Анализ показателей выпуска продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ показателей выпуска продукции



 

Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.

Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции.

Его основные задачи:

• оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

• определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

• выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

• разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах. Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция. Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах.

Товарная продукция не включает остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается она в оптовых ценах, действующих в отчетном году. Объем реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных).

Также она включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства (штуки, метры, тонны и т. д.). Их используют при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции; например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях – количество условных ремонтов.

Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту (номенклатуре). Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, кредиты и т. д.

Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в Общесоюзном классификаторе промышленной продукции, действующем на территории СНГ.

Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Он бывает полный, групповой и внутригрупповой.

Анализ ассортимента продукции состоит в основном в установлении параметров – распространенности, однородности, степени устаревания.

Изучение ассортимента продукции проводится в целях уточнения среднего числа видов продукции; расширение ассортимента является для предприятия средством привлечения клиентуры с различными вкусами и потребностями.

 

 

АНАЛИЗ ТОВАРА

 

Анализ товара – основополагающий элемент в понимании положения предприятия. Его цель – изучение типов продукции, ее качества, характеристик сопровождающих ее услуг и степени отличия от аналогичных продуктов (и услуг) конкурентов, новизны продукции, цены.

Анализ типов продукции. Отличают производство товаров широкого потребления от производства продукции для промышленности. Среди товаров широкого потребления выделяют прежде всего продукцию каждодневного спроса, «обдуманные» покупки и специфические. Промышленные классифицируются по исходным материалам и их составляющим элементам.

Изучение характеристик продукции. В основном производители определяют стандартную продукцию, которая может быть укомплектована по выбору клиента тем или иным числом элементов.

Изучение услуг, сопутствующих продукции. Все чаще можно отметить, что конкуренция осуществляется на уровне услуг, сопутствующих проданной продукции. Эти службы могут предлагать доставку-установку материалов, подбор рабочей группы по заказу и т. п.; ремонт и поддержку в рабочем состоянии; техническое обслуживание; доступ к лабораториям, клубам пользователей, обучение персонала; гарантии; информацию (каталоги или информационное подсоединение); удобство условий оплаты; удобство условий складирования. Все эти услуги могут помочь в понимании такого понятия, как «тотальное качество», и выявить стратегию дифференциации.

Изучение новизны товара. Поскольку обновление продукции осуществляется все быстрее, этим и объясняется, по мнению некоторых исследователей, невозможность использования такого понятия, как кривая жизни продукции. Однако очень полезно уточнить понятие «новизны продукции».

Изучение цен товара. Даже если цены представляются наименее значительным элементом в дифференциации товара по отношению к товарам конкурентов, то они остаются тем не менее основным элементом, так как никакая дифференциация не может выдержать сравнения даже с незначительным снижением уровня цен. Анализ цен товара на немонополизированном рынке, очевидно, может осуществляться только в сравнении с ценами конкурентов, т. е. товара с теми же или подобными характеристиками качества. Это сравнение будет тем более трудно осуществлять из-за политики «демаркирования» (снижения цены при снятии ярлыка), которую могут проводить некоторые производители. Если продукция конкурентов неидентична, то необходимо сравнить цены на товары с учетом полезности, которую эти товары представляют для «конечных» потребителей. Например, если анализировать волнистый упаковочный картон, то необходимо учитывать совокупность требований, таких как прочность, разрываемость, сопротивление влаге, цвет бумаги, готовность и приспособленность для печати, характеристики для машинной обработки.

Впечатление, производимое ценами на покупателей, также необходимо принимать в расчет (психологические цены).

Все перечисленные позиции порой учесть трудно, поэтому мы отсылаем читателей к специализированной литературе.

Все вышеперечисленные составляющие анализа товара могут служить для соотнесения с конкурирующими товарами и помочь в определении стратегии предприятия.

 

 

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

 

Качество продукции – это совокупность свойств, определяющих ее пригодность удовлетворять потребности в соответствии с ее назначением.

Например, для машиностроительного производства качество его продукции характеризуется теми свойствами, которые определяют ее эксплуатационную пригодность и проявляются в процессе использования.

Такие показатели качества, как производительность, безаварийность или безотказность работы, срок службы, внешний вид, являются общими для всех машин и механизмов.

Качество изделия оценивается относительно, т. е. путем сопоставления его с другим изделием, имеющим оптимальные показатели качества, которые фиксируются в ГОСТах.

Существуют следующие показатели качества продукции:

• назначения (скорость, мощность);

• технологические;

• транспортабельные;

• стандартизации и унификации;

• патентно-правовые;

• экологические и безопасности;

• надежности;

• эргономические;

• эстетические.

Виды контроля:

1) в зависимости от места проведения: стационарный, летучий;

2) визуальный, геометрический, лабораторный (испытания);

3) в зависимости от количественного охвата: сплошной, выборочный;

4) в зависимости от момента проведения: выходной, входной, промежуточный.

Технический контроль (ТК) – это проверка соответствия продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим требованиям. В машиностроении он представляет собой совокупность контрольных операций на всех стадиях производства.

Основной задачей технологического контроля является своевременное получение полной и достоверной информации о качестве продукции и состоянии технологического процесса с целью предупреждения неполадок и отклонений, которые могут привести к нарушениям требований ГОСТов. Технический контроль призван обеспечивать стабильность производственного процесса, т. е. устойчивую повторяемость каждой операции в предусмотренных технологических режимах, нормах и условиях.

Объекты ТК: поступающие материалы, готовая продукция, средства производства, технологические процессы и режимы, общая культура производства.

Функции ТК: контроль за качеством и комплектностью выпускаемых изделий, учет и анализ возвратов готовой продукции, дефектов, брака, рекламаций, предупреждение брака и дефектов в производстве.

Исполнители контрольных операций: представители главного металлурга, технолога, энергетика, механика, а также ОТК и производственный материал.

Функции ОТК: обеспечивает развитие и совершенствование системы технического контроля; осуществляет окончательную техническую проверку и испытание готовой продукции; оформляет и предъявляет ее к сдаче заказчику; выполняет инспекторский надзор и выборочные проверки готовой продукции и производственного процесса; осуществляет контроль за сохранением единства мер и состоянием измерительных средств; организует оперативно-технический учет и анализирует брак, дефекты и возвраты готовой продукции.

ОТК не зависим от служб предприятия в вопросах определения качества готовой продукции и подчинен директору предприятия. Он самостоятельно проводит окончательную приемку готовой продукции, приемно-сдаточные испытания, контролирует законченную продукцию цехов.

 

 

ПРИЕМКА ТОВАРОВ ПО КАЧЕСТВУ

 

Приемка продукции по качеству производится на складе получателя в соответствии с ГОСТами, техническими условиями, договором в следующие сроки:

1) при поставке в пределах одного города не позднее 10 дней после получения продукции на складе получателя при доставке продукции поставщиком или со дня получения продукции на складе изготовителя (поставщика);

2) при иногородней поставке не позднее 20 дней после прибытия продукции на станцию (пристань) в порт назначения, а в районах Крайнего Севера, в отделенных районах, других районах досрочного завоза не позднее 30 дней со дня поступления продукции на склад получателя.

При поставках в пределах одного города вызов представителя изготовителя (поставщика) и его явка для участия в составлении акта являются обязательными.

При иногородних поставках вызов представителя изготовителя и его явка являются обязательными, если это обусловлено в особых условиях поставки или в договоре.

Изготовитель может уполномочить на участие в проверке качества продукции и составлении акта другую организацию, находящуюся в месте получения продукции.

При обнаружении недостатков в качестве продукции во всех случаях, когда это возможно по роду и свойству продукции, должны отбираться образцы (проба).

При отборе проб составляется акт, подписываемый всеми участвовавшими в отборе лицами. В акте должны быть указаны:

• место и дата отбора;

• из каких тарных единиц отобраны образцы, в каком количестве (весе);

• сколько отобрано проб, опломбированы или опечатаны пробы, чьей печатью и другие данные. Если необходимо, то отбираются дополнительные пробы для сдачи на анализ.

В вызове, направленном изготовителю, должны быть указаны:

• наименование продукции, дата и номер счета-фактуры или номер другого документа, если к моменту вызова счет не получен;

• основные недостатки, обнаруженные в продукции;

• время, на которое назначена проверка качества продукции.

Представитель в пределах одного города должен явиться не позже следующего дня, а иногородний – в течение 3 суток.

Если представитель не явился, проверка качества продукции производится с участием представителя местного органа отраслевой инспекцией по качеству.

Если анализ проб уже произведен, то к акту приобщается заключение анализа.

Акт о скрытых недостатках, обнаруженных в продукции с гарантийным сроком службы, должен быть составлен в течение 5 дней по обнаружении недостачи, но в пределах гарантийного срока.

Акт о скрытых недостатках, если гарантийный срок не установлен, должен быть составлен в течение 5 дней по обнаружении недостатков, но не позднее 4 месяцев со дня поступления продукции на склад.

Скрытыми недостатками признаются такие недостатки, которые не могли быть обнаружены при обычной для данного вида продукции проверке, предусмотренной инструкцией, если иное не предусмотрено основными и особыми условиями поставки, другими обязанностями, правилами и договором.

Акт утверждается руководителем, подписывается лицами, участвующими в приемке, утверждается руководителем не позднее следующего дня.

Претензия о несоответствии качества, вытекающая из поставки продукции, предъявляется покупателем изготовителю в установленный срок.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.242 (0.031 с.)