Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, основные положения и направления квалиметрии

Поиск

 

Из всех областей формирующихся в мире науки о качестве и конкурентоспособности продукции и услуг, а также процессов их создания, одной из наиболее интенсивно развивающейся и объективно необходимой является разработка теоретических основ и практических методов измерения и количественной оценки этих философски и экономически основополагающих понятий, играющих определяющую роль в обеспечении экономического развития и национальной безопасности страны.

Более того, успешное решение задач управления каждым из многообразных объектов и процессов как целенаправленного воздействия на них для перевода из одного состояния в другое или поддержания в определенном состоянии, невозможно без знания количественных характеристик этих объектов и процессов, определяющих их состояние и траекторию развития во времени и в пространстве.

К товароведению (и прежде всего, к такому его направлению как качество и конкурентоспособность продукции и товаров), как и к математике, применима теорема Гёделя: во всяком достаточно широком классе понятий существуют вопросы, на которые можно ответить, только расширив сам этот класс понятий.

И действительно, применение количественных методов для оценки качества и конкурентоспособности потребовало введения и использования в этой сравнительно новой области знаний ряда новых понятий и, прежде всего, понятия квалиметрия, свойство, признак, параметр и показатель качества продукции, единичный, комплексный, определяющий и интегральный показатели продукции, индекс и уровень качества продукции, методы определения и оценки качества продукции и др.

Как известно, математика принципиально абстрагируется от свойств конкретных объектов или процессов и рассматривает только их формализованные в символах математические модели, устанавливающие связи между входящими в них параметрами. Поэтому и математическая модель качества может рассматриваться как некоторая абстрактная система отдельных свойств, имеющих разную природу и степень сложности. Эта модель качества, в силу своего абстрактного характера, в принципиальном отношении будет совершенно одинаковой или сходной для самых различных видов продукции.В то же время подстановка в эту модель значений конкретных показателей свойств качества, характерных для того или иного конкретного вида продукции, позволяет перейти от общей абстрактной модели качества к определенной модели качества реально существующего вида продукции.

Таким образом, в настоящее время во многом сформирована и продолжает формироваться и развиваться отрасль исследовательской и прикладной деятельности, носящая универсальный характер и имеющая широкое практическое приложение к самым разнообразным продуктам труда. Эта отрасль имеет свой специфический объект исследований (общие принципы и методы оценки качества), свой специфический предмет исследования (совокупность свойств продуктов человеческого труда), свой специфический математический аппарат, свои специфические проблемы, имеющие методологический, математический, экономический, социологический, технический, информационный и вычислительный характер.

Однако, в отличие от других научных дисциплин в течение сравнительного длительного времени ее формирования и развития, вызванных объективными факторами и причинами, связанными с проблемой качества, отсутствовал термин, обозначающего краткое название этой отрасли деятельности и научной дисциплины.

Одной из первых попыток научного обоснования количественной оценки качества была сделана известным русским математиком, механиком и кораблестроителем академиком А. Н. Крыловым. Он предложил для ряда проектов боевого корабля определенного класса вычислять средние значения параметров, характеризующих его качество, и с помощью полученных таким образом показателей характеризовать некоторый «средний корабль» данного класса и определить комплексную оценку качества любого подобного корабля.

В 1940–1950-е гг. велись интенсивные исследования по созданию новой математической науки, получившей название методов исследования операций, нашедшей применение и в количественной оценке и особенно в оптимизации качества [26,49]. В 1950–1960-е гг. исследования зарубежных и отечественных ученых и специалистов поведения в эксплуатации и при испытаниях различных технических систем, прежде всего радиоэлектронных, привели к созданию теории надежности, позволяющей количественно оценить характеристики надежности таких систем как важных составляющих их качества. Одновременное интенсивное развитие в течение последних десятилетий метрологии, социологии, эргономики, психологии и других областей научных знаний, позволившее создать разнообразные по инструментарию и назначению методы определения отдельных показателей качества, потребовали объединения их достижений в единую науку о количественной оценке качества, которой необходимо было дать адекватное ее сущности название.

С точки зрения легкости и удобства образования новых научных терминов, для решения этой задачи с учетом необходимости международного признания наиболее пригодными представлялись весьма распространенные при образовании слов в современных европейских языках древнегреческий и латинский языки. Вместе с тем, учитывая, что термин должен обозначать межотраслевую науку, желательно, чтобы он был достаточно понятен широким кругам специалистов. Это означает, что при его построении нужно было брать такие латинские и древнегреческие языковые корни, которые были бы достаточно привычны в научном и техническом обиходе.

С учетом перечисленных требований, эту область науки предложено было назвать «квалиметрией», от лат. корня «квали» (образующего слова qualitas — качество, свойство, характер, и qualis — какой, какого качества) и древнегреч. слова «метрео» — мерить, измерять.

Корень «метрео» стал общеупотребительным в международном научном лексиконе. Что же касается корня «квали», то производные от него как в русском языке (квалитативный, квалификация, квалифицировать и т. п.), так и в большинстве европейских языков означают «качество». Например, в английском — quality («кволити»), в испанском — qualidad («кадидат»), во французском — qualite («калите»), в итальянском — qualita («квалита»), в немецком — qualitat («квалитат»), в голландском — kwaliteit («квалитайт»).

Таким образом, термин «квалиметрия» оказался очень удобным: он лаконичен и достаточно точно передает содержание понятия «измерение качества»: составные части его понятны для людей, говорящих на разных языках; характер термина позволяет легко образовывать любые нужные производные слова: например, ученый, специалист, занимающийся квалиметрией, — квалиметролог, подход к изучению какого-то предмета с точки зрения измерения его качества — квалиметрический подход и т. д. Кроме этого, термин входит составной частью в логически связанную систему понятий и терминов — например, наука о качестве — квалиномия; смежная с ней дисциплина, занимающаяся измерением и оценкой качества, — квалиметрия (здесь существует аналогия с некоторыми другими науками: экономика — эконометрия; биология — биометрия; психология — психометрия и т. п.).

Приоритет в возникновении термина «квалиметрия» принадлежит отечественным ученым. К середине 1960-х гг. накопился значительный опыт применения количественных оценок качества продукции. Это позволило группе отечественных ученых во главе с профессором, д. э. н. А. В. Гличевым в 1968 г. обосновать методологическую общность подобных способов оценки качества и необходимость их теоретического обобщения. Научная дисциплина, объединяющие количественные методы оценки качества, используемые для обоснования принимаемых при управлении качеством решений, была названа ими квалиметрией.

Первая публикация по квалиметрии с употреблением этого термина отечественных авторов состоялась в 1968 г., а к 1970 г. уже был накоплен опыт для достаточно всестороннего исследования квалиметрии, ее сущности и взаимосвязей с различными научными областями. На XV Международной конференции Европейской организации по контролю качества (ЕОКК) в Москве в 1971 г. впервые проблемы квалиметрии обсуждались на представительном международном научном форуме, на одной из специальных сессий. Квалиметрия получила широкое международное признание, особенно с учетом общности рассмотренного выше языкового происхождения этого термина в европейских языках, ее проблемы систематически рассматриваются на ежегодных конференциях ЕОКК и всемирных конференциях по качеству [47].

Квалиметрия подразделяется на теоретическую и прикладную. Теоретическая квалиметрия, абстрагируясь от конкретных объектов, обосновывает и разрабатывает принципы, классификации, общие методы и специфические проблемы количественной оценки качества. Основная задача прикладной квалиметрии — разработка методов количественной оценки качества, учитывающих специфику конкретных видов продукции.

Основными положениями квалиметрии являются следующие.

1. Любой продукт (изделие, услуга, процесс, система и др.) характеризуется отдельными свойствами, под которыми в соответствии с ГОСТ 15467–79 понимаются объективные особенности продукции, которые могут проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. Эти свойства могут быть сложными, т. е. разделяемыми на менее сложные и простыми, т. е. при данном уровне знаний не разделяемыми на другие свойства.

2. Качество — это наиболее сложное свойство или совокупность свойств, определяющих меру полезности этой продукции для потребителя (определение понятия качество в различных источниках, включая и нормативные, приведены в главе I).

3. Качество представляется в виде иерархической структуры (дерева свойств), на самом высоком уровне которой находится качество, а на самом низком уровне — простые свойства.

4. Отдельные свойства (простые или сложные) могут быть измерены или оценены в определенных единицах измерения, в результате чего определяются абсолютные значения показателей качества, под которыми в соответствии с ГОСТ 15467–79 понимаются количественные характеристики одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемые применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

5. Установление абсолютных значений показателей качества может производиться: экспериментально методами метрологии с применением средств измерений; экспериментально методами органолептики с использованием органов чувств человека для определения эргономических и эстетических свойств — вкуса, запаха, цвета, удобства пользования и т. п.; на основе построения аналитических моделей функционирования объекта и установления аналитических зависимостей между свойствами и показателями продукции (например, определение дальности действия радиолокационной станции, зоны уверенного приема радио- или телевизионного сигнала и т. д.).

6. Кроме абсолютного значения показателя каждое простое или сложное свойство может характеризоваться и относительным значением показателя, выявляющим степень его пригодности для использования по назначению или соотношение с аналогичным показателем другого продукта. Этот относительный показатель определяется сопоставлением абсолютного значения показателя с базовым значением показателя, под которым в соответствии с ГОСТ 15467–79 понимается значение показателя качества продукции, принятое за основу при сравнительной оценке ее качества.

7. Наряду с абсолютным и относительным значениями показателя качества каждое простое или сложное свойство характеризуется также своей весомостью (значимостью, важностью) среди всех остальных свойств, а показатель качества — коэффициентом весомости, который является количественной характеристикой значимости данного показателя качества продукции среди других показателей ее качества.

8. Количественной характеристикой качества является уровень качества продукции, под которым в соответствии с ГОСТ 15467–79 понимается относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми знаниями соответствующих показателей.

9. Значение уровня качества может быть представлено как некоторая функция относительных значений показателей и коэффициентов весомости. Эта функция может выражать различные зависимости — средневзвешенные (арифметическая, геометрическая, гармоническая и др.) величины, полином, аналитические зависимости и т. д. Кроме того, оно может быть представлено не в скалярной, а в векторной форме.

10. Общий алгоритм количественной оценки качества представляется в виде следующей последовательности действий:

· построение иерархической структуры показателей качества;

· определение абсолютных значений показателей качества;

· определение базовых значений показателей качества;

· определение коэффициентов весомости показателей;

· определение значения комплексной количественной оценки качества.

Квалиметрия включает в свой инструментарий методы математического моделирования и математической статистики, методы исследования операций, методы распознавания образов, скалярной и векторной оптимизации, методы и процедуры экспертных оценок, теорию графов и др.

В связи с интенсивным развитием системного подхода к изучению и решению проблемы качества и широкого применения систем управления качеством продукции, методы квалиметрии и их практическое использование приобрели большую весомость и практическую значимость. В силу универсальности идей, основных положений и методов квалиметрии происходит процесс расширения ее первоначальных границ. В качестве объектов квалиметрии выступают теперь не только продукция, но и услуги (образовательные,

медицинские, сервисные и т. п.), а также разнообразные процессы (производственные, трудовые, эксплуатационные и др.).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.12.218 (0.008 с.)