Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
В сертификации различают понятия: обязательное и добровольное подтверждение соответствия.
Похожие статьи вашей тематики
Обязательное подтверждение соответствия
(обязательная сертификация)
| Добровольное подтверждение соответствия
(добровольная сертификация)
| - подтверждение соответствия, которое вводится федеральными законами для определенной услуги и проводится в обязательном порядке на соответствие нормативным требованиям, обеспечивающим безопасность такой услуги.
| - процедура подтверждения соответствия услуги, осуществляемая органом по сертификации, входящем в систему добровольной сертификации, образованную любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и знак ее соответствия в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области сертификации в установленном порядке, согласно правилам проведения работ по сертификации установленным в системе.
|
|
| 1. защита жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
2. охрана окружающей среды;
3. предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей;
4. создание условий для добровольной конкуренции;
5. обеспечение научно-технического прогресса;
6. содействие продвижению продукции, процессов, работ и услуг на международный рынок;
7. максимальный учет интересов потребителей;
8. создание информационного поля о качестве продукции, процессов, работ и услуг, как для потребителей, так и для исполнителей.
| 1. применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
2. соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
3. независимость органов по аккредитации, ОС от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
4. единая система и правила аккредитации;
5. единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия, применения требований ТР независимо от видов или особенностей сделок;
6. недопустимость ограничения конкурен-ции при осуществлении аккредитации и сертификации, совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и ОС, совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию, внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР.
|
Главные элементы технического регулирования:
| | | | | | | установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции и процессам жизненного цикла продукции (ЖЦП)
| | | установление, применение на добровольной основе требований к продукции и процессам (ЖЦП), выполнению работ или оказанию услуг
| | | | | правовое регулирование в области оценки соответствия
| | | |
Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг. Кроме того, стандартизация осуществляется в следующих целях:
1) повышение уровня безопасности продукции, работ, услуг для окружающей среды, жизни, здоровья людей, имущества юридических, физических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности и содействия соблюдению требований ТР; объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2) обеспечения научно-технического прогресса; технической и информационной совместимости; взаимозаменяемости продукции.
3) повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
4) рационального использования ресурсов;
5) сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных.
Эти цели полностью гармонизированы с аналогичными целями стандартизации, принятыми в разных странах мира.
Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т.д.; внутреннее убеждение человека, взгляд на вещи.
Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами (подробно см. ГОСТ Р 1.0 – 2004):
1) добровольного применения стандартов и обеспечения условий для их единообразного применения;
2) максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц (сбалансированности интересов сторон);
3) применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям РФ, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо РФ в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
4) недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 ФЗ «О техническом регулировании»;
5) недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
6) системности стандартизации.
7) динамичности и опережающего развития стандарта.
8) эффективности стандартизации;
9) принципа гармонизации;
10) четкости формулировок положений стандарта.
11) комплексности стандартизации, предполагает взаимосвязь, согласование требований, предъявляемых к характеристикам услуги и условиям обслуживания, увязку сроков введения НД и прогнозов уровня качества, программно-целевое планирование всех этапов жизненного цикла группы однородной услуги. Например, в туристской услуге - это согласование всех обстоятельств тура, включающих транспортные услуги, общественное питание, проживание в гостинице и экскурсионное обслуживание. Основные группы требований и характеристик качества услуг, обеспечивающих комплексность их стандартизации, касаются: взаимозаменяемости (например, видов транспорта и предприятий питания); качества обслуживания, оказываемого разными исполнителями; надежности, безопасности, комфорта при обслуживании; доступности и эффективности контактов с персоналом; достоверности и полноты информационного обеспечения.
12) объективности проверки требований. Так, объективная проверяемость требований стандартов в СКСиТ достигается за счет испытаний, измерений, аналитических расчетов, количественных оценок. Объективность особо важна при контроле и подтверждении соответствия требований безопасности. Об этом информируют потребителя путем маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам по ГОСТ Р 1.9-2004. В сфере услуг в основном применяют оценки и проверки, а не испытания и измерения. Это обусловлено трудностью, а порой и невозможностью инструментальной проверки, испытаний или измерений результата услуги техническими средствами. Услугу, прежде всего, оценивает потребитель, а его оценки субъективны. Это типично для нематериальных услуг - услуг культуры, музейных, интеллектуальных и др. «Объективность оценки качества услуг» может быть достигнута за счет экспертных и социологических методов. Экспертный метод включает органолептические оценки высококвалифицированных специалистов в конкретной области услуг. Социологический метод базируется на учете мнения потребителя о качестве условий обслуживания и результата услуги социологами.
Пригодность стандарта для сертификации (прежде всего обязательной) осуществляется установлением в нем обязательных и объективно проверяемых требований к объектам сертификации и методам их оценки (испытаний).
Стандартизация имеет четыре основные функции:
1. Экономическая
| - с помощью нормативных документов предупреждается неоправданное разнообразие деталей, изделий, материалов, технологических процессов, устанавливается рациональная номенклатура, определяются параметрические и размерные ряды, обеспечивается высокий уровень взаимозаменяемости, устанавливаются в качестве обязательных оптимальные качественные характеристики.
| 2. Информационная
| – проявляется через создание нормативных документов (стандартов, технических условий), классификаторов и каталогов продукции, эталонов мер, образцов продукции, являющихся носителями ценной технической и экономической информации для потребителя. Ссылка, например, на стандарт при сертификации продукции или услуги является удобной и экономичной формой информации о качестве товара, услуги.
| 3. Социальная
| – проявляется через включение в нормативные документы и достижение в производстве таких показателей качества продукции и услуг, которые содействовали бы здравоохранению, требованиям безопасности в использовании и возможности экологической утилизации отходов, соответствие санитарно-гигиеническим нормам.
| 4. Коммуникативная
| выражается через достижение взаимопонимания в обществе путем обмена информацией. Этому служат стандартизированные термины, трактовки понятий, символы, единые правила оформления деловой, конструкторской и технологической документации и т.д. Эта функция способствует преодолению барьеров в экономике, обеспечивает международное сотрудничество в различных областях деятельности.
| Сертификация как процедура подтверждения соответствия осуществляется в целях:
удостоверения
| - соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов ТР, стандартам, условиям договоров;
| содействия
| - приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
| повышения
| - конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
| создания
| - условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
| Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:
доступности
| - информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;
| недопустимости
| - применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования ТР;
| установления
| - перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем ТР;
| уменьшения
| - сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;
| недопустимости принуждения
| - к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;
| защиты имущественных интересов
| - заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;
| недопустимости подмены
|
- обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией
|
презумпции соответствия
|
- продукции, маркированной знаком соответствия, т.е. предполагаемое несоответствие должно быть доказано инспектирующими организациями.
|
К формам подтверждения соответствия относится обязательная и добровольная сертификация.
Стандарты ГОСТ Р ИСО серии 9000-2000 «Системы менеджмента качества». Система менеджмента качества является целевой подсистемой системы управления организацией.
По стандарту ГОСТ Р ИСО 9000-2001:
система
| - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов;
| менеджмент
| - скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией;
| руководство
| - лицо или группа работников, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне;
| система менеджмента
|
- система для разработки политики и целей и достижения этих целей;
| политика в области качества
|
- общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством;
| система менеджмента качества
| - система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству;
| менеджмент качества
| - скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству
| цели в области качества
| - то, чего добиваются или к чему стремятся в области качества
| постоянное улучшение
|
- повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнить требования;
| планирование качества
|
- часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества;
| управление качеством
| - часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству;
| обеспечение качества
|
- часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены
| улучшение качества
|
- часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству;
| результативность
| - степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов
| эффективность
| - связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами
|
Основные принципы менеджмента качества. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 требует от предприятия, разрабатывающего и внедряющего систему менеджмента качества, принятия восьми принципов менеджмента качества, образующих основу СМК:
ориентация на потребителя
| предприятие зависит от своих потребителей и поэтому должно понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания
| лидерство руководителя
| руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности предприятия, создают и поддерживают внутреннюю среду, в которую работники могут быть полностью вовлечены в связи с решением задач предприятия;
| полное вовлечение работников
| всех уровней дает возможность предприятию с выгодой использовать их способности
| процессный подход.
| желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом
| системный подход к менеджменту
| выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности предприятия при достижении ее целей
| постоянное улучшение
| деятельности предприятия в целом следует рассматривать как ее неизменную цель
| принятие решений, основанных на фактах
| эффективные решения основаны на анализе данных и информации
| взаимовыгодные отношения с поставщиками (партнерами).
| предприятие и его поставщики (партнеры) взаимозависимы. Отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности
| Семейство стандартов ИСО 9000 разработано для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрять и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества (СМК):
ГОСТ Р ИСО 9000-2001
| - описывает основные положения СМК и устанавливает для нее терминологию
| ГОСТ Р ИСО 9001-2001
| - определяет требования к СМК для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей
| ГОСТ Р ИСО 9004-2001
| - содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность СМК. Целью этого стандарта являются улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон.
|
Информация о действующих стандартах, о введении новых государственных стандартов, изменениях к ним заинтересованные предприятия и организации могут получить через годовые и ежемесячные информационные указатели «Государственные стандарты Российской Федерации».
Характеристика требований
к качеству продукции и услуг
Наиболее универсальными, т.е. применимыми к большинству товаров и услуг, являются требования: назначения, безопасности, экологичности, надежности, эргономики, ресурсосбережения, технологичности, эстетичности.
Таблица 1.
Характеристика требований к качеству продукции и услуг
требования
| характеристика
| Требования назначения
| устанавливающие свойства продукции, определяющие ее основные функции, для выполнения которых она предназначена (производительность, точность, калорийность, быстрота исполнения услуги и др.), - функциональную пригодность; состав и структуру сырья и материалов; совместимость - пригодность продукции (процессов и услуг) к совместному, не вызывающему нежелательных взаимодействий использованию при заданных условиях для выполнения установленных требований; взаимозаменяемость - пригодность одного изделия (процесса, услуги) для использования вместо другого изделия (процесса, услуги) в целях выполнения одних и тех же требований.
| Требования эргономики
| требования согласованности конструкции изделия с особенностями человеческого организма для обеспечения удобства пользования
| Требования ресурсосбережения
| требования экономного использования сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов
| Требования безопасности
| отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.
Риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.
| Требования надежности
| сохранение во времени в установленных пределах всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.
| Требования экологичности
| отсутствие вредного воздействия продукции на окружающую среду при производстве, эксплуатации и утилизации
| Требования технологичности
| приспособленность продукции к изготовлению, эксплуатации и ремонту с минимальными затратами при заданных показателях качества.
| Эстетические требования
| требования к способности продукции или услуги выражать художественный образ, социально-культурную значимость в чувственно воспринимаемых человеком признаках формы (цвет, пространственную конфигурацию, качество отделки изделия или помещения).
|
В законодательных актах и стандартах требования безопасности выделяют в особую группу как приоритетные. В ФЗ «О техническом регулировании» к обязательным требованиям относятся безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - «безопасность»). При этом под безопасностью понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда:
- жизни или здоровью граждан;
- имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу; окружающей среде;
- жизни или здоровью животных и растений.
В качестве обязательных требований также рассматриваются: предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей: единство измерений. Безопасность достигается также применением ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер:
Фитосанитарные меры
| - обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в отношении продукции растительного происхождения, которые по своей природе и (или) своему способу переработки могут создавать риск проникновения на территорию РФ и (или) распространения вредных организмов.
| Вредный организм
| - растение любого вида, сорта или биологического типа, животное или болезнетворный организм любого вида, расы биологического типа, способные нанести вред растениям или продукции растительного происхождения (ФЗ от 15.07.2002 «О карантине растений»).
| Ветеринарно-санитарные меры
| - обязательные для исполнения требования и процедуры, направленные на предупреждение заноса заразных болезней животных из иностранных государств, выпуск безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
|
Положения стандарта, регламента, содержащие требования, которые должны быть удовлетворены, называются нормами. Если норма содержит количественную характеристику, то применяют термин «норматив».
Жизненный цикл продукции (ЖЦП) - совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции при ее создании и использовании. (рис. 7). Эту модель раньше называли петлей качества (спиралью качества), а в последней версии ИСО 9000 - «процессами жизненного цикла продукции». Важнейшее требование к СК состоит в том, что управление качеством должно охватывать все этапы ЖЦП.
рис. 7. Процессы жизненного цикла продукции
|