Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Концепция качества и конкурентоспособности продукции↑ Стр 1 из 35Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Э.В. Минько
Управление качеством
Учебное пособие Допущено Учебно-методическим объединением по образованию в области коммерции и маркетинга в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 080301 – Коммерция (торговое дело), 080111 – Маркетинг и по направлению 100700.62 – Торговое дело
Санкт-Петербург
УДК 65.290.823 ББК 655.531.4 М62 Рецензенты: Кафедра экономики и предпринимательства Санкт-Петербургского института машиностроения (зав. кафедрой, профессор, доктор экономических наук О. В. Завьялов), профессор, доктор экономических наук А. В. Самойлов
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия
Минько Э.В. Управление качеством: Учебное пособие. – СПБ.: СПбГУКиТ, 2010.
Рассмотрены основные концептуальные и методологические положения менеджмента качества и конкурентоспособности продукции, товаров и процессов, квалиметрический и товароведный подход к определению показателей и оценке качества продукции и товаров, количественной оценке конкурентоспособности продукции и предприятий. Значительное внимание уделено сущности и оценке качества и конкурентоспособности процессов: производственных, коммерческих и образовательных. Важная роль в учебном пособии отведена нормативному обеспечению качества продукции и процессов, включающему основные направления технического регулирования: технические регламенты, стандартизации и подтверждение соответствия сертификацию). Приведены особенности компьютерного моделирования задач менеджмента качества, его экономического и метрологического обеспечения. Учебное пособие имеет целью способствовать успешному усвоению дисциплин «Управление качеством», «Качество и конкурентоспособность продукции и процессов», изучаемых студентами экономических специальностей высших профессиональных образовательных учреждений, а также будет полезно аспирантам и слушателям системы дополнительного образования.
Содержание Глава 1. Концепция качества и конкурентоспособности продукции………………………. 1.1. Социально-экономическая значимость качества и конкурентоспособности………………. 1.2. Социально-экономическая сущность и эволюция понятия качества………………………. 1.3. Социально-экономическая сущность конкурентоспособности продукции и товаров……. 1.4. Конкурентоспособность производства и предприятия в рыночной экономике…………… Глава 2. Качество и конкурентоспособность продукции как объект управления………. 2.1. Значение качества для потребителя и изготовителя…………………………………………. 2.2. Становление и развитие систем управления качеством…………………………………….. 2.3. Эволюция и современные тенденции управления качеством………………………………. Глава 3. Квалиметрический подход к определению показателей и оценке качества продукции и товаров………………………………………………………………………………. 3.1. Сущность, основные положения и направления квалиметрии………………………………. 3.2. Сущность и взаимосвязь показателей качества продукции………………………………… 3.3. Классификация и состав показателей качества продукции………………………………...... 3.4. Показатели качества продукции по характеризуемым свойствам…………………………… 3.5. Выбор номенклатуры показателей качества продукции……………………………………… 3.6. Методы определения показателей качества продукции……………………………………..... 3.7. Методы оценки качества продукции………………………………………………………….. 3.8. Показатели и методы оценки качества производственных процессов………………………
Глава 4. Товароведный подход к оценке качества продукции и товаров………………….. 4.1. Градации качества продукции и товаров……………………………………………………… 4.2. Несоответствия и дефекты товаров……………………………………………………………. 4.3. Действия по предупреждению и устранению дефектов……………………………………… Глава 5. Методы и показатели оценки конкурентоспособности продукции и предприятия………………………………………………………………………………………… 5.1. Показатели оценки конкурентоспособности продукции…………………………………….. 5.2. Методы оценки и пути повышения конкурентоспособности предприятия………………… 5.3. Программно-правовые системы в управлении конкурентоспособностью предприятия….. Глава 6. Системный подход к управлению качеством продукции…………………………. 6.1. Отечественный опыт развития систем управления качеством продукции………………… 6.2. Зарубежный опыт управления качеством продукции………………………………………… 6.2.1. Опыт управления качеством продукции в США……………………………………………. 6.2.2. Опыт управления качеством продукции в Японии…………………………………………. 6.2.3. Европейский опыт управления качеством продукции……………………………………… 6.3. Комплексное и всеобщее управление качеством……………………………………………… 6.4. Общие методы работы по качеству……………………………………………………………. 6.5. Статистические методы управления качеством………………………………………………. Глава 7. Нормативное обеспечение управления качеством…………………………………. 7.1. Правовое регулирование в области качества…………………………………………………. 7.2. Сущность и принципы технического регулирования………………………………………… 7.2.1. Сущность и методические особенности технического регулирования…………………… 7.2.2. Принципы технического регулирования……………………………………………………. 7.3. Технические регламенты………………………………………………………………………. 7.3.1. Сущность и цели применения технических регламентов…………………………………. 7.3.2. Содержание и виды технических регламентов…………………………………………….. 7.3.3. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента………… 7.4. Стандартизация…………………………………………………………………………………. 7.4.1. Сущность, цели и документы в области стандартизации………………………………… 7.4.2. Принципы стандартизации…………………………………………………………………… 7.4.3. Функции национального органа по стандартизации……………………………………….. 7.4.4. Правила разработки и утверждения национальных стандартов…………………………… 7.5. Подтверждение соответствия…………………………………………………………………… 7.5.1. Цели, формы и принципы подтверждения соответствия…………………………………… 7.5.2. Добровольное и обязательное подтверждение соответствия………………………………. 7.5.3. Декларирование соответствия………………………………………………………………… 7.5.4. Обязательная сертификация………………………………………………………………….. 7.6. Принципы международной стандартизации………………………………………………….. 7.7. Структура и состав международных стандартов по управлению качеством………………. 7.8. Основные требования стандартов серии ИСО 9000:2000…………………………………… 7.9. Создание системы качества на предприятии на основе стандартов ИСО 9000……………. 7.10. Сертификация продукции, услуг и систем качества………………………………………… 7.10.1. Основные понятия в области сертификации………………………………………………. 7.10.2. Организация сертификации за рубежом…………………………………………………… 7.10.3. Схемы сертификации продукции…………………………………………………………… 7.10.4. Сертификация услуг…………………………………………………………………………. 7.10.5. Сертификация систем качества…………………………………………………………… 7.10.6. Сертификация программных средств…………………………………………………….. 7.10.7. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий…………….. 7.11. Метрологическое обеспечение управления качеством…………………………………… 7.11.1. Роль метрологии в управлении качеством………………………………………………. 7.11.2. Метрологическое обеспечение сертификации систем качества, продукции и услуг…. 7.11.3. Утверждение технических средств измерений…………………………………………… 7.11.4. Системы обеспечения единства измерений………………………………………………. 7.11.5. Поверка и калибровка средств измерений………………………………………………… Глава 8. Экономическая оценка и компьютерное моделирование задач управления качеством……………………………………………………………………………………………. 8.1. Экономические вопросы по управлению качеством…………………………………………. 8.1.1. Анализ затрат на обеспечение качества продукции……………………………………….. 8.1.2. Оценка качества на этапе проектирования…………………………………………………. 8.1.3. Финансовые отношения при сертификации……………………………………………….. 8.2. Компьютерное моделирование задач по управлению качеством…………………………… 8.2.1. Компьютерные процедуры по управлению качеством……………………………………. 8.2.2. Анализ Парето……………………………………………………………………………….. 8.2.3. Контрольные карты для анализа количественных данных……………………………….. 8.2.4. Контрольные карты приемочного контроля……………………………………………… 8.2.5. Многомерные контрольные карты………………………………………………………….
Библиографический список……………………………………………………………………….
Качество – это способ мышления. Арманд Фейгенбаум
Предисловие В условиях рыночной экономики, а тем более при переходе к такой экономике одной из наиболее актуальных и важных задач деятельности предприятий и предпринимательских структур всех форм собственности и организационно-правовых форм является задача обеспечения высокого качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, выполняемых услуг и процессов. Только они могут быть востребованы на рынке, и только те предприятия и предприниматели, которые уделяют должное внимание проблеме обеспечения и управления качеством указанных объектов их деятельности, могут рассчитывать на выживание в конкурентной рыночной среде и получение ожидаемой прибыли. Еще более жесткая конкуренция ожидает российских производителей и предпринимателей при выходе на международный рынок в условиях глобализации мировой экономики, где продукция, товары, процессы и услуги с низким уровнем качества и конкурентоспособности заведомо обречены на неудачу при поиске потенциальных и реальных потребителей. Особенности современной российской экономики заключаются не только в значительном снижении объемов производства, особенно высокотехнологичных и наукоемких видов продукции, но и в том, что уровень технологии, оборудования, организации и управления производством, его культуры значительно ниже, чем в развитых странах. Привлечение инвестиций, отечественных и зарубежных, на модернизацию производства, разработку и внедрение новых инновационных изделий и технологий может быть оправдано только в том случае, если выпускаемая продукция, оказываемые услуги и реализуемые процессы будут обладать качеством и конкурентоспособностью не ниже, чем аналогичные объекты на конкурентном внешнем и внутренним рынках и, следовательно, найдут спрос у потребителей. В такой ситуации задача предприятий и предпринимателей заключается в разработке и освоении производства высококачественных и конкурентоспособных изделий. Успешное решение этой актуальной задачи зависит от многих факторов, в том числе в значительной степени от уровня подготовки специалистов в области менеджмента качества продукции и процессов. На многочисленных примерах промышленно развитых стран видно, что решение проблемы качества и конкурентоспособности должно носить всеобщий характер и требует компетентности в этой области всех участников производственно-торгового оборота – от потребителей товаров и услуг до руководителей предприятий, концернов и отраслей. Подготовке специалистов в области менеджмента качества продукции и процессов уделяется повышенное внимание именно в развитых странах, хотя спрос на профессионалов по управлению качеством резко возрос во всем мире. Именно, успехи в подготовке специалистов в этой области вывел Японию в число одной из ведущих стран мира по качеству и конкурентоспособности многих видов продукции и товаров, особенно высокотехнологичных (автостроение, производство электронной техники и др.), что позволило считать в этой стране проблему качества «лицом нации». В США и странах ЕЭС проблема подготовки менеджеров по качеству развернут в двух направлениях: 1) подготовка специалистов по управлению качеством в направлении получения ими основного и второго высшего образования в этой области; 2) создание системы непрерывного обучения работников всех категорий, от которых зависит обеспечение качества и конкурентоспособности продукции и процессов. В странах ЕЭС подготовка таких специалистов осуществляется в соответствии с меморандумом Генеральной Ассамблеи Европейской организации по качеству (1993 г.) и включает три квалификационных уровня персонала по качеству: профессионал по качеству; менеджер по системам качества; аудитор по качеству. В России в настоящее время действуют только отдельные элементы непрерывного обучения в области менеджмента качества: в некоторых вузах введены специальности, позволяющие студентам получить квалификацию «инженер-менеджер»; в ГОС ВПО и учебные планы ряда экономических специальностей и направлений в двухуровневой системе высшего образования, прежде всего, специальности «Менеджмент организации», введена дисциплина «Управление качеством»; в подготовку специалистов в области маркетинга и коммерции в ряде вузов введена дисциплина «Качество и конкурентоспособность продукции и процессов»; в дисциплины технологического и экономико-управленческого циклов ряда инженерных специальностей введены разделы по управлению качеством, стандартизации, метрологии; созданы центры по обучению в области менеджмента качества в системе дополнительного профессионального образования; начата подготовка аудиторов систем качества. Развертывание целенаправленной работы при подготовке специалистов по менеджменту качества и конкурентоспособности продукции и процессов обусловливает необходимость соответствующего методического обеспечения учебных дисциплин в этой области по указанным направлениям подготовки специалистов. Изданные в последние годы весьма содержательные и получившие признание учебники и учебные пособия разных авторов (многие из них приведены в библиографическом списке) в области менеджмента качества в комплексном или дифференцированном виде по охвату освещаемых в них вопросов во многом решают эту проблему. Однако они при ограниченных тиражах издания, которые быстро раскупаются библиотеками вузов и в личное потребление, не могут удовлетворить потребности многочисленных высших и средних профессиональных образовательных учреждений, в которых изучаются дисциплины или разделы по комплексу вопросов менеджмента качества продукции и процессов. Поэтому для многих студентов они становятся трудно доступными, что снижает качество учебного процесса при подготовке столь нужных народному хозяйству страны специалистов. Подобное и даже худшее положение и в образовательных учреждениях дополнительного образования, системе отраслевой переподготовки и повышения квалификации кадров по проблемам менеджмента качества продукции. При этом следует отметить, что в существующей учебной литературе в области менеджмента качества весьма ограниченно по тематике и по объему освещаются вопросы менеджмента качества процессов, особенно менеджмента качества образовательных процессов, от которого во многом зависит и качество продукции, товаров и услуг,. Кроме того, следует учесть динамичность содержания вопросов качества и конкурентоспособности продукции и процессов, опирающихся на современную законодательную базу, нормативную документацию в области качества, технического регулирования, статистического и компьютерного моделирования (Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, международные и национальные стандарты, ведомственные руководящие, инструктивные и методические материалы), которая часто пересматривается, корректируется и уточняется, что должно оперативно находить отражение в учебной литературе. Поэтому авторы взяли на себя ответственность разработать и подготовить к изданию настоящее учебное пособие, что в определенной степени устраняет отмеченные выше трудности и облегчает решение проблемы подготовки специалистов, бакалавров и магистров в области менеджмента качества продукции и процессов. При написании учебного пособия использован многолетний опыт преподавания авторами дисциплин «Управление качеством» и «Качество и конкурентоспособность продукции и процессов» в Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения (СПбГУАП), Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения (СПбГУКиТ) и в других вузах города, разработки систем управления качеством продукции на ряде предприятий, подготовки специалистов, а также многолетний опыт работы авторов в составе Учебно-методических объединений и Научно-методических советов: по улучшению экономико-управленческой подготовки студентов инженерных специальностей (на базе МГТУ им.Баумана, Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета), образования в области менеджмента (на базе Государственного университета управления), образования в области маркетинга, коммерции и рекламы (на базе Российского государственного торгово-экономического университета). Авторы выражают благодарность рецензентам, взявшим на себя труд по редакционной экспертизе рукописи учебного пособия, высказавшим полезные замечания к ее окончательной редакции. Замечания, предложения и заявки просим направлять по адресу: 190000, Санкт-Петербург, Центр, ул. Большая Морская, 67, СПбГУАП, кафедра электронной коммерции и маркетинга.
Продукции и товаров Категория качества продукции и товаров непосредственно и тесно связана с конкурентоспособностью, имея общую сферу формирования и проявления. Но если качество продукции является категорией более статичной и стабильной при неизменных организационно-производственных условиях ее создания и достигнутом уровне научно-технического прогресса, то конкурентоспособность — категория динамичная, зависящая от характера и изменения потребностей, рыночной ситуации, платежеспособного спроса, сервисных условий и т. п. В соответствии с ГОСТ 15.001 – 73. «Разработка и постановка продукции на производство. Основные положения», конкурентоспособность продукции – способность продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка на рассматриваемый период. Конкурентоспособность определяется совокупностью потребительских свойств продукции, необходимых и достаточных для того, чтобы она в определенный момент времени могла быть реализована по сопоставимым ценам на конкретном рынке. Потребительские свойства – это характеристики товара, направленные на удовлетворение требований потребителя, которые он предъявляет к товару с учетом условий его использования по назначению. Например, к домашней мебели обычно предъявляются следующие основные требования: ее габариты; возможность сборки и разборки в домашних условиях; транспортабельность; весовые характеристики (подъемность и перемещаемость); дизайн; соответствие моде; отделка; материалы, из которых она изготовлена; прочность и износостойкость и др. Разная мебель обладает разными уровнями перечисленных свойств и в разной степени соответствует габаритам и планировке квартиры. Большой высокий шкаф привлекателен по вместимости, но может не пройти в дверные проемы и оказаться выше потолков малогабаритной квартиры. Приведенный пример позволяет наглядно проиллюстрировать соотношение между качеством и конкурентоспособностью товара. Самый высококачественный товар может не найти покупателя, оказаться неконкурентоспособным, если он не соответствует условиям потребления. Очень высокий шкаф не нужен владельцу малогабаритной квартиры, сверхвысококачественные лыжи – бесполезная вещь в районах, где не бывает снега, самая шикарная меховая шуба не нужна с точки зрения ее назначения в местности с устойчиво теплым климатом и т. п. Качество товара теряет значение, если товар вышел из моды. Другими словами, качество товара, продукции не зависит и не изменяется от условий его использования (разумеется, если они не нарушаются). Полезность же товара при том же качестве в одних условиях может оказаться высокой, в других — относительно низкой, в третьих — товар оказывается просто бесполезным. В этом заключается главное отличие качества и потребительной стоимости, составляющей основу конкурентоспособности продукции (товара). Покупатель обычно приобретает товар не потому, что он высокого качества (хотя это тоже важно при соответствующих условиях), а потому, что данный товар способен удовлетворить те или иные потребности, запросы покупателя. Исходным условием планирования и создания конкурентоспособной продукции является выявление на основе маркетинговых исследований предпочтений потребителей, определение количественных значений технико-экономических показателей, достижение которых необходимо для удовлетворения потребностей определенных сегментов рынка и для обеспечения предпочитаемых потребителями ее преимуществ по сравнению с аналогичной продукцией других поставщиков. При этом часто решающую роль играют такие факторы, как престиж фирмы-производителя, патентоспособность и патентная чистота продукции, уверенность потребителя в возможностях изготовителях обеспечить стабильное качество всей поставляемой на рынок продукции, ее сохранение в течение длительного времени использования, срок и надежность гарантии, доступность и уровень сервисного обслуживания и т. п. При большом количестве факторов, влияющих на конкурентоспособность товара на рынке, приоритетную роль играют, как правило, следующие: 1) его полезность для потенциального покупателя. Полезность товара — это его потребительная стоимость или способность удовлетворить требования, предъявляемые к данному типу и виду товара со стороны потребителя; 2) ценой товара. Очевидно, что при равной полезности покупатель отдаст предпочтение более дешевому товару. Но может приобрести и более дорогой товар, если он окажется для него более полезным. Исключение здесь составляют престижные или статусные товары, приобретение которых необходимо для поддержания определенного социального статуса покупателя: 3) инновативность продукции, то есть введение важной для покупателя новизны в изделие, отличающей его оригинальностью (эксклюзивностью) от других аналогичных изделий, присутствующих на рынке. Любой товар, находящийся на рынке, фактически приходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей — тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, чем конкурирующие с ним товары. Поэтому конкурентоспособность (то есть коммерчески выгодный сбыт на конкурентном рынке) товара можно определить только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность — понятие относительно, четко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает еще и индивидуальный оттенок. Чтобы удовлетворить свою потребность, покупателю недостаточно приобрести товар. Если это технически достаточно сложное изделие, то покупателю придется нести расходы по эксплуатации (оплачивать потребляемую энергию, запасные части, текущий ремонт, расходные материалы и т. п.), оплачивать (если это продукция производственного назначения) труд обслуживающего персонала, нести расходы на его страхование, обучение и т. д. Экономической составляющей конкурентоспособности продукции является цена потребления данного товара. В это понятие входит цена приобретения изделия, цена эксплуатации изделия, зависящая от показателей его качества и цена сервисного обслуживания. Цена потребления обычно значительно выше продажной цены (в общих расходах за срок службы транспортных средств продажная цена составляет не более 20%, магистрального самолета - 10–12%, бытового холодильника - около 10%, поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, который предлагают по минимальной цене на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у потребителя. Однако этот экономический показатель при всей его информативности и значимости не исчерпывает полностью понятия конкурентоспособности. Число параметров конкурентоспособности зависит от вида и сложности изделия в техническом и эксплуатационном отношениях, а также от требуемой точности оценки, цели исследования и других внешних факторов. Наконец, конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя и, естественно, гарантируют удовлетворение данной потребности. Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценке конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях. Превышение норм, стандартов и правил (если только оно не вызвано предстоящим повышением государственных и иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает ее, поскольку ведет к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительной ценности, в силу чего представляется ему бесполезным. Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения конкурентоспособности и принять соответствующие упреждающие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка и др. При этом исходят из того, что выпуск предприятием нового товара прежде, чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразно. Вместе с тем любой товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить и даже временно задержать, но полностью остановить невозможно. Поэтому новое изделие проектируется по графику, обеспечивающему ему выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием. Следовательно, конкурентоспособность новых товаров должна быть опережающей и достаточно долговременной. В практической деятельности и в теоретических исследованиях нередко ставится знак равенства между качеством и конкурентоспособностью продукции или вообще не делается различий между ними. Ведутся также споры относительно того, какое из этих двух понятий шире. В дополнение к ранее сказанному можно отметить следующее. Потребителя интересует не столько природа продукта труда как такового, ему важно то, что продукт, становящийся товаром, обладает нужными свойствами, которые являются объектом потребления. Предметом потребления могут быть товары, разные по способу потребления, конструктивному исполнению, назначению, дизайну и др. Один и тот же товар может обладать множеством различных свойств и быть пригодным для разных способов использования. В свою очередь, совокупность свойств, присущих отдельному товару, выделяет его из множества аналогичных предметов и поэтому с экономической точки зрения качество товара — характеристика его способностей удовлетворять ту или иную потребность. Сам предмет потребления представляет собой не что иное как совокупность полезных свойств продукта труда. И только совокупность определенных полезных свойств делает продукт предметов потребления. При наличии строго определенной конкретной потребности каждый предмет потребления, кроме способности ее удовлетворять, характеризуется еще и тем, насколько полно он способен это делать, то есть степенью полезности. Конкурентоспособность товара определяется, в отличие от его качества, совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют выраженный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие характеристики во внимание не принимают. Более того, по этим соображениям товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если заметно повысилась его цена за счет придания товару таких свойств, которые не представляют существенного интереса для основной группы и отдельного покупателя. То есть здесь действует один из принципов маркетинга: «Никто не хочет платить за низкое качество, но никто не будет платить за лишнее качество». Следует отметить некорректность отождествления конкурентоспособности с «уровнем качества» и «техническим уровнем продукции», хотя их оценка основана на сравнении. Второй и третий из указанных показателей в соответствии с ГОСТ 15467–79 представляют собой относительные характеристики качества, основанные на сравнении значений соответствующих показателей качества и технического совершенства продукции с базовыми значениями однородных показателей. При этом выбор продукции, принимаемой за базу сравнения, зависит от цели, для которой проводится сравнение, и является неоднозначной и непростой задачей. Для оценки конкурентоспособности необходимо сравнить параметры анализируемого изделия и конкурирующего с уровнем, заданным потребностями покупателя, а затем сопоставить полученные результаты. Нетождественность оценки качества и конкурентоспособности продукции состоит еще в следующем. С позиций качества сравнимы лишь однородные товары. Группы продукции классифицируются по показателям, характеризующим не только основное ее назначение и области применения, но и конструктивно-технологические особенности, надежность, эргономичность и др. Это значительно сужает рамки классификации. С позиций оценки конкурентоспособности, где за базу сравнения принимается конкретная потребность, возможно сопоставление и неоднородных товаров, поскольку они представляют иные возможности и способы удовлетворения одной и той же потребности. Весьма значимым является и еще одно принципиальное различие между качеством и конкурентоспособностью товара. Конкурентоспособность продукции — это сугубо рыночная категория, отражающая одну из существенных характеристик рынка — его конкурентность. В то же время качество — экономическая категория, присущая не только рыночной экономике. Конкурентоспособность продукции носит более динамичный и вариативный характер. При неизменности качественных характеристик продукции ее конкурентоспособность может меняться в довольно широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, поведение производителей-конкурентов и конкурирующих товаров, колебания цен, на воздействия средств маркетинговых коммуникаций, особенно рекламы, и на проявления других внешних многочисленных факторов. Изложенные соображения позволяют сделать очевидный вывод о том, что понятие конкурентоспособности продукции шире понятий качества и технического уровня, поскольку последние, являясь главными составляющими конкурентоспособности продукции, предопределяющими ее уровень, но не единственными. Уровень конкурентоспособности наряду с параметрами, характеризующими потребительскую ценность продукции в сопоставлении с аналогичной конкурирующей продукцией, определяется внешними (экзогенными) по отношению к этой продукции факторами и характеристиками, не обусловленными его свойствами (эндогенными): сроки поставки, уровень сервисного обслуживания, реклама, изменение уровня конкурентоспособности имеющихся на рынке аналогичных товаров, изменение соотношения спроса и предложения, динамика цен и платежеспособности потребителей и др. Указанные экзогенные для создания продукции факторы носят маркетинговый характер. Центральное место, занимаемое качеством и особенно конкурентоспособностью в товарной и в целом рыночной политике предприятия, определяет их место в стратегии маркетинга и практической маркетинговой деятельности каждого предприятия. И поскольку маркетинг ориентирует предприятие на потребителя, вся деятельность предприятия (социально-экономическая, техническая, инновационная, инвестиционная политика, менеджмент), использующего принципы и методы маркетинга, должна быть направлена на подчинение производственно-хозяйственной деятельности интересам потребителя, превращая их в доходы производителя продукции в соответствии с принципом маркетинга: «Надо стараться производить то, что можно продать, а не стремиться продавать то, что можно производить». Идея этого принципа проста: на рынке предприятие должно ориентироваться прежде всего на нужды потребителя и лишь во вторую очередь оглядываться на возможности своей технологии и организации производства. Этот принцип наглядно интерпретирует и мысль, принадлежащая известному ученому-специалисту в области маркетинга Д.Хьюджессу: «Инженеры создают изделие, а маркетологи – товар. При этом всегда следует помнить, что одна и та же продукция одновременно может быть олицетворением инженерной мечты и кошмаром для отдела сбыта». В соответствии с этим проблемы качества и конкурентоспособности продукции и товаров в многоплановой деятельности предприятия носят не текущий, тактический, а долговременный, стратегический характер — от исследования и конструирования изделий, опытного и серийного их производства, тренировочных и периодических испытаний, контроля качества, поставок материальных ресурсов и их входного контроля до сбыта и сервисного обслуживания эксплуатируемых изделий, их транспортировку и хранение, установку (монтаж), послепродажное обслуживание, объединяемые менеджментом всеобщего качества и конкурентоспособности продукции. Как объект управления Эстетические показатели. В условиях рыночной конкуренции, насыщенности рынка разнообразными товарами эстетические показатели качества продукции приобретают определяющую роль в обеспечении ее конкурентоспособности. Эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу чувственного, как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. Вместе с тем эстетика не ограничивается только изучением закономерностей чувственного и художественного освоения человеком мира, но и направляет это освоение, вырабатывая определенные критерии эстетической оценки, программы и приемы худ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.229.33 (0.012 с.) |