Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фирмы, которые не усвоят культуру всеобщего качества, обречены на поражение, они не выдержат конкуренции
Дональд Питерсс» исполнительный директор FOR1 Глава 3 СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА 3.1. Сущность системы менеджмента качества 3.2. Основные положения концепции TQM 3.3 Внедрение TQM па российских предприятиях Резюме Контрольные вопросы Тесты Задания Литература 3.1. Сущность системы менеджмента качества Ключевой задачей менеджмента компаний является создание, практическая реализация и последующая сертификация системы ме неджмента качества (современный термин, заменивший ранее использовавшийся термин «системы управления качеством»), обеспечивающей стабильное, устойчивое качество изготавливаемой и поставляемой продукции в течение определенного периода времени (действия контракта, срока выпуска продукции данного вида и т.д.). Понятие о качестве и системе менеджмента качества детально представлено в гл. 1. Гарантом такой стабильности является наличие у фирмы-изготовителя системы менеджмента качества, соответствующей признанным международным требованиям. Менеджмент качества является, по существу, сквозным аспектом системы управления предприятием/компанией, аналогичным таким, как время, затраты, управление персоналом. Именно это положение находится в основе основополагающих принципов, находящихся в основе современных систем менеджмента качества: • качество — неотъемлемый элемент любого производственного или иного процесса (а не некая самостоятельная функция управления); И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством • качество — это то, что говорит потребитель, а не изготовитель; • ответственность за качество должна быть адресной; • для реального повышения качества нужны новые технологии; • повысить качество можно только усилиями всех работников пред • контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат; • политика в области качества должна быть частью общей политики Эти принципы лежат в основе наиболее популярного и методологически сильного направления в управлении качеством — Всеобщего управления качеством — Total Quality Management (TQM). Менеджмент качества в рамках управления проектом — это система методов, средств и видов деятельности, направленных на выполнение требований и ожиданий клиентов проекта к качеству самого проекта и его продукции.
Управление качеством включает все функции общего руководства по разработке политики в области качества, установления целей, полномочий и ответственности, а также процессы планирования, контроля и обеспечения качества, с помощью которых в рамках системы качества происходит реализация данных функций. Структура менеджмента качества приведена на рис. 3.1.1.
Улучшение качества, Принятие прорукции, Идентификация брака, Управление несоответствующей продукцией, Переработка продукции, Исправление процессов Рис. 3.1.1. Структура управления качеством проекта 3.1.1 Планирование качества Планирование качества — выявление требований к качеству проекта и продукции проекта, а также определение путей их удовлетворения. Для начала процесса планирования необходимо иметь информацию о политике проекта в области качества, содержании (предметной области) проекта, описание продукции (желательно в виде конкретных спецификаций, полученных от потребителя), стандарты и требо- Глава 3. Современная концепция менеджмента качества вания к качеству продукции, услуг, информации и реализации технологических процессов, документацию по системе качества. В процессе планирования качества может применяться следующий инструментарий: • Анализ затрат и выгод. • Установление желательного уровня показателей качества проекта • Диаграммы: — «причин-следствий», также называемые диаграммы Ишикавы, иллюстрирующие причинно-следственную связь различных причин и субнричин с потенциальными и реальными проблемами. На рис. 3.1.1.1 приведен общий вид диаграммы «причин-следствий»;
Отклонение от требований Энергетические ограничения Метрологическое обеспечение Кадровое обеспечение Внешняя среда
ПРИЧИНЫ СЛЕДСТВИЯ Рис. 3.1.1.1. Диаграмма «причин-следствий») (диаграмма Ишикавы) — блок-схемы, показывающие, как различные элементы системы или процесса взаимодействуют друг с другом. • Эксперименты. В результате планирования качества появляется план качества (план организационно-технический мероприятий по обеспечению системы качества проекта), который должен описывать конкретные мероприятия по реализации политики в области качества с указанием сроков выполнения, ответственных за выполнение, критериев оценки, бюджета. В план качества должны входить описания процедур проведения контрольных и испытательных мероприятий или указания на уже существующие, перечень контрольных показателей по всем работам и видам продукции. В план качества могут также входить технологические карты отдельных сложных процессов и проверочные листы, предписывающие выполнение конкретных шагов процедур или процессов. 4 В-515 И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством 3.1.2. Обеспечение качества Обеспечение качества предполагает регулярную проверку хода реализации проекта в целях установления соответствия определенным ранее требованиям к качеству. Обеспечение качества происходит исходя из ранее утвержденного плана качества, технологических карт, проверочных листов и иной документации по качеству, а также данных о качестве, полученных в результате контроля и испытаний. Обеспечение качества осуществляется путем плановых и внеплановых проверок, инспекций и иных контрольных и испытательных мероприятий с последующими оценкой качества и идентификацией статуса контроля и испытаний. Статус контроля и испытаний является основой решения об улучшении качества проекта или его продукции. 3.1.3. Контроль качества Контроль качества — отслеживание конкретных результатов деятельности по проекту в целях определения их соответствия стандартам и требованиям по качеству и определения путей устранения причин реальных и потенциальных несоответствий. Для контроля качества необходимы информация о ходе реализации проекта, план качества, документация по качеству. Контроль качества осуществляется с применением следующих методов и инструментов: • проверки; • контрольные карты, представляющие собой графическое изобра • диаграммы Парето, которые представляют собой гистограммы по • статистические выборки, анализ динамических рядов, корреляци • диаграммы. Контроль качества может завершиться следующими решениями: • принятие продукции; • идентификация брака и реализация действий по управлению несо • переработка продукции с целью дальнейшего представления для • исправление процессов. Организация контроля качества в управлении производством / проектом приведена на рис. 3.1.3.1.
Классификация видов и методов контроля качества в управлении проектом представлена на рис. 3.1.3.2. Глава 3. Современная концепция менеджмента качества
Рис. 3.1.3.1. Организация контроля качества По месту в технологическом процессе По инструментальной оснащенности
Инспекционный Визуальный Инструментальный
7 Входной Приемочный Лабораторный Метрологический
Операционный Геодезический
По объему выборки Выборочный Рис. 3.1.3.2. Классификация видов и методов контроля качества И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством 3.2. Основные положения концепции TQM TQM представляет собой не просто подход к организации процессов планирования, обеспечения и контроля качества продукции компании. Это скорее подход к созданию новой модели управления вообще. Принципиальные отличия этой новой модели от традиционной приведены в табл. 3.2.1. Новая метрология имеет в своей основе ряд нижеследующих основополагающих тезисов: Таблица 3.2.1 Сравнение традиционной модели управления с моделью, развиваемой подходом TQM
1. Роль руководства. В мероприятиях по реформированию/реструктуризации предприятий на основе принципов TQM огромная роль отводится руководству. Образно говоря, руководители имеют ключи к совершенствованию организации. И если они держат их в кармане, не открывая дверей, организация не сможет войти в эти двери, хотя открытые двери — это еще не гарантия того, что фирма обязательно улучшит свою деятельность. Руководство должно возглавить реорганизацию деятельности фирмы, но не формально, для административного «веса». Оно должно быть искренне привержено новой системе, верить в ценности новой модели, но в то же время знать и понимать цели и ценности существующей системы. Руководство должно интегрировать систему управления качеством в общую модель управления фирмой. Свои воздействия следует осуществлять не столько в виде организационно-распорядительной документации, сколько в виде конкретных решений, однозначно и выразительно передающих позицию руководства. Стиль руководства должен быть сменен с авторитарного, административного на корпоративный, либеральный.
Руководители организации устанавливают цели, основные направления деятельности, а также способы их реализации. Они создают Глава 3- Современная концепция менеджмента качества обстановку, в которой сотрудники оказываются не просто исполнителями воли руководства, а заинтересованными участниками решения производственных задач (как сейчас принято говорить — вовлеченными сотрудниками). Установление целей и анализ их выполнения со стороны руководства должны быть постоянной составляющей деятельности руководителей, равно как планы по качеству должны быть включены в стратегические планы развития организации. 2. Ориентация на клиента. Внимание к клиентам должно прояв 3. Стратегическое планирование. Большое внимание в TQM уде
4. Вовлечение всех сотрудников. Люди на всех уровнях состав В ТОМ предполагается делегировать больше ответственности на нижние уровни управления. При этом не следует забывать, что сотрудники должны быть специально подготовлены для принятия новой ответственности. При увеличении ответственности рядовых сотрудников возрастает роль обратной связи, которая становится основной составляющей информационной системы предприятия. Естественно, такой подход не предполагает отсутствие управления, но оставляет для высших уровней управления больше возможности сосредоточиться на И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством решении стратегических задач. Кроме этого, важную роль играют социальные и психологические факторы. Самоконтроль (должным образом подготовленный) и контроль со стороны коллег работает эффективнее, чем формальный контроль сверху. Персонал организации должен владеть методами работы в команде. Работы по постоянному улучшению преимущественно организу^-ются и проводятся группами. При этом достигается синергический эффект, при котором совокупный результат работы команды существенно превосходит сумму результатов отдельных исполнителей. 5. Подготовка персонала. При расширении полномочий и обогаще 6. Награды и признание. Для того чтобы новая система работа 7. Разработка продукции и услуг должна быстро и чутко реаги 8. Управление процессом. Основополагающим принципом TQM Процессная модель предприятия состоит из множества бизнес-процессов, участниками которых являются структурные подразделения и должностные лица организационной структуры предприятия. Под бизнес-процессом понимают совокупность различных видов деятельности, которые вместе создают результат, имеющий ценность для самой организации, потребителя, клиента (заказчика). Обычно на практике применяются следующие виды бизнес-процессов: • основной, на базе которого осуществляется выполнение функций по текущей деятельности предприятия по производству продукции или оказанию услуг; Глава ')■ Современная концепция менеджмента качества • обслуживающий, на базе которого осуществляется обеспечение Бизнес-процессы реализуют посредством осуществления бизнес-функций. При применении процессного подхода структура управления предприятием включает два уровня: • управление в рамках каждого бизнес- процесса; • управление группой бизнес-процессов на уровне всей организации. Характеристикой качества управления отдельным бизнес-процессом/группой бизнес-процессов являются показатели эффективности, среди которых можно выделить: • затраты на осуществление; • продолжительность осуществления; • показатели качества. На основе этих показателей организация должна определить процессы проектирования, производства и поставки продукции или услуги. В результате традиционное управление результатами процесса переходит в управление самим процессом. Следует также помнить, что ИСО 9001 (см. гл. 4) предписывает использовать и некоторые другие процессы (анализ со стороны руководства, корректирующие и предупреждающие действия, внутренние проверки системы качества и т. д.;. Следующим этапом иа пути к TQM является оптимизация использования ресурсов в каждом процессе. Это означает строгий контроль за использованием каждого вида ресурсов и поиск возможностей для снижения затрат на производство продукции или оказание услуг. 9. Качество поставщиков. Требования к качеству продукции по 10. Системный подход к управлению. Выявление, понимание и Только при системном подходе к управлению станет возможным полное использование обратной связи с заказчиком для выработки стратегических планов и интегрированных в них планов по качеству. 11. Постоянное улучшение. В этой области организация должна И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством ного анализа со стороны руководства предпринимать необходимые корректирующие и предупреждающие действия для предотвращения таких проблем в дальнейшем. Цели и задачи основываются на результатах оценки степени удовлетворенности заказчика (полученной в ходе обратной связи) и на показателях деятельности самой организации. Улучшение должно сопровождаться участием руководства в этом процессе, а также обеспечением всеми ресурсами, необходимыми для реализации поставленных целей. 12. Информационная система. Для нормального функционирова 13. Лучший опыт. Одним из действенных инструментов по повы 14. Постоянная оценка эффективности работы системы управ Система TQM предназначена для обеспечения соответствия качества продукции предприятия/проекта требованиям норм, заданий потребителей и действует на всех фазах проектного цикла. В менеджменте качества участвуют все организации, службы и подразделения предприятия/компании. При этом выполняются следующие функции: • планирование качества продукции предприятия/проекта и его от • создание команды проекта, включая подготовку кадров и органи Глава 3. Современная концепция менеджмента качества • подготовка производства, т.е. обеспечение необходимой для задан • разработка системы материально-технического обеспечения; • контроль и текущая оценка достигнутого уровня качества, включая » информационное обеспечение, включая систему сбора, обработки и передачи информации между уровнями управления; • лабораторное, метрологическое и геодезическое обеспечение техно • правовое обеспечение менеджмента качества. Для выполнения указанных функций устанавливается единая последовательность разработки и внедрения TQM, участвовать в становлении которой должны специализированные фирмы, действующие по контракту с предприятием. Работы по созданию системы проводятся в такой последовательности: 1. Проводится обследование производства и подготавливается 2. На основе обследования и анализа фактического состояния 3. Разрабатывается Руководство по реализации Программы каче 4. На специальном совещании с участием консалтинговой фирмы 5. Мероприятия из Программы и Руководства включаются в об 6. Программа качества и Руководство запускаются в производст 7. В ходе реализации Программы и Руководства специализиро И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством Недопустимо решать вопросы менеджмента качества «в отрыве» от системы управления предприятием/компанией/проектом в целом. Такой подход означал бы, что подразделение, обеспечивающее качество продукции проекта, выполняет свои задачи вне жестких рамок графика и стоимости работ. На практике это приводит к появлению психологии, разделяющей участников проекта на ответственных и безответственных, в результате чего персонал, выполнявший основные работы по проекту, практически не несет ответственности за качество. В итоге становится невозможно добиться хорошего качества продукции в целом. С целью управления качеством на уровне предприятия/компании создается служба менеджмента качества, функции которой в общем случае состоят в следующем: • осуществление координации деятельности подразделений и служб • организация, разработка и осуществление мероприятий, обеспечи • осуществление инспекционного контроля и надзор за полнотой • обеспечение информацией о текущем уровне качества в любой мо • участие в проведении приемочного контроля и оценке качества за • разработка и внедрение стандартов предприятия по элементам сис • осуществление метрологического обеспечения проектов, контроль Основная ответственность за обеспечение качества продукции конкретного проекта ложится на менеджера проекта — точнее, на входящего в состав команды менеджера по качеству. Часть работы или всю работу по созданию и выполнению программы обеспечения качества он может поручить: • специалистам, временно входящим в его команду: в строительст • привлекаемой специализированной фирме. Примеры рациональных структур менеджмента качества для двух крупных подрядных организаций приведены на рис. 3.2.1 и 3.2.2. Деятельность участников проекта по обеспечению качества проекта должна включать как выполнение практических мероприятий по достижению требуемых показателей качества, так и управленческих функций: • доведение программы обеспечения качества проекта до исполните • проверка хода выполнения намеченных программой мероприятий Генеральный директор Компании I Технический директор Заместители Генерального директора Компании |
й о I Отдел качества Техническое управление Отдел мониторинга качества строительства и экологии Инспекция по качеству а
I Фирма по управлению качеством Генеральный директор дочерней Компании О о ■8
Технический директор фирмы | Заместители Генерального директора фирмы Ж к
Технический отдел Комиссия по качеству
Отдел качества -К
Строительная лаборатория Геодезическая служба «1 я си
Инспектора качества Стройки (строительнше площадки) Руководители строек А
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.17 (0.146 с.) |