Показатели свойств: понятие показателей качества и параметров, классификация показателей качества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели свойств: понятие показателей качества и параметров, классификация показателей качества



Показатель качества – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям создания и эксплуатации этой продукции.

В зависимости от характеризуемых свойств показатели качества делятся на: показатели назначения, надежности, эргономические, эстетические, безопасности, экологические, технологичности, транспортабельности, стандартизации и унификации, патентно-правовые, экономические.

Показатели назначения характеризуют степень соответствия изделия его целевому назначению, а также определяют основные функции, для выполнения которых изделие предназначено.

Показатели надежности характеризуют долговечность, безотказность, ремонтопригодность и сохраняемость изделий.

Безотказность характеризует свойства изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки.

Показатели ремонтопригодности определяют приспособленность изделия к предупреждению и обнаружению неполадок, установлению причин возникновения отказов.

По-ли сохраняемости хар-ют способность изделия сохранять работоспособность в течение и после хранения и транспортирования.

Эргономические пок-ли хар-ют удобство эксплуатации изделия, степень утомляемости человека при этом, скорость и точность выполнения им отдельных операций в процессе пользования изделием, затраты энергии и сил человека. В группу эргономических показателей качества изделий входят: антропометрические, физические (гигиенические) и психофизиологические, психологические. Эти показатели проявляются в системе «человек—среда —изделие» или «человек—изделие».

Эстетические показатели характеризуют эстетические свойства изделия. Соответствие изделия эстетическим требованиям характеризуется следующими показателями:

информационная выразительность — знаковость, оригинальность, стилевое соответствие, соответствие моде;

рациональность формы — функционально-конструктивная обусловленность, эргономическая обусловленность;

целостность композиции — организованность объемно-пространственной структуры, тектоничность, пластичность, упорядоченность графических и изобразительных элементов, колорит и декоративность;

совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида — чистота выполнения контуров и сопряжений, тщательность покрытий и отделки, четкость исполнения фирменных знаков и сопроводительной документации, устойчивость к повреждениям и сохранность первоначального внешнего вида.

Показатели безопасности характеризуют свойства товаров, обуславливающие безопасность жизни, здоровья, имущества потребителя. Безопасность транспортных средств определяется длиной тормозного пути, яркостью и дальностью осветительных приборов, особенностью конструкции лобового стекла, высотой крепления ремней безопасности, длиной, шириной и высотой шин, колесной базой, наличием подушек безопасности и др.

Различают несколько подгрупп экологических показателей, связанных с влиянием товаров на окружающую среду: показатели, характеризующие воздействие на атмосферу, водные ресурсы (гидросферу), землю (почву), живые организмы и др.

Показатели технологичности характеризуют свойства продукции, обусловливающие оптимальные условия эксплуатации или потребления товаров.

Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортированию без использования или потребления.

Показатели стандартизации и унификации характеризуют степень насыщенности продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также уровень унификации с другими изделиями.

Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление, реализацию, транспортирование, хранение и эксплуатацию изделия, а также на техническое обслуживание и ремонт. Они не относятся к потребительским показателям качества, но косвенно влияют на них.

Проектные показатели качества закладываются на стадии непосредственной разработки изделия. Определяется класс и тип изделия, условия эксплуатации, оцениваются текущие требования потребителей, выбираются лучшие базовые образцы, определяется оптимальное значение показателей качества.

Производственные показатели оцениваются на всех технологических стадиях производства изделия. Показатели качества оцениваются при проведении входного, операционного и приемочного контроля. Проводя входной контроль, определяют показатели качества сырья и материалов, полуфабрикатов, предназначенных для производства данного изделия.

15. Уровень качества: классификация показателей качества по применению для оценки уровня качества методы определения уровня качества

Показатель качества – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям создания и эксплуатации этой продукции.

В зависимости от характеризуемых свойств показатели качества делятся на: показатели назначения, надежности, эргономические, эстетические, безопасности, экологические, технологичности, транспортабельности, стандартизации и унификации, патентно-правовые, экономические.

Показатели назначения характеризуют степень соответствия изделия его целевому назначению, а также определяют основные функции, для выполнения которых изделие предназначено.

Показатели надежности характеризуют долговечность, безотказность, ремонтопригодность и сохраняемость изделий.

Безотказность характеризует свойства изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки.

Показатели ремонтопригодности определяют приспособленность изделия к предупреждению и обнаружению неполадок, установлению причин возникновения отказов.

По-ли сохраняемости хар-ют способность изделия сохранять работоспособность в течение и после хранения и транспортирования.

Эргономические пок-ли хар-ют удобство эксплуатации изделия, степень утомляемости человека при этом, скорость и точность выполнения им отдельных операций в процессе пользования изделием, затраты энергии и сил человека. В группу эргономических показателей качества изделий входят: антропометрические, физические (гигиенические) и психофизиологические, психологические. Эти показатели проявляются в системе «человек—среда —изделие» или «человек—изделие».

Эстетические показатели характеризуют эстетические свойства изделия. Соответствие изделия эстетическим требованиям характеризуется следующими показателями:

информационная выразительность — знаковость, оригинальность, стилевое соответствие, соответствие моде;

рациональность формы — функционально-конструктивная обусловленность, эргономическая обусловленность;

целостность композиции — организованность объемно-пространственной структуры, тектоничность, пластичность, упорядоченность графических и изобразительных элементов, колорит и декоративность;

совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида — чистота выполнения контуров и сопряжений, тщательность покрытий и отделки, четкость исполнения фирменных знаков и сопроводительной документации, устойчивость к повреждениям и сохранность первоначального внешнего вида.

Показатели безопасности характеризуют свойства товаров, обуславливающие безопасность жизни, здоровья, имущества потребителя. Безопасность транспортных средств определяется длиной тормозного пути, яркостью и дальностью осветительных приборов, особенностью конструкции лобового стекла, высотой крепления ремней безопасности, длиной, шириной и высотой шин, колесной базой, наличием подушек безопасности и др.

Различают несколько подгрупп экологических показателей, связанных с влиянием товаров на окружающую среду: показатели, характеризующие воздействие на атмосферу, водные ресурсы (гидросферу), землю (почву), живые организмы и др.

Показатели технологичности характеризуют свойства продукции, обусловливающие оптимальные условия эксплуатации или потребления товаров.

Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортированию без использования или потребления.

Показатели стандартизации и унификации характеризуют степень насыщенности продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также уровень унификации с другими изделиями.

Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление, реализацию, транспортирование, хранение и эксплуатацию изделия, а также на техническое обслуживание и ремонт. Они не относятся к потребительским показателям качества, но косвенно влияют на них.

Проектные показатели качества закладываются на стадии непосредственной разработки изделия. Определяется класс и тип изделия, условия эксплуатации, оцениваются текущие требования потребителей, выбираются лучшие базовые образцы, определяется оптимальное значение показателей качества.

Производственные показатели оцениваются на всех технологических стадиях производства изделия. Показатели качества оцениваются при проведении входного, операционного и приемочного контроля. Проводя входной контроль, определяют показатели качества сырья и материалов, полуфабрикатов, предназначенных для производства данного изделия.

Оценка уровня качества — это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми. Уровень качества является относительной характеристикой качества продукции, основанной на сравнении значений показателей качества оцениваемого товара с базовыми значениями соответствующих показателей.

Методы оценки показателей качества подразделяются в зависимости от способов сравнения показателей качества и источника получения информации или используемых средств.

В зависимости от способа сравнения показателей качества различают дифференциальный, комплексный и смешанный методы оценки уровня качества.

Дифференциальный метод подразумевает сопоставление единичных показателей качества оцениваемой продукции с единичными базовыми показателями, установленными для данного вида продукции. При дифференциальном методе оценки уровня качества считают, что все показатели одинаково значимы в общей оценке качества продукции

Преимущество комплексной оценки — учет значимости отдельных свойств и получение одной итоговой оценки. Однако она не дает полного представления об отдельных свойствах продукции и не исключает возможности компенсации недостатка одного показателя избыточным другим. Поэтому комплексные оценки обычно не рекомендуют для контроля качества продукции. Эти оценки должны дополнять, а не заменять отдельные показатели качества продукции. Поэтому предпочтительнее использовать комбинированный метод оценки качества.

Смешанный метод основан на одновременном использовании единичных и комплексных показателей качества продукции. Его применяют, когда совокупность показателей велика и один комплексный показатель недостаточно полно характеризует все особенности продукции.

В зависимости от источника информации или используемых средств могут применяться следующие методы оценки показателей качества: измерительный, расчетный, регистрационный, органолептический, экспертный, социологический и смешанный.

Установление норм показателей и требований к ним осуществляется при стандартизации. Нормы и требования к важнейшим показателям качества регламентируются в действующих стандартах и (или) технических условиях.

Сравнение фактических показателей качества с базовыми осуществляется подбором такого базового образца, сравнение с которым обеспечивает конкурентоспособность продукции.

Оптимальными называются такие значения показателей качества продукции, при которых достигается: наибольший эффект от эксплуатации продукции при заданных затратах на ее создание и реализацию, заданный эффект при наименьших затратах, наибольшее отношение эффекта на эксплуатацию к затратам.

Градации качества.

Градации качества - категория одноименного товара, отличающая между собой установленными значениями показателей качества. Товары разных градаций качества, за исключением опасных могут обеспечивать удовлетворенность потребителей разных сегментов. Стандартным - признается товар, который соответствует установленным требованиям по всем выбранным показателям. Если хотя бы по одному из определяемых показателей выявлено несоответствие, товару не может быть присвоена стандартная градация, а только пониженная - не стандартная или брак. К нестандартным относится товар, который не соответствует установленным требованиям по одному или комплексу показателей, но это несоответствие не является критически опасным. Брак - товар с выявленными устранимыми или не устранимыми несоответствиями по одному или комплексу показателей. Разновидность брака с неустранимыми значительными или критическими дефектами являются отходы. Отходы со значительными несоответствиями установленным требованиям относиться к ликвидным, а с критическим - к неликвидным. В результате выявления соответствия или не соответствия установленным требованиям все товары по назначению могут быть подразделены на три градации качества.- к первой градации относятся товары пригодные к использованию по назначению. Данная градация представлена стандартными товарами, которые подлежат реализации без каких либо ограничений;- вторая градация - товары, условно пригодные для использования по назначению. Принадлежность к этой градации определяется градациями нестандартных товаров или брака с устранимыми дефектами. Условно пригодные товары могут быть реализованы по сниженным ценам или отправлены на переработку либо на корм скоту;- третья градация - опасные товары, не пригодные для использования по назначению. К данной градации относятся не ликвидные отходы, которые не подлежат реализации, а так же для промышленных и кормовых целей. Они должны быть уничтожены или утилизированы с соблюдением определенных правил.В оптовой и розничной торговле преобладают потребительские товары первой градации. Товары второй и третьей градации должны своевременно выявляться при приемочной и текущей оценке качества и не допускается к реализации. Пересортица- один из распространенных способов качественной фальсификации. В зависимости от причин возникновения она может носить объективный и субъективный характер. Дефекты товаров: Дефект – невыполнение заданного или ожидаемого требования касающегося объекта, включая требования безопасности. Классификация дефектов:1. По степени значимости различают дефекты критические, значительные и малозначительные. 2.В зависимости от наличия методов и средств обнаружения дефекты подразделяют на явные для которых предусмотрены методы и средства обнаружения и скрытые для кот методы и средства обнаружения не предусмотрены или их применение нецелесообразно. 3.В зависимости от наличия методов и средств устранения дефекты делят на устранимые и неустранимые. 4.В зависимости от места возникновения все дефекты условно подразделяют на технологические, предреализационные и послереализованные.

Сортамент товаров

Наибольшее распространение среди стандартных товаров имеют сорта. Одной из важных задач оценки качества является установление категорий стандартной продукции, которые представлены сортами. Сорт - категория качества продукции одного наименования, но отличающаяся от другой категории значениями показателей. Совокупность сортов, относящихся к одноименному товару, называется сортаментом. Различают природный и товарный сортамент. Группы сортов: 1) Природный - совокупность сортов одноименной продукции, отличающиеся между собой характерными анатомо-морфологическими признаками. Природный сортамент характерен для пищевых продуктов растительного происхождения (например, яблоки: анис, грушовка). Для продуктов животного происхождения вместо термина «сорт» применяются иные термины: для крупного рогатого скота- породы, для птицы-«кроссы». Непродовольственные товары на природные сорта не делятся, так как в отличие от продуктов питания, которые используются в пищу без существенной переработки, промышленные товары отличаются сложностью и многоступенчатостью производства. 2) Товарный - совокупность товарных сортов одного наименования товара, различающиеся между собой значениями регламентированных нормативной документацией показателей качества. В отличие от природных, наименования товарных сортов, как правило, обозначены в основном бывает высший, 1, 2 и 3 товарные сорта. Иногда выделяют сорт экстра. На формирование товарного сорта влияют различные факторы: сырье, технология, условия и сроки хранения. В зависимости от преобладания одного из факторов на значение показателей, определяющий товарный сорт, различают сырьевой, технологический и комплексный принципы деления сортамента. 1) сырьевой - основан на том, что различия в значениях показателей качества товарных сортов обусловлены особенностями сырья. Этот принцип положен в основу деления на сорта кофе, мяса, колбас, макаронных изделий. 2) технологический - различия между сортами обусловлены технологическими процессами. По этому принципу подразделяют сорта муки, крупы, крахмал. 3) комплексный - формирование различий между сортами обусловлено комплексом факторов: сырьем, технологией, условиями и сроками хранения. Пересортица - один из распространенных способов качественной фальсификации. В зависимости от причин возникновения она может носить объективный и субъективный характер.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.02 с.)