

Нормативные правовые акты

 

Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 5, 31 декабря 2005 г., 31 марта, 30 декабря 2006 г.) // СЗ РФ. – 2000. - № 2. – Ст. 150.

Федеральный закон от 5 декабря 1998 г. N 183-ФЗ «О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки» (с изм. и доп. от 10 января 2003 г., 16 марта 2006 г.) // СЗ РФ. – 1998. - № 49. – Ст. 5970.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 10 января, 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г., 18 декабря 2006 г.) // СЗ РФ. – 1997. - № 30. – Ст. 3589.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изм. и доп. от 7 августа 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г., 18 декабря 2006 г.) // СЗ РФ. – 1997. - № 30. – Ст. 3588.

Основная

 

Аристов О.В. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М. – 2007.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Качество – политическая, нравственная и экономическая категория. Качество является первостепенной целью в условиях рыночной экономики, для достижения которой передовые зарубежные фирмы решают задачу внедрения и активного использования современных методов управления качеством, благодаря чему им удалось добиться лидирующих позиций на различных рынках. К сожалению, российские производители продукции и услуг пока отстают от зарубежных лидеров в области применения современных методов менеджмента качества.

Успешное решение проблем качества в настоящее время напрямую определяет экономическое положение любого государства. Возможности повышения благосостояния нации все в большей степени определяются национальными возможностями в области качества. Дефицит торгового баланса для подавляющего большинства стран является прямым следствием недостаточного внимания к качеству.

Обостряющиеся проблемы сохранения окружающей среды и экономного расходования природных ресурсов, как показывает опыт ведущих государств, еще в большей степени актуализируют задачу повышения качества. Поэтому государство, ставящее в качестве приоритетных задачи улучшения качества, заботится о будущих поколениях своих граждан.

Между качеством и эффективностью производства существует прямая связь: повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат и повышению доли рынка.

Повышение качества открывает колоссальные возможности, однако повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях. Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как к образу жизни.

С развитием конкуренции, резким обострением экологической ситуации, истощением природных ресурсов аспекты качества стали важнейшими как для производителей продукции, так и для потребителей.

В рыночной экономике производитель и потребитель находят друг друга на рынке, их мотивации базируются на финансовом выигрыше и максимизации потребительского эффекта. При этом потребитель выбирает между лучшими товарами различных производителей, являясь главной фигурой, определяет направления развития производства, приобретая товары и услуги по собствен­ному желанию, этим указывая, что следует производить, с какими потребительскими свойствами.

За понятием «качество» всегда стоит потребитель, выбирающий наиболее приемлемые потребительские свойства товара (продукции и услуг).

Инструментом успешного решения проблемы качества на уровне предприятий является внедрение систем качества, соответствующих стандартам ИСО серии 9000. Сертификат, подтверждающий это соответствие, в рыночных условиях является необходимым условием конкурентоспособности производимой продукции (предоставляемых услуг).

Управление качеством является одним из важнейших направлений научно-технического прогресса, имеющим свои научные основы, методологию, технологии, альтернативные философии.

Центральное место в управлении качеством отводится человеку, что придает особое значение формированию соответствующего мировоззрения, связанного с подходами к управлению качеством. Поэтому ведущие фирмы большое внимание уделяют формированию у своего персонала соответствующего «образа мышления в области качества». Появилось понятие «национальный образ мышления в области качества», проявляющийся, например, на японских и немецких фирмах.

 

Специфика подготовки юристов с углубленной подготовкой по направлению «Судебная деятельность» по программе среднего профессионального образования в Российской академии правосудия определяет необходимость акцентировать внимание на изучении нормативно-правовой базы качества:

- стандартов серии ISO 9000 – ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»; ГОСТ Р ИСО 9001-2001«Системы менеджмента качества. Требования»; ГОСТ Р ИСО 9004-2001«Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»;

- Федерального закона «О техническом регулировании»,

- Закона РФ «О защите прав потребителей»,

а также судебной практики по данным вопросам.

При изучении дисциплины студенты должны усвоить основные понятия:

- качество;

- управление качеством;

- всеобщий контроль качества;

- всеобщее управление качеством.

Следует четко осознать, что качество – многогранная категория, включающая качество жизнедеятельности и его составляющие, качество продукции и услуг с позиции производителя и потребителя, техническое и функциональное качество. Кроме того, качество - это категория, имеющая национальный, политический, технический, экономический, моральный, экологический аспекты, каждый из которых важен как для потребителей и для производителей, так и для отдельных государств и мировой экономики в целом.

Студенты должны знать, что для оценки качества сформировалось целое научное направление – квалиметрия – отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества. Необходимо уметь характеризовать:

- дифференциальные,

- расчетные (применяемые для оценки «жестких параметров», которые могут быть измерены соответствующими приборами, рассчитаны на основе формул и т.п.),

- экспертные (применяемые для оценки «мягких» параметров, например, эстетических),

- комплексные методы оценки качества.

Квалиметрией установлены и применяются показатели качества (продукции, услуг, процессов): единичные, относительные, интегральные, обобщенные.

При оценке качества различных объектов (продукции, услуг, процессов) используются следующие показатели качества:

- показатели назначения,

- показатели надежности,

- показатели технологичности,

- показатели эргономические,

- эстетические показатели,

- показатели стандартизации и унификации,

- патентно-правовые показатели,

- экономические показатели,

- критические показатели.

Студенты должны уметь характеризовать все показатели качества и применять их в практической деятельности: как потребители и как производители (в процессе профессиональной деятельности).

Необходимо уяснить, что системы управления качеством прошли определенный путь развития: от системы У.Тейлора (начало XX в.), заключающейся в контроле качества конечной (готовой) продукции, к осознанию в 20-е гг. XX в. необходимости контроля процессов производства и применения статистических карт для получения качественного продукта; затем – в 50-е гг. XX в. – к непрерывному управлению качеством на всех этапах жизненного цикла продукта, во главу угла которого было поставлено изучение спроса потребителей; через всеобщий контроль качества (TQC) к всеобщему управлению качеством (TQM) в 80-е гг. XX в. и ориентацией не только на потребительский спрос, но и управление этим спросом, формирование запросов потребителей.

Важно уметь характеризовать основные принципы всеобщего управления качеством, его сущность, методы TQM (организационные, социально-психологические, экономические, организационно-технологические). В связи с этим следует подчеркнуть, что всеобщее управление качеством тесно связано с понятиями конкуренции и конкурентоспособности производителей, а также продукции и услуг; практически понятия «качество» и «конкурентоспособность» являются эквивалентными, так же, как «конкуренция» и «управление качеством».

В современных условиях остро встали проблемы гарантирования качества продукции и услуг, предлагаемых потребителям. Особое значение при этом приобрели вопросы безопасности продукции и услуг, производственных процессов, процессов реализации, хранения, перевозки, эксплуатации и утилизации продуктов труда.

Для обеспечения задач гарантирования качества в Российской Федерации принят Федеральный закон «О техническом регулировании» (2002 г.). Изучение данного закона - важнейшая часть изучения дисциплины «Управление качеством». Обязательным для студентов является знание содержание понятия технического регулирования, а также документов, применяемых в системе технического регулирования РФ:

- технических регламентов, требования которых являются обязательными для исполнения на территории РФ (а также их видов);

- стандартов, устанавливающими требования, принимаемые организациями-производителями на добровольной основе (и их видов);

- сертификатов для оценки подтверждения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов или рекомендуемым нормам стандартов.

Необходимым является знание о стандартизации требований к объектам и системам качества и о видах стандартизации. Следует уметь характеризовать виды стандартов применительно к объектам стандартизации и особенностям использования:

- гармонизированный стандарт,

- стандарт а продукцию,

- стандарт на совместимость,

- стандарт на услугу,

- стандарт на систему,

- стандарт технических требований.

Особое значение в настоящее время имеют стандарты, устанавливающие требования к системам управления качеством – международные стандарты серии ISO 9000, а также ISO 14000:

Международный стандарт ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», содержащий концепцию менеджмента качества и терминологию;

Международный стандарт ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования», устанавливающий требования к системам качества и применяемый для целей подготовки к сертификации и аудиту;

Международный стандарт ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности», содержащий методические указания по созданию систем менеджмента качества, ориентированных на высокую эффективность деятельности;

Международный стандарт ИСО 19011:2000 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и окружающей среды», разработанный в помощь аудиторам, осуществляющим оценку систем качества и определяющий основные правила и процедуры оценки системы качества и окружающей среды.

Системы управления качеством, построенные на принципах перечисленных стандартов, обеспечивает возможность руководителям на всех уровнях улучшить общие характеристики организации.

Несмотря на то, что стандарты имеют рекомендательный характер, их несоблюдение, как правило, резко снижает конкурентоспособность продукции и услуг, ограничивает сферу их реализации или полностью исключает ее.

Наконец, важнейшее понятие, содержание которого необходимо знать студентам, - сертификация (сертификация соответствия) – действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированные продукция, процесс, система или услуга соответствуют конкретному стандарту или иному нормативному документу. При положительных итогах сертификации на объект сертификации выдается сертификат соответствия. Студенты должны уметь характеризовать добровольную и обязательную сертификацию, их особенности.

Для того, чтобы глубоко и качественно усвоить материал дисциплины, студенты должны не пропускать занятий, записывать лекции, активно работать в процессе семинарских занятий, скрупулезно изучать нормативные правовые акты, перечисленные в списке рекомендуемой литературы.

 

 


ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

 

1. Эволюция систем качества.

2. Документированные системы качества.

3. Понятие и функции квалиметрии.

4. Методы оценки уровня качества.

5. Модели систем управления качеством. Система У. Тейлора.

6. Модель управления качеством А. Фейгенбаума.

7. Суть концепции контроля и обеспечения качества В. Шухарта.

8. Модели систем управления качеством. Модель Д. Джурана.

9 Модель управления качеством на каждом этапе жизненного цикла продукта Э. Деминга и ее значение.

10. Концепция и принципы всеобщего управления качеством (TQM). Преимущества внедрения TQM.

11. Зарубежные премии качества.

12. Премии качества, присуждаемые в Российской Федерации.

13. Международные стандарты ИСО серии 9000: структура, назначение, особенности, сферы применения.

14. Цели, задачи и принципы технического регулирования в Российской Федерации.

15. Цели, задачи и принципы стандартизации в Российской Федерации.

16. Функции и виды технических регламентов в Российской Федерации.

17. Особенности системы сертификации в Российской Федерации.

18. Понятие и цели добровольной сертификации в Российской Федерации.

19. Понятие и цели обязательной сертификации в Российской Федерации.

20. Значение сертификации объектов на их соответствие безопасности для человека и окружающей среды.

 

 


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ

Вариант 1.

1. Схема создания качества продукции.

2. Показатели качества жизнедеятельности.

3. Сущность всеобщего управления качеством (TQM).

 

Вариант 2.

1. Понятие и виды конкуренции.

2. Показатели качества продукции. Характеристика показателей стандартизации и унификации, критических показателей.

3. Понятие квалиметрии. Характеристика расчетного, экспертного и комплексного методов квалиметрии.

Вариант 3.

1. Пирамида качества. Характеристика уровней пирамиды качества.

2. Этапы развития систем менеджмента качества: система У.Тейлора, статистический контроль (В.Шухарт).

3. Показатели качества услуги.

Вариант 4.

1. Понятие и составляющие конкурентоспособности товаров.

2. Показатели качества продукции. Характеристика показателей назначения и эргономических показателей.

3. Методы управления качеством: экономические и организационно-технические методы.

Вариант 5.

1. «Петля качества» в системе менеджмента качества.

2. Этапы развития систем менеджмента качества: система Эттингера-Ситтига; модель Д.Джурана; TQM.

3. Принципы всеобщего управления качеством.

Вариант 6.

1. Характеристика видов показателей конкурентоспособности продукции и услуг.

2. Показатели качества продукции. Характеристика показателей надежности.

3. Понятие квалиметрии. Характеристика статистического, социологического и смешанного методов квалиметрии.

 

Вариант 7.

1. Характеристика принципов «кайзен» и «кайрио» в системе управления качеством.

2. Техническое и функциональное качество.

3. Необходимые, желаемые и оригинальные характеристика качества продукции и услуг (Н. Кано).

 

Вариант 8.

1. Методы управления качеством: организационные и социально-психологические методы.

2. Понятие квалиметрии. Характеристика инструментального, социологического и дифференциального методов квалиметрии.

3. Составляющие всеобщего управления качеством (TQM).

 


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

 

 

1. Понятие качества и управления качеством.

2. Значение качества в условиях рыночной экономики.

3. Взаимосвязь качества и конкурентоспособности.

4. Характеристика уровней оценки качества.

5. Комплексный характер системы менеджмента организации.

6. Эволюция систем менеджмента качества.

7. Характеристика и задачи системы начального этапа управления качеством (У. Тейлор-А. Фейгенбаум).

8. Характеристика и задачи системы управления качеством 20-50-е гг. ХХ в. Модель Эттингера-Ситтига.

9. Модель системы качества Дж. Джурана («спираль качества»), ее значение для развития системы управления качеством.

10. Понятие всеобщего управления качеством (Total Quality Management).

11. Документированные системы качества.

12. Понятие и виды конкуренции.

13. Характеристика видов показателей конкурентоспособности продукции и услуг.

14. Показатели качества жизнедеятельности.

15. Схема создания качества продукции.

16. Пирамида качества. Характеристика уровней пирамиды качества

17. «Петля качества» в системе управления качеством.

18. Показатели качества продукции. Характеристика показателей назначения.

19. Показатели качества продукции. Характеристика показателей надежности.

20. Показатели качества продукции. Характеристика показателей технологичности.

21. Показатели качества продукции. Характеристика показателей стандартизации и унификации.

22. Показатели качества продукции. Характеристика критических показателей.

23. Показатели качества продукции. Характеристика эргономических показателей.

24. Показатели качества продукции. Характеристика эстетических показателей.

25. Показатели качества продукции. Характеристика экономических показателей.

26. Показатели качества услуги.

27. Понятие квалиметрии. Характеристика расчетного и инструментального методов квалиметрии.

28. Понятие квалиметрии. Характеристика статистического и экспертного методов квалиметрии.

29. Понятие квалиметрии. Характеристика социологического и комплексного методов квалиметрии.

30. Понятие квалиметрии. Характеристика дифференциального и смешанного методов квалиметрии.

31. Принципы управления качеством (непрерывность, постоянное улучшение, оптимальность в управлении). Общая характеристика.

32. Составляющие конкурентоспособности (техническое качество, функциональное качество, цена потребления, имидж товаропроизводителя). Общая характеристика.

33. Понятие качественных характеристик (необходимых, желаемых, оригинальных)

34. Классификация методов управления качеством.

35. Характеристика организационных и социально-психологических методов управления качеством.

36. Характеристика экономических и организационно-технологических методов управления качеством

37. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ. Общая характеристика.

38. Понятие и сущность технического регулирования.

39. Документы, применяемые в сфере технического регулирования Российской Федерации.

40. Понятие, виды и функции технических регламентов в РФ.

41. Понятие, виды и функции стандартов в РФ.

42. Понятие и виды стандартизации.

43. Принципы технического регулирования в РФ. Общая характеристика.

44. Стандарты, устанавливающие требования к системам управления качеством (стандарты серии ИСО 9000). Общая характеристика.

45. Понятие, виды и цели сертификации в РФ.

46. Система сертификации в РФ.

47. Понятие и особенности добровольной сертификации.

48.. Понятие и особенности обязательной сертификации.

49. Международные и национальные стандарты, стандарты организаций.

50. Международные стандарты серии ISO 9000: структура, назначение, сферы применения.

 


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

Нормативные правовые акты

 

Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (с изм. от 22 июля, 31 декабря 2005 г., 3 июня, 27 июля, 4, 18, 29 декабря 2006 г., 10 мая 2007 г.) // СЗ РФ. – 2005. - № 1 (часть I). – Ст. 16.

Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (с изм. и доп. от 31 декабря 2005 г., 3 июня, 18, 29 декабря 2006 г., 20 апреля 2007 г.) // СЗ РФ. – 2004. - № 2 (часть II). – Ст. 5270.

Федеральный закон от 22 марта 2003 г. N 34-ФЗ «О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2003. - № 12. – Ст. 1058.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изм. и доп. от 9 мая 2005 г., 1 мая 2007 г.) // СЗ РФ. – 2002. - № 52 (часть I). – Ст. 5140.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп. от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 июня 2007 г.) // СЗ РФ. – 2002. - № 2. – Ст. 133.

Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 5, 31 декабря 2005 г., 31 марта, 30 декабря 2006 г.) // СЗ РФ. – 2000. - № 2. – Ст. 150.

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.) // СЗ РФ. – 1999. - № 18. – Ст. 2222.

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18, 29, 30 декабря 2006 г., 26 июня 2007 г.) // СЗ РФ. – 1999. - № 14. – Ст. 1650.

Федеральный закон от 5 декабря 1998 г. N 183-ФЗ «О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки» (с изм. и доп. от 10 января 2003 г., 16 марта 2006 г.) // СЗ РФ. – 1998. - № 49. – Ст. 5970.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 10 января, 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г., 18 декабря 2006 г.) // СЗ РФ. – 1997. - № 30. – Ст. 3589.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изм. и доп. от 7 августа 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г., 18 декабря 2006 г.) // СЗ РФ. – 1997. - № 30. – Ст. 3588.

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 декабря 2006 г.) // СЗ РФ. – 1995. - № 47. – Ст. 4773.

Федеральный закон от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ «О племенном животноводстве» (с изм. и доп. от 10 января 2003 г., 9 мая 2005 г., 18 декабря 2006 г., 26 июня 2007 г.) // СЗ РФ. – 1995. - № 32. – Ст. 3199.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 21, 31 декабря 2005 г., 2 февраля, 29 декабря 2006 г.) // (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, - 1993. - N 33. - Ст. 1318.

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей»
(с изм. от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г.) // (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, - 1992. - N 15. - Ст. 766; СЗ РФ. – 1996. - N 3. - Ст. 140.

Закон г. Москвы от 3 марта 2004 г. N 13 «Об основах градостроительства в городе Москве» (с изм. и доп. от 5 июля 2006 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. – 2004. - № 24.

Закон г. Москвы от 11 июня 2003 г. N 41 «Об обеспечении благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта градостроительных объектов в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. – 2003. - № 46.

Закон г. Москвы от 16 июня 1999 г. N 21 «О промышленной деятельности в городе Москве» (с изм. и доп. от 21 февраля 2001 г.) / Тверская, 13. - 1999. - N 29.

Постановление Правительства РФ от 27 августа 1999 г. N 967 «О производстве и обороте спиртосодержащих лекарственных средств и парфюмерно-косметической продукции (средств)» // СЗ РФ. – 1999. - № 36. – Ст. 4401.

Постановление Правительства РФ от 15 мая 2007 г. N 292 «Об утверждении Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков» // СЗ РФ. – 2007. - № 21. – Ст. 2513.

Постановление Правительства РФ от 29 января 2007 г. N 54 «О федеральной целевой программе «Национальная технологическая база» на 2007 - 2011 годы» // СЗ РФ. – 2007. - № 7. – Ст. 883.

Постановление Правительства РФ от 22 июня 2006 г. N 389 «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности» // СЗ РФ. – 2006. - № 26. – Ст. 2851.

Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 305 «О мерах по обеспечению государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью крупы, муки, макаронных и хлебобулочных изделий» // СЗ РФ. – 2006. - № 22. – Ст. 2337.

Постановление Правительства РФ от 29 мая 2002 г. N 361 «Об утверждении Правил особого регулирования градостроительной деятельности на территориях объектов федерального значения в г. Санкт-Петербурге» // СЗ РФ. – 2002. - № 23. – Ст. 2169.

Постановление Правительства РФ от 6 июля 2001 г. N 519 «Об утверждении стандартов оценки» (с изм. и доп. от 14 декабря 2006 г.) // СЗ РФ. – 2001. - № 29. – Ст. 3026.

Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. N 987 «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов» // СЗ РФ. – 2001. - N 1 (Часть II). - Ст. 123.

Методические указания МУ 2.1.2.1829-04 «Санитарно-гигиеническая оценка полимерных и полимерсодержащих строительных материалов и конструкций, предназначенных для применения в строительстве жилых, общественных и промышленных зданий» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 6 января 2004 г.). // Официальное издание Минздрава РФ. – 2004.

Приказ Минсельхоза РФ от 10 февраля 2003 г. N 48 «Об утверждении Правил по охране труда в кондитерской промышленности» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2003. - № 39.

Приказ Минздрава РФ от 29 июня 2000 г. N 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2000. - № 177.

Приказ Госстандарта РФ и Минобразования РФ от 19 мая 1999 г. N 220/1356 «О создании Технического комитета по стандартизации «Гидропневмоприводы и системы» // Вестник Госстандарта России. – 1999. - № 8.

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.2.729-99 «Полимерные и полимерсодержащие строительные материалы, изделия и конструкции. Гигиеничес



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.176 с.)