Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Измерение, анализ и улучшение (только наименование)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
8.1. Общие положения 4.10.1+4.20.1+4.20.2. 8.2. Мониторинг и измерение (только наименование)
8.2.1. Удовлетворенность потребителей 8.2.2. Внутренние аудиты (проверки) 4.17. 8.2.3. Мониторинг и измерение процессов 4.17+4.20.1+4.20.2. 8.2.4. Контролирование и измерение продукции 4.10.2+4.10.4+4.10.4+4.10.5+ 8.4. Управление несоответствующей продукцией 4.14.1+4.14.2. 8.4. Анализ данных 4.20.1+4.20.2. 8.5. Улучшение (только наименование)
8.5.1. Непрерывное улучшение 4.1.4. 8.5.2. Корректирующие действия 4.14.1+4.14.2. 8.5.3. Предупреждающие действия 4.14.1+4.14.4. Разрешена адаптация требований ИСО 9001:2000, чтобы не использовать те из них, которые не применяются организацией. Это относится к организациям, ведущим подготовку к регистрации на соответствие требованиям ИСО 9002 или ИСО 9004, Блок «Планирование процессов жизненного циюга продукции» может рассматриваться как переменный, т.е. при определении области сертификации выбираются те процессы, которые реально выполняются организацией. Остальные блоки в модели системы менеджмента качества являются блоками управления и следовательно, постоянными, поэтому все элементы этих блоков должны выполняться. Следует уделить внимание положению ИСО 9001:2000 о том, что организация может исключить только те требования системы менеджмента качества, которые не влияют на работоспособность организации или не освобождают ее от ответственности обеспечивать потребителя продукцией или услугой, отвечающей его требованиям и применимым требованиям регламентов. Версия стандарта ИСО 9001:2000 позволяет организации более гибко подходить к изменениям в документации системы управления качеством и разрабатывать минимальное количество документов, необходимых, для демонстрации эффективного планирования, процессов и контроля за процессами, выполнения и улучшения системы управления качеством. Обязательным является документирование всего шести процедур: • управление документацией; • управление записями о качестве; • внутренние аудиты; • управление несоответствующей продукцией; • корректирующие действия; • предупреждающие действия. Принципы системного управления качеством. Новая версия стандарта базируется на 8 принципах системного управления качеством, близких к идеологии Всеобщего управления качеством (TQM). Принципы выходят за рамки требований ИСО 9001:2000. Принципы — это во многом задание «на завтра*-, они адресованы прежде всего тем организациям, которые не ограничиваются сертификацией своей системы качества на соответствие требованиям стандартов ИСО 9000:2000, а планируют развивать систему на пути к всеобщему управлению качеством (TQM) и использовать ее в качестве основы для создания системы менеджмента организации. Ориентация организации на заказчика. Деятельность любой организации зависит от ее заказчиков. Поэтому организации должны понимать текущие и будущие нужды заказчика, выполнять его требования и стремиться превзойти его ожидания. Ожидания потребителей связаны не только с качеством продукции, но и с ценой, режимом и условиями поставки, условиями обслуживания при использовании продукции и пр. Стандарты ИСО 9000:2000 ориентируют на осознание различных потребностей и ожиданий потребителей, которые важны для принятия ими решений о приобретении И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством продукции. Необходимо обеспечить сбалансированный подход к запросам потребителей и потребностям других сторон (акционеров, поставщиков, общества в целом, регионов и др.), заинтересованных в результатах деятельности организации. Ведущая роль руководства. Руководители устанавливают единство цели, направления и внутреннюю среду организации. Они создают обстановку, в которой сотрудники полностью могут быть вовлечены в достижение целей организации. Прежде всего необходимо, чтобы руководители высшего звена своим личным примером демонстрировали приверженность качеству. Задачей руководства является обеспечение атмосферы доверия, инициирование, признание и поощрение вклада людей, поддержка открытых и честных взаимоотношений. Такая атмосфера максимально способствует раскрытию творческих возможностей сотрудников и лучшему решению задач качества. Руководство должно постоянно заботиться об обучении персонала, а также обеспечивать необходимыми ресурсами решение задач качества. Одним из способов реализации данного принципа является определение руководством организации долгосрочной политики и миссии области качества и трансформация этой политики в измеряемые цели и задачи. Вовлечение сотрудников. Сотрудники представляют наиболее существенную и ценную часть организации, и наилучшее использование их возможностей может принести организации максимальную выгоду. Система качества и ее механизмы должны побуждать сотрудников проявлять инициативу в постоянном улучшении качества деятельности организации, брать на себя ответственность в решении проблем качества, активно повышать свои знания, передавать знания и опыт коллегам, представлять свою организацию потребителям и всем заинтересованным сторонам в лучшем свете. Процессоориентированный подход. Любая работа, получающая входные воздействия и преобразующая их в выходные результаты, может рассматриваться как процесс. Чтобы функционировать эффективно, организации должны выявлять взаимосвязанные процессы в своей деятельности и управлять ими. Часто выход одного процесса непосредственно формирует вход другого. Систематическое выявление и менеджмент процессов, реализуемых в организации, и их взаимосвязей понимаются в ИСО 9000:2000 как «процессоориентированный подход». Версия 2000 г. имеет совершенно новый взгляд на систему, который предполагает алгоритмический подход к проектированию системы качества как к совокупности взаимосвязанных процессов. При этом каждый процесс рассматривается как система с вытекающими из этого последствиями: • входы и результаты процесса четко устанавливаются и измеряются; • определяются потребители каждого процесса, идентифицируются • устанавливается взаимодействие данного процесса с остальными • устанавливаются полномочия, права и ответственность за управле • при проектировании процесса определяется его ресурсное обеспе Сформулированный таким образом основной перечень процессов документируется. При документировании устанавливаются владельцы процессов из специалистов высокой квалификации, досконально знающих свои процессы и пользующихся авторитетом у сотрудников, т.е. при назначении владельцев процессов реализуется принцип менеджмента качества — лидерство. Глава 4. Сертификация продукции и систем качества Далее производится ранжирование процессов, соответствующих конкретным функциям по степени их влияния на достижение целей организации. Такое ранжирование происходит на фоне двух групп, первая из которых объединяет процессы внешних (главных и второстепенных), а вторая — внутренних (основных и вспомогательных) производственных функций организации. На множестве процессов выделяются те, которые могут принести прибыль или другую выгоду, т.е. бизнес-процессы. Это позволяет обоснованно подойти к распределению ресурсов при управлении деятельностью организации. Для эффективного управления каждый владелец процесса должен чётко определять входы и выходы процесса. Вступая во взаимодействия с другими процессами, владелец процесса одновременно является поставщиком и потребителем материальной и информационной продукции. В информационном плане как потребитель он формирует свои требования к продукции, а как поставщик — оценивает требования своего потребителя и документирует свою деятельность так, чтобы эти требования были удовлетворены. Задача состоит в том, чтобы в документации системы менеджмента качества риск проявления несоответствий в продукции был сведен к минимуму. Системный подход к управлению. Выявление, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов, направленных на достижение заданных целей, способствует повышению результативности и эффективности организации. Принцип системного подхода тесно связан с предыдущим принципом и с представлением о системе качества как о совокупности взаимосвязанных процессов. Системный подход предполагает также постоянное улучшение системы через измерение и оценку. Постоянное улучшение. Постоянное улучшение должно быть неизменной целью организации. В стандартах ИСО серии 9000:2000 декларируется необходимость непрерывного улучшения систем менеджмента качества и подчеркивается, что: — успешное функционирование организации может быть резуль — система менеджмента качества может обеспечить основу для — статистические методы могут применяться для определения из Наиболее важными положениями по постоянному улучшению в МС ИСО 9001:2000 являются следующие: • высшее руководство организации должно продемонстрировать свою приверженность к разработке и улучшению системы менеджмента качества, а также обеспечить, чтобы политика в области качества включала приверженность к выполнению требований и постоянному улучшению; И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством • высшее руководство должно обеспечить планирование качества, • результаты анализа функционирования системы менеджмента ка • для внедрения и улучшения процессов системы менеджмента каче • организация должна определить, спланировать и внедрить дейст • в организации должны определяться и анализироваться соответствую • организация должна способствовать постоянному улучшению пу Подход к принятию решения, основанный на фактах. Эффективность решения всегда основывается на логическом и интуитивном анализе данных и информации. Данный принцип чаще всего является альтернативой применяемого на практике способа принятия решений на основе интуиции, чутья, конъюнктуры, прошлого опыта, предположений и др. Решения будут наиболее эффективными, если они основываются на анализе реальных данных и информации. Реализация принципа требует прелоде всего измерений и сбора достоверных и точных данных, относящихся к поставленной задаче. И сбор данных, и последующий их анализ предполагают владение знаниями и применение специальных методов. В частности, необходимо понимание, знание и использование соответствующих статистических методов. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Если отношения между поставщиками формируются на взаимовыгодной основе, они способствуют расширению возможностей обеих организаций. Реализация принципа требует идентификации основных поставщиков, организации четких и открытых связей и отношений (основанных на балансе краткосрочных и долгосрочных целей обеих сторон), обмена информацией и планов на будущее, совместной работы по четкому пониманию потребностей потребителей, инициирования совместных разработок и улучшения продукции и процессов. Система менеджмента качества должна иметь стимулирующие механизмы но признанию достижений и улучшений поставщика. 4.8.3. ИСО 9004:2000 Стандарт нацеливает организацию на учет и максимальное удовлетворение требований всех заинтересованных сторон: 'заказчиков, Глава 4. Сертификация продукции и систем качества владельцев, персонал, поставщиков, общества. Иначе говоря, речь идет об обеспечении удовлетворенности заказчика способом, выгодным и предприятию, и другим упомянутым субъектам. Немаловажным является и то, что руководство ИСО 9004:2000 гармонизировано со стандартом ИСО 14001:1996 «Система менеджмента окружающей среды», а это повышает совместимость обоих стандартов с пользой для общества. Пересмотренный стандарт ИСО 9004 ориентирован на достижение результативности в деятельности организации в интересах потребителей, владельцев, работников, поставщиков и общества в целом. При этом в каждом разделе ИСО 9004 в рамке содержится текст соответствующего раздела ИСО 9001:2000. 4.8.4. Переход на новую версию По экспертной оценке ВНИИС различия в системах качества по стандартам ИСО серии 9000 в версиях 2000 г. и 1994 г. могут составлять от 40 до 50%. Это означает, что организациям, внедрившим и сертифицировавшим свои системы качества на основе требований стандартов ИСО, придется приложить значительные усилия по реорганизации этих систем. В связи с серьезными изменениями в концепции и содержании стандартов 2000 г. (по сравнению с предыдущей версией) для организаций, внедривших системы качества в соответствии с требованиями ИСО серии 9000 версии 1994 г. (ГОСТ Р ИСО серии 9000 версии 1996 г.) разработаны рекомендации ИСО и Госстандарта России по стратегии переходного периода. Сертификаты, выданные на соответствие систем качества требованиям ИСО 9001, ИСО 9002 или ИСО 9004 издания 1994 г. (ГОСТ Р ИСО 9001, 9002, 9004 версии 1996 г.), должны иметь максимальный срок действия 4 года с момента публикации ИСО 9001:2000, т. е. до 15 декабря 2004 г. В переходный период организация имеет право: 1. Провести сертификацию системы качества на соответствие ста 2. Провести ресертификацию системы качества на соответствие И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством 3. Провести ресертификацию системы качества на соответствие новой версии стандартов ИСО серии 9000. В этом случае организация не будет нести дополнительных расходов и может провести ресертификацию в рамках инспекционного контроля по льготной цене. 4 Провести сертификацию системы качества на соответствие ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001:2000). Важная рекомендация была предложена ИСО/ТК 176. Не следу ет рассматривать изменение структуры документов системы в качестве обязательного условия перехода на новые стандарты. Документация системы качества может быть индивидуальной для каждой организации. При этом можно адаптировать к новым стандартам документацию системы качества, ранее структурированную по 20 элементам в соответствии с ИСО серии 9000:1994. Для эффективного решения задачи разработки (доработки) новой (действующей) документации в соответствии с требованиями ИСО 9001:2000 необходимо использование рекомендаций методических материалов ИСО/ТК 176. Согласно этим рекомендациям порядок действий может быть следующим: • установить все изменения, внесенные в ИСО 9001:2000, используя • оценить действующую структуру системы менеджмента качества • принять решение об установлении в организации системы, направ • провести перепроектирование действующей структуры системы ме • разработать программу подготовки к переходу на новые версии; • провести окончательную проверку документации на полноту нали • провести анализ системы и первоначальную (предварительную) ее • обратиться за обновлением сертификата. 4.9. Сертификация систем менеджмента качества Сертификация систем менеджмента качества — это высокоэффективный рыночный инструмент, так как сертификат, выданный авторитетной организацией, признается как осязаемое свидетельство качества, которого вправе ожидать потребитель (заказчик). Глава 4. Сертификация продукции и систем качества Заметим, что направленность сертификации в последние годы переместилась от сертификации продукции к сертификации систем качества. Это связано с тем, что во втором случае покупатель уверен, что качество всей продукции данного предприятия находится на высоком уровне. Процедура сертификации имеет целью дать предприятию-изготовителю соответствующей продукции лицензию на использование знака соответствия (за рубежом — монограммы, клейма определенного вида). Организационная система сертификации включает: аккредитирую-щие органы, консультирующие и сертифицирующие организации. Обязательным условием сертификации является организационная независимость перечисленных организаций. Международная сертификация указанными компаниями включает два этапа: подготовку к сертификации и непосредственно процесс сертификации. Эти два этапа выполняются различными организациями (в ряде случаев — разными дочерними фирмами внутри одной материнской компании), так как в противном случае возникает «конфликт интересов», что запрещено действующими международными требованиями. Подготовка к сертификации предполагает: • оценку действующего производства —оценочный аудит; • подготовку необходимых документов: отчета, мероприятий и мето • разработку Руководства, пакета Методологических инструкций и • консультации по внедрению; • предварительный аудит; • сертификационный аудит и выдачу сертификата; • обучение специалистов компании: высшего и среднего звена и ис В качестве критериев для принятия решения о сертифицирующей инофирме целесообразно принять: — стоимость услуг; — наличие опыта в сертификации организаций данного (требуе — наличие Российского представительства и соответственно воз — ориентировочная длительность работ; — готовность к сотрудничеству с представителями российского — наличие у сертифицирующей организации аккредитаций в ряде Наибольший опыт работы в России и максимальное соответствие указанным требованиям имеют место у таких фирм, как: TUV CERT, Bureau Veritas Quality International, Lloid's Register Quality И. И.Мазур, В, Д. Шапиро. Управление качеством Assurance Ltd, SGS International Certification Services, ABS Qualib Evaluations. До проведения переговоров целесообразно: определить стращ (-ы), аккредитация в которой (-ых) наиболее привлекательна дл* компании, а также заполнить требуемые (достаточно громоздкие) анкетные формы. Рассмотрим в качестве примера порядок международной сертификации (достаточно, кстати, стандартный) на примере правил, принятых Американским институтом нефти (API) (см. приложение 7). В России в соответствии с Законом о сертификации продукции и услуг создана государственная система сертификации продукции, которая действует- под руководством Госстандарта России как национального органа по сертификации. Эта система соответствует правилам ISO. Основанием для сертификации по показателям обеспечения безопасности людей и охраны окружающей среды являются отечественные или зарубежные стандарты. Продукция сертифицируется на соответствие ГОСТ, ТУ или зарубежным престандартам. Например, портландцемент ПЦ 400-Д20 имеет 2 сертификата: - RSSG.RU.9002.1.4.0024 - на соответствие ГОСТ 10178-85; — RSSG.RU.9002.1.4.0025 — на соответствие европейскому пре- Основными схемами сертификации, принятыми в системе, являются: • проведение типовых испытаний образцов продукции и последую • предварительная проверка производства на способность обеспе По согласованию с органом по сертификации конкретной продукции могут быть использованы и другие схемы сертификации, принятые в зарубежной и международной практике и рекомендованные ISO. Работы по подготовке и проведению сертификации включают: • выбор, доработку (при необходимости) и принятие норматив » разработку документа (положения) о порядке сертификации данной продукции, устанавливающего, в том числе, схему ее проведения; • предварительную проверку производства сертифицируемой про • испытания сертифицируемой продукции (если это предусмотрено Глава 4. Сертификация продукции и систем качества • выдачу сертификата соответствия и права на использование знака • заключение соглашений о сертификации продукции с зарубежны • надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции • информацию о результатах сертификации. Выбор, доработка и принятие нормативно-технических документов, проверка производства сертифицируемой продукции, испытания базируются на действующих в стране: — системе стандартизации и фонде нормативно-технической доку — системе сертификации систем качества; — системе аккредитации испытательных лабораторий и сети та Правила проведения этих работ устанавливаются соответствующими руководящими документами Госстандарта РФ. Испытания для сертификации проводятся в испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных и признанных Госстандартом РФ. Структура норм и стандартов приведена на рис. 4.9.1. Госстандарт РФ Региональные и другие органкг по сертификации \ Изготовители и (или) поставщики продукции Аккредитованные испкгга-тельние лаборатории Рис. 4.9.1. Организационная структура системы сертификации Расходы по проведению обязательной сертификации оплачивают изготовители или поставщики продукции (при импорте), добровольной — заявители. Оплата проводится по тарифам, утвержденным в установленном порядке или при их отсутствии — по договорам. Организационную структуру государственной системы сертификации образуют: • национальный орган России по сертификации (Госстандарт РФ); • органы по сертификации конкретной продукции и (или) в регио • аккредитованные испытательные лаборатории (центры); • изготовители и (или) поставщики продукции. И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством Порядок сертификации продукции в строительстве регламентирован документом «Система сертификации ГОСТ Р» «Основные положения сертификации продукции в строительстве» (РДС-10-241—94)». Этот порядок разработан в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг». Этот документ опирается на ряд руководящих документов по сертификации в строительстве: ГОСТ Р 50460-92 «Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования», на европейские стандарты серии EN 45000, международные стандарты ISO 9000, а также на руководство ISO по сертификации. Руководство работой по сертификации в строительстве осуществляет Госстрой России, которому в Государственном Реестре Системы сертификации ГОСТ Р присвоен регистрационный номер 9001. Научно-методическое руководство и практическую работу по сертификации в строительстве осуществляет Главное управление стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России (далее — Главтехнормирование Госстроя России) — Центральный орган по сертификации в области строительства. Объектами сертификационной деятельности являются: • продукция предприятий промышленности, строительной индуст • проектная продукция; • объекты строительства — здания и сооружения (далее — строи • работы и услуги в строительстве; • продукция, импортируемая в Россию, на которую распространяет Сертификация в строительстве осуществляется как добровольная, за исключением тех случаев, когда действующим законодательством установлена обязательная сертификация. В соответствии с правилами, установленными в Системе сертификации ГОСТ Р, при проведении сертификации в строительстве уполномоченные (аккредитованные) органы по сертификации организуют проведение в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах) первоначальных (типовых) испытаний продукции и оценку ее соответствия установленным требованиям, а в необходимых случаях, предусмотренных схемой сертификации, также оценку и контроль состояния производства путем его сертификации или сертификации системы качества. На основании результатов испытаний и оценки состояния производства производятся выдача сертификатов соответствия и регистрация сертифицированной продукции по представлению Госстроя России в Государственном Реестре Системы сертификации ГОСТ Р. За сертифицированной продукцией, сертифицированным производством или системами качества в зависимости от принятых схем сертификации ведется последующий инспекционный контроль. Глава 4. Сертификация продукции и систем качества Порядок сертификации продукции в строительстве установлен в РДС-242-94. Органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) должны быть аккредитованы, и их деятельность лицензирована в установленном Госстроем России порядке на право проведения соответствующих работ. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, сертифицированным производством или сертифицированными системами качества, как правило, осуществляют органы по сертификации, выполнившие эту работу, или соответствующие территориальные органы надзора по договорам с указанными органами по сертификации продукции. Инспекционный контроль за аккредитованными органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами) осуществляют Госстрой России и Госстандарт России за счет лицензионных платежей, получаемых от деятельности по сертификации. Организационную структуру служб сертификации в строительстве в Системе сертификации ГОСТ Р образуют: • Госстандарт России — национальный орган Российской Федера • Главтехнормирование Госстроя России — Центральный орган по • Федеральный научно-технический Центр сертификации в строи • органы по сертификации продукции; • испытательные лаборатории (центры). 4.10. Проверка эффективности системы менеджмента качества Методом выявления отклонений системы менеджмента качества является аудит. Различают: • аудит системы; • аудит процесса; • аудит продукта. В соответствии с ИСО 9000 аудит качества определяется как систематическое и независимое исследование, проводящееся для того, чтобы установить, соответствует ли деятельность в области качества запланированным требованиям, насколько эффективно эти требования реализуются и пригодны ли они для достижения поставленных целей. Различают внешние и внутренние аудиты (далее — проверки) качества. Результаты внутренней проверки в виде документированного «Обзора состояния менеджмента качества» оцениваются руководством предприятия. И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством Проверка — это задача менеджмента. Он может проводиться так, как показано на рис. 4.10.1.
Рис. 4.10.1. Подготовка к внутренним аудитам Плановые проверки проводятся по годовому плану, пример которого показан на рис. 4.10.2. План проверки должен включать: — проверяемые подразделения/процессы; — важные элементы системы качества; — временные интервалы проведения этапов проверки. подлежащих выяснению, ориентировочный состав которого следующий: • проверяемое подразделение; • аудиторы; Глава 4. Сертификация продукции и систем качества • сроки/местонахождение; • плановый/внеплановый; • цель проверки; • проверяемые процессы; • элементы системы качества; • участники проверки; • основные моменты проверки; • цели подразделения/процесса; • нормативные/законодательные требования; • положительные результаты внедрения системы; Статус Формуляр Страница
Рис. 4.10.2. Годовой план аудита (структура элементов QM дана в соответствии С ИСО 9000:1994) И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качество |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.224 (0.012 с.) |