Схемы сертификации продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схемы сертификации продукции



 

Применение предприятиями в России сертификации продукции в условиях перехода к рыночной экономике дает следующие преимущества:

· обеспечивает доверие внутренних и зарубежных потребителей к качеству продукции;

· обеспечивает потребителю получение объективной информации о качестве продукции;

· способствует более длительному успеху и защите в конкуренции с изготовителями несертифицированной продукции;

· уменьшает импорт в страну аналогичной продукции;

· предотвращает поступление в страну импортной продукции несоответствующего уровня качества.

Основная задача подтверждения соответствия продукции нормативным документам — это удовлетворение интересов потребителя, продавца и изготовителя продукции. Сертификация сводит к минимуму риск потребителя приобрести продукцию, качество которой оказывается ниже требований стандарта. При этом возникает задача доказательства соответствия продукции заданным требованиям. Ее решение достигается официально установленной совокупностью действий, называемой схемой сертификации. Такая схема предусматривает состав и последовательность действий третьей стороны при проведении сертификации. Схемы сертификации разработаны ИСО, однако с развитием международной и региональной формами сертификации могут использоваться и другие схемы. При выборе схемы сертификации следует учитывать особенности производства, испытаний, поставки и использования конкретной продукции.

При обязательной сертификации организация и проведение работ возложены на Госстандарт РФ, которым разработана Система сертификации ГОСТ Р. Общие требования к порядку проведения обязательной сертификации продукции и услуг в этой системе регламентированы ГОСТ Р 40.001–95. Применительно к системе сформулирована номенклатура продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Такая номенклатура однозначно устанавливает необходимые для проведения сертификации государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, нормы по безопасности, а также другие документы, которые содержат обязательные требования к продукции. Номенклатура постоянно пополняется и периодически пересматривается по мере введения обязательной сертификации в соответствии с законодательными актами. Предусмотрено, что в целях государственного регулирования сертификации в стране общий перечень продукции. подлежащей обязательной сертификации, утверждается Правительством РФ.

При добровольной сертификации предусматривается сертификация продукции только по инициативе изготовителя. В этом случае он вправе сертифицировать свою продукцию на соответствие любым требованиям нормативно-технической документации. Этот вид сертификации могут проводить юридические лица, взявшие на себя функции органов по добровольной сертификации и зарегистрировавшие системы сертификации и знаки соответствия в Госстандарте РФ, а также органы по обязательной сертификации в пределах области своей аккредитации.

Общепринятые в России схемы сертификации продукции приведены в табл. 7.2.

Таблица 7.2

Схемы сертификации продукции

Номер схемы Испытания Проверка производства Инспекционный контроль сертифицированной продукции
  Испытания типа - -
  Испытания типа - Испытания образцов, взятых у продавца
Испытания типа Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у продавца
  Испытания типа - Испытания образцов, взятых у изготовителя
Испытания типа Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у изготовителя
  Испытания типа - Испытания образцов, взятых у продавца и изготовителя
Испытания типа Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у продавца и изготовителя
  Испытания типа Сертификация производства (системы качества) у изготовителя Испытания образцов, взятых у продавца. Испытания образцов, взятых у изготовителя. Анализ состояния производства
  Рассмотрение декларации о соответствии Сертификация системы качества у изготовителя Контроль за стабильностью функционирования системы качества
  Испытания партии - -
  Испытания каждого образца   -   -
  Рассмотрение декларации о соответствии   -   -
Рассмотрение декларации о соответствии Анализ состояния производства     -
  Рассмотрение декларации о соответствии   -   -
10а Рассмотрение декларации о соответствии Анализ состояния производства     -

 

Примечания. Под испытанием типа понимается испытание типового образца продукции с целью распространения результатов испытаний на всю совокупность. Рассмотрение декларации о соответствии проводится вместе с прилагаемыми документами.

Как видно из табл.7.2, схемы сертификации различаются объемом и способами проводимых органами сертификации работ, а также инспекционного контроля. Схемы 1–8 классифицированы ИСО и общеприняты в международной практике. Схемы 9–10а основаны на использовании Декларации поставщика о соответствии продукции, как принятой в странах ЕС практике подтверждения соответствия продукции установленным требованиям. От выбора схемы сертификации зависит степень доказательности результатов сертификации, уверенности ОС в надежности выданных сертификатов. При выборе схемы нужно учитывать состояние производства, серийность продукции, конструктивную сложность изделий.

Последовательность процедур при сертификации продукции представлена в табл. 7.3.

 

 

Таблица 7.3

Процедуры сертификации продукции

Процедура Исполнитель
1. Подача заявки на сертификацию Заявитель
2. Принятие решения по заявке, в том числе, выбор схемы Орган по сертификации
3. Отбор, идентификация образцов и их испытания Орган по сертификации Испытательная лаборатория
4. Оценка производств (если это предусмотрено схемой сертификации) Орган по сертификации
5. Анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче сертификата соответствия Орган по сертификации
6. Выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия Орган по сертификации
7. Осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией Орган по сертификации
8. Корректирующие мероприятия при нарушении соответствия установленным требованиям и неправильное применение знака соответствия Заявитель
9. Информация о результатах сертификации   Орган по сертификации

 

Испытания проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть таким же, как у продукции, поставляемой потребителю. Количество образцов, порядок их отбора, правила идентификации и хранения определяются правилами системы сертификации продукции с учетом нормативных документов. Как правило, отбор образцов для испытаний осуществляет ОС или по его поручению испытательная лаборатория. На основе анализа протоколов испытаний ОС проводит оценку соответствия продукции установленным требованиям, оформляет и регистрирует сертификат. Типовой порядок обращения с образцами, используемыми при проведении обязательной сертификации продукции, установлен в ГОСТ Р 40.002—96.

Срок действия сертификата устанавливает ОС с учетом срока действия НД на продукцию, но в любом случае этот срок не превышает трех лет.

Сведения о сертифицированной продукции предприятие-заявитель приводит в сопроводительной технической документации (паспорт, этикетка) с указанием реквизитов сертификата. Право маркирования продукции знаком соответствия изготовитель получает на основании лицензии, выдаваемой ОС. Правила выдачи лицензий на применение знака соответствия определены ГОСТ Р 40.003–96. Маркирование серийно выпускаемой продукции проводит изготовитель, который несет ответственность за соответствие продукции НД и сертифицированным образцам.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией осуществляет ОС в течение всего срока действия сертификата и лицензии, но не реже одного раза в год. Инспекционный контроль проводится в виде периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции и других проверок, необходимых для подтверждения того, что реализуемая продукция продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным ранее при сертификации.

По результатам инспекционного контроля ОС может приостановить или отменить действие сертификата и аннулировать лицензию на право применения знака соответствия. Это происходит в тех случаях, когда установлено несоответствие продукции требованиям НД, внесены изменения в НД на продукцию или метод испытаний, в конструкцию, в комплектность продукции или технологию ее производства.

Сертификация импортируемой продукции осуществляется по тем же правилам. С учетом Законов РФ «О защите прав потребителей», «О техническом регулировании» определен порядок ввоза на территорию России товаров, подлежащих обязательной сертификации. Этот документ устанавливает, что ввозу на таможенную территорию России подлежат товары при условии их соответствия требованиям обязательной сертификации, установленных в России. Перечни таких товаров формируются в соответствии с требованиями товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Госстандартом РФ и Государственным таможенным комитетом РФ.

Сертификация услуг

 

Актуальность сертификации услуг во всех странах обусловлена главным образом ростом объемов национальной и международной торговли. В большинстве стран мира сфера услуг получает все более широкое развитие, охватывая новые формы деятельности. Но при этом и традиционные виды услуг, связанных с торговлей, коммунальным и техническим обслуживанием, транспортом и связью, гостиничным и туристическим обслуживанием и др., развиваются очень интенсивно. По расчетам экспертов к 2000 г. до 67% деловой активности будет приходиться на сферу обслуживания. Особенностью современного рынка услуг является увеличение числа организаций (фирм), предоставляющих аналогичные по характеру и стоимости услуги, что приводит к конкуренции.

Японские специалисты рассматривают три уровня услуги:

· собственно услуга, для оказания которой создавалась фирма;

· дополнительные услуги, облегчающие жизнь клиента (автоответчики, доставка на дом и т. п.);

· специфические услуги фирмы, отличающие ее от конкурентов.

Стремление к оценке соответствия (сертификации) в сфере услуг требует однозначного определения объектов и введения единых критериев их оценки, что влечет за собой внедрение согласованных на международном и национальном уровнях НД. Следует отметить, что петля качества услуги, представленная на рис. 19, отличается от петли качества продукции.

К показателям, определяющим требования к услугам, могут относиться:

· время ожидания, продолжительность предоставления услуги, точность срока ее выполнения, численность персонала, количество единиц оборудования различного назначения, количество средств измерений и информационной техники и т. д. (количественные характеристики);

· степень доверия, безопасность, вежливость, удобство, эстетичность обстановки и гигиены, компетентность и т. д. (качественные характеристики).

За рубежом большое распространение получила аттестация предприятий сферы услуг, позволяющая выявить их способность оказывать услуги на соответствующем уровне. При этом реализуются следующие способы аттестации:

· опрос населения;

· оценка, даваемая национальными организациями потребителей;

· оценка, получаемая путем аудиторской проверки.

Оказываемые населению услуги по функциональному назначению можно условно разделить на три группы:

· материальные услуги, обеспечивающие восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказу граждан, а также перевозку грузов и людей и т. п., характеризующиеся высокой зависимостью услуги от продукции;

· социально-культурные услуги, обеспечивающие поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства и т. п.;

· юридическо-финансовые услуги, обеспечивающие правовые коммерческие и финансовые (банковские) взаимоотношения.

Схемы сертификации услуг, применяемые при обязательной сертификации, определяются Госстандартом РФ. Схемы должны указываться в документе, устанавливающем порядок проведения сертификации услуг. При выборе схемы сертификации необходимо учитывать функциональное назначение услуги и особенности ее исполнения, возможность проведения испытаний и уровень их доказательности, обеспечение сохранности имущества потребителя и затраты заявителя. Схемы сертификации услуг приведены в табл. 7.4.

Схема 1 предусматривает оценку мастерства исполнителя услуг путем проверки его квалификации, знаний технологической и нормативной документации, а также последующий инспекционный контроль за выполненной услугой. Рекомендуется применять для сертификации материальных услуг, оказываемых гражданами-предпринимателями и небольшими предприятиями.

Схема 2 предусматривает оценку мастерства исполнителя и последующий инспекционный контроль за выполненными услугами путем проведения социологического опроса потребителей услуг. Рекомендуется применять для сертификации медицинских, парикмахерских услуг, услуг физической культуры, спорта и обучения.

Таблица 7.4

Схемы сертификации услуг

№ схемы Оценка мастерства исполнителя Оценка процесса оказания услуги Аттестация предприя- тия Сертифи-кация системы качества Выборочная проверка результатов услуги Инспек- ционный контроль
  +       + Проверка результата услуги
  +         То же (социолог. оценка)
    +     + Контроль стабиль-ности процесса
    +       Проверка результата услуги
      +     То же
        +   Контроль стабиль-ности системы

Схема 3 предусматривает оценку процесса оказания услуг, включающую проверку технологического процесса исполнения услуг, квалификации исполнителя, условий обслуживания, а также выборочную проверку результатов услуги и инспекционный контроль стабильности процесса оказания услуги. Рекомендуется применять для сертификации услуг по ремонту на средних и крупных предприятиях, для изготовления изделий по индивидуальным заказам, услуг общественного питания.

Схема 4 аналогична схеме 3 в части оценки процесса оказания услуги, но без проверки результатов услуги. Инспекционный контроль проводится путем социологического опроса для сертификации транспортных услуг, услуг связи и др.

Схема 5 предусматривает аттестацию предприятия, включающую проверку санитарно-гигиенических условий обслуживания потребителей, ассортимента и качества услуги, качества обслуживания. Рекомендуется для сертификации гостиниц, ресторанов, кинотеатров и пр. Инспекционный контроль может осуществляться путем социологического опроса потребителей услуг.

Схема 6 предусматривает сертификацию системы качества и последующий инспекционный контроль за стабильностью ее функционирования.

Порядок проведения сертификации услуг приведен в табл. 7.5.

Таблица 7.5

Процедуры сертификации услуг

Процедура Исполнитель
1. Подача заявки на сертификацию Заявитель
2. Принятие решения, указание схемы сертификации Орган по сертификации
3. Оценка мастерства исполнителя услуг Орган по сертификации
4. Оценка процесса оказания услуги: — технологического процесса; — системы качества Орган по сертификации
5. Аттестация предприятия сферы услуг Орган по сертификации
6. Оценка результатов материальных услуг Орган по сертификации, испытательная лаборатория
7. Анализ результатов проверок Орган по сертификации
8. Выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия Орган по сертификации
9. Инспекционный контроль Орган по сертификации

По результатам инспекционного контроля ОС может приостановить или отменить действие сертификата (знака соответствия) в случаях:

· несоответствия услуги, контролируемой при сертификации, требованиям НД;

· изменения НД на услугу;

· изменения процесса оказания услуг;

· изменения методов контроля, испытаний, системы качества, если такие изменения могут вызвать несоответствие услуги и условий обслуживания требованиям, контролируемым при сертификации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.022 с.)