Продовольствие, питание и здоровье. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Продовольствие, питание и здоровье.



1.1. Разработка безопасных, гибких новых и/или усовершенствованных процессов
производства и технологий.

1.2. Разработка тестов и методов для обнаружения и исключения инфекционных
и токсичных компонентов на всех этапах производства продуктов питания.

1.3. Роль пищи в укреплении здоровья населения с учетом диеты и характера пи­
тания, требований токсикологии, эпидемиологии, влияния окружающей среды, выбора
потребителя и уровня здравоохранения.

Контроль над инфекционными заболеваниями.

2.1. Усовершенствованные или новые моно-, мультикомпонеитные и смешанные
вакцины.

2.2. Методы диагностики и контроля за возникновением и распространением ин­
фекционных заболеваний.

2.3 Аспекты здравоохранения и организации медицинского обслуживания.

3. -«Фабрика клетки*-.

3.1. Улучшение диагностической и терапевтической базы здравоохранения.

3.2. Повышение устойчивости окружающей среды.

3.3. Новые биологические и биотехнологические продукты и процессы в произ­
водстве сельскохозяйственной продукции и высокоценных химических добавок.

Окружающая среда и здоровье населения.

4.1. Аллергические и другие заболевания, вызываемые неблагоприятным состоя­
нием окружающей среды, методы их предотвращения и лечения.

4.2. Разработка новых методов диагностики, оценки риска и возникновения при­
чин вредных влияний окружающей среды на здоровье населения.

5. Устойчивое ведение сельского, рыбного и лесного хозяйства и интегрирован­
ное развитие сельских районов, включая горные местности.

5.1. Новые и устойчивые системы производства в сельском и рыбном хозяйстве и
в аквакультуре, включая методы разведения в животноводстве, учитывающие рента­
бельность этого производства, а также устойчивое управление ресурсами, качество
продукции, вопросы занятости населения и здоровье сельскохозяйственных животных.

5.2. Комплексное производство и использование биологических материалов для
областей применения, не связанных с производством продуктов питания.

5.3. Устойчивое и многоцелевое использование лесных ресурсов; комплексное
производство древесины.


И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством

5.4. Поддержка общего направления политики: разработка методов контроля, на­
блюдения и защиты, включая защиту почв от эрозии. Проведение исследований с це­
лью обеспечения научной базы для законодательства ЕС.

5.5. Новые методы и модели для интегрированного и устойчивого развития сель­
ских и прилегающих к ним районов.

Проблемы пожилого и нетрудоспособного населения.

6.1. Возрастные заболевания и проблемы ухудшения здоровья.

6.2. Факторы, влияющие на процессы старения организма и самочувствие пожи­
лых людей.

6.3. Аспекты демографической и социальной политики в отношении пожилых лю­
дей.

6.4. Преодоление функциональных ограничений в пожилом возрасте.
6.5 Услуги здравоохранения и социальных служб для пожилых людей.

7. Хронические и дегенеративные заболевания, рак, диабет, сердечно-сосуди­
стые и редкие заболевания.

7.1. Объяснение общих основополагающих патогенных механизмов возникнове­
ния, развития и протекания заболевания.

7.2. Оценка традиционных и нетрадиционных терапевтических методов с помо­
щью исследований/экспериментов на многонациональном, крупномасштабном уровне.

7.3. Оптимизированное использование соответствующих баз данных, регистров и
хранилищ.

Исследования генома и заболевания генетического происхождения.

8.1. Исследование генома.

8.2. Функциональная геномика и протеомика.

8.3. Разработка новых экспрессивных систем, образцов организмов, мутирующих,
трансгенных и гибридных организмов.

8.4. Разработка и применение соответствующих биохимических, биофизических,
статистических и вычислительных методов.

8.5. Объединенные проекты «Геномика и здоровье».

Нейрология.

9.1. Клеточные взаимодействия.

9.2. Теории мозга, компьютерная нейрология и нейроинформатика.

9.3. Изучение процессов развития мозга, его расстройства и восстановления: кли­
ническое, эпидемиологическое и социальное значение.

9.4. Изучение поведенческих и познавательных функций мозга.

Здоровье населения и система здравоохранения.

10.1. Службы здравоохранения и охрана труда.

10.2. Борьба с наркотиками.

Исследование проблем, связанных с нетрудоспособным населением.

11.1. Определяющие факторы возникновения травм, нетрудоспособности и физиче­
ских недостатков.

11.2. Методологии для оценки качества жизни.

11.3. Инновационные технологии для оказания помощи и реабилитации.

11.4. Здоровье и социальное обеспечение.

Биоэтика.

12.1. Этические аспекты научного и технологического развития.

12.2. Этические рамки наук о жизни.

12.3. Государственная политика, закон и биоэтика.

12.4. Инфраструктуры и методологии биоэтики.

13. Социально-экономические аспекты наук о жизни и технологического разви­
тия.

13.1. Разработка показателей и основ знаний, относящихся к проводимой социаль­
ной политике.

13.2. Влияние новых технологий на общество.

13.3. Исследование социально-экономических движущих сил и перспектив разви­
тия биопромышленности.

14. Поддержка исследовательских инфраструктур.
14.1. Биологические коллекции.


Глава 1. Основные понятия

14.2. Источники биологической информации.

14.3. Создание условий для проведения клинических исследований.

14.4. Создание условий для проведения доклинических исследований.

14.5. Создание условий для проведения исследований в области водного и рыбно­
го хозяйства.

14.6. Использование высокочастотных, широкополосных коммуникационных сетей
(мультигигабит).

1.10. Термины и определения

Аудит качества — систематический, независимый и документиро­ванный процесс получения доказательств и оценки их объективности в целях определения степени соответствия качества продукции, про­цессов производства или системы управления требованиям качества.

Бенчмаркинг — процесс измерения и сравнения бизнес-процессов организации с бизнес-процессами лидирующих фирм (отрасли, мира) с целью получения информации, которую можно использовать для улучшения.

Видение — представление о том, какой фирма хочет стать в буду­щем, а также способ, которым она планирует этого достичь.

Воспроизводимость — способность процесса обеспечивать бли­зость характеристик в разные периоды времени.

Восхищающее качество — качество (набор характеристик), кото­рого потребитель не ожидает обнаружить в товаре, но которое очень сильно его восхищает, если оно в товаре присутствует.

Время выполнения заказа — период времени между появлением желания потребителя приобрести товар и временем его фактического получения. Данное понятие используется в случае изготовления това­ров на заказ.

Время цикла — время выполнения определенного процесса от на­чала до конца.

Всеобщий менеджмент качества (TQM) — современная интегри­рованная концепция качества, рассматривающая качество как резуль­тат мероприятий и операций, осуществляющихся на протяжении все­го производственного цикла и охватывающих технологический про­цесс, экономическую и социальную сферы. TQM направлен на улучшение производственных процессов, устранение слабых мест, анализ производственной ситуации как на производстве, так и в ор­ганизации в целом.

Глубинные знания — теория Деминга об основных группах зна­ний и навыков, необходимых менеджеру для успешной работы (сис­темный подход, теория вариаций, теория знаний, психология).

Дефект — неудовлетворение требования, относящегося к предпо­лагаемому и установленному применению продукции.

Доказательства по аудиту — протоколы, а также заявления, под­тверждающие факты, или другая информация, относящаяся к аудиту.


И. И. Мазур, В. Д- Шапиро. Управление качеством

Желаемое качество — качество (набор характеристик), которое потребитель ожидает получить в товаре. Это то, ради чего ои приоб­ретает товар.

Заинтересованные стороны — группы людей, которые так или иначе заинтересованы в деятельности фирмы, в ее успехе. Принято выделять пять групп заинтересованных лиц. Это потребители, акцио­неры, работники, поставщики, общество.

Затраты на качество — все затраты, которые необходимо произ­вести, чтобы сделать качественный товар.

Затраты на устранение дефектов, связанных с внутренними про­блемами («внутренние» затраты) — затраты на обеспечение TQM, призванные скорректировать процесс и сделать, несмотря на неуда­чи, продукцию, приемлемую для заказчика (потребителя). К ним от­носятся отбраковка, ремонт, устранение дефектов.

Затраты на устранение дефектов, связанных с требованиями за­казчика / потребителя («внешние» затраты), — затраты по обеспе­чению TQM, вызванные неудовлетворительным качеством выполне­ния требований заказчика. К ним относятся возврат продукции, жа­лобы потребителя, необходимые ответные меры.

Измерение — совокупность действий, имеющих целью определить значение количественной характеристики.

Информационные (текущие) затраты — затраты по обеспечению TQM, связанные с желанием заказчика (потребителя) убедиться в том, что процесс развивается в нужном направлении. К ним можно отнести инспекционные проверки, лабораторный контроль, операци­онный контроль.

Испытание — техническое действие, которое заключается в опре­делении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги с помощью установленной процедуры.

Калибровка — совокупность операций, устанавливающих соотно­шение между значением величины, полученным с помощью данного средства измерений, и соответствующим значением величины, опреде­ленным с помощью эталона.

Качество — это совокупность характеристик объекта, относящих­ся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Контроль — оценка соответствия путем соответствующего наблю­дения и сделанного на его основе заключения, сопровождаемая соот­ветствующим измерением, испытанием или проверкой.

Контроль качества — деятельность по обеспечению выполнения требований к качеству.

Контрольные инструкции — элемент документации системы качест­ва, регламентирующий порядок контроля качества рабочих процессов.

Корректирующее действие — действие, предпринимаемое в целях устранения причин выявленного несоответствия или другой имевшей место нежелательной ситуации.


Глава 1, Основные понятия

Критерии аудита — совокупность политики, процедур и требова­ний, по отношению к которым проводится сравнение собранных до­казательств по аудиту.

Кружки качества — небольшие группы работников одного цеха/отдела/подразделения, занимающиеся на добровольных нача­лах проблемами улучшения качества.

Менеджмент качества — скоординированная деятельность по ру­ководству и управлению организацией, относящаяся к качеству.

Методологическая инструкция — документ системы менеджмента качества, регламентирующий требования к качеству проектирования, разработки, производства, монтажа, обслуживания по совокупности стандартных элементов.

Метрология — наука об измерениях, методах и средствах обеспе­чения их единства и способах достижения точности.

Миссия — основная общая цель организации, четко выраженная причина ее существования.

Мода — мера, образ, способ, правило, предписание, определя­ющие продолжительность их господства во вкусах людей.

Надежность — свойство объекта сохранять требуемые качествен­ные показатели во времени в зависимости от поставленных целей.

Ноу-хау — совокупность не патентуемых характеристик производ­ства и технологий управления.

Обеспечение качества — совокупность мероприятий по обеспечению уверенности в том, что качество процесса соответствует требуемому.

Ожидаемое качество — качество (характеристики качества), кото­рое потребитель считает очевидно присутствующим в товаре.

Петля качества — стадии жизненного цикла товара, вносящие вклад в качество.

Планирование качества — часть менеджмента качества, относя­щаяся к установлению целей в области качества, определению необ­ходимых производственных процессов и соответствующих ресурсов для достижения целей в области качества.

Подход к затратам с позиции жизненного цикла — подход, при котором учитываются не только стоимость товара при покупке, но и эксплуатационные затраты на весь период службы.

Политика в области качества — общие намерения и направления деятельности организации, относящиеся к качеству, официально вы­раженные ее высшим руководством.

Предупредительные затраты — затраты по обеспечению TQM, направляемые на изначальное удовлетворение требований заказчика по производству продукции без дефектов. К ним можно отнести за­траты на обеспечение качества проекта изделия, обучение, програм­мы качества и др.

Предупреждающее действие — действие, предпринимаемое в це­лях устранения причин потенциального несоответствия или другой потенциальной ситуации, являющейся нежелательной.


И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством

Проверка (верификация) — подтверждение и предоставление объ­ективных доказательств того, что установленные требования выпол­нены.

Программа качества — документ, описывающий элементы систе­мы менеджмента качества и ресурсы, которые будут использованы в конкретном случае.

Продукция — результат процесса.

Прорыв — резкое, значительное улучшение какого-либо показате­ля качества.

Прослеживаемость — способность проследить историю, примене­ние и местонахождение рассматриваемого объекта.

Процесс — система действий, которые используют ресурсы для превращения входящих элементов в выходящие.

Процессный подход — рассмотрение каждого действия как про­цесса, который имеет определенные параметры на входе и выходе.

Рабочие инструкции — элемент документации системы качества, состоящий из подробных рабочих указаний, регламентирующих тех­нологию и организацию рабочих процессов, сопутствующих созданию продукции.

Работник переднего края — работник, непосредственно выпус­кающий продукцию (рабочий) или контактирующий с потребителем (продавец). Низшая ступень управленческой иерархии.

Реинжиниринг — фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений (прорыва) в таких ключевых показателях, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность.

Ремонтопригодность — свойство объекта, характеризующее его способность к восстановлению, исправлению и сохранению заданных характеристик.

Руководство по качеству — документ, описывающий систему ме­неджмента качества организации. Руководство по качеству — осново­полагающий документ системы менеджмента качества, в котором за­фиксированы политика предприятия в области качества, распределе­на ответственность, охвачены все применяемые элементы стандарта на систему качества, необходимые для предприятия. В состав руко­водства по качеству входят общие положения, заявление руководства предприятия, характеристика предприятия, элементы системы качест­ва, приложения.

Самооценка — способ самостоятельного оценивания соответствия системы качества требованиям.

Сбалансированная система показателей — набор из четырех па­раметров, сбалансированно оценивающих деятельность организации с финансовой точки зрения, с точки зрения удовлетворенности потре­бителя, внутренних процессов, обучения и роста работников.

Сертификация — деятельность по подтверждению соответствия продукции (процессов, систем) установленным требованиям.


Глава 1. Основные понятия

Система менеджмента качества — система, предназначенная для установления политики в области качества, а также для достижения определенных целей в этой области.

Соответствие — удовлетворение требованиям.

Сохраняемость — свойство объекта, позволяющее непрерывно со­хранять значения установленных показателей качества.

Стандартизация — деятельность по установлению норм, правил и характеристик, которым должна соответствовать продукция (система, процесс).

Стиль -— устойчивая целостность или общность структуры образа объекта.

Структурирование функции качества — способ перевода требова­ний потребителей в инженерные характеристики проектируемой про­дукции.

«Точно вовремя» — система организации бизнеса, при которой комплектующие/заготовки доставляются на следующую стадию про­изводственного цикла только тогда, когда в них возникает потреб­ность.

Требования к качеству — требования к характеристикам, внут­ренне присущим продукции, процессу или системе.

Управление качеством — часть менедлсмента качества, связанная с удовлетворением требований к качеству — взаимосвязь между дос­тигнутыми результатами и затраченными ресурсами.

Характеристика качества — внутренне присущая продукции, про­цессу или системе характеристика, устанавливаемая требованиями.

Функциональные свойства — выражают такую сторону товара, которая необходима потребителю для удовлетворения его потребно­сти. Это физические, химические, механические, эстетические и дру­гие свойства.

Резюме

В соответствии со стандартом ISO 9000 «Качество — это совокуп­ность характеристик объекта, относящихся к его способности удовле­творять установленные и предполагаемые потребности».

Качество тесно связано с надежностью, определяемой как свойст­во объекта выполнять заданные функции, сохраняя во времени зна­чения установленных эксплуатационных показателей в заданных пре­делах, соответствующих заданным режимам и условиям использова ния. Другими словами, надежность — это качество во времени.

Важнейшим постулатом современной философии качества являет­ся тезис о том, что качество определяется потребителем. С этим по­ложением обязана считаться каждая фирма-производитель товаров или услуг. Задача фирмы — удовлетворить интересы всех заинтере­сованных сторон — потребителя, владельца бизнеса, работников фир­мы, поставщиков и общества.


И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством

Показатели качества устанавливаются объективными методами, а также экспертным путем и классифицируются по характеризуемым свойствам, способу выражения, по оценке уровня качества и по ста­дии (фазе) жизненного цикла.

В условиях конкуренции высокое качество является стратегиче­ским коммерческим императивом и наиболее значимым источником национального богатства. Оно служит также материальной базой для формирования уровня качества лсизни общества.

Контрольные вопросы

1. Что представляют собой качество продукции и качество услуги?

2. В чем сущность основных аспектов понимания категории «качество»?

3. Какие причины обусловливают необходимость повышения и обеспечения каче­
ства продукции/услуг?

4. В чем заключается значение управления качеством на современном этапе?

5. Проанализируйте соотношение таких категорий, как качество, ценность, стои­
мость.

6. Совпадает ли подход к качеству с точки зрения производителя и потребителя?

7. В чем различие и сходство понятий «управление качеством» и «менеджмент ка­
чества»?

8. Как соотносятся принципы конкурентоспособности и качества продукции?

9. Каковы современные подходы и методы управления качеством?

Тесты

1. Представление о качестве основано на:

а) требованиях и пожеланиях потребителей;

б) принципах деятельности производителей;

в) законодательных требованиях государства.

2. Ценность продукции для производителяэто:

а) максимально возможная цена продукции;

б) отсутствие препятствий для продажи продукции;

в) высокое качество продукции.

3. Ценность продукции для потребителяэто:

а) низкая цена без учета качества продукции;

б) высокое качество без учета стоимости продукции;

в) разумное сочетание цены и качества.

4. Управление качеством:

а) включает менеджмент качества;

б) то же, что менеджмент качества;

в) является частью менеджмента.

5. Планирование качестваэто:

а) определение производственных процессов и ресурсов для достижения каче­
ства продукции;

б) определение характеристик качества нового изделия;

в) планирование производства бездефектной продукции.

Задания

1. Проанализируйте, какому из этапов развития философии качества соответству­ет система качества на вашем предприятии.


Глава 1. Основные понятия

2. Определите место целевой системы управления качеством в системе управления
предприятием/организацией. Какова структура системы управления качеством на ва
шем предприятии? Проанализируйте основные направления развития этой системы на
вашем предприятии.

3. Дайте классификацию показателей качества продукции и услуг по важнейшим
классификационным признакам.

4. Проведите классификацию показателей качества услуг.

5. Какие типовые методы оценки чаще применяют при проведении оценки уровня
качества продукции/услуг.

6. Определите наиболее актуальные направления деятельности менеджеров по
управлению качеством.

7. Представьте, что вы руководитель крупного производственного объединения.
Какие работы следует выполнить при формировании программы, связанной с повыше­
нием квалификации работников в области качества и управления им, в рамках целе­
вой программы «Качество».

8. Является ли безотказность основным показателем качества. Приведите примеры
безотказной продукции низкого качества. Какими показателями оценивается качество
продукции/услуг вашего предприятия.

9. Всегда ли конкурентоспособность означает качественность? Приведите примеры
качественной, но неконкурентоспособной продукции, конкурентоспособной, но некаче­
ственной.

10. Проанализируйте, каковы ключевые факторы успеха в области управления
качеством в отраслях, производящих:

а) одежду;

б) прохладительные напитки;

в) деревообрабатывающие станки;

г) автомобили.

Какие показатели качества в каждой отрасли вы могли бы назвать?

Литература

1. Бенделл Т. Наставники по качеству. Сб. кратких очерков о самых знаменитых
зарубежных деятелях в области качества: Пер с англ.— М.: РИА «Стандарты и каче­
ство», 2000.

2. Ллойд Д., Липов М. Надежность. Организация исследований, методы, матема­
тический анализ.— М.: Сов. радио, 1964.

3. Сименс X. Стандартизация: Пер с нем.— М.: Изд-во стандартов, 1966.

4. Статистическое управление качеством. — М.: Машиностроение, 1995.

5. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции: Сокр. пер. с англ.; Авт. пре-
дисл. и науч. ред. А. В. Гличев.— М.: Экономика, 1986.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.87.69 (0.09 с.)