Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Добровольное и обязательное подтверждение соответствияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Закон предусматривает широкий спектр объектов добровольного подтверждения соответствия: продукция и связанные с нею процессы, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется органами по сертификации, которые осуществляет подтверждение соответствия, т.е. выдают заявителю документальное удостоверение соответствия в виде сертификатов соответствия и права на применение знака соответствия. Соответствие объектов стандартам организаций, условиям договора, требованиям системы сертификации подтверждается выдачей сертификата соответствия и предоставлением права маркировки знаком соответствия системы добровольной сертификации. Соответствие объектов национальным стандартам подтверждается выдачей сертификата соответствия и предоставлением права маркировки знаком соответствия национальному стандарту. Применение знака соответствия недопустимо по отношению к объектам, соответствие которых не подтверждено. Применение знаков соответствия облегчает приобретателям, и в первую очередь потребителям, выбор продукции, услуг, работ, в максимальной степени соответствующих их потребностям и желаниям, и тем самым способствует реализации принципа максимального учета законных интересов заинтересованных лиц. Закон устанавливает минимальный состав требований к лицам, создающим систему добровольной сертификации: · установить перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристики; · установить правила выполнения работ по сертификации и порядок их оплаты; · определить состав участников процесса. Участникам системы добровольной сертификации могут быть орган по сертификации, испытательные лаборатории (центры), организации, осуществляющие сертификацию систем качества, заявители. Законом установлено положение о том, что система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Добровольность регистрации означает, что юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю для того, чтобы организовать систему добровольной сертификации, достаточно в соответствующих документах отразить вопросы по осуществлению добровольной сертификации. Предусмотренный законом состав документов, предъявляемых для регистрации, сроки регистрации и причины отказа в регистрации, доступность сведений, содержащихся в реестре систем добровольной сертификации, создают благоприятные условия для участия в этой деятельности заинтересованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Законом установлено, что обязательным в нашей стране является подтверждение соответствия только требованиям ТР, т.е. требованиям в отношении безопасности. Требования по другим свойствам продукции, услуг и работ подлежат добровольному подтверждению соответствия, причем только по инициативе заявителя. Требования об обязательном подтверждении соответствия распространяется только на продукцию, применяемую в РФ, Формы обязательного соответствия определены в ст. 20, п. 3 ФЗ [5]. Это принятие декларации (декларирование соответствия) и обязательная сертификация (рис. 7.4). Схемы декларирования соответствия представлены в ст. 24 [5]. Под схемой сертификации понимается сочетание различных контрольных и инспекционных действий; она принимается в каждом конкретном случае с учетом специфики продукции, организации ее производства, экономических и других факторов. Выбор формы и схемы обязательного подтверждения соответствия осуществляется при разработке ТР. Независимо от того, какая схема обязательного подтверждения соответствия предусмотрена ТР, декларация соответствия или сертификат имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории РФ. Определение правительством методики определения стоимости работ по обязательному подтверждению соответствия способствует упорядоченности этой деятельности, обеспечивает возможность планирования затрат заявителем, прогнозирование и планирование объемов работ органов по сертификации, испытательных лабораторий и центров.
Декларирование соответствия Закон устанавливает две схемы декларирования соответствия. В первой схеме заявитель сам формирует доказательственные материалы о соответствии. Состав этих материалов, в состав которых могут входить техническая документация, результаты испытаний и иные документы, определяется ТР. Эта схема в значительной степени схожа с существовавшей ранее системой оценки соответствия, которая осуществлялась отделами технического контроля (ОТК) предприятий. Лица, которые могут быть заявителями декларирования соответствия, также определяются ТР. Во второй схеме принятия декларации о соответствии доказательственные материалы, сформированные заявителем, должны быть дополнены доказательствами, полученными с участием органа по сертификации, испытательной лаборатории (центра) или одной из этих организаций. Этими доказательствами являются: · протоколы испытаний, проведенных в аккредитованной лаборатории (центре); · сертификат системы качества. В последнем случае при выдаче сертификата системы качества должен быть предусмотрен контроль со стороны органа по сертификации за объектом сертификации. Как и в первой схеме, состав доказательственных материалов определяется ТР. Эта схема является промежуточной между первой схемой декларирования и обязательной сертификацией. Она может применяться тогда, когда допускается, что соответствие части параметров, характеризующих безопасность, может подтверждаться собственными доказательствами заявителя, а остальные должны контролироваться аккредитованной испытательной лабораторией (центром). Стабильность соблюдения требований при этом гарантируется сертификацией системы качества и контролем качества со стороны органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия на эту систему. Закон определяет обязательный состав сведений, включаемых в декларацию. Это сведения о заявителе и изготовителе, объекте подтверждения соответствия и примененных доказательных материалах, сроке действия декларации и иные сведения, установленные в ТР. Существо декларации заключено в заявлении заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначении и о том, что приняты все необходимые меры по обеспечению соответствия продукции требованиям ТР. Закон предусматривает оформление декларации в двух экземплярах. Первый экземпляр и составляющие доказательственные материалы хранятся у заявителя в течение трех лет с момента окончания действия декларации. Второй экземпляр хранится в федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию. Эти документы представляют интерес для статистических исследований и анализа качества продукции, а также могут оказаться необходимыми при возникновении спорных ситуаций.
Обязательная сертификация Необходимость подтверждения соответствия путем проведения обязательной сертификации устанавливается соответствующим ТР, в котором содержатся схемы сертификации, применяемые для объектов, на которые распространяется ТР. Схемы сертификации, содержащиеся в ТР, могут различаться как по их доказательности, так и по объему необходимых контрольных и инспекционных действий и стоимости. Заявитель имеет право выбирать схему сертификации. Так кА он сам заинтересован в том, чтобы быть уверенным в соответствии продукции требованиям ТР, то не обязательно основным критерием выбора должна быть стоимость. В результате проведения контрольных действий, предусмотренных схемами сертификации, в случае получения положительных результатов, на основании которых установлено соответствие продукции требованиям ТР, заявителю выдается сертификат соответствия. Сертификат содержит сведения о заявителе, изготовителе, органе по сертификации, выдавшем сертификат, объекте сертификации, проведенных испытаниях и представленных доказательствах соответствия, установленных ТР. Набор этих сведений достаточен для установления факта сертификации объекта при осуществлении контроля органом по сертификации и при государственном контроле. Структура системы сертификации, определяемая законом, не предусматривает существование центральных органов по сертификации, которые в соответствии с действовавшим в период с 1993 по 2003 г. законом «О сертификации продукции и услуг» выполняли организующую и координирующую роль в возглавляемых ими системах сертификации. Законом [5] им предоставляется самостоятельность при условии выполнения требований, установленных правилами по аккредитации. Порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) устанавливается Правительством РФ. Основной задачей органов по сертификации является выдача сертификатов соответствия. Для решения этой задачи орган по сертификации организует проведение исследований (испытаний) и измерений, привлекая для этого аккредитованные испытательные лаборатории (центры) на договорной основе. Для сведения заявителей орган по сертификации представляет информацию о порядке проведения сертификации и устанавливает стоимость работ по сертификации. После выдачи сертификата орган по сертификации осуществляет контроль за объектами сертификации, если он предусмотрен схемой сертификации, приостанавливает или прекращает действие выданного им сертификата, если обнаружатся нарушения требований ТР, на соответствие которому осуществлялась сертификация, ведет реестр выданных сертификатов. Сведения о выданных сертификатах орган по сертификации обязан передавать в федеральный орган по техническому регулированию, который ведет единый реестр выданных сертификатов. Закон вменяет органам по сертификации обязанность информирования органов государственного контроля (надзора) о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее. Обязанности аккредитованных испытательных лабораторий и центров как организаций, работающих в технической области, существенно не изменились. Их главная задача – проведение объективных исследований, испытаний и измерений характеристик продукции и выдача достоверных результатов в виде соответствующих протоколов в орган по сертификации. На основании этих протоколов орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия заявителю. Отношения между органом по сертификации и испытательными лабораториями (центром) договорные. Закон запрещает органам по сертификации предоставлять испытательным лабораториям и центам сведения о заявителе. Цель этого запрета – повышение объективности результатов испытаний. В соответствии со статьей 27 закона [5] продукция, соответствие которой требованиям ТР подтверждено декларацией о соответствии или сертификатом соответствия в зависимости от того, какая форма подтверждения предусмотрена ТР, маркируется знаком обращения на рынке. Этот знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях. Способ маркировки изделия знаком обращения на рынке законом не определяется – соответствующее решение заявитель может принимать самостоятельно. Закон запрещает маркировать продукцию знаком обращения на рынке, если ее соответствие не подтверждено декларацией о соответствии или сертификатом соответствия. Это требование отражено и в обязанностях заявителя в соответствии с п. 2 статьи 28, которая устанавливает права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия. Если в ТР предусмотрена не одна форма и не одна схема подтверждения соответствия, то заявитель может выбирать форму и схему из содержащихся в ТР по своему усмотрению. Свобода выбора предоставляется заявителю и в выборе органа по сертификации. Если существует несколько органов по сертификации, область аккредитации которых распространяется на продукцию заявителя, то он может обращаться в любой из этих органов по сертификации. Закон предоставляет заявителю право обращаться с жалобами на неправомерные действия органов по сертификации и испытательных лабораторий и центров в орган по аккредитации. Главная обязанность заявителя – обеспечивать соответствие продукции требованиям ТР. Продукция, не соответствующая требования ТР, не может быть выпущена в обращение. В том случае, когда продукция соответствует требованиям ТР, сведении о сертификате соответствия или декларации соответствия должны быть отражены в сопроводительной документации и при маркировке продукции. Заявитель обязан сотрудничать с органом по сертификации и органами государственного контроля (надзора) в вопросах, связанных с подтверждением соответствия продукции требованиям ТР, приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия декларации о соответствии или сертификата соответствия истек или если снизилось качество продукции и она перестала соответствовать ТР, а срок действия документов, подтверждающих соответствие, еще не истек. Законом установлены условия ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. Которые состоят в следующем. Импортная продукция, на которую распространяется действие ТР, должна иметь подтверждение соответствия по тем же правилам, что и продукция российских производителей. Списки такой продукции, содержащей коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), утверждаются Правительством РФ. Товарная номенклатура ВЭД принята в качестве основы системы регулирования ВЭД, в том числе таможенной статистики. Коды ТН ВЭД являются обязательными реквизитами унифицированных форм документации при регистрации участников ВЭД, лицензировании, квотировании, декларировании товаров, внешнеторговой статистической отчетности, таможенной статистике и в других документах. ТН ВЭД представляет собой многоцелевой классификатор товаров, обращающихся в сфере внешнеэкономических связей и пересекающих границу РФ. Этот документ основан на «Гармонизированной системе описания и кодирования товаров» и «Комбинированной номенклатуре ЕЭС». Общий объем ТН ВЭД в настоящее время составляет около 15 тысяч позиций [84]. Исключение из правила о необходимости подтверждения соответствия составляет продукция, которая не поступает в торговлю. Порядок ввоза импортируемой продукции, на которую требуется представление декларации о соответствии или сертификата соответствия, включающий срок хранения товаров под таможенным контролем, правила заполнения соответствующих реквизитов таможенной декларации, действия должностных лиц таможенных органов также определяется Правительством РФ. Для сокращения времени и материальных затрат, необходимых для подтверждения соответствия, международным договором РФ могут предусматриваться меры доверия к результатам, полученным при подтверждении соответствия, осуществленном в стране-импортере. В этом случае документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований (испытаний) и измерений могут быть признаны в нашей стране [5,84]. Закон также устанавливает и регламентирует: порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), комплект документов которой должен быть гармонизирован с европейскими стандартами EN 45000 (глава 5); правила и порядок государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (глава 6); требования к информации о нарушении требований ТР и отзыв продукции (глава 7); требования к информации о ТР и документах по стандартизации (глава 7); порядок финансирования в области технического регулирования (глава 8); заключительные и переходные положения (глава 7) при внедрении Федерального закона «О техническом регулировании» [5]. Аккредитация как признание, что физическое лицо или организация обладает достаточной компетенцией для выполнения конкретных работ в области оценки соответствия, - важнейший фактор функционирования системы, в которой осуществляется оценка соответствия. Он важен как для государственных органов, которые заинтересованы в высоком уровне доверия к сертификатам и иным документам, применяемым в этой области, так и для самих органов по сертификации, испытательных лабораторий и центров, которым необходимо демонстрировать свою непредвзятость, честность, техническую оснащенность и компетентность. Аккредитация должна быть гарантией непредвзятости, независимости и компетентности. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований ТР осуществляется путем проведения проверок должностными лицами органов государственного контроля в соответствии с планами проверок, при составлении которых учитываются установленные целевые задания и приоритетные направления государственно контроля (надзора), информация потребителей, информация о продукции, прошедшей сертификацию. Законом предусматривается право органа государственно контроля (надзора) обращаться в суд с иском о принудительном отзыве продукции, если изготовитель не выполнил предписание о разработке программы мероприятий по предотвращению вреда или не выполняет эту программу, если она разработана. Обеспечивая конституционные права граждан России на предпринимательскую деятельность, а также на жизнь, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, государство опираясь на обязанности каждого охранять природу и окружающую среду, создает такую систему технического регулирования, которая соответствует этим правам и обязанностям. Поэтому государство обязано за счет федерального бюджета финансировать расходы на создание и функционирование элементов этой системы, соответствующих регулирующим функциям государства. В соответствии с законом этими элементами являются: · государственный контроль (надзор) за соблюдением требований ТР; · Федеральный информационный фонд ТР и стандартов; · реализация программ разработки ТР и стандартов; · экспертиза проектов ТР и национальных стандартов; · общероссийские классификаторы. За счет федерального бюджета финансируется также участие России в международных организациях по стандартизации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.36.215 (0.009 с.) |