Аудит системы управления окружающей средой (экологический аудит)




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аудит системы управления окружающей средой (экологический аудит)



В настоящее время в связи с возросшей конкуренцией у организаций разного рода возникают потребности продемонстрировать свою ответственность за состояние окружающей среды. Одним из путей удовлетворения этой необходимости была выдвинута концепция системы управления окружающей средой (EMАS) и связанная с этим практика проведения экологических аудитов. Системы по экологическим требованиям предназначены для того, чтобы помочь организации установить и постоянно выполнять требования, касающиеся ее экологической политики и целей, требования стандартов и другие требования.

Аудит системы управления окружающей средой - систематический и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых данных, с тем чтобы определить, соответствует ли система управления окружающей средой, принятая в организации, критериям аудита такой системы, установленным данной организацией, а также сообщить результаты, полученные в ходе этого процесса, руководству.

Нормативной основой для такого аудита являются стандарты ИСО 14000 (пока недостаточно применяемые в России) и соответственная документация предприятия на систему управления окружающей средой.

Объектом аудита может быть определенная экологическая деятельность, событие, условие, система управления и (или) информация об этих предметах [МС ИСО 14000- 96].

Аудит системы управления окружающей средой преследует те же цели что и аудит системы качества, только в области управления окружающей средой.

 

Понятие о сертификации.

Сертификация - это процедура подтверждения соответствия результата производственной деятельности, товара, услуги нормативным требованиям, посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что продукция, работа (процесс) или услуга соответствует «заданным требованиям». Таким образом, сертификация - основное средство в условиях рыночной экономики, позволяющее гарантировать соответствие продукции требованиям нормативной документации. С позиции государственных интересов, такой инструмент, как сертификация, должен, с одной стороны, обеспечить улучшение качества продукции и услуг и гарантию безопасности их для потребителя, а с другой - не служить препятствием для развития предпринимательства, процедурно и финансово усложняя процесс получения сертификата. Перед началом рассмотрения системы подтверждения соответствия, созданной в настоящее время в нашей стране, и анализом законодательства в этой области необходимо привести используемые в последующем определения терминов и понятий, введенных различными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Сертификация - деятельность третьей стороны, независимой от изготовителя (продавца) и потребителя продукции, по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Сертификация направлена на достижение следующих целей:

· содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуги);

· защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

· контроль безопасности продукции (услуги, работы) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

· подтверждение показателей качества продукции (услуги, работы), заявленных изготовителем (исполнителем);

· создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

Само появление понятия «подтверждение соответствия» и наполнение его современным смыслом связано с резким обострением в последнее время проблемы качества товаров и услуг; глобализацией международной торговли; большим разнообразием изделий одного и того же функционального назначения, но разного качества; жесткой конкуренцией товаропроизводителей; необходимостью гарантировать безопасность продукции для потребителя.

 

 

Точная, объективная и достоверная оценка качества продукции основывается на сравнении фактических характеристик и свойств продукции, определенных экспериментально, с теми, которые установлены в нормативных документах.

Сертификация (в переводе с латыни "сделано верно") относится к наиболее общей формой оценки качества. Она основывается на проведении испытаний и оценке условий производства сертифицируемой продукции, контроле за выполнением этих процедур и надзоре за качеством со стороны независимого органа.

Благодаря сочетанию этих действий сертификация служит гарантией строго соответствия характеристик продукции установленным требованиям, а также эффективным средством и стимулом повышения качества ее.

До 60-х годов сертификация изолированно развивалась в отдельных странах. С конца 60-х годов сертификация широко распространяется благодаря ориентации международной торговли на товары "рыночной новизны". В 1970-1980 гг. Международной организацией по стандартизации (ИСО) совместно с Международной электротехнической комиссией (МЭК) был обобщен опыт ряда стран по проведению сертификации и разработан комплекс методических материалов и рекомендаций. Разработка и применение международных и региональных систем сертификации создали условия для организации в 1993 году единого европейского рынка (18 стран). В связи с этим была проведена унификация технических норм и правил, разработан европейский сертификат на системы обеспечения качества. В 1987 году ИСО была утверждена серия международных стандартов ИСО 9000 – ИСО 9004, воплотивших опыт различных стран.

Изменение государственного устройства в России создали условия прямого выхода на внешний рынок, что потребовало создание государственной системы сертификации. В соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" от 7 апреля 1992 года, все товары, работы и услуги, к которым относятся обязательные требования стандартов, подлежат обязательной сертификации. Реализация товара, выполнение работ, оказание услуг без сертификата запрещаются.

Закон "О сертификации продукции и услуг" в РФ был принят 10 июня 1993 года (с изменениями от 27. 12. 1995, 2.03.1998 г., 31. 07. 1998 г., 25. 07. 2002 г.). Этим законом были установлены правовые основы сертификации продукции , а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.

Сертификация продукции – процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя и потребителя организация (третья сторона) удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Цели сертификации:

1. Создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международной торговле;

2. Содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

3. Защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца);

4. Контроля безопасности продукции для окружающей среды;

5. Подтверждения показателей качества, заявленных изготовителем.

Особенностью сертификации является то, что юридическое соответствие заявленных характеристик продукции требованиям НТД подтверждается специальным документом – сертификатом соответствия или знаком соответствия.

Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям. Обязательной частью сертификата является сертификат пожарной безопасности. Сертификат может относиться ко всем требованиям стандарта или конкретным характеристикам продукта.

Знак соответствия – зарегистрированный знак, которым подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Получение сертификата или знака накладывают определенные обязательства на изготовителя. При обязательной сертификации действие сертификата и знака соответствия распространяется по всей территории РФ.

 

 

Разви­тие работ по сертификации.

В современных условиях хозяйствования предприятий базовые предпосылки эффективного действия ранее сложившейся системы обеспечения и контроля качества ВВТ значительно изменились, и назрела необходимость создания единой системы сертификации ЭРИ и РЭА и материалов для решения ряда новых задач и проблем в области комплектования вооружений и военной техники качественными электрорадиоизделиями и РЭА. К числу этих задач и систем относятся: развитие на предприятиях систем качества, удовлетворяющих современным требованиям в обл. управления качеством; проведение эффективной оценки систем качества изготовителей и разработчиков изделий для решения задач эффективного размещения оборонного заказа на разработку и производство военной продукции; решение проблемы применения ВВТ изделий, поставляемых из ближнего и дальнего зарубежья; обеспечение необходимых гарантий качества материалов, применяемых в РЭА и ЭРИ.

 

Система законодательства о стандартизации и качестве.

Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2012 г. N 1762-р   1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года. 2. Федеральным органам исполнительной власти учитывать положения Концепции, указанной в пункте 1 настоящего распоряжения, при проведении работ в области технического регулирования и стандартизации.
Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев

 

Москва

24 сентября 2012 г. N 1762-р

Концепция
развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года
(одобрена распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2012 г. N 1762-р)

I. Введение

Настоящая Концепция содержит систему взглядов на развитие национальной системы стандартизации в Российской Федерации и формирует цели, задачи и направления ее развития на период до 2020 года.

Национальная система стандартизации представляет собой взаимосвязанную совокупность организационно-функциональных элементов, документов в области стандартизации, определяющих в том числе правила и процедуры стандартизации для осуществления деятельности по установлению требований и характеристик в целях их добровольного многократного использования. Документы в области стандартизации направлены на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции, повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и реализацию иных целей и задач стандартизации.

Стандартизация является одним из ключевых факторов, влияющих на модернизацию, технологическое и социально-экономическое развитие России, а также на повышение обороноспособности государства.

Национальная система стандартизации включает в себя комплекс общетехнических стандартов и стандартов по отраслям экономики, стандарты безопасности труда и охраны здоровья, стандарты безопасности при чрезвычайных ситуациях и другие подсистемы стандартизации, а также участников работ по стандартизации, в том числе по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), и документы по стандартизации такой продукции. Документы по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) увязаны с национальными стандартами за счет комплексности стандартизации, обеспечивающей проведение работ по стандартизации взаимосвязанных объектов. Деятельность по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) обеспечивается в том числе за счет взаимосогласованных процедур планирования, разработки, принятия, пересмотра и отмены документов по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), а также национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, применяемых при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации оборонной продукции (работ, услуг) и внесения в них изменений.

Стандартизация призвана обеспечивать:

развитие добросовестной конкурентоспособности продукции (работ, услуг);

выпуск и обращение инновационной и высокотехнологичной продукции;

устранение технических барьеров в торговле;

повышение уровня безопасности продукции (работ, услуг) и ее качества;

защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

охрану окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

энергетическую эффективность и ресурсосбережение.

Стандарты являются инструментом снижения технических барьеров в международной торговле.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.51.78 (0.01 с.)