Социально-экономическая значимость качества и конкурентоспособности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическая значимость качества и конкурентоспособности



 

Современный уровень развития цивилизации является следствием последовательно происходивших глобальных социально-экономических революций: аграрной (на протяжении 2000 лет), промышленной (в течение около 20 лет) и научно-технической, развивающейся до настоящего времени. В свою очередь, научно-техническая революция имеет синтетический характер и объединяет несколько цивилизационных революций: системную, гуманитарную, инновационную, интеллектуальную, информационную, культурную, образовательную, квалитативную и др.

Квалитативная революция есть преломление синтетической революции через призму качества, предстающего как синтетический интегратор всех изменений, происходящих в механизмах цивилизованного развития. Квалитативная революция отражает ведущие изменения, происходящие со второй половины ХХ в. в механизмах конкуренции и технологического базиса экономики, связанные с категориями качества и конкурентоспособности продукции, услуг и процессов их создания.

Квалитативная революция — это революция качества во всех сферах и аспектах его проявления: продукции, услуг, процессов, систем. Она определяет тенденции сдвигов: от ценового фактора конкуренции к качеству товаров в 60-е гг., от фактора качества товаров к фактору качества технологий в 70-е гг., от качества технологий к качеству человеческих ресурсов, к качеству образования и формируемому им качеству общественного интеллекта с середины 80-х гг.. Происходит сдвиг от функционала прибыли как главного критерия экономического развития к функционалу качества жизни, включающего такие основные составляющие как качество среди обитания, уровень материального благосостояния и духовного развития, качество образования и др.

Важнейшим результатом квалитативной революции явилось появление надтоварной, глобальной конкуренции по качеству интеллектуальных ресурсов общества и качеству инноваций (новых изделий, товаров, промышленных и информационных технологий).

Проблема качества в современных условиях является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной, оборонной и экологической безопасности, а конкурентоспособность — фактором экономической стабильности и устойчивого развития общества в условиях транзитивной (переходной) и рыночной экономики.

Значимость качества и конкурентоспособности продукции и товаров определяется следующими социально-экономическими факторами и позициями в мировом и государственном рейтингам [47].

В Манифесте качества в США качество определяется как «системная концепция выживания и экономического процветания», а в Японии, достигшей наиболее впечатляющих успехов в области качества и конкурентоспособности продукции, качество считается «лицом нации». В Международной практике и во многих странах существуют престижные награды за достигнутое качество, примерами чего являются Бирмингемский факел как высшее признаниекачества, Золотая награда Европы за качество и коммерческий престиж, национальнаяпремия качества Малколма Болдриджа, присваемая исследовательской группой по обучению Американского общества контроля качества, 11 ноября каждого года ООН объявлен Всемирным днем качества.

Высоко котируются и рейтинги качества товаров в России. Производители товаров и услуг заинтересованы в проведении конкурсов на лучшее качество своих товаров и товаров конкурентов. Чтобы выстраивать стратегию производства и поведения на рынке. Критериями оценки служат качественные характеристики не только по стандартам, но и по запросам потребителей. В настоящее время в России проводится ряд конкурсов, на базе которых выстраиваются рейтинги качества товаров и услуг: «Бренд года», «Народная марка», «Товар года», «100 лучших товаров России», «Рейтинг качества деловых печатных СМИ», «Лучшее в России».

Конкурс «Бренд года / EFFIE» проводится с 1998 г. Изначально конкурс не имел в своем названии аббревиатуры TFFIE – она появилась в 2001 г. после присоединения российской национальной награды «Бренд года» к международной системе EFFIE, самой авторитетной мировой награде в сфере эффективных маркетинговых коммуникаций. Победителями 2004 г. стали: сок «Добрый», макароны «Макфа», кетчуп «Балтимор», пиво «Балтика», АЗС ЛУКойл, оператор сотовой связи МТС, бытовой клей «Момент», холодильник «Стинол», дезодорант Rexona, лезвия для бритья Gillette.

Конкурсная программа «Московское качество». Такую программу разработало правительство Москвы в целях поддержания малого предпринимательства. Лауреаты этого конкурса не только получают право маркировать продукцию логотипом с изображением Юрия Долгорукова, но и имеют некоторые льготы в таможенном оформлении, рекламе и получении лицензий. Среди победителей этого конкурса можно отметить Останкинский молочный комбинат с продукцией «СОКОС» и «СОКОС РЕАЛ 100%».

Премия «Товар года» присуждается по итогам исследований потребительского рынка России тем компаниям, чьи товары на протяжении года охотнее покупают отечественные потребители. Регулярный рейтинг проводится Национальной торговой ассоциацией по результатам исследований продаж товаров массового спроса в 36 категориях в розничных магазинах Москвы, московской области, Санкт-Петербурга и крупнейших городов России. Специалисты считают этот рейтинг весьма объективным показателем ситуации на российском рынке. Конкурс учрежден Национальной торговой ассоциацией и Московской международной бизнес-ассоциацией (ММБА) и проводится при сотрудничестве с Минэкономразвития РФ и журналом «Новости торговли». Среди победителей этого конкурса следует отметить пиво «Балтика», соки и нектары «СОКОС» и растительное рафинированное масло «Слобода».

Конкурс «Народная марка». В голосовании за лучшую торговую марку на российском рынке принимают участие около 46,5 тысяч покупателей, преимущественно тех, кто читает газеты «Известия», «Комсомольская правда», «Из рук в руки», а также имеет доступ в Интернет. «Народная марка» включает 40 категорий товаров, каждый год рассматривается только 20. Кроме того, товары соревнуются не во всех категориях, а только в тех, где нет абсолютного лидера. Поэтому одни товары покидают список конкурсантов, а их место занимают другие, быстро растущие категории. Например, в 2003 г. появилось шесть новых категорий: краски для ремонта, гель для душа, крем для лица, каши моментального приготовления, мобильные телефоны и электрочайники. Опрос потребителей выявил товары-победители: телевизоры Samsung, каши быстрого приготовления «Быстров», соки «J7», косметику «Nivea».

Конкурс «100 лучших товаров России». Этот конкурс потребительских товаров и его логотип считаются преемником «Знака качества СССР». Организаторами конкурса стали Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии, Межрегиональная общественная организация «Академия проблем качества» и Редакционно-информационное агенство «Стандарты и качество». Конкурс проводится с 1998 г.; за это время благодаря нестрогим правилам отбора (в конкурсе наравне соревнуются и колбаса, и обувь, и тепловозы) и лояльности к мелким региональным производителям он снискал большую популярность среди отечественных производителей второго ряда. Для них победа в конкурсе – хорошая возможность стать известными в России и поддержать свой имидж, увеличить узнаваемость своей торговой марки. Например, победителями 2004 г. стали: детские игровые комплексы производства ООО «Романа», детские спортивные комплексы серии «Карусель» производства ООО «Юниспорт», трактор Т-25.01 производства АО «Промтрактор», отливная леденцовая карамель производства АО «АККОНД», генераторы Г3000 производства АО «Электром», санаторно-курортные услуги, предоставляемые санаторно-спортивным комплексом «Надежда» и др.

Проводятся и региональные конкурсы на товары и услуги высокого качества, примером чего является ежегодно проводимый правительством Санкт-Петербурга конкурс по качеству по разным номинациям и др.

Главная цель любого социально ориентированного государства – обеспечение реального и устойчивого повышения уровня и качества жизни населения, которые в соответствии с методикой Организации Объединенных Наций определяются на основе индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). Этот индекс слагается из трех обобщающих показателей: индекса ожидаемой при рождении продолжительности жизни, индекса достигнутого уровня образования, измеряемого как совокупный индекс грамотности взрослого населения и доли учащихся, поступивших в профессиональные учебные заведения трех уровней, и индекса уровня жизни, определяемого реальными доходами на душу населения с учетом его покупательной способности. Каждый из этих показателей характеризует развитие соответствующей важной области социальной сферы. Используемая методика позволяет довольно точно рассчитать значение ИРЧП и обеспечивает сопоставимость межрегиональных и международных сравнений полученных результатов [54].

В качестве примера, иллюстрирующего применение этой методики ООН, можно привести данные, опубликованные в статье видного ученого-экономиста, генерального директора ФГУ «ТЕСТ – С.Петербург» В.В.Окрепилова «Качество жизни – понятие сегодняшнего дня» в газете «Невское время» от 21.02.04: С.-Петербург среди субъектов РФ по значению ИРЧП занимает 8-е место, по продолжительности жизни – 12-е, по уровню образования – 2-е, а по доходам – 28-е. Таким образом, для повышения ИРЧП, а следовательно, и качества жизни в С.-Петербурге в первую очередь следует обратить внимание на необходимость повышения доходов населения, что в свою очередь приведет к росту количества рабочих мест, заработной платы, отчислений в бюджет, в том числе и на социальные нужды.

Очевидно, что качество жизни определяется экономическим потенциалом страны, во многом опирающимся на интенсивное развитие науки и производства, квалификационный потенциал трудовых ресурсов, широкое применение наукоемких и информационных технологий, всесторонне ресурсосбережение, А такое развитие становится возможным, если научно-техническая и промышленная продукция предприятий будет востребована на рынке и конкурентоспособна. Поэтому среди факторов, определяющих экономическое развитие и рост качества жизни, в первую очередь следует назвать конкурентоспособность продукции и производства.

В Президентском послании Федеральному собранию РФ в 2003 г. сказано: «Конкурентоспособным у нас должно быть все – товары, услуги, технологии и идеи, бизнес и само государство, частные компании и государственные служащие, студенты, профессора, наука и культура». На высоком государственном уровне в РФ конкурентоспособность определена как «наша основная национальная идея» [54].

Только добившись повышения всех факторов общественного производства, можно рассчитывать на улучшение качества жизни. Таким образом, конкурентоспособность продукции, товаров, услуг и производства в сочетании с их качеством определяют эффективность социально-экономической политики в условиях научно-технической и квалитативной революции, транзитивной и рыночной экономик, ориентированных на потребителя.

Акцент на предпочтение потребителей при оценке качества и конкурентоспособности продукции, товаров и услуг способствует развитию деятельности потребительских обществ, системы независимой экспертизы, созданию потребительских кооперативов. Активизация потребителей по отношению к качеству началась. Получила распространение добровольная сертификация товаров не только по их безопасности, химико-биологическим и физико-техническим параметрам, но и по обязательному набору потребительских качественных характеристик [84].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.009 с.)