Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практика сертификации за рубежомСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Политика ЕС в области качества. В середине 90-х годов XX в. в Европейском Союзе была принята новая политика в области качества продукции, которая отражена в документе «Элементы политики Европейского Сообщества в области качества». Отметим некоторые предпосылки для нового этапа усиления внимания к качеству. Прежде всего это все более возрастающее насыщение европейского рынка товарами и еще более явное усиление неценовой конкуренции, в том числе в области качества; четкое понимание того, что создание единого рынка — важный, но недостаточный фактор для обеспечения конкурентоспособности фирм и условий их дальнейшего совершенствования. Поэтому поиски новых направлений про- И. И. Мазур, В, Д. Шапиро. Управление качеством должаются. Анализ деятельности основных конкурентов — японских и американских компаний, показывает, что в одном из направлен ний — подходе к проблеме качества, они значительно превзошли европейцев. По данным исследования нескольких сотен фирм из многих стран мира, которое провела американская Ассоциация Ф. Кросби, отношение к роли качества как фактора конкурентоспособности компании в Европе и США разное. Так, на удовлетворение запросов потребителей нацелено около 44% из опрошенных западноевропейских фирм и почти 54% компаний США и Тихоокеанского региона. Концепцию TQM применяет 40% фирм Европы, более 56% компаний США и более 54% — в Тихоокеанском регионе. По данным Американского федерального института качества, при обследовании более 2800 цехов и производств в разных фирмах выявлено, что на методологию TQM ориентируется около 70% из них. Специалисты Европейского фонда по управлению качеством (EFQM) подсчитали, что отказ потребителей от приобретения изделий из-за низкого качества обходится в странах —членах ЕС в 25% себестоимости, в то время как в Японии — в 12%. Оценив ситуацию, эксперты ЕС пришли к выводу о необходимости сформулировать и развивать собственную политику по качеству, которая должна касаться не только товара или услуги, но и власт ных структур, стандартизации, сертификации, контроля и испытаний, всех факторов конкурентоспособности фирм. Но это не означает принятия нормативного документа всеобъемлющего обязательного характера: обязательность не касается, например, методов управления, направленных на достижение превосходства над конкурентами. Европейская политика по качеству базируется на общих подходах к созданию общеевропейской экономики и призвана обеспечить условия для развития «новой культуры качества», направленной на потребителя с учетом интересов экономических партнеров и обращения на едином рынке только высококачественных товаров. Цели политики по качеству как неотъемлемой составляющей общей экономической политики ЕС видит в следующем: • согласование требований к качеству национальных и единого рын • обеспечение условий для постоянного улучшения качества; • повышение качества вследствие сближения требований к качеству • укрепление позиций европейской экономики и повышение ее кон Глава 4. Сертификация продукции и систем качества • улучшение использования промышленного потенциала, поддержка инновационной деятельности и научно-технического развития предприятий. Создавая свою политику по качеству, ЕС определил роль органов власти, производственных компаний и потребителей в общей задаче повышения качества. Органы власти координируют действия в самых разных областях, направленные на улучшение качества. Каждая компания вносит свой практический вклад и представляет отдельное звено в общей цепи задач. Потребитель представляет собой ценный источник информации и новых идей, поэтому необходимо усилить информированность потребителей по всем аспектам качества и поддерживать обратную связь. А это в свою очередь связано с задачей достижения большей социальной приемлемости деятельности фирм, в частности, более высоких параметров экономичности производств. Основные принципы европейской политики по качеству: кооперация и взаимодополнение; базовый подход; социальность; структурирование; использование новой концепции качества; интернациона лизация. Принцип кооперации и взаимодополнения сводится к тому, что заслуживающее доверия эффективное правовое и техническое пространство, которое сможет гарантировать бесперебойность функционирования внутреннего рынка, не может быть создано, если политика по качеству не учитывает меры, реализуемые на национальном, региональном и международном уровнях. Базовый подход основан на осознании того, что политика по качеству составляет один из стратегических элементов промышленной политики, направленной на повышение конкурентоспособности в широком аспекте, а не в отдельных сферах. Принцип социальности означает необходимость стимулирования подходов к политике по качеству, основанных на использовании ключевого — человеческого, фактора. В этом плане требуются гибкая интеграция национальных культур стран сообщества, а также улучшение производственной атмосферы, что возможно при обеспечении взаимопонимания между руководящими и исполнительными звеньями. Общая цель — улучшение качества жизни людей в объединенной Европе, должна способствовать этому. Принцип структурирования направлен на усиление взаимодействия всех элементов (институтов) в инфраструктуре качества и более тесное и эффективное их сотрудничество с компаниями в целях приспособления к новым требованиям европейской экономики. Использование новой концепции качества предполагает изменение подхода к качеству: формирование новой философии в стратегии управления фирмами, основанной на включении всего персонала в процесс постоянного улучшения деятельности всех подразделений компании с целью более полного удовлетворения запросов потребителей. Взаимоотношения внутри каждого подразделения и между ними И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством строятся на принципе «поставщик — клиент» со всеми вытекающими отсюда обязанностями каждого. Интернационализация сводится к решению двух задач: разработке принципов взаимного признания всех национальных законодательных положений стран-членов для снятия всех препятствий в свободном передвижении товаров на едином рынке; созданию «культуры качества», обеспечению ее развития и овладению ею всеми участниками единого рынка. На основе вышеизложенных принципов и целей создана Европейская программа качества — EQP (European Quality Program). Главная цель программы — объединить усилия всей экономики ЕС, направленные на повышение конкурентоспособности в результате улучшения качества товаров, услуг и совершенствования организации производства. Программа состоит из пяти разделов: 1) повышение качества и осознание необходимости этого; 2) создание, развитие и демонстрация способов и методов повы 4) повышение роли «инфраструктур качества»; 4) обучение и повышение квалификации; 5) структурная координация. С практическими действиями по выполнению программы связана сертификация систем качества. Региональные и международные организации по сертификации систем качества. Сеть по оценке и сертификации систем качества — EQNET — объединяет 17 европейских национальных организаций, занимающихся сертификацией систем обеспечения качества, в том числе Испании, Италии, Бельгии, Дании, Нидерландов, Ирландии, Австрии, Португалии, Норвегии, Финляндии, Швейцарии и Словении (ассоциированный член). EQNET — открытая организация, к которой могут присоединиться органы по сертификации систем качества любой страны. Деятельность EQNET направлена на содействие широкому и взаимному признанию сертификатов соответствия систем качества международным стандартам ИСО серии 9000, выдаваемых национальными органами. EQNET имеет единую форму сертификата, который признается организациями-партнерами. Владелец такого сертификата имеет право получить сертификат от любого конкретного органа, входящего в состав Сети, без дополнительной проверки системы качества у заяви теля. Сеть предлагает некоторые дополнительные услуги: оказание помощи транснациональными корпорациями по признанию сертификатов практически в любой стране мира; дополнительная сертификация товара на соответствие Директивам ЕС; проведение добровольной сертификации. Основополагающими нормативными документами для аудиторов EQNET служат стандарт ИСО 10011 «Руководящие указания по проверке систем качества. Проверка. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества» и европейский Глава 4. Сертификация продукции и систем качества стандарт EN 45012 «Критерии оценки органов по сертификации систем качества». Непосредственно с сертификацией систем качества связана аккредитация органов по сертификации. В этом направлении важную роль играет Европейская ассоциация организаций по аккредитации органов (ЕАС), занимающихся сертификацией систем качества. Основная задача ЕАС — развитие многостороннего сотрудничества между странами-членами с целью достижения взаимного доверия. Многостороннее соглашение о взаимном доверии в области аккредитации подписали аккредитующие органы 17 стран, в числе которых Австрия, Великобритания, Германия, Греция, Италия, Франция и др. Практическое направление деятельности — разработка рекомендаций для органов по аккредитации, которые применяются соответствующими организациями стран — участниц Соглашения, а также в рамках EQNET. Как показывает практика, основными побудительными мотивами для сертификации систем качества зарубежными фирмами обычно являются: • стремление усилить конкурентные преимущества; • требования заказчика (основного потребителя); • получение льгот при кредитовании и страховании, преимущество • сокращение издержек; • сокращение аудиторских проверок потребителями и партнерами; • совершенствование организации и культуры производства; • значительное сокращение брака; • повышение степени соответствия качества продукции предпочтени Целевые исследования в этой области проводила компания «Регистр Ллойда». Объектом исследований стали более 200 машиностроительных организаций. В качестве критериев сравнения были выбраны такие экономические показатели, как рентабельность, объем продаж на одного работающего, прибыль на одного работающего и инвестиции на одного работающего. При сравнении этих показателей для крупных, средних и малых фирм, сертифицировавших системы качества, со средним значением по отрасли было установлено, что все значения показателей по фирмам оказались в 1,5 — 2 раза выше, чем по отрасли. Исследования, проведенные в девяти странах (Китай и страны Юго-Восточной Азии), показали, что фирмы, внедрившие системы управления качеством и сертифицировавшие их на соответствие стандартам ИСО серии 9000, смогли значительно увеличить рыночные доли, расширить экспорт, повысить имидж своих товарных марок. В Великобритании отмечается повышенное внимание к сертификации систем качества на малых предприятиях, занятых как в сфере производства, так и обслуживания. Министерство торговли и промышленности безвозмездно оказывает консультации и услуги по ана- И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством лизу хозяйственной деятельности малых фирм с целью поощрения внедрения стандарта BS 5750/ИСО 9000 и последующей сертификат ции системы качества. Всего в Великобритании сертифицировали системы качества более 60 тыс. фирм. 4.7. Документация системы менеджмента качества Семейство стандартов ИСО серии 9000:2000 состоит из четырех стандартов. Документация системы менеджмента качества доллсна включать следующие документы (рис. 4.7.1):
Документированные процедуры/ Методологические инструкции Рабочие и контрольные инструкции Нормативная документация и техническая литература Рис. 4.7.1. Иерархия документации системы менеджмента качества • Руководство по качеству. • Документированные процедуры, требуемые стандартом ISO • Документы, необходимые организации для обеспечения уверенно • Нормативную документацию и техническую литературу. дов документации по качеству. Руководство по качеству охватывает все применяемые элементы стандарта на систему качества, необходимые для предприятия, и включает: Глава 4. Сертификация продукции и систем качества • область применения системы менеджмента качества; • документированные процедуры, созданные для системы менедж • описание взаимодействия между процессами системы менеджмента • необходимые приложения. Важнейшим элементом Руководства является регламентация ответственности по системе качества (рис. 4.7.2, 4.7.3). Заметим, что на данном рисунке элементы системы качества приведены в соответствии со стандартами ИСО-9000:1994, действующими до настоящего времени (наряду со стандартами 2000 г.). Методологические инструкции по элементам качества. Стандарты ISO 9001 призваны обеспечить качество при проектировании, разработке, производстве, монтаже, обслуживании и состоят из следующих элементов: 1. Ответственность руководства. 1.1. Обязательства руководства. 1.2. Ориентация на заказчика. 1.3. Политика в области качества. 1.4. Планирование. 1.5. Ответственность, полномочия и взаимосвязи. 1.6. Анализ со стороны руководства. 2. Управление ресурсами. 2.1. Обеспечение ресурсами. 2.2. Человеческие ресурсы. 2.3. Инфраструктура. 2.4. Производственная среда. 3. Выпуск продукции. 3.1. Планирование выпуска продукции. 3.2. Процессы, связанные с заказчиком. 3.3. Проектирование и усовершенствование. 3.4. Закупки. 3.5. Производство и оказание услуг. 4. Изменения, анализ и улучшения. 4.1. Общие положения. 4.2. Мониторинг и измерения. 4.3. Управление несоответствующей продукцией. 4.4. Анализ данных. 4.5. Улучшения. Рабочие инструкции, в число которых входят: • технологические карты; • специальные разделы проектов производства работ; • схемы операционного контроля. Управление этим видом документации не регламентируется стандартами ISO 9000. И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством Контрольные инструкции, в число которых входит: • входной контроль проектной документации, материалов, деталей, • контроль качества производственных процессов; • проведение авторского надзора. Нормативная документация и техническая литература. Данный обширный раздел документации по качеству может быть представлен несколькими подразделами, в том числе: Отраслевые/общетехнические нормы и стандарты. Так, в строительстве различают следующие виды нормативных документов: организационно-методические; общие технические нормативные; по градостроительству, зданиям, сооружениям; на инженерное оборудование зданий, сооружений и внешние сети; на строительные конструкции и изделия; мобильные здания и сооружения, инвентарь и оснастку; по экономике; справочники, учебники, методики для описания признанных нормативных положений. Концептуальным моментом отечественных норм нового поколения является изменение их структуры и статуса: • нормы предписывают конечные требования к качеству продукции, • обязательными для исполнения являются нормы, регламентирую • в технических разделах контрактов должны быть приведены нор Новая Российская система строительных норм находится в стадии становления. В новую систему, регламентируемую строительными нормами и правилами Российской Федерации «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» (СНиП 10.01—94), входят: • федеральные нормативные документы (строительные нормы и пра • административно-территориальные нормативные документы (тер • производственно-отраслевые нормативные документы (строитель Отличительной чертой вновь разрабатываемых нормативных документов в области строительства является переход к новым методическим принципам, которые находят все большее распространение в практике строительного нормирования и стандартизации технически развитых зарубежных стран. В отличие от традиционно сложившегося так называемого «описательного» или «предписывающего» подхода, когда в нормативных документах приводится подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых материалов и т.д., Глава 4. Сертификация продукции и систем качества вновь создаваемые строительные нормы и стандарты должны содержать в первую очередь эксплуатационные характеристики строительных сооружений и изделий, основанные на требованиях потребителя, т.е. цели, которые должны быть достигнуты, но не методы их достижения. Предполагается, что нормативные документы будут постепенно изменяться. Так, в них не будет предписываться, как проектировать и строить, а будут лишь устанавливаться требования, которые должны быть удовлетворены. Обязательными должны быть только требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, охраны окружающей природной среды, надежности и долговечности возводимых зданий и сооружений, совместимости и взаимозаменяемости продукции и применяемых в строительстве технических решений. Объемно-планировочные, конструктивные, технологические и другие технические решения, которые ранее регламентировались нормами, будут носить только рекомендательный характер. Эти решения должны приниматься с учетом конкретных условий соответствующих производств, природно-климатических, социальных и экономических особенностей и национальных традиций республик, краев и областей, входящих в Российскую Федерацию. Система строится на методических и организационных принципах, отвечающих принятым в работе международных (ISO, EN) и национальных организаций по стандартизации в технически развитых странах. Предусматриваются гармонизация нормативных документов системы с международными стандартами в области строительства и строительным законодательством зарубежных стран, а также сохранение общей нормативной базы строительства стран СНГ в виде межгосударственных нормативных документов. Стандарты, регламентирующие общие требования к качеству. Все работы по обеспечению качества основаны на использовании стандартов Международной организации по стандартизации (ISO), признанных в 1988 г. в бывшем СССР в качестве национальных стандартов. В рамках систем управления качеством используют серию стандартов ISO 9000 и эквивалентную ей серию EN 29000 (табл. 4.7.1). Проектно-сметная документация. Управление проектно-сметной документацией включает процедуры по приемке, согласованию и внесению изменений в проектно-сметную документацию. Состав и объемы работ по приемке, согласованию и внесению изменений в проектную документацию определяются требованиями заказчика, государственных стандартов или иных нормативных документов РФ, относящихся к тематике проекта, и закрепляются договором (контрактом) с заказчиком. В качестве основного документа принимается «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-01-95)». И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством
СЛ О)
OS а К о Си Я К А 3 И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством
Глава 4. Сертификация продукции и систем качества
И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством
|