Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Статья 4. Качество товара (работы, услуги)↑ Стр 1 из 25Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 3 июня, 23 ноября 2009 г., 27 июня, 18 июля 2011 г., 25 июня, 28 июля 2012 г., 2 июля, 21 декабря 2013 г., 5 мая 2014 г.)
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. (в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Основные понятия, используемые в настоящем Законе: потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию; (в ред. Федеральных законов от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки; (в ред. Федеральных законов от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги);
Защита прав потребителей (также консьюмеризм[1][2]) — комплекс мер, реализуемых государством и общественными движениями, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей. Статья 4. Качество товара (работы, услуги) 1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. 2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. 3. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями. 4. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию. 5. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Понятие об аудите качества. Аудит качества - это систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективности их внедрения и соответствие поставленным целям (ИСО 8402). В стандартах ИСО 9000 аудит качества рассматривается как одна из форм проверки качества. Однако в отечественных нормативных документах и практической деятельности термину "аудит качества" соответствует "проверка качества". По мнению ряда авторов, такая подмена необоснованна, т. к. аудит качества является одним из видов проверки качества [Свиткин М. З. и др.]. Одной из целей аудита (в соответствии с ИСО 9000) является оценка необходимости проведения корректирующих и предупреждающих действий. Поэтому применение термина "аудит" дает возможность преодоления психологических барьеров, связанных с представлением о проверке как о деятельности, следствием которой является выявление виновников нарушений установленных требований и определение им мер наказания. Следует различать деятельность по аудиту от таких видов деятельности как надзор за качеством, контроль качества и инспекция качества, осуществляемые с целью управления процессом или приемки продукции. Контроль качества - деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки одной из характеристик (с целью калибровки) объектов и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения, достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик. Надзор за качеством - деятельность по непрерывному наблюдению и аудиту состояния объекта с целью удостоверения того, что установленные требования выполняются. Инспекция качества - деятельность по надзору за качеством, осуществляемая в рамках определенного задания. Из приведенных понятий видно, что они различаются по своей сущности, назначению, цели деятельности лиц и исполнителей, осуществляющих указанные действия. Деятельность по аудиту качества базируется на следующих принципах:
Аудит качества может применяться ко всей системе качества или ее отдельным составляющим, таким как продукция и процессы. Аудит системы качества Предназначен для оценки соответствия системы качества в целом или ее отдельных частей установленным требованиям и эффективности функционирования системы. Объектами системы качества является деятельность подразделений предприятия. Это наиболее полный и представительный аудит состояния работ по управлению качеством и его обеспечению. Этот аудит информативнее аудита продукции и процессов. Аудит качества продукции Предназначен для определения соответствия фактических показателей качества продукции заданным. Может осуществляться на любых стадиях производства продукции. Как правило, он проводится в виде дополнительных испытаний готовой продукции, которая прошла проверку инстанций, отвечающих за качество, и уже находиться на складе. При этом важно проверить те показатели, которые важны заказчику. Аудит качества продукции проводиться для того, чтобы:
Объектами аудита являются продукция ее сборочные единицы и детали. Нормативной основой в этом случае служат стандарты или технические условия на продукцию, а также спецификации на сборочные единицы и детали. Аудит качества процесса Предназначен для оценки соответствия процесса производства продукции установленным требованиям. Наиболее часто аудит проводится на специальных процессах. Возможен аудит процесса с целью его сертификации. Аудит качества процессов проводится для того, чтобы объективно оценить, достигнуты ли требуемые значения параметров процессов, обеспечить сохранение достигнутых значений, разработать мероприятия по улучшению качества. Объектами аудита качества процессов являются производственные операции. Нормативной основой в этом случае служат документированные процедуры и инструкции. Аудит качества процесса проводится доля того, чтобы:
Нормативной основой аудита качества процесса служат спецификация и процедура процесса, инструкции по выполнению работ и контролю. Показатели надёжности. Показатели надежности - количественно характеризуют, в какой степени данному объекту присущиопределенные свойства, обусловливающие надежность. Показатели надежности (например, технический ресурс, срок службы) могут иметь размерность, ряд других(например, вероятность безотказной работы, коэффициент готовности) являются безразмерными. Количественной характеристикой только одного свойства надежности служит единичный показатель. Количественной характеристикой только нескольких свойств надежности служит комплексный показатель. Надежность – это свойство объекта выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования (ГОСТ 13377-75). В это определение входят три основных составляющих: Эргономические показатели. Эргономические показатели – показатели, отражающие удобство эксплуатации изделиячеловеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через комплекс антропометрических,физиологических и психологических свойств человека. Эстетические показатели. Эстетические показатели характеризуют информационно-художественную выразительность изделия (оригинальность, стилевое соответствие, соответствие моде), рациональность формы (соответствие формы назначению, конструктивному решению, особенностям технологии изготовления и применяемым материалам), целостность композиции (пластичность, упорядоченность графических изобразительных элементов). Эстетические показатели используются для характеристики художественной ценности товара и подразделяются на: показатели информационной выразительности, рациональности формы, целостности композиции и совершенства производственного исполнения. Показатели технологичности. Показатели технологичности характеризуют степень технической освоенности выпуска на заводе-изготовителе ГЗД, соответствие существующей технологии завода-изготовителя и технологии изготовления основных узлов и деталей ГЗД. [ 1 ] Показатели технологичности характеризуют свойства продукции, обусловливающие оптимальное распределение затрат материалов, средств труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. [ 2 ] Показатели технологичности имеют отношение к таким свойствам конструкции изделия, которые определяют его приспособленность к достижению оптимальных затрат при производстве, эксплуатации и восстановлении заданных значений показателей качества. Они являются определяющими для показателей экономичности. [ 3 ] Показатели технологичности характеризуют свойства состава и структуры или конструкции продукции, определяющие ее приспособленность к достижению минимальных затрат при производстве, эксплуатации и восстановлении для заданных значений показателей качества продукции, объема ее выпуска и условий выполнения работ. [ 4 ] Показатели технологичности характеризуют свойства изделия, определяющие приспособленность его конструкции к достижению наименьших затрат всех видов ресурсов при производстве, эксплуатации и ремонте. [ 5 ] Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. [ 6 ] Показатели технологичности характеризуют свойства состава и структуры или конструкции объекта, определяющие его приспособленность к достижению оптимальных затрат при производстве, эксплуатации и восстановлении для заданных значений показателей качества (надежности) объекта, условий функционирования МН. [ 7 ] Экологические показатели. Экологические показатели качества продукции характеризуют особенности продукции, определяющие уровень вредных воздействийна окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции. К экологическим показателям обычно относят: Экологические показатели - это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции. [ 1 ] Экологические показатели - характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции. К ним, например, относятся: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду; вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении продукции. [ 2 ] Экологические показатели определяют уровень вредных воздействий на окружающую среду в процессе эксплуатации или потребления изделия. К ним относятся: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду; вероятность выброса вредных частиц, газов и излучений, уровень которых не должен превышать предельно допустимой концентрации. [ 3 ] Показатели безопасности. Показатели безопасности - характеризуют особенности продукции, обусловливающие при ее эксплуатации или потреблении безопасность обслуживающего персонала. [ 1 ] Показатели безопасности характеризуют особенности оборудования, обусловливающие безопасность обслуживающего персонала при транспортировании, монтаже, эксплуатации, хранении; это, например, вероятность безотказной работы, время срабатывания защитных устройств и ряд других показателей. [ 2 ] Показатели безопасности характеризуют особенности машин, обусловливающие при их использовании безопасность обслуживающего персонала. [ 3 ] Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обусловливающие при ее использовании безопасность человека (обслуживающего персонала) и других объектов. Они должны отражать требования к мерам и средствам защиты человека в условиях аварийной ситуации, не санкционированной и не предусмотренной правилами эксплуатации в зоне возможной опасности. [ 4 ] Показатели безопасности - связаны с обеспечением безопасности для человека при потреблении. Для холодильников они характеризуют защиту от поражения электрическим током, возможность открывания двери изнутри, травмобезопасность. [ 5 ] Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека при потреблении или эксплуатации, транспортировке, хранении и утилизации продукции. [ Показатель качества (продукции) — это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в её качество, рассматриваемая применительно к определённым условиям её создания и эксплуатации или потребления[1]. Каждая продукция обладает своей номенклатурой показателей, которая зависит от назначения продукции, условий её производства и эксплуатации и многих других факторов. Показатель качества может выражаться в различных физических единицах измерения (например, секунда, метр, кв. метр, куб. метр, км/ч, грамм, вольт, ватт, и др.), условных единицах измерения (балл, рубль, FLOPS, процент избирателей и др.), а также быть безразмерным (вероятность наступления ожидаемого события, и др.). В виде технических требований показатели входят в состав технического задания на разрабатываемую продукцию и технических условий. Экономические показатели. (ИНДИКАТОРЫ), величины или характеристики, показывающие состояние экономики. Их динамика задаетсястатистическим рядом рассчитываемых, как правило еженедельно, ежемесячно или ежеквартально значений,который помогает обнаружить тенденции развития экономики и предсказать ее будущее. Краткосрочныепроцессы и явления, отражающиеся на состоянии экономики, весьма многообразны. Некоторые из нихрегулярно повторяются в определенное время года, как, например, резкое увеличение объема розничныхпродаж накануне Нового года. Среди других важных для экономической жизни событий можно выделитьзабастовки и необычные погодные условия, начало и прекращение войн, общий спад деловой активности,начало экономического подъема или спекулятивного бума. Поскольку различные факторы действуют отнескольких недель до нескольких лет, очень важно иметь информацию, регулярно обновляемую черездостаточно короткие промежутки времени. Цель исследования Сравнительный анализ существующих методов оценки показателей надежности сложных компонентов и систем. Назначение метода Наиболее часто эти инструменты находят применение при решении проблем, возникающих на этапе проектирования. Цель метода Решение проблем, возникающих в процессе организации, планирования и управления бизнесом на основе анализа различного рода фактов. Суть метода Семь инструментов управления качеством (УК) обеспечивают понимание сложных ситуаций и позволяют облегчить задачу управления качеством путем улучшения процесса проектирования продукции или услуги. Инструменты УК усиливают процесс планирования благодаря их способности: уяснять задачи; устранять недостатки; содействовать распространению и обмену информацией между заинтересованными сторонами; использовать бытовую лексику. В результате инструменты УК позволяют вырабатывать оптимальные решения в кратчайшие сроки. Диаграмма сродства и диаграмма связей обеспечивает общее планирование. Диаграмма дерева, матричная диаграмма и матрица приоритетов обеспечивает промежуточное планирование. Блок-схема процесса принятия решения и стрелочная диаграмма обеспечивает детальное планирование. План действий Последовательность применения методов может быть различной в зависимости от поставленной цели. Эти методы можно рассматривать и как отдельные инструменты, и как систему методов. Каждый метод может находить свое самостоятельное применение в зависимости от того, к какому классу относится задача. Особенности метода Семь инструментов управления качеством - набор инструментов, позволяющих облегчить задачу управления качеством в процессе организации, планирования и управления бизнесом при анализе различного рода фактов. Диаграмма сродства - инструмент, позволяющий выявлять основные нарушения процесса путем обобщения и анализа близких устных данных. Диаграмма связей - инструмент, позволяющий выявлять логические связи между основной идеей, проблемой и различными факторами влияния. Диаграмма дерева - инструмент стимулирования процесса творческого мышления, способствующий систематическому поиску наиболее подходящих и эффективных средств решения проблем. Матричная диаграмма - инструмент, позволяющий выявлять важность различных неочевидных (скрытых) связей. Обычно используются двумерные матрицы в виде таблиц со строками и столбцами a1, a2,., b1, b2. - компоненты исследуемых объектов. Матрица приоритетов - инструмент, для обработки большого количества числовых данных, полученных при построении матричных диаграмм, с целью выявления приоритетных данных. Этот анализ часто рассматривается как факультативный. Блок-схема процесса принятия решения - это инструмент, который помогает запустить механизм непрерывного планирования. Его использование способствует уменьшению риска практически в любом деле. Планирует каждый мыслимый случай, который может произойти, перемещаясь от утверждения проблемы до возможных решений. Стрелочная диаграмма - инструмент, позволяющий планировать оптимальные сроки выполнения всех необходимых работ для реализации поставленной цели и эффективно их контролировать. Дополнительная информация: Семь инструментов УК обеспечивают средства для понимания сложных ситуаций и соответствующего планирования, формируют согласие и ведут к успеху при коллективном решении проблем. Шесть из этих инструментов используются в работе не с конкретными числовыми данными, а со словесными высказываниями и требуют понимания концепций семантики для обнаружения и сбора основных данных. Сбор исходных данных обычно осуществляют во время "мозговых атак". Достоинства метода Наглядность, простота освоения и применения. Недостатки метода Низкая эффективность при проведении анализа сложных процессов. Ожидаемый результат Использование инструментов управления качеством позволяет экономить ресурсы и тем самым улучшает чистую прибыль компании. А.М. Кузьмин "Метод "Семь инструментов управления качеством"" и другие Методы поиска идей и создания инноваций - Блок-схема процесса. Блок-схема процесса Блок-схема - это схематическое представление этапов выполнения любого процесса; порядок, в котором следуют отдельные операции, с использованием специальных символов, отражающих природу этих операций, как это показано на рисунке 1.1. Процесс создания и анализа блок-схемы позволяет выявить источник проблемы.
Рис. 1.1. Символы, используемые на блок-схемах (Источник: В5 7850: часть 2:1992): 1 - описание документа, 2 - начало и конец этапа,3 - описание деятельности, 4 - принятие решения, 5 -указание направления потока от одного этапа работы к другому, 6 - описание базы данных. Пример построения блок-схемы разработки документа.
Рис. 1.2. Блок - схема (для разработки документа) (Источник: 35 7850: Часть 2:1992) Контрольное задание № 1 Разработать блок-схему для цикла совершенствования процесса и ид Блок-схема - это графическое отображение процесса, которое четко показывает нам, как протекает процесс. Блок-схема показывает систематическую последовательность этапов выполнения работы и то, какие группы вовлечены в процесс. Диаграмма рассеяния Диаграмма рассеяния (разброса) показывает взаимосвязь между двумя видами связанных данных и подтверждает их зависимость. Такими двумя видами данных могут быть характеристика качества и влияющий на неё фактор, две различных характеристики качества, два фактора, влияющих на одну характеристику качества, и т.д. Для построения диаграммы рассеяния нужно не менее 30 пар данных (x,y). Оси x и y строят так, чтобы длины рабочих частей были примерно одинаковы. На диаграмму наносят точки (x,y), название диаграммы, а также интервал времени, число пар данных, названия осей, ФИО, должность исполнителя, и т.д. Точки, далеко отстоящие от основной группы, являются выбросами, и их исключают. Возможны различные варианты скоплений точек. Для установления силы связи полезно вычислить коэффициент корреляции по формуле
Коэффициент корреляции используют только при линейной связи между величинами. Значение r находится в пределах от –1 до +1. Если r близко к 1, имеется сильная положительная корреляция (сильная связь между рядами данных). Если r близко к –1, имеется сильная отрицательная корреляция. При r, близком к 0, корреляция слабая (отсутствует). Если r близко к 0,6 (или –0,6), корреляционная зависимость считается существующей. Характерные варианты скоплений точек показаны на рис.
Рис. Характерные варианты скоплений точек на диаграммах рассеяния Можно оценить достоверность коэффициента корреляции. Для этого вычисляют его среднюю ошибку по формуле
При rmr >= 3 коэффициент корреляции считается достоверным, т.е. связь доказана. При r/mr < 3. связь недостоверна. Если исходные данные представлены в виде дискретного вариационного ряда, то может быть построен график прерывистого варьирования, представляющий собой ломаную кривую, которая называется полигоном распределения. Диаграмма Парето Диаграмма Парето, названная так по имени ее автора, итальянского ученого-экономиста Парето (1845-1923), позволяет наглядно представить величину потерь в зависимости от различных дефектов. Благодаря этому можно сначала сосредоточить внимание на устранении тех дефектов, которые приводят к наибольшим потерям. Для учета совокупного процента потерь от нескольких дефектов строится кумулятивная кривая. Пример диаграммы Парето представлен на рис. 1.4. и отражает вероятность определенного типа неисправностей телефона.
Рис. 1.4. Диаграмма Парето:1 - шум наличии. 2- разрыв линии, 3 - тревога, 4 - не отвечает, 5 - нет звонка Диаграмма Парето является производственным документом и отвечает логике систем качества в стандартах ИСО. Диаграмму Парето желательно строить в течение каждого месяца, чтобы служба качества немедленно определяла причину брака и намечала оперативные мероприятия по ее устранению.
Контрольное задание № 3 Выявить причины брака в производственном процессе и на основании построенной диаграммы Парето установить максимальные потери от брака, чтобы предпринять оперативные действия по их устранению. Гистограмма Гистограмма - это столбчатый график, используемый для наглядного изображения распределения конкретных значений параметра по частоте повторения за определенный период времени. При нанесении на график допустимых значений параметра можно определить, как часто этот параметр попадает в допустимый диапазон или выходит за его пределы. Полученные данные анализируют, применяя другие методы: долю дефектных изделий и потерь от брака используют с помощью диаграммы Парето; причины дефектов определяют с помощью диаграммы Ишикавы и диаграммы рассеяния-разброса; изменение характеристик во времени определяют по контрольным картам [2].
Рис. 1.7. Гистограмма Диаграмма причины-следствия Исикавы (Cause-and-Effect-Diagram) -это графический метод анализа и формирования причинно-следственных связей, инструментальное средство в форме рыбной кости для систематического определения причин проблемы и последующего графического представления. Диаграмма причины-следствия разработана в начале 1950-х годов химиком Каорой Исикавой и названа позже его именем. Эта техника первоначально применялась в рамках менеджмента качества для анализа проблем качества и их причин. Сегодня она нашла всемирное распространение и применяется в других проблемных областях. Является одним из инструментов бережливого производства, где используется в групповой работе для поиска проблем и их причины. При этом методе возможные причины дифференцированно разделяются по своему влиянию на 5 основных причин: человек, машина, методы, материал, окружающая среда. Каждая из этих пяти основных причин может быть в свою очередь разделена на более подробные причины, которые соответственно могут разбиваться на еще более мелкие (см. схему 1). Схема 1. Принцип метода диаграммы Исикавы. Преимущества метода помогает группе сосредоточиться на содержании проблемы; хорошая основа для дискуссии по разнообразным причинам проблемы; позволяет группировать причины в самостоятельные категории; сосредотачивает группу на поиске причин, а не признаков, хорошо применим при групповом обсуждении, создает результат коллективного знания; является легко осваиваемым и применимым. Недостатками могут быть для анализа комплексных проблем является слишком нечетким и объемным; нельзя представить причинно-следственные связи в соединении друг с другом; нет охвата причин в их взаимодействии и временной зависимости. Назначение метода Применяются везде, где требуется отслеживать состояние процесса во времени и воздействовать на процесс до того, как он выйдет из-под контроля. Контрольные карты - один из основных инструментов статистического контроля качества. Японский союз ученых и инженеров в 1979 г. включил контрольные карты в состав семи методов контроля качества. Цель метода Осуществлять оценку управляемости действующего процесса. В случае управляемости процесса - оценку его воспроизводимости. В случае статистически неуправляемого процесса осуществлять проведение корректирующего воздействия и проверку эффективности принятых мер. В период же запуска процесса осуществлять оценку возможностей процесса, т. е. способности удовлетворять техническим требованиям. Суть метода Контрольные карты (КК) - инструмент, позволяющий отслеживать ход процесса и воздействовать на него (с помощью соответствующей обратной связи), предупреждая его отклонения от предъявляемых к процессу требований. План действий Выбор показателя, плана выборки, типа карты. Сбор данных. Вычисление выборочных статистик, центральной линии, контрольных пределов. Построение контрольной карты. Оценка управляемости процесса. Совершенствование системы. Пересчет КК (при необходимости). Как правило, при анализе процессов метод КК используется совместно с гистограммами и методом расслаивания данных (стратификации). Особенности метода Достоинства метода Указывает на наличие потенциальных проблем до того, как начнется выпуск дефектной продукции. Позволяет улучшить показатели качества и снизить затраты на его обеспечение. Недостатки метода Грамотное построение КК представляет собой сложную задачу и требует определенных знаний. Ожидаемый результат Получение объективной информации для принятия решений об эффективности процесса. А.М. Кузьмин "Метод "Контрольные карты"" и другие Методы поиска идей и создания инноваций Контрольные листки. По форме, контрольный листок это, как правило, таблица, которая сопровождает процесс или объект, в которой записываются данные контроля. В таблице уже определены типы несоответствий, которые могут возникнуть в объекте, и предусмотрено место для заполнения количества обнаруженных несоответствий. В ходе проверочной операции контролер отмечает с помощью простых символов каждое выявленное несоответствие, например в виде штрихов. Такой принцип сбора данных предусматривает минимальные действия контролера при регистрации несоответствий, что сокращает количество возможных ошибок, связанных со сбором информации.
Как разработать контрольный листок: 1. Определяются события (несоответствия, проблемы процесса), которые необходимо регистрировать в контрольном листке. 2. Определяется период сбора данных и подходящий интервал. Период сбора данных необходимо выбирать таким образом, чтобы он был репрезентативным, т.е. наиболее типичным для исследуемого процесса. Например, если наибольшее число несоответствий возникает в ночную смену работы, то период сбора данных должен приходиться на период работы ночной смены. 3. Определяется категория данных для регистрации в контрольном листке – целочисленные данные или интервальные. 4. Разрабатывается форма контрольного листка. В этой форме необходимо предусмотреть достаточно места для регистрации данных в течении всего установленного интервала времени. Форма должна содержать ясные формулировки категорий данных и разделы для суммарных данных по категориям и за весь интервал сбора данных. 5. Проводится инструктаж сотрудников, ответственных за сбор информации. Каждый сотрудник должен понимать, как заполнять контрольный листок, какие события необходимо в нем регистрировать и в каком интервале времени. 6. Собираются данные по исследуемой проблеме. Данные регистрируются по каждому наблюдению (измерению) в соответствующей категории. 7. Данные суммируются по каждой категории и по всему интервалу наблюдений. 8. Проводится анализ данных и их дальнейшая обработка с помощью других инструментов качества.
Например Контрольный листок для регистрации целочисленных данных. Регистрация проводилась по дням недели, для установленных ранее видов дефектов.
| || || Перенасыщенный цвет || || Избыток лака при ласпылении | Наплывы краски | || | Пузыри | | | Всего: Контрольный листок для регистрации интервальных данных. Регистрация проводилась для пяти интервальных значений по шести производственным линиям. Контрольный листок Класс Границы класса Результаты и
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.234.124 (0.018 с.) |