ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципиальная схема управления качеством продукции на предприятиях машиностроения.



Данная схема представляется состоящей из шести блоков. К числу факторов, влияющих на качество (прямоугольник в центральной части схемы) относятся:

станки, машины, другое производственное оборудование;

профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников.

Обрамляющие прямоугольник факторов условия обеспечения качества более многочисленны. Сюда относятся:

характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность продолжительность;

климатическое состояние окружающей среды и производственных помещений;

интерьер и производственный дизайн;

характер материальных и моральных стимулов;

морально-психологический климат в производственном коллективе;

формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;

состояние социально материальной среды работающих.

Почему необходимо деление на факторы и условия? Что оно нам дает? Реально изменяют свойства сырья и исходных материалов до заданного уровня качества средства производства и труд. На их возможностях сказываются условия, в которых они взаимодействуют. Практика показывает, что такое деление, такой подход позволяет не только более четко организовать работы по качеству, но и более целенаправленно и эффективно определять меры по обеспечению нужного качества.

При возникновении отклонения от заданных параметров качества, которые обнаруживаются в блоке сравнения и принятия решения, блок сил воздействия для устранения этих отклонений направляет усилия либо на факторы, либо на условия, либо одновременно на то и другое. Меры воздействия и их сочетания зависят от характера и величины отклонений качества и от эффективности тех или иных возможных вариантов устранения отклонений.

По универсальной схеме работают все, но наиболее часто рабочие, мастера, контролеры ОТК. Для них план по качеству заключен в чертежах, технологических операционных и контрольных картах. Они сами непосредственно производят сравнение фактических и заданных в технологической документации параметров качества сами, как правило, принимают решение о том, каким способом, приемом ликвидировать отклонение. Здесь механизм управления качеством находится в руках работника и деятельность его зависит от профессиональных навыков и знаний. Он как бы заложен в самом работнике и тех условиях, в которых ему приходится трудится.

В данном случае универсальная схема управления качеством выступает в качестве первичной схемы, первичного звена всей сложной, многообразной работы по качеству.

Однако, чем выше уровень концентрации производства, его специализации и кооперирования, тем выше уровень системы качества, а следовательно сложнее механизм, обеспечивающий её функционирование.

Дефект и несоот­ветствие.

Несоответствие- невыполнение требований (ГОСТ Р ИСО 9000-2001 [4]). Одной из разновидностей несоответствий являются дефекты.

Дефект - невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным использованием (ГОСТ Р ИСО 9000-2001 [4]). Эти два понятия имеют общий признак - невыполнение требований. Различие заключается в том, что при выявлении дефектов возникает юридическая ответственность, если из-за их наличия потребитель не может в полной мере или частично использовать дефектный товар по назначению. Например, консервы с таким дефектом, как микробиологический бомбаж, не могут использоваться в пищу из-за невыполнения требований микробиологической безопасности, а консервы в металлических банках с ржавлением, но без утраты герметичности не подлежат длительному хранению.

Другой разновидностью несоответствия можно считать недостаток товара. Этот термин регламентируется Законом РФ «О защите прав потребителей».

Недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям, предусмотренным законом, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и/или описанию при продаже товара по образцу.

В стандартах и товароведной литературе до сих пор наряду и/или взамен употребляются термины: пороки и болезни. Например, пороки и болезни хлеба. Существует точка зрения, что целесообразно переходить к терминам, регламентируемым ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Кроме того, термин «несоответствие» регламентирован названным стандартом.

Дефекты подразделяют по нескольким признакам: степени значимости, наличию методов и средств для их обнаружения или устранения, месту обнаружения. Классификация дефектов приведена на рис. 7.

По степени значимости различают дефекты критические, значительные и малозначительные.

Критические дефекты- несоответствия товаров установленным требованиям, которые могут нанести вред жизни, здоровью, имуществу потребителей или окружающей среде. Товары с критическими дефектами нельзя или экономически нецелесообразно использовать по назначению. Например, загнившие яблоки нельзя использовать в пищу или на промпереработку, так как они содержат вредные для организма вещества (микотоксины), обладающие канцерогенным и мутагенным действием.

 

 

 
 

 

 

Рис. 7. Классификация дефектов

 

Значительные дефекты- несоответствия, существенно влияющие на использование по назначению и надежность товаров, но не влияющие на безопасность для потребителя и/или окружающей среды. Так, ушибы, проколы, повреждения вредителями ухудшают внешний вид, снижают выход съедобной части и сохраняемость яблок, но плоды все же могут быть использованы по назначению (в свежем виде и на промпереработку).

Малозначительные дефекты - несоответствия, которые не оказывают существенного влияния на потребительские свойства товаров, в первую очередь на назначение, надежность и безопасность. Так, при оценке качества яблок к малозначительным дефектам могут быть отнесены небольшие отклонения от формы, размера, окраски.

В зависимости от наличия методов и средств обнаружения дефекты подразделяются на явные, для которых предусмотрены методы и средства обнаружения, и скрытые, для которых методы и средства обнаружения не предусмотрены или их применение нецелесообразно.

Например, к явным дефектам консервов относится бомбаж в стадии вздутия банки, который определяется визуальным осмотром. Начальные стадии бомбажа нельзя обнаружить визуально.

В зависимости от наличия методов и средств устранения дефекты делят на устранимые и неустранимые.

Устранимые дефекты - дефекты, после устранения которых товар может быть использован по назначению. Так, к устранимым дефектам относят загнивание яблок, если поражено менее 50 % плода. После удаления загнившей ткани, а также части прилегающей к ней здоровой ткани плоды можно использовать в свежем виде или на промпереработку.

Неустранимые дефекты - дефекты, которые невозможно или экономически невыгодно устранять. Примером неустранимых дефектов могут служить полностью гнилые плоды и овощи, другие виды микробиологической порчи товаров, их механические разрушения.

При оценке качества товаров товароведы должны проводить диагностику их дефектов по характерным признакам проявления дефектов и устанавливать причины их возникновения. Это необходимо для выявления градации качества (стандартная, нестандартная, брак и отходы) и класса товаров по назначению (пригодные, условно пригодные и непригодные к использованию по назначению), так как градации качества и классы товаров по назначению в значительной мере определяются дефектами разной степени значимости.

В зависимости от места возникновения все дефекты условно подразделяют на технологические, предреализационные и послереализационные.

Технологические дефекты - дефекты, вызванные недостатками при проектировании и/или разработке продукции, сырья, несоблюдением или несовершенством производственных процессов. Эти дефекты являются следствием недостаточного управления и контроля качества при производстве продукции.

Предреализационные дефекты возникают при транспортировании, хранении, подготовке к продаже или реализации товаров. Примером таких дефектов может служить бой товаров в стеклянной таре, бой посуды, микробиологическая порча товаров при хранении, утрата товарного вида при подготовке к продаже или реализации вследствие загрязнения, деформации и т.п. Товары, у которых выявлены недопустимые технологические или предреализационные дефекты, реализации не подлежат.

Послереализационные дефекты возникают при хранении, эксплуатации или использовании товаров потребителем. Причинами возникновения этих дефектов могут быть:

§ нарушение потребителем правил хранения, транспортирования или потребления;

§ проявление скрытых технологических или предреализационных дефектов.

В первом случае при наличии достаточной информации о таких правилах (например, с помощью маркировки) претензии, вызванные появлением послереализационных дефектов по вине потребителя, не принимаются.

В случае появления скрытых дефектов товаров не по вине потребителя продавец обязан либо устранить дефекты за свой счет, либо заменить дефектный товар на бездефектный, либо вернуть уплаченную сумму денег. При этом потребитель имеет право претендовать на возмещение материального и морального ущерба. Права потребителей и ответственность изготовителей и продавцов регламентируются Федеральным законом «О защите прав потребителей».

 

 

образцу и/или описанию при продаже товара по образцу».

Дефекты подразделяют по нескольким признакам: степени

значимости, наличию методов и средств для их обнаружения или

устранения степени наносимого вреда, месту обнаружения.

По степени значимости различают критерии критические,

значительные и малозначительные.

Критические дефекты — несоответствиятоваровустановленным

требованиям, которые могут нанести вред жизни, здоровью,

имуществу потребителей или окружающей среде. Товары с

критическими дефектами нельзя или экономически нецелесообразно

использовать по назначению. Например, загнившие яблоки нельзя

использовать в пищу или на промпереработку, так как они содержат

вредные для организма вещества (микотоксины), обладающие

канцерогенным и мутагенным действием.

Значительные дефекты — несоответствия, существенно влияющиена

использование по назначению и надежность товаров, но невлияющие

на безопасность для потребителя и/или окружающейсреды. Так, ушибы,

проколы, повреждения вредителями ухудшаютвнешний вид, снижают

выход съедобной части и сохраняемостьяблок, но плоды все же

могут быть использованы по назначению (всвежем виде и на промпереработку).

Малозначительные дефекты — несоответствия, которые не оказывают

существенного влияния на потребительские свойства товаров, в первую

очередь на назначение, надежность и безопасность. Так, при оценке

качества яблок к малозначительным дефектам могут быть отнесены

небольшие отклонения от формы, размера, окраски.

В зависимости от наличия методов и средств обнаружения дефекты

подразделяются на явные, для которых предусмотрены методы и средства

обнаружения, и скрытые, для которых методы и средства обнаружения не

предусмотрены или их применение нецелесообразно.

Например, к явным дефектам консервов относится бомбаж в стадии

вздутия банки, который определяется визуальным осмотром. Начальные

стадии бомбажа нельзя обнаружить визуально. Для этого необходим

микробиологический контроль, для чего банки нужно вскрывать. При

выборочном контроле всегда существует опасность, что банки в начальной

стадии бомбажа могут не попасть в выборку. Если же вскрыть все банки в

товарной партии, реализовать такую партию нельзя. Поэтому сплошной

контроль невозможен, а другие методы неразрушающего контроля

отсутствуют.

В зависимости от наличия методов и средств устранения дефекты делят на

устранимые и неустранимые.

Устранимые дефекты — дефекты, после устранения которых товар

может быть использован по назначению. Так, к устранимым дефектам

относят загнивание яблок, если поражено менее 50% плода. После

удаления загнившей ткани, а также части прилегающей к ней здоровой

ткани плоды можно использовать в свежем виде или на промпереработку.

Неустранимые дефекты — дефекты, которые невозможно или

экономически невыгодно устранять

Квалиметрия.

Квалиметрия (от лат. qualis – какой по качеству и греч. метрео – мерить, измерять) – науч. дисциплина, в рамках к-рой изучаются методология и проблематика комплексной, количественной оценки качества объектов любой природы: одушевленных или неодушевленных, предметов или процессов, продуктов труда или продуктов природы, имеющих материальный или духовный характер (естественно, что объектом приложения методов квалиметрии может быть и любое конструктивное и технологическое решение, если его качество требуется подвергнуть квалиметрическпму анализу).

Квалиметрия – область практической и науч. деятельности, связанная с разработкой теоретических основ и методов измерения и количественной оценки качества. Квалиметрия является составной частью квалитологии - науки о качестве.

Объект квалиметрии - это исследование принципов и методов оценки качества, а предмет - совокупность составляющих качество св-в предметов и процессов, с к-рыми человек контактирует в своей практической деятельности.

Квалиметрию обычно подразделяется на теоретическую квалиметрию, изучающую проблемы оценки качества в общем плане, и прикладную квалиметрию, рассматривающую вопросы измерения качества применительно к конкретным объектам.

Квалиметрия как наука переживает период становления, чем объясняется отсутствие единого мнения по ряду вопросов. Являясь в значительной степени науч. дисциплиной межотраслевого характера, квалиметрия по многим вопросам смыкается с конкретными инж. дисциплинами: стандартизацией, метрологией, экономикой, организацией производства, правом, психологией и др., а в ее аппарат включается целая группа мат. теорий.

Конечной целью квалиметрии являются разработка и совершенствование методик, с помощью к-рых качество конкретного оцениваемого объекта может быть выражено одним числом, характеризующим степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности. Кроме того, подобные методики позволяют решить и др. задачи квалиметрического анализа.

Метрологическая экспертиза.

Метрологическая экспертиза конструкторской и технологической документации — это анализ и оценка технических решений, по выбору параметров подлежащих измерению, установлению норм точности и обеспечению методами и СИ процессов разработки, изготовления, испытания, эксплуатации и ремонта изделия. Она является частью комплекса работ по метрологическому испытанию производства. Метрологическая экспертиза успешно решает свои задачи при условии ее проведения на самых ранних стадиях разработки документа, начиная с заявок и технического задания на создание продукции. Такой подход определяет максимальный экономический эффект от экспертизы. Ее проведение на последующих стадиях разработки ведет к материальным потерям не только за счет снижения объема и точности информации, но и за счет потери материальных средств и времени, необходимых для устранения обнаруженных недостатков в области метрологического обеспечения. Проведение экспертизы должно быть направлено на:

1. Внедрение в производство наиболее современных и прогрессивных методов и средств контроля, обеспеченных технически обоснованную точность, снижение трудоемкости и себестоимости контрольных операций.

2. Соответствия применяемых во всех подразделениях предприятия средств и методов измерения, требование оптимальных режимов технологического процесса и контроля качества продукции.

С учетом специфики конкретных отраслей, предприятиям следует установить стадии разработки документации, на которых будет проводиться экспертиза: технического задания, технического предложения, эскизного или технического проекта, разработки рабочей документации. Проводить метрологическую экспертизу на всех стадиях не целесообразно, в каждом случае находится оптимальный вариант. Метрологическую экспертизу могут проводить специалисты производственно тематических подразделений и метрологической службы. Первые подвергают экспертизе исходные производственно тематические решения (объем и номенклатуру измерения параметров, диапазон измерения параметров и измерений, назначение допусков, влияющих условий и т.д.) отражаемых в технической документации. Вторые — методологию измерения параметров и выбор СИ. Нередко проводить экспертизу по этим двум направлениям может один специалист, но это снижает ее эффект, т.к. отсутствует должный анализ из-за односторонней квалификации специалиста. Эксперты и экспертные комиссии могут утверждаться приказами или распоряжениями по предприятию или подразделению на определенный период. При наличии стандартов, регламентирующих требований на продукцию. Метрологическую экспертизу можно заменить метрологическим контролем, результаты которого определяют дальнейшие направления работ по анализу и оценке уровня метрологического обеспечения. На практике предприятия используют различные формы метрологического контроля. Одна из них — метрологический контроль технической документации осуществляемая конструкторами или технологами. Обычно нормам контроля подвергают только чертежи и схемы. Часто его проводят с контролем требований стандартов, унификации и технологичности. На многих предприятиях важная роль отводится согласованию документации с метрологической службой. Согласованию подлежат те документы, в которых прямо или косвенно отражены требования к выполнению измерений. Это заявки на разработку изделия, на приобретение СИ, технического задания и технического условия, эскизные и технические проекты, программы и методики испытаний, методики выполнения измерений, комплекты документов на создание не стандартных СИ. При проведении метрологической экспертизы необходимо установить:

1. Полноту и четность технических требований точностным характеристикам изделия.

2. Целесообразность выбранной номенклатуры измеряемых параметров с точки зрения достаточности и экономической эффективности.

3. Достаточность номенклатуры измеряемых параметров с точки зрения обеспечения достоверности контроля качества, безопасности труда и охраны окружающей среды.

4. Наличие в документе указаний типа средств измерения и требований к метрологическим характеристикам средства измерения.

5. Возможность замены рекомендованных средств измерения на аналогичные (новые отечественные, зарубежные и стандартные).

6. Наличие и применение стандартизированных или аттестованных методик выполнения измерений.

7. Полноту и правильность требований к условиям выполнения измерений.

8. Обоснованность требований к процедуре измерений и алгоритму обработки экспериментальных данных.

9. Необходимость изменения требований к конструкции или последовательности технологического процесса, обусловленных применяемыми средствами измерения.

10. Правильность применения терминов, наименования и обозначения физических величин.

В техническом задании на проектирование изделия, а также в документации эскизного и технического проекта проверяется:

1. Оптимальность номенклатуры измеряемых параметров.

2. Наличие габаритных, установочных и присоединительных размеров.

3. Возможность контроля выходных параметров.

4. Обеспечение конструкций изделия возможности контроля, необходимых параметров в процессе изготовления, испытания, эксплуатации.

В технических условиях на изделие устанавливают:

1. Соответствие габаритных установочных размеров и их отклонений к требованиям предъявляемых изделий.

2. Правильность выбора методов, средств измерения, технологического оборудования, необходимого для контроля работы и настройки изделия.

3. Наличие рекомендованных средств измерения в числе разрешенных для применения и изготавливаемых промышленностью.

4. Правильность установления видов и объемов контроля в зависимости от вида продукции и сроков проведения каждой категории контроля.

5. Правильность назначения требований по подготовке изделия к контролю.

При анализе технического описания и инструкции по эксплуатации проверяются:

1. Правильность описания операций по проверке изделия к работе.

2. Соответствие технических характеристик средств измерения установленным режимам работы и допускаемым отклонением параметров изделий.

3. Соблюдение безопасности труда.

4. Правильность выбора методов, средств измерения, технологического оборудования необходимого для контроля работы и настройки изделия.

5. Наличие рекомендованных средств измерения в числе разрешенных для применения и изготавливаемых промышленностью.

При экспертизе сборочных и монтажных чертежей устанавливают:

1. Оптимальность номенклатуры, измеряемых при контроле размеров, с целью обеспечения эффективности и достоверности контроля качества и взаимозаменяемости.

2. Наличие размеров, предельных отклонений и других параметров и требований, необходимых и достаточных для контроля.

3. Правильность простановки допусков.

4. Возможность прогрессивных средств и методов контроля.

5. Правильность выбора измерительных баз.

6. Обеспечение оптимальной степени совпадения технологической базы и конструктивной.

7. Возможность доступа средств измерения для контроля каждого параметра.

При экспертизе программ и методик испытаний проверяется:

1. Правильность выбора средств и методов контроля в зависимости от режимов работы допускаемых отклонений параметров изделий и требуемой точности определения показателей качества.

2. Правильность применения схем контроля.

3. Правильность назначения предельных отклонений.

При экспертизе технологического процесса устанавливают:

1. Соответствие показателей точности измерения требованиям обеспечения оптимальных режимов технологического процесса.

2. Оптимальность номенклатуры измерения параметров.

3. Соответствие показателей точности измерения требованиям взаимозаменяемости.

4. Соответствие производительности средств измерения, производительности средств оборудования.

5. Правильность выбора контрольных точек при проверке заданного параметра.

Метрологическую экспертизу следует проводить в два этапа:

I этап — проверка оригиналов документации перед передачей их на размножение. Эти материалы, подписанные разработчиком и проверяющим, предъявляются на экспертизу. Чертежи изделия или специальные технологические оснастки должны быть подписаны технологом.

II этап — проверка документации в подлинниках. При наличии подписей всех лиц ответственных за содержание и исполнение документа, кроме подписи норм контролера. Конструктивная и технологическая документация подается на экспертизу комплектно. Внесение изменений в конструкторскую и технологическую документацию по результатам метрологической экспертизы производится в установленном порядке.

Технологичность кон­струкции.

совокупность свойств конструкции изделия, которыеобеспечивают его изготовление, ремонт и техническое обслуживание по наиболее эффективной технологии(См. Технология) по сравнению с однотипными конструкциями того же назначения при одинаковых условияхих изготовления и эксплуатации и при одних и тех же показателях качества. Применение эффективнойтехнологии предполагает оптимальные затраты труда, материалов, средств, времени при технологическойподготовке производства (См. Технологическая подготовка производства), в процессе изготовления,эксплуатации и ремонта, включая подготовку изделия к функционированию, контроль его работоспособности,профилактическое обслуживание. Условия изготовления (ремонта), которые определяются типомпроизводства (единичное, серийное и т. д.), его организацией, специализацией, программой иповторяемостью выпуска, связаны с отработкой Т. к. и., направленной на снижение трудоёмкостиизготовления (ремонта) изделия и его себестоимости.

Для оценки определённых конструкций пользуются базовыми показателями технологичности изделия,являющегося представителем группы изделий, обладающих общими конструктивными признаками. Присравнительной количественной оценке вариантов конструкции одного и того же изделия пользуютсяодинаковыми показателями Т. к. и. и одними и теми же методами их определения.

Состав работ по обеспечению Т. к. и. на всех стадиях их создания устанавливается Единой системойтехнологической подготовки производства (ЕСТПП).





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.72.102.217 (0.018 с.)