Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность, основные положения и направления квалиметрииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Из всех областей формирующихся в мире науки о качестве и конкурентоспособности продукции и услуг, а также процессов их создания, одной из наиболее интенсивно развивающейся и объективно необходимой является разработка теоретических основ и практических методов измерения и количественной оценки этих философски и экономически основополагающих понятий, играющих определяющую роль в обеспечении экономического развития и национальной безопасности страны. Более того, успешное решение задач управления каждым из многообразных объектов и процессов как целенаправленного воздействия на них для перевода из одного состояния в другое или поддержания в определенном состоянии, невозможно без знания количественных характеристик этих объектов и процессов, определяющих их состояние и траекторию развития во времени и в пространстве. К товароведению (и прежде всего, к такому его направлению как качество и конкурентоспособность продукции и товаров), как и к математике, применима теорема Гёделя: во всяком достаточно широком классе понятий существуют вопросы, на которые можно ответить, только расширив сам этот класс понятий. И действительно, применение количественных методов для оценки качества и конкурентоспособности потребовало введения и использования в этой сравнительно новой области знаний ряда новых понятий и, прежде всего, понятия квалиметрия, свойство, признак, параметр и показатель качества продукции, единичный, комплексный, определяющий и интегральный показатели продукции, индекс и уровень качества продукции, методы определения и оценки качества продукции и др. Как известно, математика принципиально абстрагируется от свойств конкретных объектов или процессов и рассматривает только их формализованные в символах математические модели, устанавливающие связи между входящими в них параметрами. Поэтому и математическая модель качества может рассматриваться как некоторая абстрактная система отдельных свойств, имеющих разную природу и степень сложности. Эта модель качества, в силу своего абстрактного характера, в принципиальном отношении будет совершенно одинаковой или сходной для самых различных видов продукции.В то же время подстановка в эту модель значений конкретных показателей свойств качества, характерных для того или иного конкретного вида продукции, позволяет перейти от общей абстрактной модели качества к определенной модели качества реально существующего вида продукции. Таким образом, в настоящее время во многом сформирована и продолжает формироваться и развиваться отрасль исследовательской и прикладной деятельности, носящая универсальный характер и имеющая широкое практическое приложение к самым разнообразным продуктам труда. Эта отрасль имеет свой специфический объект исследований (общие принципы и методы оценки качества), свой специфический предмет исследования (совокупность свойств продуктов человеческого труда), свой специфический математический аппарат, свои специфические проблемы, имеющие методологический, математический, экономический, социологический, технический, информационный и вычислительный характер. Однако, в отличие от других научных дисциплин в течение сравнительного длительного времени ее формирования и развития, вызванных объективными факторами и причинами, связанными с проблемой качества, отсутствовал термин, обозначающего краткое название этой отрасли деятельности и научной дисциплины. Одной из первых попыток научного обоснования количественной оценки качества была сделана известным русским математиком, механиком и кораблестроителем академиком А. Н. Крыловым. Он предложил для ряда проектов боевого корабля определенного класса вычислять средние значения параметров, характеризующих его качество, и с помощью полученных таким образом показателей характеризовать некоторый «средний корабль» данного класса и определить комплексную оценку качества любого подобного корабля. В 1940–1950-е гг. велись интенсивные исследования по созданию новой математической науки, получившей название методов исследования операций, нашедшей применение и в количественной оценке и особенно в оптимизации качества [26,49]. В 1950–1960-е гг. исследования зарубежных и отечественных ученых и специалистов поведения в эксплуатации и при испытаниях различных технических систем, прежде всего радиоэлектронных, привели к созданию теории надежности, позволяющей количественно оценить характеристики надежности таких систем как важных составляющих их качества. Одновременное интенсивное развитие в течение последних десятилетий метрологии, социологии, эргономики, психологии и других областей научных знаний, позволившее создать разнообразные по инструментарию и назначению методы определения отдельных показателей качества, потребовали объединения их достижений в единую науку о количественной оценке качества, которой необходимо было дать адекватное ее сущности название. С точки зрения легкости и удобства образования новых научных терминов, для решения этой задачи с учетом необходимости международного признания наиболее пригодными представлялись весьма распространенные при образовании слов в современных европейских языках древнегреческий и латинский языки. Вместе с тем, учитывая, что термин должен обозначать межотраслевую науку, желательно, чтобы он был достаточно понятен широким кругам специалистов. Это означает, что при его построении нужно было брать такие латинские и древнегреческие языковые корни, которые были бы достаточно привычны в научном и техническом обиходе. С учетом перечисленных требований, эту область науки предложено было назвать «квалиметрией», от лат. корня «квали» (образующего слова qualitas — качество, свойство, характер, и qualis — какой, какого качества) и древнегреч. слова «метрео» — мерить, измерять. Корень «метрео» стал общеупотребительным в международном научном лексиконе. Что же касается корня «квали», то производные от него как в русском языке (квалитативный, квалификация, квалифицировать и т. п.), так и в большинстве европейских языков означают «качество». Например, в английском — quality («кволити»), в испанском — qualidad («кадидат»), во французском — qualite («калите»), в итальянском — qualita («квалита»), в немецком — qualitat («квалитат»), в голландском — kwaliteit («квалитайт»). Таким образом, термин «квалиметрия» оказался очень удобным: он лаконичен и достаточно точно передает содержание понятия «измерение качества»: составные части его понятны для людей, говорящих на разных языках; характер термина позволяет легко образовывать любые нужные производные слова: например, ученый, специалист, занимающийся квалиметрией, — квалиметролог, подход к изучению какого-то предмета с точки зрения измерения его качества — квалиметрический подход и т. д. Кроме этого, термин входит составной частью в логически связанную систему понятий и терминов — например, наука о качестве — квалиномия; смежная с ней дисциплина, занимающаяся измерением и оценкой качества, — квалиметрия (здесь существует аналогия с некоторыми другими науками: экономика — эконометрия; биология — биометрия; психология — психометрия и т. п.). Приоритет в возникновении термина «квалиметрия» принадлежит отечественным ученым. К середине 1960-х гг. накопился значительный опыт применения количественных оценок качества продукции. Это позволило группе отечественных ученых во главе с профессором, д. э. н. А. В. Гличевым в 1968 г. обосновать методологическую общность подобных способов оценки качества и необходимость их теоретического обобщения. Научная дисциплина, объединяющие количественные методы оценки качества, используемые для обоснования принимаемых при управлении качеством решений, была названа ими квалиметрией. Первая публикация по квалиметрии с употреблением этого термина отечественных авторов состоялась в 1968 г., а к 1970 г. уже был накоплен опыт для достаточно всестороннего исследования квалиметрии, ее сущности и взаимосвязей с различными научными областями. На XV Международной конференции Европейской организации по контролю качества (ЕОКК) в Москве в 1971 г. впервые проблемы квалиметрии обсуждались на представительном международном научном форуме, на одной из специальных сессий. Квалиметрия получила широкое международное признание, особенно с учетом общности рассмотренного выше языкового происхождения этого термина в европейских языках, ее проблемы систематически рассматриваются на ежегодных конференциях ЕОКК и всемирных конференциях по качеству [47]. Квалиметрия подразделяется на теоретическую и прикладную. Теоретическая квалиметрия, абстрагируясь от конкретных объектов, обосновывает и разрабатывает принципы, классификации, общие методы и специфические проблемы количественной оценки качества. Основная задача прикладной квалиметрии — разработка методов количественной оценки качества, учитывающих специфику конкретных видов продукции. Основными положениями квалиметрии являются следующие. 1. Любой продукт (изделие, услуга, процесс, система и др.) характеризуется отдельными свойствами, под которыми в соответствии с ГОСТ 15467–79 понимаются объективные особенности продукции, которые могут проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. Эти свойства могут быть сложными, т. е. разделяемыми на менее сложные и простыми, т. е. при данном уровне знаний не разделяемыми на другие свойства. 2. Качество — это наиболее сложное свойство или совокупность свойств, определяющих меру полезности этой продукции для потребителя (определение понятия качество в различных источниках, включая и нормативные, приведены в главе I). 3. Качество представляется в виде иерархической структуры (дерева свойств), на самом высоком уровне которой находится качество, а на самом низком уровне — простые свойства. 4. Отдельные свойства (простые или сложные) могут быть измерены или оценены в определенных единицах измерения, в результате чего определяются абсолютные значения показателей качества, под которыми в соответствии с ГОСТ 15467–79 понимаются количественные характеристики одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемые применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления. 5. Установление абсолютных значений показателей качества может производиться: экспериментально методами метрологии с применением средств измерений; экспериментально методами органолептики с использованием органов чувств человека для определения эргономических и эстетических свойств — вкуса, запаха, цвета, удобства пользования и т. п.; на основе построения аналитических моделей функционирования объекта и установления аналитических зависимостей между свойствами и показателями продукции (например, определение дальности действия радиолокационной станции, зоны уверенного приема радио- или телевизионного сигнала и т. д.). 6. Кроме абсолютного значения показателя каждое простое или сложное свойство может характеризоваться и относительным значением показателя, выявляющим степень его пригодности для использования по назначению или соотношение с аналогичным показателем другого продукта. Этот относительный показатель определяется сопоставлением абсолютного значения показателя с базовым значением показателя, под которым в соответствии с ГОСТ 15467–79 понимается значение показателя качества продукции, принятое за основу при сравнительной оценке ее качества. 7. Наряду с абсолютным и относительным значениями показателя качества каждое простое или сложное свойство характеризуется также своей весомостью (значимостью, важностью) среди всех остальных свойств, а показатель качества — коэффициентом весомости, который является количественной характеристикой значимости данного показателя качества продукции среди других показателей ее качества. 8. Количественной характеристикой качества является уровень качества продукции, под которым в соответствии с ГОСТ 15467–79 понимается относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми знаниями соответствующих показателей. 9. Значение уровня качества может быть представлено как некоторая функция относительных значений показателей и коэффициентов весомости. Эта функция может выражать различные зависимости — средневзвешенные (арифметическая, геометрическая, гармоническая и др.) величины, полином, аналитические зависимости и т. д. Кроме того, оно может быть представлено не в скалярной, а в векторной форме. 10. Общий алгоритм количественной оценки качества представляется в виде следующей последовательности действий: · построение иерархической структуры показателей качества; · определение абсолютных значений показателей качества; · определение базовых значений показателей качества; · определение коэффициентов весомости показателей; · определение значения комплексной количественной оценки качества. Квалиметрия включает в свой инструментарий методы математического моделирования и математической статистики, методы исследования операций, методы распознавания образов, скалярной и векторной оптимизации, методы и процедуры экспертных оценок, теорию графов и др. В связи с интенсивным развитием системного подхода к изучению и решению проблемы качества и широкого применения систем управления качеством продукции, методы квалиметрии и их практическое использование приобрели большую весомость и практическую значимость. В силу универсальности идей, основных положений и методов квалиметрии происходит процесс расширения ее первоначальных границ. В качестве объектов квалиметрии выступают теперь не только продукция, но и услуги (образовательные, медицинские, сервисные и т. п.), а также разнообразные процессы (производственные, трудовые, эксплуатационные и др.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.12.218 (0.008 с.) |