Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие понятия управления качеством продукции

Поиск

 

Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают ей способность удовлетворить обусловленные или предполагаемые потребности.

Продукция (услуга) – результат деятельности (материальная продукция, нематериальная продукция).

Управление качеством состоит из отдельных элементов. Состав подсистем управления качеством соответствует этапам спирали качества, регламентированных множеством стандартов (иСО 9000) (множественная организация по стандартизации).

Петля качества – схематическая модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество продукции или услуги на различных стадиях от определения потребностей до оценки их выполнения. Этапы петли качества:

1) реализация и распределение продукции;

2) техническая помощь в обслуживании;

3) утилизация после использования;

4) эксплуатация и монтаж;

5) маркетинг, поиск и изучение рынка;

6) проектирование и разработка технических требований;

7) МТС (материально-техническое снабжение);

8) подготовка и разработка производственного процесса;

9) производство;

10) контроль проведения испытаний и обследование;

11) упаковка и хранение.

Система управления качеством – это часть общей системы управления предприятия (одна из его подсистем), представляет собой устойчивую совокупность управляющих органов и объектов управления, методов и средств воздействия на условия и факторы, обеспечивающую создание продукции или предоставление услуги, удовлетворяющей определенным требованиям качества.

Развитие систем обеспечения качеством связано:

1) с охватом системой стадий жизненного цикла продукции; основные стадии жизненного цикла продукции: разработка – освоение – производство – эксплуатация;

2) совершенствование методов контроля, включая широкое внедрение статистических методов;

3) повышение квалификации работников, внедрение систем стимулирования работников за повышение показателей качества;

4) оптимизация критериев оценки качества. Этапы развития систем качества в РФ: Бездефектное изготовление продукции (БИП) 1955 г., Саратов; Система бездефектного труда (СБТ) 1957 г., Львов; (КАНАРСПИ) качество, надежность, ресурс с первых изделий 1958 г., Горький; (НОРМ) научная организация работ по повышению моторесурса двигателей 1964 г., Ярославль; (КЕУКП) комплексная система управления качеством продукции 1975 г., Львов; Международный стандарт ИСО 9000 в мире – 1997 г., в РФ – 1988 г.

Саратовская система (БИП) охватывает только стадии производства продукции, была основана на внедрении количественной оценки труда.

СБТ (Система бездефектного труда) основана на тех же принципах, что и саратовская система, но в отличие от нее использует оценку качества труда для научно-исследовательских подразделений.

Система КАНАРСПИ – охватывала этапы и разработки, и эксплуатации, приближена к потребителю.

Система НОРМ – то же, что и КАНАРСПИ, но разработана к узкому потребителю.

Система КСУКП впервые охватывала все стадии жизни продукции начиная от исследования и разработки, основана на принципах системного подхода и комплексной стандартизации.

ИСО 9000 в отличие от КСУКП имеет четко выраженную маркетинговую направленность и рыночную ориентацию.

 

 

ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТНОСТИ ПРОДУКЦИИ

 

Конкурентоспособность характеризуется способностью (возможностью) сбыта товара на рынке. Ее можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой (т. е. понятие четко привязано к рынку).

Конкурентоспособность определяется совокупностью показателей, в которую входят:

1) показатели качества (технические показатели);

2) организационные показатели (факторы). В них входят система скидок при продаже (оптом, единичная продажа), условия поставки, срок гарантийного обслуживания, организационная помощь в эксплуатации;

3) экономические показатели (показатели, формирующие цену потребления). Цена потребления складывается из расходов на покупку, т. е. цены товара и расходов, связанных с потреблением (эксплуатацией).

Качество продукции – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные предполагаемые потребности. Таким образом, любая продукция обладает вполне определенными свойствами, которые проявляются в процессе ее создания и эксплуатации (потребления).

Классификация свойств продукции по характеру удовлетворяемых потребностей:

1) показатели назначения характеризуют основные функции, для выполнения которых предназначены изделия, и обусловливают область их применения. Показатели этой группы являются специфичными для каждого вида продукции;

2) показатели надежности характеризуют способность изделия выполнять требуемые функции в заданных условиях в течение заданного периода времени. Характеризуются, в свою очередь, следующими показателями: безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью;

3) показатели экологические отражают уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции. Показатели имеют количественное значение, которое фиксируется в технических условиях (ТУ). ТУ – нормативный технический документ, устанавливающий требования к конкретной продукции. При разработке продукции и создании комплекса технической документации ТУ являются неотъемлемой частью этого комплекса;

4) показатели транспортабельности характеризуют изделие с точки зрения транспортировки;

5) показатели эргономичности характеризуют систему «человек – изделие» и учитывают комплекс гигиенических, антропометрических (система измерения человеческого тела), физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах;

6) показатели технологичности – способность к изготовлению, удобство в эксплуатации. Характеризуются трудоемкостью, материалоемкостью;

7) показатели стандартизации и унификации отражают насыщенность изделия стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровнем унификации с другими изделиями;

8) показатели эстетические. Отражают рациональность формы, целостность композиции, совершенность производственного исполнения изделия;

9) показатели безопасности характеризуют техническую безопасность изделия.

Патент на правовые показатели характеризует патентную и правовую чистоту продукции.

 

 

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

 

Методы определения значений показателей качества продукции подразделяются по способам и источникам получения информации. В зависимости от способа получения информации различают измерительный, регистрационный, органолептический и расчетный методы.

Регистрационный метод основан на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат, например отказов изделия при испытаниях, числа частей сложного изделия. Этим методом определяются показатели унификации, патентно-правовые показатели и др.

Органолептический метод основан на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятия органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. При этом органы чувств человека служат приемниками для получения соответствующих ощущений, а значения показателей находятся путем анализа полученных ощущений на основе имеющегося опыта и выражаются в баллах.

Измерительный метод основан на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств. Результаты непосредственных измерений при необходимости приводятся путем соответствующих пересчетов к нормальным или стандартным условиям, например к нормальной температуре, к нормальному атмосферному давлению и т. п. С помощью измерительного метода определяются значения: масса изделия, сила тока, число оборотов двигателя, скорость автомобиля и др.

Расчетный метод основан на использовании информации, получаемой с помощью теоретических или эмпирических зависимостей. Этим методом пользуются при проектировании продукции, когда последняя еще не может быть объектом экспериментальных исследований. Расчетный метод служит для определения значений массы изделия, показателей производительности, мощности, прочности и др.

В зависимости от источника информации методы определений значений показателей качества продукции подразделяют:

1) на традиционный. Определение значений показателей качества продукции традиционным методом осуществляется должностными лицами специализированных экспериментальных и расчетных подразделений предприятий, учреждений или организаций;

2) экспертный. К экспериментальным подразделениям относятся лаборатории, полигоны, испытательные станции, стенды и т. п. Определение значений показателей качества продукта экспертным методом осуществляется группой специалистов-экспертов, например товароведов, дизайнеров, дегустаторов и т. п. С помощью экспертного метода определяются значения таких показателей качества, которые не могут быть определены более объективными методами. Этот метод используется при определении значений некоторых эргономических и эстетических показателей;

3) социологический. Определение значений показателей качества продукции социологическим методом осуществляется фактическими или потенциальными потребителями продукции. Сбор мнений потребителей производится путем устных опросов или с помощью распространения специальных анкет-вопросников, а также путем организации конференций, выставок и т. п. При необходимости используются совместно несколько методов определения значений показателей качества продукции.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.183.21 (0.006 с.)