Измерение, анализ и улучшение (только наименование) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Измерение, анализ и улучшение (только наименование)



8.1. Общие положения 4.10.1+4.20.1+4.20.2.

8.2. Мониторинг и измерение (только наименование)

 

8.2.1. Удовлетворенность потребителей

8.2.2. Внутренние аудиты (проверки) 4.17.

8.2.3. Мониторинг и измерение процессов 4.17+4.20.1+4.20.2.

8.2.4. Контролирование и измерение продукции 4.10.2+4.10.4+4.10.4+4.10.5+
+4.20.1+4.20.2.

8.4. Управление несоответствующей продукцией 4.14.1+4.14.2.

8.4. Анализ данных 4.20.1+4.20.2.

8.5. Улучшение (только наименование)

 

8.5.1. Непрерывное улучшение 4.1.4.

8.5.2. Корректирующие действия 4.14.1+4.14.2.

8.5.3. Предупреждающие действия 4.14.1+4.14.4.

Разрешена адаптация требований ИСО 9001:2000, чтобы не использовать те из них, которые не применяются организацией. Это относится к организациям, ведущим подготовку к регистрации на соответствие требованиям ИСО 9002 или ИСО 9004, Блок «Планирование процессов жизненного циюга продукции» может рассматриваться как переменный, т.е. при определении области сертификации выбираются те процес­сы, которые реально выполняются организацией. Остальные блоки в модели системы менеджмента качества являются блоками управления и следовательно, постоянными, поэтому все элементы этих блоков должны выполняться.

Следует уделить внимание положению ИСО 9001:2000 о том, что организация мо­жет исключить только те требования системы менеджмента качества, которые не влия­ют на работоспособность организации или не освобождают ее от ответственности обес­печивать потребителя продукцией или услугой, отвечающей его требованиям и приме­нимым требованиям регламентов.

Версия стандарта ИСО 9001:2000 позволяет организации более гибко подходить к изменениям в документации системы управления качеством и разрабатывать мини­мальное количество документов, необходимых, для демонстрации эффективного плани­рования, процессов и контроля за процессами, выполнения и улучшения системы управления качеством.

Обязательным является документирование всего шести процедур:

• управление документацией;

• управление записями о качестве;

• внутренние аудиты;

• управление несоответствующей продукцией;

• корректирующие действия;

• предупреждающие действия.

Принципы системного управления качеством. Новая версия стандарта базируется на 8 принципах системного управления качеством, близких к идеологии Всеобщего управления качеством (TQM).

Принципы выходят за рамки требований ИСО 9001:2000. Принципы — это во многом задание «на завтра*-, они адресованы прежде всего тем организациям, которые не ограничиваются сертификацией своей системы качества на соответствие требовани­ям стандартов ИСО 9000:2000, а планируют развивать систему на пути к всеобщему управлению качеством (TQM) и использовать ее в качестве основы для создания сис­темы менеджмента организации.

Ориентация организации на заказчика. Деятельность любой организации зависит от ее заказчиков. Поэтому организации должны понимать текущие и будущие нужды заказчика, выполнять его требования и стремиться превзойти его ожидания. Ожида­ния потребителей связаны не только с качеством продукции, но и с ценой, режимом и условиями поставки, условиями обслуживания при использовании продукции и пр.

Стандарты ИСО 9000:2000 ориентируют на осознание различных потребностей и ожиданий потребителей, которые важны для принятия ими решений о приобретении


И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством

продукции. Необходимо обеспечить сбалансированный подход к запросам потребителей и потребностям других сторон (акционеров, поставщиков, общества в целом, регионов и др.), заинтересованных в результатах деятельности организации.

Ведущая роль руководства. Руководители устанавливают единство цели, направ­ления и внутреннюю среду организации. Они создают обстановку, в которой сотруд­ники полностью могут быть вовлечены в достижение целей организации.

Прежде всего необходимо, чтобы руководители высшего звена своим личным при­мером демонстрировали приверженность качеству. Задачей руководства является обес­печение атмосферы доверия, инициирование, признание и поощрение вклада людей, поддержка открытых и честных взаимоотношений. Такая атмосфера максимально спо­собствует раскрытию творческих возможностей сотрудников и лучшему решению задач качества. Руководство должно постоянно заботиться об обучении персонала, а также обеспечивать необходимыми ресурсами решение задач качества.

Одним из способов реализации данного принципа является определение руково­дством организации долгосрочной политики и миссии области качества и трансформа­ция этой политики в измеряемые цели и задачи.

Вовлечение сотрудников. Сотрудники представляют наиболее существенную и ценную часть организации, и наилучшее использование их возможностей может при­нести организации максимальную выгоду.

Система качества и ее механизмы должны побуждать сотрудников проявлять ини­циативу в постоянном улучшении качества деятельности организации, брать на себя ответственность в решении проблем качества, активно повышать свои знания, переда­вать знания и опыт коллегам, представлять свою организацию потребителям и всем за­интересованным сторонам в лучшем свете.

Процессоориентированный подход. Любая работа, получающая входные воздейст­вия и преобразующая их в выходные результаты, может рассматриваться как процесс. Чтобы функционировать эффективно, организации должны выявлять взаимосвязанные процессы в своей деятельности и управлять ими. Часто выход одного процесса непо­средственно формирует вход другого. Систематическое выявление и менеджмент про­цессов, реализуемых в организации, и их взаимосвязей понимаются в ИСО 9000:2000 как «процессоориентированный подход».

Версия 2000 г. имеет совершенно новый взгляд на систему, кото­рый предполагает алгоритмический подход к проектированию систе­мы качества как к совокупности взаимосвязанных процессов.

При этом каждый процесс рассматривается как система с выте­кающими из этого последствиями:

• входы и результаты процесса четко устанавливаются и измеряются;

• определяются потребители каждого процесса, идентифицируются
их требования, изучается их удовлетворенность результатами про­
цесса;

• устанавливается взаимодействие данного процесса с остальными
процессами организации;

• устанавливаются полномочия, права и ответственность за управле­
ние процессом;

• при проектировании процесса определяется его ресурсное обеспе­
чение.

Сформулированный таким образом основной перечень процессов документируется. При документировании устанавливаются владельцы процессов из специалистов высокой квалификации, досконально знающих свои процессы и пользующихся авторитетом у сотрудников, т.е. при назначении владельцев процессов реализуется принцип ме­неджмента качества — лидерство.


Глава 4. Сертификация продукции и систем качества

Далее производится ранжирование процессов, соответствующих конкретным функциям по степени их влияния на достижение целей организации. Такое ранжирование происходит на фоне двух групп, первая из которых объединяет процессы внешних (главных и второ­степенных), а вторая — внутренних (основных и вспомогательных) производственных функций организации. На множестве процессов выделяются те, которые могут принести прибыль или другую выго­ду, т.е. бизнес-процессы. Это позволяет обоснованно подойти к рас­пределению ресурсов при управлении деятельностью организации.

Для эффективного управления каждый владелец процесса должен чётко определять входы и выходы процесса. Вступая во взаимодейст­вия с другими процессами, владелец процесса одновременно является поставщиком и потребителем материальной и информационной про­дукции. В информационном плане как потребитель он формирует свои требования к продукции, а как поставщик — оценивает требова­ния своего потребителя и документирует свою деятельность так, что­бы эти требования были удовлетворены. Задача состоит в том, чтобы в документации системы менеджмента качества риск проявления не­соответствий в продукции был сведен к минимуму.

Системный подход к управлению. Выявление, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов, направленных на достижение заданных целей, способствует повышению результативно­сти и эффективности организации.

Принцип системного подхода тесно связан с предыдущим принци­пом и с представлением о системе качества как о совокупности взаи­мосвязанных процессов. Системный подход предполагает также по­стоянное улучшение системы через измерение и оценку.

Постоянное улучшение. Постоянное улучшение должно быть не­изменной целью организации. В стандартах ИСО серии 9000:2000 декларируется необходимость непрерывного улучшения систем ме­неджмента качества и подчеркивается, что:

— успешное функционирование организации может быть резуль­
татом внедрения системы менеджмента качества, которая разработана
с учетом принципа постоянного улучшения;

— система менеджмента качества может обеспечить основу для
постоянного улучшения и удовлетворения потребителей;

— статистические методы могут применяться для определения из­
менчивости (вариабельности) процессов и их результатов, что является
основой для постоянного улучшения системы менеджмента качества.

Наиболее важными положениями по постоянному улучшению в МС ИСО 9001:2000 являются следующие:

• высшее руководство организации должно продемонстрировать свою приверженность к разработке и улучшению системы менедж­мента качества, а также обеспечить, чтобы политика в области ка­чества включала приверженность к выполнению требований и постоянному улучшению;


И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством

высшее руководство должно обеспечить планирование качества,
которое включало бы постоянное улучшение;

• результаты анализа функционирования системы менеджмента ка­
чества должны включать действия, относящиеся к улучшению сис­
темы и ее процессов;

• для внедрения и улучшения процессов системы менеджмента каче­
ства организация должна быть своевременно обеспечена необходи­
мыми ресурсами;

• организация должна определить, спланировать и внедрить дейст­
вия по измерению и контролю, необходимые для обеспечения соот­
ветствия и достижения улучшений; это включает определение
потребности в использовании применяемых методов;

• в организации должны определяться и анализироваться соответствую­
щие данные по определению эффективности функционирования сис­
темы менеджмента качества и выявлению возможности улучшений;

• организация должна способствовать постоянному улучшению пу­
тем внедрения политики в области качества, результатов аудитов
качества, анализа данных, корректирующих и предотвращающих
действий и анализа со стороны руководства.

Подход к принятию решения, основанный на фактах. Эффектив­ность решения всегда основывается на логическом и интуитивном анализе данных и информации. Данный принцип чаще всего являет­ся альтернативой применяемого на практике способа принятия реше­ний на основе интуиции, чутья, конъюнктуры, прошлого опыта, предположений и др. Решения будут наиболее эффективными, если они основываются на анализе реальных данных и информации.

Реализация принципа требует прелоде всего измерений и сбора досто­верных и точных данных, относящихся к поставленной задаче. И сбор данных, и последующий их анализ предполагают владение знаниями и применение специальных методов. В частности, необходимо понимание, знание и использование соответствующих статистических методов.

Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Если отношения между поставщиками формируются на взаимовыгодной основе, они способствуют расширению возможностей обеих организаций. Реализа­ция принципа требует идентификации основных поставщиков, орга­низации четких и открытых связей и отношений (основанных на ба­лансе краткосрочных и долгосрочных целей обеих сторон), обмена информацией и планов на будущее, совместной работы по четкому пониманию потребностей потребителей, инициирования совместных разработок и улучшения продукции и процессов. Система менедж­мента качества должна иметь стимулирующие механизмы но призна­нию достижений и улучшений поставщика.

4.8.3. ИСО 9004:2000

Стандарт нацеливает организацию на учет и максимальное удов­летворение требований всех заинтересованных сторон: 'заказчиков,


Глава 4. Сертификация продукции и систем качества

владельцев, персонал, поставщиков, общества. Иначе говоря, речь идет об обеспечении удовлетворенности заказчика способом, выгод­ным и предприятию, и другим упомянутым субъектам. Немаловаж­ным является и то, что руководство ИСО 9004:2000 гармонизирова­но со стандартом ИСО 14001:1996 «Система менеджмента окружаю­щей среды», а это повышает совместимость обоих стандартов с пользой для общества.

Пересмотренный стандарт ИСО 9004 ориентирован на достижение результативности в деятельности организации в интересах потребите­лей, владельцев, работников, поставщиков и общества в целом. При этом в каждом разделе ИСО 9004 в рамке содержится текст соответ­ствующего раздела ИСО 9001:2000.

4.8.4. Переход на новую версию

По экспертной оценке ВНИИС различия в системах качества по стандартам ИСО серии 9000 в версиях 2000 г. и 1994 г. могут со­ставлять от 40 до 50%. Это означает, что организациям, внедрившим и сертифицировавшим свои системы качества на основе требований стандартов ИСО, придется приложить значительные усилия по реор­ганизации этих систем.

В связи с серьезными изменениями в концепции и содержании стандартов 2000 г. (по сравнению с предыдущей версией) для орга­низаций, внедривших системы качества в соответствии с требования­ми ИСО серии 9000 версии 1994 г. (ГОСТ Р ИСО серии 9000 вер­сии 1996 г.) разработаны рекомендации ИСО и Госстандарта России по стратегии переходного периода.

Сертификаты, выданные на соответствие систем качества требова­ниям ИСО 9001, ИСО 9002 или ИСО 9004 издания 1994 г. (ГОСТ Р ИСО 9001, 9002, 9004 версии 1996 г.), должны иметь максималь­ный срок действия 4 года с момента публикации ИСО 9001:2000, т. е. до 15 декабря 2004 г.

В переходный период организация имеет право:

1. Провести сертификацию системы качества на соответствие ста­
рой версии стандартов ИСО серии 9000. В этом случае независимо
от даты выдачи срок действия сертификата устанавливается до 15
декабря 2004 г. Рекомендуемый срок проведения сертификации — до
31 декабря 2002 г.

2. Провести ресертификацию системы качества на соответствие
старой версии стандартов ИСО серии 9000. При этом подтверждение
соответствия может сопровождаться плавным переходом к ИСО
9001:2000. В этом случае не требуется пересматривать сразу всю до­
кументацию системы качества, но к проведению ежегодного инспек­
ционного контроля рекомендуется готовить описание хотя бы одного
процесса. Срок действия сертификата установлен до 15 декабря
2004 г., срок ресертификации — до 31 декабря 2002 г.


И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством

3. Провести ресертификацию системы качества на соответствие новой версии стандартов ИСО серии 9000. В этом случае организа­ция не будет нести дополнительных расходов и может провести ре­сертификацию в рамках инспекционного контроля по льготной цене.

4 Провести сертификацию системы качества на соответствие ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001:2000).

Важная рекомендация была предложена ИСО/ТК 176. Не следу ет рассматривать изменение структуры документов системы в качест­ве обязательного условия перехода на новые стандарты. Документа­ция системы качества может быть индивидуальной для каждой орга­низации. При этом можно адаптировать к новым стандартам документацию системы качества, ранее структурированную по 20 эле­ментам в соответствии с ИСО серии 9000:1994.

Для эффективного решения задачи разработки (доработки) новой (действующей) документации в соответствии с требованиями ИСО 9001:2000 необходимо использование рекомендаций методических ма­териалов ИСО/ТК 176. Согласно этим рекомендациям порядок дей­ствий может быть следующим:

• установить все изменения, внесенные в ИСО 9001:2000, используя
для этого таблицы соответствия, содержащие перекрестные ссылки
на модели ИСО 9001:1994, ИСО 9002:1994 и ИСО 9004:1994;

• оценить действующую структуру системы менеджмента качества
на возможность управления процессами для определения уровня
улучшений, который может потребоваться для достижения соот­
ветствия стандарту ИСО 9001:2000, учитывая неизменную пригод­
ность 20 элементов структуры действующей СК;

• принять решение об установлении в организации системы, направ­
ленной на управление процессами;

• провести перепроектирование действующей структуры системы ме­
неджмента качества в соответствии с требованиями ИСО
9001:2000;

• разработать программу подготовки к переходу на новые версии;

• провести окончательную проверку документации на полноту нали­
чия требований ИСО 9001:2000, включить недостающие требова­
ния в процедуры и внедрить процедуры для обеспечения
доказательства соответствия;

• провести анализ системы и первоначальную (предварительную) ее
оценку органом по сертификации;

• обратиться за обновлением сертификата.

4.9. Сертификация систем менеджмента качества

Сертификация систем менеджмента качества — это высоко­эффективный рыночный инструмент, так как сертификат, выданный авторитетной организацией, признается как осязаемое свидетельство качества, которого вправе ожидать потребитель (заказчик).


Глава 4. Сертификация продукции и систем качества

Заметим, что направленность сертификации в последние годы пе­реместилась от сертификации продукции к сертификации систем ка­чества. Это связано с тем, что во втором случае покупатель уверен, что качество всей продукции данного предприятия находится на вы­соком уровне.

Процедура сертификации имеет целью дать предприятию-изготовите­лю соответствующей продукции лицензию на использование знака соот­ветствия (за рубежом — монограммы, клейма определенного вида).

Организационная система сертификации включает: аккредитирую-щие органы, консультирующие и сертифицирующие организации. Обязательным условием сертификации является организационная не­зависимость перечисленных организаций.

Международная сертификация указанными компаниями включает два этапа: подготовку к сертификации и непосредственно процесс сертификации. Эти два этапа выполняются различными организация­ми (в ряде случаев — разными дочерними фирмами внутри одной материнской компании), так как в противном случае возникает «кон­фликт интересов», что запрещено действующими международными требованиями.

Подготовка к сертификации предполагает:

• оценку действующего производства —оценочный аудит;

• подготовку необходимых документов: отчета, мероприятий и мето­
дик;

• разработку Руководства, пакета Методологических инструкций и
Программы качества;

• консультации по внедрению;

• предварительный аудит;

• сертификационный аудит и выдачу сертификата;

• обучение специалистов компании: высшего и среднего звена и ис­
полнителей по специально разрабатываемым программам.

В качестве критериев для принятия решения о сертифицирующей инофирме целесообразно принять:

— стоимость услуг;

— наличие опыта в сертификации организаций данного (требуе­
мого) профиля;

— наличие Российского представительства и соответственно воз­
можность подготовки документов и обмена информацией на русском
языке;

— ориентировочная длительность работ;

— готовность к сотрудничеству с представителями российского
консалтинга на предмет подготовки пакета документации по качеству
(см. выше), что весьма важно для снижения затрат на сертификацию;

— наличие у сертифицирующей организации аккредитаций в ряде
стран (в которых у компании могут быть деловые интересы).

Наибольший опыт работы в России и максимальное соответствие указанным требованиям имеют место у таких фирм, как: TUV CERT, Bureau Veritas Quality International, Lloid's Register Quality


И. И.Мазур, В, Д. Шапиро. Управление качеством

Assurance Ltd, SGS International Certification Services, ABS Qualib Evaluations.

До проведения переговоров целесообразно: определить стращ (-ы), аккредитация в которой (-ых) наиболее привлекательна дл* компании, а также заполнить требуемые (достаточно громоздкие) ан­кетные формы.

Рассмотрим в качестве примера порядок международной сертифи­кации (достаточно, кстати, стандартный) на примере правил, приня­тых Американским институтом нефти (API) (см. приложение 7).

В России в соответствии с Законом о сертификации продукции и услуг создана государственная система сертификации продукции, ко­торая действует- под руководством Госстандарта России как нацио­нального органа по сертификации. Эта система соответствует прави­лам ISO.

Основанием для сертификации по показателям обеспечения без­опасности людей и охраны окружающей среды являются отечествен­ные или зарубежные стандарты.

Продукция сертифицируется на соответствие ГОСТ, ТУ или зару­бежным престандартам. Например, портландцемент ПЦ 400-Д20 име­ет 2 сертификата:

- RSSG.RU.9002.1.4.0024 - на соответствие ГОСТ 10178-85;

— RSSG.RU.9002.1.4.0025 — на соответствие европейскому пре-
стандарту ENV197-1 СЕМ П/B-S, класс 42,5.

Основными схемами сертификации, принятыми в системе, явля­ются:

• проведение типовых испытаний образцов продукции и последую­
щий надзор за стабильностью качества сертифицированной про­
дукции;

• предварительная проверка производства на способность обеспе­
чить выпуск продукции стабильного качества, типовые испытания
образцов продукции и последующий надзор за стабильностью ка­
чества сертифицированной продукции.

По согласованию с органом по сертификации конкретной продукции могут быть использованы и другие схемы сертификации, принятые в зарубежной и международной практике и рекомендованные ISO.

Работы по подготовке и проведению сертификации включают:

• выбор, доработку (при необходимости) и принятие норматив­
но-технических документов на продукцию, в соответствии с кото­
рыми будет проводиться сертификация;

» разработку документа (положения) о порядке сертификации дан­ной продукции, устанавливающего, в том числе, схему ее проведе­ния;

• предварительную проверку производства сертифицируемой про­
дукции (если это предусмотрено схемой сертификации);

• испытания сертифицируемой продукции (если это предусмотрено
схемой сертификации);


Глава 4. Сертификация продукции и систем качества

выдачу сертификата соответствия и права на использование знака
соответствия, а также работы по их признанию, если сертификат
выдан другим национальным или международным органом;

• заключение соглашений о сертификации продукции с зарубежны­
ми или международными органами;

• надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции
и состояния ее производства;

• информацию о результатах сертификации.

Выбор, доработка и принятие нормативно-технических докумен­тов, проверка производства сертифицируемой продукции, испытания базируются на действующих в стране:

— системе стандартизации и фонде нормативно-технической доку­
ментации;

— системе сертификации систем качества;

— системе аккредитации испытательных лабораторий и сети та­
ких лабораторий.

Правила проведения этих работ устанавливаются соответствующи­ми руководящими документами Госстандарта РФ.

Испытания для сертификации проводятся в испытательных лабора­ториях (центрах), аккредитованных и признанных Госстандартом РФ.

Структура норм и стандартов приведена на рис. 4.9.1.

Госстандарт РФ

Региональные и другие органкг по сертификации

\


Изготовители и (или) поставщики продукции


Аккредитованные испкгга-тельние лаборатории


Рис. 4.9.1. Организационная структура системы сертификации

Расходы по проведению обязательной сертификации оплачивают изготовители или поставщики продукции (при импорте), доброволь­ной — заявители. Оплата проводится по тарифам, утвержденным в установленном порядке или при их отсутствии — по договорам.

Организационную структуру государственной системы сертифика­ции образуют:

• национальный орган России по сертификации (Госстандарт РФ);

• органы по сертификации конкретной продукции и (или) в регио­
нах;

• аккредитованные испытательные лаборатории (центры);

• изготовители и (или) поставщики продукции.


И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством

Порядок сертификации продукции в строительстве регламентиро­ван документом «Система сертификации ГОСТ Р» «Основные поло­жения сертификации продукции в строительстве» (РДС-10-241—94)». Этот порядок разработан в соответствии с Законом РФ «О сертифи­кации продукции и услуг». Этот документ опирается на ряд руково­дящих документов по сертификации в строительстве: ГОСТ Р 50460-92 «Знак соответствия при обязательной сертификации. Фор­ма, размеры и технические требования», на европейские стандарты серии EN 45000, международные стандарты ISO 9000, а также на руководство ISO по сертификации.

Руководство работой по сертификации в строительстве осуществ­ляет Госстрой России, которому в Государственном Реестре Системы сертификации ГОСТ Р присвоен регистрационный номер 9001.

Научно-методическое руководство и практическую работу по сер­тификации в строительстве осуществляет Главное управление стан­дартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России (далее — Главтехнормирование Госстроя России) — Цен­тральный орган по сертификации в области строительства.

Объектами сертификационной деятельности являются:

• продукция предприятий промышленности, строительной индуст­
рии и промышленности строительных материалов (далее — про­
мышленная продукция);

• проектная продукция;

• объекты строительства — здания и сооружения (далее — строи­
тельная продукция);

• работы и услуги в строительстве;

• продукция, импортируемая в Россию, на которую распространяет­
ся действие утверждаемой Госстроем России или закрепленной за
ним нормативной документации.

Сертификация в строительстве осуществляется как добровольная, за исключением тех случаев, когда действующим законодательством установлена обязательная сертификация. В соответствии с правила­ми, установленными в Системе сертификации ГОСТ Р, при проведе­нии сертификации в строительстве уполномоченные (аккредитован­ные) органы по сертификации организуют проведение в аккредито­ванных испытательных лабораториях (центрах) первоначальных (типовых) испытаний продукции и оценку ее соответствия установ­ленным требованиям, а в необходимых случаях, предусмотренных схемой сертификации, также оценку и контроль состояния производ­ства путем его сертификации или сертификации системы качества.

На основании результатов испытаний и оценки состояния произ­водства производятся выдача сертификатов соответствия и регистра­ция сертифицированной продукции по представлению Госстроя Рос­сии в Государственном Реестре Системы сертификации ГОСТ Р.

За сертифицированной продукцией, сертифицированным произ­водством или системами качества в зависимости от принятых схем сертификации ведется последующий инспекционный контроль.


Глава 4. Сертификация продукции и систем качества

Порядок сертификации продукции в строительстве установлен в РДС-242-94.

Органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) должны быть аккредитованы, и их деятельность лицензирована в ус­тановленном Госстроем России порядке на право проведения соответ­ствующих работ.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, серти­фицированным производством или сертифицированными системами каче­ства, как правило, осуществляют органы по сертификации, выполнившие эту работу, или соответствующие территориальные органы надзора по договорам с указанными органами по сертификации продукции.

Инспекционный контроль за аккредитованными органами по сер­тификации и испытательными лабораториями (центрами) осуществля­ют Госстрой России и Госстандарт России за счет лицензионных пла­тежей, получаемых от деятельности по сертификации. Организацион­ную структуру служб сертификации в строительстве в Системе сертификации ГОСТ Р образуют:

• Госстандарт России — национальный орган Российской Федера­
ции по сертификации;

• Главтехнормирование Госстроя России — Центральный орган по
сертификации в области строительства;

• Федеральный научно-технический Центр сертификации в строи­
тельстве Госстроя России (далее — Центр сертификации в строи­
тельстве), осуществляющий по поручению Центрального органа по
сертификации в области строительства научно-методическое и
практическое обеспечение работ по сертификации в строительстве;

• органы по сертификации продукции;

• испытательные лаборатории (центры).

4.10. Проверка эффективности системы менеджмента качества

Методом выявления отклонений системы менеджмента качества является аудит. Различают:

• аудит системы;

• аудит процесса;

• аудит продукта.

В соответствии с ИСО 9000 аудит качества определяется как систе­матическое и независимое исследование, проводящееся для того, чтобы установить, соответствует ли деятельность в области качества заплани­рованным требованиям, насколько эффективно эти требования реализу­ются и пригодны ли они для достижения поставленных целей. Разли­чают внешние и внутренние аудиты (далее — проверки) качества.

Результаты внутренней проверки в виде документированного «Об­зора состояния менеджмента качества» оцениваются руководством предприятия.


И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством

Проверка — это задача менеджмента. Он может проводиться так, как показано на рис. 4.10.1.

 

 

 

 

  Годовой план аудита  
    г  
  Выбрать аудиторов (квалификация)  
    г  
  Подготовить аудит (аудиторы)  
  Контрольный перечень
    г  
—*- Предварительная информация  
кто, когда, что, где, как, акценты, область применения
    г  
  Вступительная беседа  
    г  
—»~ Проведение  
    1  
—*- Заключительная беседа Составление отчета  

Рис. 4.10.1. Подготовка к внутренним аудитам

Плановые проверки проводятся по годовому плану, пример кото­рого показан на рис. 4.10.2. План проверки должен включать:

— проверяемые подразделения/процессы;

— важные элементы системы качества;

— временные интервалы проведения этапов проверки.
Проверка проводится на основе контрольного перечня вопросов,

подлежащих выяснению, ориентировочный состав которого следую­щий:

• проверяемое подразделение;

• аудиторы;


Глава 4. Сертификация продукции и систем качества

сроки/местонахождение;

• плановый/внеплановый;

• цель проверки;

• проверяемые процессы;

• элементы системы качества;

• участники проверки;

• основные моменты проверки;

• цели подразделения/процесса;

• нормативные/законодательные требования;

• положительные результаты внедрения системы;
а необходимые изменения системы качества.

Статус

Формуляр

Страница

 

Организационная единица (аббревиатура подразделения) GL ЕК WK РЕ OW
Элемент QM          
1. Ответственность руководства X X      
2. Система QM X       X
3. Анализ контракта X X      
4. Управление проектированием   X X X  
5. Управление документацией и данными X X X X X
6. Снабжение X X X    
7. Управление предоставленными заказчиком продуктами   X     X
8. Идентификация и прослеживаемость про­дуктов     X   X
9. Управление процессом   X X    
10. Контроль и испытания X X      
11. Надзор за средствами контроля         X
12. Статус контроля         X
13. Управление дефектным продуктом   X X   X
14. Корректирующие и предупредительные воздействия   X     X
15. Погрузочно-разгрузочные работы, хране­ние, упаковка, консервация и отгрузка   X     X
16. Управление записями по качеству       X X
17. Внутренние аудиты качества X X     X
18. Обучение X X X   X
19. Техническое обслуживание X   X    
20. Статистические методы         X
I квартал          
II квартал          
III квартал          
IV квартал          
Дата: составлено когда:          

Рис. 4.10.2. Годовой план аудита (структура элементов QM дана в соответствии

С ИСО 9000:1994)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.119 с.)