Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как выявить затраты на качество.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
После того как установлена система классификации и кодирования различных элементов затрат на качество, необходимо выявить источники данных о затратах. Некоторая часть информации уже может существовать; определенную часть можно достаточно легко получить. Другие данные определить будет значительно труднее, а некоторые — пока еще могут быть недоступны. Основной объем затрат на контроль составляет оплата труда персонала, занятого контролем и испытаниями. Это может составить более чем 90% от всех затрат на контроль. Кроме того, эти затраты могут быть определены весьма точно. Глава 5. Оценка затрат на менеджмент качества Оставшиеся затраты связаны в основном со стоимостью используемых материалов, закупками и стоимостью технического обслуживания. Они могут быть определены напрямую. Итак, мы видим, что можно без особого труда получить точную картину по затратам на контроль. Определение элементов затрат на внутренние потери немного сложнее. Это прежде всего: • оплата труда, связанного с возвратом товара; • стоимость материалов (напрасная работа); • оплата труда, связанного с исправлениями; • стоимость материалов (ошибки в работе); • накладные расходы; • оплата труда, связанного с повторными испытаниями и контролем; • стоимость материалов; • накладные расходы; • оплата сверхурочных работ для наверстывания потерянного времени; • недополученная прибыль, связанная со снижением класса (сорта) Картину приведенных выше затрат можно получить с достаточной степенью точности. Более трудно будет выявить объемы заработной платы и накладных расходов, связанных с: • анализом причин возникновения дефектов; • работой над возвращенным продуктом;
• подготовкой производства к исправлениям. • штатом производственного контроля; • штатом отдела поставок; • штатом контролеров; • штатом отдела обеспечения качества. Поскольку каждый вовлеченный сотрудник вряд ли в течение всего рабочего дня решает проблемы, связанные только лишь с внутренними потерями, оценка потерь должна производиться с учетом реально затраченного на эту деятельность времени и по результирующим показателям. Таким образом, мы опять видим, что основные виды затрат в этой категории могут быть определены с достаточной степенью точности. Часть внешних потерь связана с тем, что продукт был возвращен потребителем либо сразу, либо в течение гарантийного периода. Если продукт был возвращен, то затраты, связанные с неисправимым браком или переделками и ремонтом, определяются таким же образом, как и при внутренних потерях. Однако существуют и другие затраты, которые не так просто определить. В их числе следующие: • оплата труда, накладные расходы и прочие издержки, связанные с И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Управление качеством • оплата труда, накладные расходы и прочие издержки, вызванные • дополнительные транспортные расходы; • издержки, вызванные разбирательствами (в том числе судебными) Перечисленные затраты могут быть обусловлены ошибками персонала различных отделов: проектного; технологического; экономического; сбыта; технического обслуживания; транспортного; юридического; обеспечения качества. Поскольку сотрудники этих отделов вряд ли будут заняты полный рабочий день вопросами внешних потерь, то установление объема затрат необходимо вести с учетом реально затраченного времени. Один из элементов внешних потерь действительно невозможно получить. Это потери, связанные со снижением имиджа компании, снижением доверия потребителя по отношению к ней. Некоторые организации устанавливают величину этих потерь (затрат) на уровне 2,5% от общих затрат на качество. Однако многие игнорируют эти затраты на основании того, что их нельзя установить с какой-либо степенью точности — они только предположительны. Затраты на предупредительные мероприятия наиболее сложно выявить, поскольку они вызваны деятельностью большого количества отделов и большинство сотрудников посвящают этой работе лишь часть своего рабочего времени. Эти затраты могут появляться на следующих этапах деятельности: • производство; • продажа и маркетинг; • проектирование и разработка; • материальное обеспечение; • планирование процесса; • исследования; «лабораторные испытания; • финансово-экономическое обеспечение; • обработка данных; • обучение. Большинство затрат данной категории связано с работой персонала отдела обеспечения качества. Затраты на предупредительные мероприятия в основном включают заработную плату и накладные расходы. Однако степень точности их определения в большой степени зависит от точности установления времени, затраченного каждым сотрудником в отдельности. Некоторые предупредительные затраты легко выявить напрямую. Они, в частности, могут включать оплату работ сторонних организаций за: — обслуживание, калибровку и поверку измерительного оборудо — консультации; — курсы обучения. Глава 5. Оценка затрат на менеджмент качества Источники информации о затратах на качество. При определении затрат на качество необходимо помнить, что: • затраты на материалы могут быть получены из анализа накладных, • выплаты персоналу могут быть взяты из ведомостей; » стоимость поставок может быть определена по соответствующим счетам или накладным; • объемы выплат заработной платы должны быть взяты с учетом ре • если только часть времени сотрудника затрачивается на деятель • классификация затрат на качество и распределение их по элементам 5.2.6. Отчет по затратам на качество Анализ затрат на качество и составление соответствующего отчета призваны оказать помощь руководителям различных уровней, представив им объективную картину в отношении качества. Анализ затрат на качество — сильный инструмент управления, он, в частности, используется руководством компании для измерения достигнутого качества и обнаружения проблем, при установлении целей по достижению качества. Представленный в финансовых терминах и составленный простым языком отчет по затратам на качество имеет значительные преимущества перед другими видами отчетов. Анализ этого документа оказывает немедленное воздействие на вовлеченных участников. Содержание отчета по затратам на качество в большой степени зависит от того, кому он предназначается. Высшее руководство должно получить отчет в виде общих форм, обобщающих в целом завод, отдел, группу и т.д. Отчет должен давать общую картину о состоянии качества в компании и быть выполнен в чисто финансовых терминах. Он должен быть доступно и объективно изложен. Среднее и линейное руководство должно получить более детальную информацию о достигнутом уровне качества в той области деятельности, которой оно руководит. Отчет должен быть очень подробным и представлять данные по типам продуктов, номерам партий и т. д. Основной принцип всех видов анализа затрат на качество — представить каждому, кому ои предназначается, информацию по затратам на качество в той форме, которая была бы ему/ей наиболее полезна и наиболее удобна в использовании. Специалист, читающий отчет, должен получить информацию, которая позволит: И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством • сравнить текущий уровень достижений с уровнем прошлого перио • сравнить текущий уровень с поставленными целями; • выявить наиболее значительные области затрат; • выбрать области для улучшения; • оценить эффективность программ по улучшению. который: • расскажет ему о тех вещах, которые относятся лишь к его сфере • написан легким для понимания стилем и не напичкан «специаль • не заставляет «копать» для того, чтобы «добыть» требуемую ин • подсказывает возможные направления деятельности. На основе отчетов по затратам на качество планируется и реализуется Программа качества. Наряду с общим снижением затрат изменяется их структура — доля предупредительных затрат увеличивается, а всех других снижается. 5.3. Функция потерь Тагути1 Японский ученый Г. Тагути в 1960 г. высказал мысль, что качество не может более рассматриваться просто как мера соответствия требованиям проектной/конструкторской документации. Соблюдения качества в терминах границ допусков недостаточно. Необходимо постоянно стремиться к номиналу, к уменьшению разброса даже внутри границ, установленных проектом. Приведем пример из американской автопромышленности. Автомобили «Форд АТХ» 1983 г. комплектовались трансмиссиями с коробками передач из двух источников. Фордовский завод трансмиссий в Батавиа, штат Огайо, производил большинство из них, а остальные изготавливались на заводе- фирмы «Маз-даа> в Японии. Хотя трансмиссии как из Батавиа, так и из «Мазды» производились в соответствии с одними и теми же чертежами, обратная связь от потребителей ясно давала знать, что имеются вполне определенные различия между этими продуктами. Потребители машин с трансмиссией от «Мазды» выражали большее удовлетворение, и доля рекламаций на трансмиссии, сделанные «Маздой», также была значительно меньше, чем для трансмиссий, изготовленных в Батавиа. Вследствие этих различий компания «Форд» детально изучила десять трансмиссий, изготовленных в Батавиа, и десять — «Маздой». Работа каждой трансмиссии оценивалась на испытательном стенде перед их разборкой. Буквально каждая характери стика функционирования и каждый физический параметр, который был оговорен в спецификации, были измерены. Результаты выглядели хорошо: как обнаружилось, все двадцать трансмиссий соответствуют требованиям документации. Однако гистограммы, которые были построены для характеристик и этих двух выборок, были совсем не похожи. Результаты измерений на многих фордовских издели- Материалы данного параграфа написаны с использованием данных сайта http: //www. deming. boom. ru Глава 5. Оценка затрат на менеджмент качества ях, оставаясь в пределах границ допусков, были распределены почти по всему интервалу допустимых значений. Даже некоторые из наиболее критичных размеров имели гистограммы, которые покрывали более 70% диапазона допуска. В контрасте с этим гистограммы различных характеристик трансмиссий, сделанных «Маздой», были в общем случае сгруппированы в пределах 25% от среднего значения внутри границ спецификаций (допусков), в то время как некоторые из более критичных значений вообще не проявляли заметных (измеримых) отклонений. Видеофильм, который компания «Форд» сделала иа основе этой истории («Непрерывное улучшение в качестве и производительности»), рассказывает об одной группе так называемых критических размеров: калиброванных отверстиях в определенных станинах. Диаметры этих отверстий контролировались цеховым контролером с использованием сложного воздушно-электронного приспособления с точностью до одной десятитысячной доли дюйма. Станина контролировалась путем поочередного помещения каждого из отверстий на калиброванную насадку и затем вращением ее вокруг этой оси. Вращение позволяло приспособлению измерить диаметр во всех направлениях, так как круглые отверстия выполнить невозможно. Для того чтобы отверстие могло быть оценено как удовлетворительное, оно не только должно было попадать в границы допуска, но и разность между минимальным и максимальным диаметрами (эксцентриситет) должна была быть меньше определенного значения. Несмотря на наблюдавшиеся отклонения, все отверстия на всех коробках, изготовленных в Батавиа, были классифицированы как удовлетворительные. Инспектор был, однако, изумлен, когда начал исследовать станины, изготовленные «Маздой». В то время как он вращал первый из образцов, чтобы определить диаметр отверстия, показания прибора не менялись. Удивленный, он попробовал измерить следующую деталь. Получилось то же самое. Он попробовал третью, четвертую. Естественно, инспектор был теперь уверен, что прибор неправильно работает, поэтому он вызвал представителя его изготовителя для ремонта и настройки. Как уже, наверное, догадался читатель, ремонтник не нашел никаких неполадок, что, естественно, подтвердилось, когда они вновь измерили детали, изготовленные в Батавиа. Все было очень просто. С точностью до одной десятитысячной доли дюйма отверстия во всех деталях в станинах, изготовленных «Маздой», были: а — круглыми и б — абсолютно идентичными. Г. Тагути предположил, что удовлетворение требований допус самом деле, такой подход находится в противоречии с настоятельным требованием постоянных улучшений, которое является одним из фундаментальных в философии качества. Пример — японские технологии, процессы которых часто бывают отработаны до такой степени, что измеряемые характеристики качества занимают только половину, треть или даже одну пятую от интервала допуска. Каковы выгоды такого подхода? Во-первых, это улучшение репутации в глазах потребителя, что естественным образом создает тенденцию расширения спроса. Но есть и много других причин. Работа, проводимая таким образом, приводит к получению знаний, позволяющих улучшить другие процессы и операции. Во-вторых, это также облегчает введение модификаций, улучшений — не только потому, что больше времени высвобождается для исследований и разработок, но и потому, что умер1ыиается само время, необходимое для запуска их результатов в дело, поскольку технические возможности для этого гораздо более развиты. Как резуль- И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством тат, процессы протекают гладко, без «сучка и задоринки». Даже если процесс выходит из статистически управляемого состояния и проблему нельзя преодолеть быстро и легко, производство часто мо жет осуществляться нормально, так как, если процесс с большим запасом находится в границах допуска, то весьма возможно, что его выход из-под контроля не даст «выброса», сколько-нибудь близкого к границам допуска. В конце концов, минимальными оказываются затраты на обслуживание продукта после его получения потребителем, т. е. минимизируются переделки, наладки и расходы по гарантийному обслуживанию. Управление, нацеленное лишь на достижение соответствия требованиям допусков, приводит к своим специфичным проблемам. Вместе с тем, нельзя не отметить, что допуски служили верную службу на протяжении многих лет: они позволяли производить предметы, которые были достаточно хороши для потребителей в соответствующую эпоху. Если мы мысленно вернемся далеко в прошлое, то там допуски были не нужны. Это было во времена, предшествовавшие массовому производству, когда детали можно было индивидуально обрабатывать так, чтобы они соответствовали друг другу. Но пришествие массового производства покончило с этой возможностью. Какова же была альтернатива? Было бы очень хорошо, конечно, если бы некто мог установить номинальное значение и затем получить всю продукцию, соответствующую этому значению. Но реальный мир немыслим без отклонений. Почти автоматическим решением в данной ситуации было установление допуска от номинала, крайние значения которого задают границы нормы. Единицы продукции, параметры которых находятся внутри интервала, т. е. между границами допуска (в поле допуска), принимаются как приемлемые, а те, что не попадают в поле допуска, - отбраковываются. Конечно, это полезный и целесообразный подход. Он гарантирует, что измерения, близкие к номиналу, принимаются, в то время как далеко отстоящие от номинала — отвергаются. Рассмотрим некоторые из проблем, которые вызываются введением допусков. Ограничимся достаточно простым и легко понимаемым примером и рассмотрим производство валов и цилиндрических отверстий, к которым, как предполагается, должны хорошо подходить эти валы — не слишком туго и не слишком свободно. Разберем некоторые из проблем, которые могут возникнуть, если соответствие валов и отверстий не идеально. Если их сочленение соответствует более плотной посадке, в процессе работы машины возникнет избыточное трение. Для его преодоления потребуется большая мощность или расход топлива. При этом возможно возникновение локального перегрева, могущего привести к некоторым деформациям и плохой работе. Если посадка слишком свободная, то может происходить утечка смазки, могущая вызвать повреждение в других местах. Самое малое — замена смазки — может оказаться дорогостоящей процедурой как из-за стоимости самого смазывающего Глава 5. Оценка затрат на менеджмент качества состава, так и из-за необходимости более частой остановки машины для проведения техобслуживания. Слабая посадка может также привести к вибрациям, вызывающим шум, пульсирующие нагрузки, которые, весьма вероятно, приведут к уменьшению срока слуясбы из-за отказов, вызванных напряжениями. В общем случае такие потери будут увеличиваться прогрессивно в соответствии с несовершенством посадки. Определенная доля таких потерь будет возникать даже в том случае, если обе детали находятся внутри любым образом определенных границ допусков. Очевидно необходим другой, качественно другой подход, который не требует искусственного определения годного и негодного, хорошего и плохого, дефектного и бездефектного, соответствующего и несоответствующего. Такой подход, в свою очередь, предполагает, что существует наилучшее (или «номинальное») значение, и что любое отклонение от этого номинального значения вызывает некоторого вида потери или сложности в соответствии с типом зависимости, который был рассмотрен на примерах для диаметров валов и отверстий. Функция потерь Тагути как раз и предназначена для этого. Графически функция потерь Тагути обычно представляется в форме, подобной показанной на рис. 5.3.1.
Значение показателя качества откладывается на горизонтальной оси, а вертикальная ось показывает «потери», или «вред», или «значимость», относящиеся к значениям показателей качества. Эти потери принимаются равными нулю, когда характеристика качества достигает своего номинального значения.
Математически вид функции Тагути следующий: единицы измерения L(x) = С (х - Ха)2, Рис. 5.3.1. Функция потерь Тагути где х — измеряемое значение показателя качества; xQ — ее номинальное значение; L(x) — значение функции потерь Тагути в точке х; с — коэффициент масштаба (подбираемый в соответствии с используемой денежной единицей при измерении потерь). , Это наиболее естественная и простая математическая функция, пригодная для представления основных особенностей функции потерь Тагути. Отметим, например, такой факт, что вышеприведенная формула предполагает одинаковый уровень потерь при отклонениях от номинала в обе стороны. Вместе с тем, хотя данная модель часто служит разумным приближением для показателя качества в пределах его допусков и на не слишком большом удалении от границ допуска, И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством она, очевидно, не подходит для больших отклонений от номинального значения. Однако если рассматриваемые процессы не столь плохи, чтобы нам требовалось рассматривать такие большие отклонения, параболический вид функции является вполне подходящим. Каковы же преимущества функции потерь Тагути по сравнению с использованием системы допусков? 1. Прежде всего функция потерь Тагути постоянно поддерживает 2. Даже очень грубая оценка функции потерь дает чрезвычайно 3. Использование функции потерь дает основу для количествен Резюме Установлено, что затраты следует классифицировать следующим образом: предупредительные; информационные (текущие); затраты на устранение дефектов, связанных с внутренними проблемами; затраты на устранение дефектов, связанных с требованиями заказчика/потребителя. На основе указанной классификации возможно определение «цены качества», а также ответственных лиц и виновников брака. В результате грамотного внедрения менеджмента качества изменяются не только величина, но и структура затрат на качество. Важнейшую роль во внедрении систем качества играет руководство предприятия, задача которого — организовать внедрение, мотивировать должным образом сотрудников и обеспечить контроль за ходом внедрения системы Контрольные вопросы 1. Дайте классификацию затрат на обеспечение качества. 2. Каков диапазон «цены» качества? 3. Как изменяется структура затрат на качество в результате внедрения системы 4. В чем состоят основные преимущества внедрения систем менеджмента качества? 5. Какова роль руководства предприятия во внедрении систем менеджмента каче 6! Проанализируйте, какие элементы затрат на качество увеличиваются в результате внедрения TQM? Глава 5. Оценка затрат на менеджмент качества Тесты 1. Затраты на качество — это: а) затраты, которые нужно понести, чтобы обеспечить удовлетворенность потреби б) затраты, которые приходится нести, чтобы исправить дефекты продукции; в) затраты на организацию подразделений но управлению качеством. 2. Затраты на несоответствие — это: а) затраты, которые приходится нести из-за того, что не все делается правильно с б) затраты на исправление дефектов; в) компенсации потребителям, получившим некачественную продукцию. Литература 1. Philip Crosby. Quality is free. New York: McGrow-Hill, 1979. 2. Шранк Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами: Мето 3. Нив Г. Пространство доктора Деминга: Пер. с англ. — Таганрог.: Городской 4. Фейгеибаум А. Контроль качества продукции: Сокр. пер. с англ. Авт. пре- 5. Мазур И.И,, Шапиро В.Д. и др. Управление проектами: Справочное пособие 6. TQM-XXI. Проблемы, опыт, перспективы. Вып 1—3. / Под ред. В.Л. Рождест Высокое качество создают люди высоких качеств FORD Corporation Глава 6 ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ 6.1. Структурирование функции качества 6.2. Анализ последствий и причин отказов 6.3. Статистические методы 6.4. АВС-метод Контрольные вопросы Тесты Литература 6.1. Структурирование функции качества Метод структурирования функции качества (СФК), который иногда еще называют развертыванием функции качества, впервые был применен компанией Мицубиси в 1972 г. Суть метода СФК состоит в том, что требования потребителя должны «развертываться» и конкретизироваться поэтапно, начиная с предин-вестиционньгх исследований и заканчивая предпродажной подготовкой. Данный метод представляет собой технологию проектирования изделий и процессов, позволяющую преобразовывать пожелания потребителя в технические требования к изделиям и параметрам процессов их производств. Основная идея технологии СФК заключается в понимании того, что между потребительскими свойствами (фактическими показателями качества) и установленными в стандартах параметрами продукта (вспомога тельными показателями качества) существует большое различие. Вспомогательные показатели качества важны для производителя, но не всегда существенны для потребителя. Идеальным случаем был бы такой, когда производитель мог проконтролировать качество продукции непосредственно по фактическим показателям, но это, как правило, невозможно, поэтому он пользуется вспомогательными показателями. Технология СФК — это последовательность действий производителя по преобразованию фактических показателей качества изделия в технические требования к продукции, процессам и оборудованию. Глава 6. Инструменты и методы управления качеством Метод СФК — это экспертный метод, использующий табличный способ представления данных, причем со специфической формой таблиц, получивших название «домиков качества» (рис. 6.11). В этих таблицах отображается связь между фактическими показателями качества (потребительскими свойствами) и вспомогательными показателями (техническими требованиями): Планирование продукта Требования потребителя Критические параметры качества (технические требования к компоненту) Критические параметры качества (технические требования к компоненту) Планирование компонентов продукта Проектирование процесса Проектирование производства Критические параметрит качества процесса изготовления и контроля Рабочие инструкции для процессов изготовления, сборки, контроля и испытаний продукции Рис. 6.1.1. Схема проектирования изделий / процессов при помощи СФК-метода Рассмотрим процесс планирования новой продукции в рамках метода СФК. Он состоит из восьми этапов. Первым этапом СФК, как уже было сказано выше, является выяснение и уточнение требований потребителей. Потребитель формулирует свои пожелания, как правило, в абстрактной форме типа «удобная мебель» и «легкий телефон» и пр. Для потребителя такой способ выражения своих потребностей является вполне нормальным. Но для инженеров, проектировщиков, конструкторов этого недостаточно: следует четко определить размеры, материалы, требования к обработке поверхности, допустимый вес. Задача СФК как раз и состоит в том, что сделать мнение потребителя понятным для инженера. СФК служит своеобразным переводчиком с языка потребителя на язык разработчика. Кроме этого, ме- И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством тод СФК выполняет еще много других задач. Например, позволяет сравнивать показатели проектируемого товара с показателями товаров конкурентов, а также определять экономическую и техническую реализуемость создания товара. Задача производителя состоит в том, чтобы с помощью различных методов преобразовать требования («голос») потребителя в инженерные характеристики продукта. Например, «голос потребителя» типа «экономичный автомобиль» в результате такой работы может быть развернут в требования «низкая отпускная цена», «низкая стоимость пробега» и далее — в конкретные числовые показатели типа «продажная стоимость X рублей» и «расход бензина Y л/100 км». Только после того как эта работа закончена, производитель может ответить на вопрос, что нужно сделать, чтобы удовлетворить ожидания потребителя. Именно в этом заключается главная задача производителя на первой фазе планирования продукта — делать правильные вещи, т.е. выпускать в последующем продукцию, необходимую потребителю с требуемыми им параметрами качества. Насколько успешно будет решена эта задача, зависит от глубины понимания производителем в первую очередь двух проблем: • что требует потребитель от продукта; • как продукт будет использоваться потребителем. Выяснение требований потребителей начинается с анализа рынка. Для анализа рынка в качестве исходной информации, как правило, используется опрос. На основании опроса фирма определяет, какую именно продукцию следует производить. Опрос производится следующим образом. Сначала определяется выборка потенциальных потребителей, которая хорошо представляет все множество потенциальных потребителей в определенном рыночном сегменте, в котором действует фирма. Затем в рамках выборки производится опрос с тем, чтобы на основе его результатов определить, какими свойствами должна обладать данная продукция, чтобы потребители захотели ее купить. В результате опроса получается список потребительских требований к планируемой продукции. Данные требования записывают в столбец будущей матрицы СФК. Если в качестве примера рассмотреть проектирование новой модели автомобиля, то потребительские требования могут выглядеть следующим образом (рис. 6.1.2):
Рис. 6.1.2. Потребительские требования Глава 6. Инструменты и методы управления качеством Второй этап СФК — ранжирование потребительских требований. Для ранжирования необходимо оценить рейтинги потребительских требований, которые были определены на первом этапе. Требования потребителей всегда противоречивы, и нельзя создать продукцию, отвечающую всем потребительским требованиям. Имея четкое представление о том, какие требования необходимо удовлетворить обязательно, а какими можно в известной степени поступиться, фирма должна найти компромисс. Чтобы ответить на этот вопрос, следует упорядочить список потребительских требований по степени важности. В результате получается еще один столбец с некоторыми числами, указывающими, какое место по важности занимает в этом ряду каждое из требований. Естественно, что проставление рейтингов во многом субъективно и не всегда отражает реальное убывание важности отдельных требований. Потребителю важно все. Но производитель не может удовлетворить все требования. Поэтому ему приходится выбирать. Если продолжить рассмотрение примера с автомобилем, то в результате выполнения второго этапа СФК производитель может получить (рис. 6.1.3) следующие рейтинги (данные гипотетические, рейтинги проставляются по десятибалльной шкале).
Рис. 6.1.3. Рейтинг потребительских требований Третий этап СФК — разработка инженерных характеристик. Данный этап выполняет специальная команда разработчиков, создаваемая для данного случая. Перед ней на первом этапе работы ставится задача составить список инженерных характеристик будущего изделия — взгляд на изделие с точки зрения инженера. Эта команда готовит список характеристик, важных с их точки зрения, и предлагает его в качестве результата данного этапа. Естественно, что язык этих характеристик будет достаточно определенным, четким. Именно такой язык принят у разработчиков. В результате список трансформируется следующим образом (рис. 6.1.4): И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством
Рис. 6.1.4. Инженерные характеристики На четвертом этапе СФК производится вычисление зависимостей потребительских требований и инженерных характеристик. В результате выполнения трех предыдущих этапов проектировщики получили ранжированный список потребительских требований, составленный на языке потребителя, и инженерных характеристик, сформулированных на профессиональном языке. Для успешной разработки изделия нужно сделать что-то вроде словаря перевода потребительских требований в инженерные характеристики. Для этого применяется простой прием: строится таблица-матрица по типу представленной на рис. 6.1.4. На этом этане необходимо ответить на вопрос: как зависит данное потребительское требование от того, какое значение мы придадим данной инженерной характеристике. Например, существует требование покупателя автомобиля — «хочу тратить минимум бензина». В первом стол
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1055; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.81.47 (0.012 с.) |