Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практика сертификации за рубежом

Поиск

Политика ЕС в области качества. В середине 90-х годов XX в. в Европейском Союзе была принята новая политика в области качества продукции, которая отражена в документе «Элементы политики Ев­ропейского Сообщества в области качества».

Отметим некоторые предпосылки для нового этапа усиления вни­мания к качеству. Прежде всего это все более возрастающее насыще­ние европейского рынка товарами и еще более явное усиление нецено­вой конкуренции, в том числе в области качества; четкое понимание того, что создание единого рынка — важный, но недостаточный фак­тор для обеспечения конкурентоспособности фирм и условий их даль­нейшего совершенствования. Поэтому поиски новых направлений про-


И. И. Мазур, В, Д. Шапиро. Управление качеством

должаются. Анализ деятельности основных конкурентов — японских и американских компаний, показывает, что в одном из направлен ний — подходе к проблеме качества, они значительно превзошли ев­ропейцев.

По данным исследования нескольких сотен фирм из многих стран мира, которое провела американская Ассоциация Ф. Кросби, отно­шение к роли качества как фактора конкурентоспособности компании в Европе и США разное. Так, на удовлетворение запросов потреби­телей нацелено около 44% из опрошенных западноевропейских фирм и почти 54% компаний США и Тихоокеанского региона. Концепцию TQM применяет 40% фирм Европы, более 56% компаний США и бо­лее 54% — в Тихоокеанском регионе.

По данным Американского федерального института качества, при обследовании более 2800 цехов и производств в разных фирмах вы­явлено, что на методологию TQM ориентируется около 70% из них. Специалисты Европейского фонда по управлению качеством (EFQM) подсчитали, что отказ потребителей от приобретения изделий из-за низкого качества обходится в странах —членах ЕС в 25% себестоимо­сти, в то время как в Японии — в 12%.

Оценив ситуацию, эксперты ЕС пришли к выводу о необходимо­сти сформулировать и развивать собственную политику по качеству, которая должна касаться не только товара или услуги, но и власт ных структур, стандартизации, сертификации, контроля и испыта­ний, всех факторов конкурентоспособности фирм. Но это не означа­ет принятия нормативного документа всеобъемлющего обязательного характера: обязательность не касается, например, методов управле­ния, направленных на достижение превосходства над конкурентами.

Европейская политика по качеству базируется на общих подходах к созданию общеевропейской экономики и призвана обеспечить усло­вия для развития «новой культуры качества», направленной на по­требителя с учетом интересов экономических партнеров и обращения на едином рынке только высококачественных товаров.

Цели политики по качеству как неотъемлемой составляющей об­щей экономической политики ЕС видит в следующем:

• согласование требований к качеству национальных и единого рын­
ков для разработки общих целей в области качества;

• обеспечение условий для постоянного улучшения качества;

• повышение качества вследствие сближения требований к качеству
государственного и частного секторов производства; изменение
структуры производства в соответствии с мировыми тенденциями
для усиления влияния на качество соответствующих организаций
(институтов качества) для более полного удовлетворения потреби­
тельских предпочтений;

• укрепление позиций европейской экономики и повышение ее кон­
курентоспособности за счет большей доступности различных мето­
дов управления качеством для предприятий стран ЕС;


Глава 4. Сертификация продукции и систем качества

• улучшение использования промышленного потенциала, поддержка инновационной деятельности и научно-технического развития предприятий.

Создавая свою политику по качеству, ЕС определил роль органов власти, производственных компаний и потребителей в общей задаче повышения качества. Органы власти координируют действия в самых разных областях, направленные на улучшение качества. Каждая ком­пания вносит свой практический вклад и представляет отдельное звено в общей цепи задач. Потребитель представляет собой ценный источ­ник информации и новых идей, поэтому необходимо усилить инфор­мированность потребителей по всем аспектам качества и поддерживать обратную связь. А это в свою очередь связано с задачей достижения большей социальной приемлемости деятельности фирм, в частности, более высоких параметров экономичности производств.

Основные принципы европейской политики по качеству: коопе­рация и взаимодополнение; базовый подход; социальность; структу­рирование; использование новой концепции качества; интернациона лизация.

Принцип кооперации и взаимодополнения сводится к тому, что заслуживающее доверия эффективное правовое и техническое про­странство, которое сможет гарантировать бесперебойность функцио­нирования внутреннего рынка, не может быть создано, если полити­ка по качеству не учитывает меры, реализуемые на национальном, региональном и международном уровнях.

Базовый подход основан на осознании того, что политика по ка­честву составляет один из стратегических элементов промышленной политики, направленной на повышение конкурентоспособности в ши­роком аспекте, а не в отдельных сферах.

Принцип социальности означает необходимость стимулирования подходов к политике по качеству, основанных на использовании ключевого — человеческого, фактора. В этом плане требуются гибкая интеграция национальных культур стран сообщества, а также улуч­шение производственной атмосферы, что возможно при обеспечении взаимопонимания между руководящими и исполнительными звенья­ми. Общая цель — улучшение качества жизни людей в объединенной Европе, должна способствовать этому.

Принцип структурирования направлен на усиление взаимодейст­вия всех элементов (институтов) в инфраструктуре качества и более тесное и эффективное их сотрудничество с компаниями в целях при­способления к новым требованиям европейской экономики.

Использование новой концепции качества предполагает измене­ние подхода к качеству: формирование новой философии в стратегии управления фирмами, основанной на включении всего персонала в процесс постоянного улучшения деятельности всех подразделений компании с целью более полного удовлетворения запросов потребите­лей. Взаимоотношения внутри каждого подразделения и между ними


И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством

строятся на принципе «поставщик — клиент» со всеми вытекающими отсюда обязанностями каждого.

Интернационализация сводится к решению двух задач: разработ­ке принципов взаимного признания всех национальных законодатель­ных положений стран-членов для снятия всех препятствий в свобод­ном передвижении товаров на едином рынке; созданию «культуры качества», обеспечению ее развития и овладению ею всеми участни­ками единого рынка.

На основе вышеизложенных принципов и целей создана Европей­ская программа качества — EQP (European Quality Program).

Главная цель программы — объединить усилия всей экономики ЕС, направленные на повышение конкурентоспособности в резуль­тате улучшения качества товаров, услуг и совершенствования органи­зации производства. Программа состоит из пяти разделов:

1) повышение качества и осознание необходимости этого;

2) создание, развитие и демонстрация способов и методов повы­
шения качества;

4) повышение роли «инфраструктур качества»;

4) обучение и повышение квалификации;

5) структурная координация.

С практическими действиями по выполнению программы связана сертификация систем качества.

Региональные и международные организации по сертификации систем качества. Сеть по оценке и сертификации систем качест­ва — EQNET — объединяет 17 европейских национальных организа­ций, занимающихся сертификацией систем обеспечения качества, в том числе Испании, Италии, Бельгии, Дании, Нидерландов, Ирлан­дии, Австрии, Португалии, Норвегии, Финляндии, Швейцарии и Словении (ассоциированный член). EQNET — открытая организа­ция, к которой могут присоединиться органы по сертификации сис­тем качества любой страны. Деятельность EQNET направлена на со­действие широкому и взаимному признанию сертификатов соответст­вия систем качества международным стандартам ИСО серии 9000, выдаваемых национальными органами.

EQNET имеет единую форму сертификата, который признается организациями-партнерами. Владелец такого сертификата имеет пра­во получить сертификат от любого конкретного органа, входящего в состав Сети, без дополнительной проверки системы качества у заяви теля. Сеть предлагает некоторые дополнительные услуги: оказание помощи транснациональными корпорациями по признанию сертифи­катов практически в любой стране мира; дополнительная сертифика­ция товара на соответствие Директивам ЕС; проведение доброволь­ной сертификации.

Основополагающими нормативными документами для аудиторов EQNET служат стандарт ИСО 10011 «Руководящие указания по проверке систем качества. Проверка. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества» и европейский


Глава 4. Сертификация продукции и систем качества

стандарт EN 45012 «Критерии оценки органов по сертификации сис­тем качества».

Непосредственно с сертификацией систем качества связана аккре­дитация органов по сертификации. В этом направлении важную роль играет Европейская ассоциация организаций по аккредитации орга­нов (ЕАС), занимающихся сертификацией систем качества. Основная задача ЕАС — развитие многостороннего сотрудничества между стра­нами-членами с целью достижения взаимного доверия.

Многостороннее соглашение о взаимном доверии в области аккре­дитации подписали аккредитующие органы 17 стран, в числе кото­рых Австрия, Великобритания, Германия, Греция, Италия, Франция и др. Практическое направление деятельности — разработка рекомен­даций для органов по аккредитации, которые применяются соответст­вующими организациями стран — участниц Соглашения, а также в рамках EQNET.

Как показывает практика, основными побудительными мотивами для сертификации систем качества зарубежными фирмами обычно являются:

• стремление усилить конкурентные преимущества;

• требования заказчика (основного потребителя);

• получение льгот при кредитовании и страховании, преимущество
при получении госзаказа;

• сокращение издержек;

• сокращение аудиторских проверок потребителями и партнерами;

• совершенствование организации и культуры производства;

• значительное сокращение брака;

• повышение степени соответствия качества продукции предпочтени­
ям потребителей и др.

Целевые исследования в этой области проводила компания «Ре­гистр Ллойда». Объектом исследований стали более 200 машино­строительных организаций. В качестве критериев сравнения были выбраны такие экономические показатели, как рентабельность, объем продаж на одного работающего, прибыль на одного работающего и инвестиции на одного работающего.

При сравнении этих показателей для крупных, средних и малых фирм, сертифицировавших системы качества, со средним значением по отрасли было установлено, что все значения показателей по фир­мам оказались в 1,5 — 2 раза выше, чем по отрасли.

Исследования, проведенные в девяти странах (Китай и страны Юго-Восточной Азии), показали, что фирмы, внедрившие системы управления качеством и сертифицировавшие их на соответствие стан­дартам ИСО серии 9000, смогли значительно увеличить рыночные доли, расширить экспорт, повысить имидж своих товарных марок.

В Великобритании отмечается повышенное внимание к сертифика­ции систем качества на малых предприятиях, занятых как в сфере производства, так и обслуживания. Министерство торговли и про­мышленности безвозмездно оказывает консультации и услуги по ана-


И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством

лизу хозяйственной деятельности малых фирм с целью поощрения внедрения стандарта BS 5750/ИСО 9000 и последующей сертификат ции системы качества. Всего в Великобритании сертифицировали системы качества более 60 тыс. фирм.

4.7. Документация системы менеджмента качества

Семейство стандартов ИСО серии 9000:2000 состоит из четырех стандартов. Документация системы менеджмента качества доллсна включать следующие документы (рис. 4.7.1):



Руководство по качеству

 


Документированные

процедуры/

Методологические

инструкции

Рабочие и контрольные инструкции

Нормативная документация и техническая литература

Рис. 4.7.1. Иерархия документации системы менеджмента качества

• Руководство по качеству.

• Документированные процедуры, требуемые стандартом ISO
9001:2000.

• Документы, необходимые организации для обеспечения уверенно­
сти в эффективном планировании, реализации и управлении ее про­
цессами, в том числе рабочие инструкции (описывают отдельные
комплексные технологические процессы) и контрольные инструк­
ции (описывают отдельные процедуры проведения контрольных и
испытательных мероприятий).

• Нормативную документацию и техническую литературу.
Приведем краткую характеристику каждого из перечисленных ви

дов документации по качеству.

Руководство по качеству охватывает все применяемые элементы стандарта на систему качества, необходимые для предприятия, и включает:


Глава 4. Сертификация продукции и систем качества

область применения системы менеджмента качества;

• документированные процедуры, созданные для системы менедж­
мента качества или ссылки на них;

• описание взаимодействия между процессами системы менеджмента
качества;

• необходимые приложения.

Важнейшим элементом Руководства является регламентация ответ­ственности по системе качества (рис. 4.7.2, 4.7.3). Заметим, что на данном рисунке элементы системы качества приведены в соответст­вии со стандартами ИСО-9000:1994, действующими до настоящего времени (наряду со стандартами 2000 г.).

Методологические инструкции по элементам качества. Стандарты ISO 9001 призваны обеспечить качество при проектировании, разра­ботке, производстве, монтаже, обслуживании и состоят из следую­щих элементов:

1. Ответственность руководства.

1.1. Обязательства руководства.

1.2. Ориентация на заказчика.

1.3. Политика в области качества.

1.4. Планирование.

1.5. Ответственность, полномочия и взаимосвязи.

1.6. Анализ со стороны руководства.

2. Управление ресурсами.

2.1. Обеспечение ресурсами.

2.2. Человеческие ресурсы.

2.3. Инфраструктура.

2.4. Производственная среда.

3. Выпуск продукции.

3.1. Планирование выпуска продукции.

3.2. Процессы, связанные с заказчиком.

3.3. Проектирование и усовершенствование.

3.4. Закупки.

3.5. Производство и оказание услуг.

4. Изменения, анализ и улучшения.

4.1. Общие положения.

4.2. Мониторинг и измерения.

4.3. Управление несоответствующей продукцией.

4.4. Анализ данных.

4.5. Улучшения.

Рабочие инструкции, в число которых входят:

• технологические карты;

• специальные разделы проектов производства работ;

• схемы операционного контроля.

Управление этим видом документации не регламентируется стан­дартами ISO 9000.


И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством

Контрольные инструкции, в число которых входит:

• входной контроль проектной документации, материалов, деталей,
оборудования;

• контроль качества производственных процессов;

• проведение авторского надзора.

Нормативная документация и техническая литература. Данный обширный раздел документации по качеству может быть представлен несколькими подразделами, в том числе:

Отраслевые/общетехнические нормы и стандарты.

Так, в строительстве различают следующие виды нормативных до­кументов: организационно-методические; общие технические норма­тивные; по градостроительству, зданиям, сооружениям; на инженер­ное оборудование зданий, сооружений и внешние сети; на строитель­ные конструкции и изделия; мобильные здания и сооружения, инвентарь и оснастку; по экономике; справочники, учебники, методи­ки для описания признанных нормативных положений.

Концептуальным моментом отечественных норм нового поколения является изменение их структуры и статуса:

• нормы предписывают конечные требования к качеству продукции,
а не методы их осуществления;

• обязательными для исполнения являются нормы, регламентирую­
щие безопасность, охрану окружающей среды, а также надежность
и долговечность продукции предприятия;

• в технических разделах контрактов должны быть приведены нор­
мативы, соблюдение которых является обязательным условием
приемки продукции проектов.

Новая Российская система строительных норм находится в стадии становления. В новую систему, регламентируемую строительными нор­мами и правилами Российской Федерации «Система нормативных до­кументов в строительстве. Основные положения» (СНиП 10.01—94), входят:

• федеральные нормативные документы (строительные нормы и пра­
вила, рекомендательные нормативные документы, а также госу­
дарственные стандарты Российской Федерации);

• административно-территориальные нормативные документы (тер
риториальные строительные нормы);

• производственно-отраслевые нормативные документы (строитель­
но-технологические нормы и нормативные документы по стандар­
тизации, стандарты предприятий, объединений и научно-техничес­
ких обществ и технические условия).

Отличительной чертой вновь разрабатываемых нормативных доку­ментов в области строительства является переход к новым методиче­ским принципам, которые находят все большее распространение в практике строительного нормирования и стандартизации технически развитых зарубежных стран. В отличие от традиционно сложившего­ся так называемого «описательного» или «предписывающего» подхо­да, когда в нормативных документах приводится подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых материалов и т.д.,


Глава 4. Сертификация продукции и систем качества

вновь создаваемые строительные нормы и стандарты должны содер­жать в первую очередь эксплуатационные характеристики строитель­ных сооружений и изделий, основанные на требованиях потребителя, т.е. цели, которые должны быть достигнуты, но не методы их дости­жения.

Предполагается, что нормативные документы будут постепенно изменяться. Так, в них не будет предписываться, как проектировать и строить, а будут лишь устанавливаться требования, которые долж­ны быть удовлетворены. Обязательными должны быть только требо­вания по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, ох­раны окружающей природной среды, надежности и долговечности возводимых зданий и сооружений, совместимости и взаимозаменяемо­сти продукции и применяемых в строительстве технических решений.

Объемно-планировочные, конструктивные, технологические и дру­гие технические решения, которые ранее регламентировались норма­ми, будут носить только рекомендательный характер. Эти решения должны приниматься с учетом конкретных условий соответствующих производств, природно-климатических, социальных и экономических особенностей и национальных традиций республик, краев и областей, входящих в Российскую Федерацию.

Система строится на методических и организационных принци­пах, отвечающих принятым в работе международных (ISO, EN) и национальных организаций по стандартизации в технически развитых странах. Предусматриваются гармонизация нормативных документов системы с международными стандартами в области строительства и строительным законодательством зарубежных стран, а также сохра­нение общей нормативной базы строительства стран СНГ в виде межгосударственных нормативных документов.

Стандарты, регламентирующие общие требования к качеству. Все работы по обеспечению качества основаны на использовании стандартов Международной организации по стандартизации (ISO), признанных в 1988 г. в бывшем СССР в качестве национальных стандартов. В рамках систем управления качеством используют се­рию стандартов ISO 9000 и эквивалентную ей серию EN 29000 (табл. 4.7.1).

Проектно-сметная документация. Управление проектно-сметной документацией включает процедуры по приемке, согласованию и вне­сению изменений в проектно-сметную документацию. Состав и объе­мы работ по приемке, согласованию и внесению изменений в проект­ную документацию определяются требованиями заказчика, государст­венных стандартов или иных нормативных документов РФ, относящихся к тематике проекта, и закрепляются договором (кон­трактом) с заказчиком. В качестве основного документа принимается «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и со­ставе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-01-95)».


И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством

Номер элемента СК НАИМЕНОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА Президент Исполнительный директор — уполномоченный высшего руководства по качеству Отдел качества Начальник управления, ценообразования, договоров и контрактов Управление делами и по связям с общественностью
             
  Ответственность руководства (толь­ко заголовок)          
1.1 Обязательства руководства          
1.2 Ориентация на заказчика          
1.3 Политика в области качества          
1.4 Планирование (только заголовок)          
1.4.1 Цели в области качества          
1.4.2 Планирование в рамках системы менеджмента качества          
1.5 Ответственность, полномочия и взаимосвязи (только заголовок)          
1.5.1 Ответственность и полномочия          
1.5.2 Представитель руководства          
1.5.3 Внутренние взаимосвязи          
1.6 Анализ со стороны руководства (только заголовок)          
1.6.1 Общие положения          
1.6.2 Входные данные для анализа          
1.6.3 Результаты анализа          
  Управление ресурсами (только за­головок)          
2.1 Обеспечение ресурсами          
2.2 Человеческие ресурсы (только за­головок)          
2.2.1 Общие положения          
2.2.2 Компетентность, осведомленность и подготовка кадров          
2.3 Инфраструктура          
2 Л Производственная среда          

СЛ

О)


 

                                              Правовое управление
                                            (0 Начальник управления по обустройству месторождений
                                            ■А О Начальник управления по строительству компрессорных станций
                                            - Вице-президент — Начальник департамента трубопроводного строительства
                                            -к м Начальник управления газификации
                                            и Начальник научно-технического управления
                                              Директор проектного института
                                            .а (Л Директор филиала
                                            .1 0) Руководитель субподрядного подразделения
                                              Начальник департамента внешнеэкономической деятельности
                                            mi, а Начальник управления по строительству объектов за рубежом

OS

а

К

о

Си

Я К

А 3


И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством

 

 
             
  Выпуск продукции (только заго­ловок)          
3.1 Планирование выпуска продукции          
3.2 Процессы, связанные в заказчи­ком (только заголовок)          
3.2.1 Выявление требований, относя­щихся к продукции          
3.2.2 Анализ требований, относящихся к продукции          
3.2.3 Взаимосвязи с заказчиком          
3.3 Проектирование и усовершенство­вание (только заголовок)          
3.3.1 Планирование проектирования и усовершенствования          
3.3.2 Входные данные для проектирова­ния и усовершенствования          
3.3.3 Выходные данные проектирования и усовершенствования          
3.3.4 Анализ результатов проектирова­ния и усовершенствования          
3.3.5 Проверка результатов проектиро­вания и усовершенствования          
З.З.б Утверждение проекта и усовер­шенствования          
3.3.7 Управление изменениями в проек­те и в усовершенствовании          
3.4 Закупки (только заголовок)          
3.4.1 Процесс закупок          
3.4.2 Информация по закупкам          
3.4.4 Проверка закупленной продукции          
3.5 Производство и предоставление услуг (только заголовок)          
3.5.1 Управление производством и пре­доставлением услуг          
3.5.2 Утверждение процессов производ­ства и предоставления услуг          
3.5.3 Идентификация и прослеживаемость          
3.5.4 Собственность заказчика          
3.5.5 Сохранность продукции          
3.6 Управление приборами контроля и измерений          
  Измерения, анализ и улучшение (только заголовок)          
4.1 Общие положения          
4.2 Мониторинг и измерения (только заголовок)          

Глава 4. Сертификация продукции и систем качества

 

 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством

 

             
4.2.1 Удовлетворенность заказчика          
4.2.2 Внутренний аудит          
4.2.3 Мониторинг и измерения процессов        


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.198 (0.011 с.)