Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Градации качества продукции и товаров

Поиск

Рассмотренные в главах 1 и 3 концепция качества и конкурентоспособности продукции, товаров и процессов, классификация и содержание показателей качества, методы их количественного определения, методы оценки качества указанных объектов с использованием единичных показателей и алгоритмов (операций) их агрегирования, основанные на основных положениях квалиметрии как молодой и интенсивно развивающейся науки о сущности и количественной оценке качества, носят фундаментальный и универсальный характер, обусловливающий их широкое применение в различных сферах. Они позволяют с высокой точностью и достоверностью количественно определять показатели и оценивать качество разнообразных объектов. Однако, эти методы характеризуются высокой трудоемкостью и стоимостью, сравнительно низкой оперативностью, что ограничивает их применение, особенно потребителями. Поэтому в товароведении, в котором наиболее многочисленными субъектами являются потребители, применяются и другие, более простые и наглядные методы оценки качества товаров как основных объектов товароведения. Такие методы и составляют сущность товароведного подхода к оценке качества объектов в товароведении.

В этом подходе используются такие категории как градация качества, класс, сорт товаров, их сортамент, брак, несоответствия и дефекты товаров, действия по их предупреждению и коррекции и др. Термины и определения этих категорий устанавливаются в терминологических стандартах ГОСТ Р ИСО 9000-2001 и ГОСТ 15467-79 [6,9].

Так, в соответствии с первым из указанных стандартов «градация – класс, сорт, категория или разряд, присвоенные различным требованиям к качеству продукции, процессов или систем, имеющих то же самое функциональное применение». При этом «требование – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным». В этих определениях словосочетание «обычно предполагается» трактуется как общепринятая практика организации, ее потребителей и других заинтересованных сторон, когда предполагаются рассматриваемые потребности или ожидания. Установленным считается такое требование, которое определено, например, в документе; требований могут выдвигаться различными заинтересованнымисторонами. При определении требования к качеству градация обычно устанавливается.

Выполнение или невыполнение требований определяет высокую или низкую удовлетворенность потребителей, под которой понимается «восприятие потребителями степени выполнения их требований». Жалобы потребителей являются показателем низкой удовлетворенности потребителей, однако их отсутствие не обязательно предполагает высокую удовлетворенность потребителей и даже если требования потребителей были с ними согласованы и выполнены, это не обязательно обеспечивает высокую удовлетворенность потребителей.

Деление товаров на градации по качеству (более высокого или низшего качества) позволяет рациональнее использовать природные, трудовые и финансовые ресурсы, которые не утрачиваются, если продукция пониженного качества (например, с допустимыми дефектами) реализуются по пониженным ценам, а не уничтожается.

Градация, класс, сорт (эти понятия в настоящем контексте в словарном толковании являются синонимами) отражают предусмотренное или установленное различие в требованиях к качеству, которые, в свою очередь, устанавливают взаимосвязь функционального использования и затрат.

На рис. 4.1 приведены возможные результаты сопоставления действительных (фактических) у оцениваемого образца и базовых показателей качества – градации и классы качества [60].

 

Рис. 4.1. Взаимосвязь оценки с градациями качества

и классами товаров по назначению

 

Для принятия окончательного решения о градации качества товара необходимо сравнить действительные и базовые значения по всей номенклатуре показателей. При таком сравнении могут быть выявлены следующие виды товаров.

Стандартным признается товар, который соответствует установленным требованиям по всем выбранным показателям. Если хотя бы по одному из определяемых показателей выявлено несоответствие, товару не может быть присвоена стандартная градация, а только пониженная – нестандартная или брак.

К нестандартному относится товар, который не соответствует установленным требованиям по одному или комплексу показателей, но это несоответствие не является критическим (опасным). Например, если влажность хлеба выше установленной нормы, он относится к нестандартному.

Брак – продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов [9] или товар, с выявленными устранимыми или неустранимыми несоответствиями по одному или комплексу показателей.

Различают исправимый (устранимый) и неисправимый (неустранимый) брак. К первому относится брак, все дефекты в котором, обусловившие забракование продукции, являются устранимыми, а ко второму – брак, в котором хотя бы один из дефектов является неустранимым [9].

После устранения несоответствий градация качества товара может быть изменена. Если устранение брака способствовало улучшению всех показателей до установленной нормы, товар признается стандартным. Например, сортировка партии свежих плодов и овощей с отбраковкой дефектных экземпляров приводит к формированию новой партии стандартного товара.

Товар с устраненными несоответствиями может использоваться, но уже по другому назначению. Так, хлеб деформированный, подгоревший, загрязненный относится к санитарному браку и может быть направлен на промышленную переработку или на корм скоту.

Разновидностью брака с неустранимыми значительными или критическими дефектами являются отходы (определения будут даны ниже). Отходы со значительными несоответствиями установленным требованиям относятся к ликвидным, а с критическими – к неликвидным. Примером ликвидных отходов могут служить кости и шкура мясокопченостей или окислившийся поверхностный слой жира (штафф) у сливочного масла, которые могут быть использованы при условии реализации по пониженным ценам (кости, шкура) или после термической обработки (сливочное масло). К неликвидным отходам относятся товары, которые не могут быть использованы по назначению из-за несоответствия по показателям безопасности, например, товары с биоповреждениями (загнившие, плесневелые, поврежденные грызунами и др.).

В результате выявления соответствия или несоответствия установленным требованиям все товары по назначению могут быть подразделены на три градации качества.

К первой градации относятся товары, пригодные к использованию по назначению. Эта градация представлена стандартными товарами, которые подлежат реализации без каких-либо ограничений.

Вторая градация – товары, условно пригодные для использования по назначению. Принадлежность к этой градации определяется градациями нестандартных товаров или брака с устранимыми дефектами. Условно пригодные товары могут быть реализованы по пониженным ценам или отправлены на промпереработку либо на корм скоту. При их реализации до потребителя должна быть доведена достоверная информация о причинах понижения качества.

Третья градация – опасные товары, непригодные для использования по назначению. К ней относятся неликвидные отходы, которые не подлежат реализации, а также поставке для промышленных и кормовых целей. Они должны быть уничтожены или утилизированы с соблюдением установленных правил.

В оптовой и розничной торговле преобладают потребительские товары первой градации. Товары второй и третьей градаций должны своевременно выявляться при приемочной или текущей оценке качества и не допускаться к реализации.

Стандартные товары подразделяются на следующие категории качества: сорта, классы качества и сложности, номера и марки. Наибольшее распространение имеют сорта.

Сорт продукции – градация продукции определенного вида по одному или нескольким показателям качества, установленная нормативной документацией[6]. Совокупность сортов продукции (товаров), относящихся к одноименному товару, называется сортаментом. В словарном определении сортамент (искаж. фр. assortiment) совокупность, подбор различных сортов, видов, типов и размеров однородных изделий или материалов [СИС, 1988. С. 475]. Различают природный и товарный сортаменты.

Природный сортамент – совокупность сортов одноименной продукции, отличающихся характерными анатомо-морфологическими признаками. Природный сортамент характерен для пищевых продуктов растительного происхождения. Например, природный сортамент яблок включает более 200 сортов, отличающихся формой, основной и покровной окраской плодов, другими показателями. Каждый природный сорт имеет свое, присущее только ему название, например, сорта яблок Ренет, Семиренко, Джонатан, Белый налив, Антоновские и др.

Для продуктов животного происхождения вместо термина «сорт» применяются иные термины: для крупного рогатого скота – «породы», для птицы – «кроссы». Например, куры мясных и яйценосных кроссов различаются анатомо-морфологическими признаками.

Непродовольственные товары на природные сорта не делятся, т.к. в отличие от пищевых продуктов, которые используются в пищу без существенной переработки, промышленные товары отличаются сложностью и многоступенчатостью производства. При этом исходные свойства природного сырья значительно изменяются. Исключение составляют меха разных пород животных и зверей (каракуля, норки и т.п.).

Товарный сортамент – совокупность товарных сортов, различающихся значениями регламентированных нормативной документацией показателей качества.

В отличие от природных наименования товарных сортов, как правило, обезличены. В основном бывают: экстра, высший, первый, второй и третий товарные сорта.

Сортам некоторых товаров дополнительно или взамен присваивают особые наименования. Например, байховый чай подразделяют на следующие товарные сорта: букет, экстра, высший, 1-й, 2-й и 3-й. Сорта ржаной муки – обойный, обдирный и сеяный – присвоены в соответствии с применяемыми помолами тех же наименований.

При гармонизации российских стандартов с европейскими термин «сорт» стал заменяться на «класс качества» (например, в стандартах на свежие овощи). Однако по существу разницы между товарным сортом и классом качества нет.

На формирование товарного сорта влияют различные факторы: сырье, материалы, технология, условия и сроки хранения. В зависимости от преобладания одного из факторов или их комплексного воздействия на значение показателей, определяющих товарный сорт, различают сырьевой, технологический и комплексный принцип деления сортамента.

Сырьевой принцип основан на том, что различия в значениях показателей качества товарных сортов обусловлены особенностями сырья. Этот принцип положен в основу деления на сорта кофе, мяса, колбас, макаронных изделий. Так, мясо высшего сорта можно получить только от задней и лопаточной частей туши и невозможно – от Пашины, голяшки и других частей, мясо которых относится к низшим сортам. Различия в сортах колбас обусловлены в первую очередь сортом мяса, предопределяющего подбор вспомогательного сырья.

При технологическом принципе различия между сортами обусловлены технологическими процессами. По этому принципу различают сорта муки, крупы, крахмала. Например, из одного и того же зерна можно при трехсортном помоле получить муку высшего, 1-го и 2-го сортов, что обусловлено такими операциями, как дробление зерна, разделение образовавшихся частиц на фракции по содержанию отрубей и размол каждой фракции по отдельности. Сорт крупы и крахмала зависит от тщательности отделения примесей.

Согласно комплексному принципу формирование различий между сортами обусловлено комплексом факторов: сырьем, технологией, условиями и сроками хранения. Например, сорт чая зависит от качества чайного сырья. Чем моложе собранный чайный побег (флеш) и меньше его длина (от верхушечной нераскрывшейся почки), те выше качество сырья. Однако для получения чая высших сортов необходимо, кроме того строго соблюдать технологический режим отдельных операций – скручивания, ферментации и др. При хранении происходит старение чая за счет окислительных процессов, вследствие чего сорт чая изменяется. Чем дольше хранится чай, чем выше температура хранения и больше доступ кислорода, тем быстрее происходит старение. За год хранения при комнатной температуре грузинский чай высшего сорта приобретает органолептические свойства, присущие 2-му сорту, вследствие чего возникает пересортица.

Пересортица – один из распространенных способов качественной фальсификации. В зависимости от причин возникновения она может носить объективный и субъективный характер. Так, пересортица, происходящая при хранении, не зависит от работников предприятия и является объективной. При сырьевом и технологическом принципах, когда сорт полностью сформирован на стадии производства, пересортица носит субъективный характер и объясняется либо злоупотреблениями, либо нарушениями технологии производства, включая некачественный приемочный контроль сырья.

Кроме деления на товарные сорта, некоторые товары подразделяют по основным и частным признакам на группы (сложности или качества), марки, номера и др.

Группы сложности – градации, отличающиеся по техническому уровню показателей качества. Эти градации присущи бытовой радиоаппаратуре в зависимости от величины акустических параметров.

Группы качества применяются для характеристики туалетного мыла и духов в зависимости от рецептуры, которая обусловливает их различные свойства.

Марки, номера – градации качества товара, отличающиеся значениями одного или нескольких определяющих показателей. Так, марки манной крупы (М, МТ и Т) различаются цветом, консистенцией крупинок, а главное – сырьем (мягкие пшеницы – М, или твердые – Т, или их смесь – МТ).

Деление на номера применяется для ячменных и пшеничных шлифованных круп в зависимости от размеров крупинок, для писчей бумаги – в зависимости от ее состава. Крупу риса делят на типы в зависимости от длины, ширины и стекловидности крупинок.

Следует отметить, что принципиальной разницы между товарными сортами, группами сложности и качества, марками, номерами и типами нет. Все они являются градациями качества товара одного наименования. Разные термины сложились исторически, но по сути означают одно и то же. Поэтому можно считать предлагаемую некоторыми специалистами унификацию градаций качества, хотя этот процесс непростой, длительный и связан с преодолением отдельных стереотипов [60].

Одной из актуальных задач оценки качества товаров является также выявление несоответствий или дефектов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.106.78 (0.011 с.)