Евгения Владимировна Левкина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Евгения Владимировна Левкина



Евгения Владимировна Левкина

Шпаргалка по управлению качеством

 

Евгения Владимировна Левкина, Светлана Васильева Михеева

Шпаргалка по управлению качеством

 

СУЩНОСТЬ СЕРТИФИКАЦИИ

 

В условиях рыночной экономики возникают новые взаимоотношения между изготовителями товаров, потребителями и продавцами-заказчиками. Потребителю необходимо гарантированное независимой стороной подтверждение соответствия товара определенному уровню качества. Такое подтверждение может быть дано в виде особого документа – сертификата.

Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Сертификация соответствия – это действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу. В Законе РФ «О сертификации продукции и услуг» и в российской системе сертификации ГОСТ Р дано более упрощенное определение термина.

Сертификация продукции – это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Таким образом, сертификация – это прогрессивное направление развития стандартизации, важнейший механизм управления качеством продукции.

Цели и задачи сертификации. Основные цели российской системы сертификации ГОСТ Р определены в Законе РФ «О сертификации продукции и услуг».

Сертификация направлена на достижение следующих целей:

• создание условий для деятельности предприятий, учреждений, предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

• защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

• контроль безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

• содействие потребителям в компонентном выборе продукции;

• содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;

• подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями.

Задачи, которые необходимо решить для достижения этих целей:

• поэтапное внедрение обязательной сертификации;

• установление порядка проведения обязательной и добровольной сертификации;

• аккредитация действующих испытательных лабораторий, а также создание и аккредитация новых; подготовка и аккредитация экспертов;

• разработка требований к стандартам и другим нормативным документам, применяемым для сертификации продукции, процессов;

• модернизация стандартизированных методов испытаний, в том числе экспресс-методов, отвечающих требованиям международных стандартов;

• создание систем сертификации однородной продукции путем установления правил сертификации продукции с учетом ее производства, поставки, требований международных систем и соответствующих соглашений;

• определение номенклатуры обязательных показателей: безопасности для потребителя и окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости, введение их в стандарты и другие виды нормативных документов;

• международное и региональное сотрудничество в области сертификации, заключение двусторонних соглашений о взаимном признании результатов сертификации.

2. ПРИНЦИПЫ СЕРТИФИКАЦИИ

Сертификация основывается на следующих принципах:

• государственности – обеспечения государственных интересов при оценке безопасности продукции;

• объективности – независимости от изготовителя и потребителя;

• достоверности – использования профессиональной испытательной базы;

• исключение разделения товаров и услуг на отечественные и зарубежные;

• демократичности – предоставления изготовителю самому выбрать орган по сертификации. Сегодня в мире применяются различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу готовящегося обновления международных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000.

Принцип первый – ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспечивающая организацию методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.

Принцип второй – роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.

Принцип третий – вовлечение работников. Это одно из ключевых положений TQM (Total Quality Management), в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.

Принцип четвертый – процессный подход и органично с ним связанный.

Пятый принцип – системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс – как система, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей».

В стандартных ИСО 9001 и QS 9000 есть, например, норма, в соответствии с которой поставщик для подготовки к производству новой или модернизированной продукции должен формировать группы специалистов из различных подразделений. Такие группы должны включать конструкторов, технологов, специалистов службы качества, а также специалистов других служб.

Принцип шестой – постоянное улучшение. Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества. Опыт показал, что устанавливать пределы улучшению недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления.

Принцип седьмой – взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простейших случаях очевидна, необходимо реализовы-вать по отношению как к внешним, так и внутренним поставщикам.

Принцип восьмой – принятие решений, основанных на фактах. Реализация этого принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе. Наиболее распространенными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования.

 

 

МОДЕЛИ СЕРТИФИКАЦИИ

 

Международной организацией стандартизации разработаны восемь моделей сертификации третьей стороной.

1. Испытания образца продукции. В первой модели предусматривается испытание образца промышленной продукции предприятия-изготовителя в независимой испытательной лаборатории или соответствующем центре.

2. Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами. Во второй модели предполагается долговременный контроль за качеством продукции. Это обеспечивает проведение выборочных испытаний продукции в процессе ее реализации.

3. Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами. Модель применима при наличии прямой связи производителя и потребителя без услуг торгово-посреднических фирм. Здесь периодическое испытание образцов продукции в процессе реализации заменяется контролем их в производстве.

4. Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за образцами, приобретенными на рынке и полученными с завода. Эта модель объединяет методики второй и третьей моделей и предполагает контроль образцов и в процессе производства, и в процессе реализации.

5. Испытания образца продукции и оценка заводского управления качеством с последующим контролем на основе надзора за заводским управлением качеством и испытаний образцов, полученных с завода и открытого рынка. Пятая модель предусматривает создание на предприятии-изготовителе системы качества, в которой качество контролируется на всех этапах разработки и производства продукции, соблюдается строгая технологическая дисциплина, входной и пооперационный контроль. Это снижает вероятность брака выпускаемой продукции. Эту модель специалисты считают наиболее жесткой.

6. Только оценка заводского управления качеством. Шестая модель развивает и дополняет пятую, обеспечивая высокую эффективность системы качества предприятия. Данная модель исключает необходимость испытаний в независимых лабораториях и центрах.

7. Проверка партий изделий. Седьмая модель ориентирована на проведение всеобъемлющих испытаний в независимых лабораториях. Проверяются все эксплуатационные параметры с учетом безопасности, эргономичности, экологического воздействия, других показателей. Контроль продукции является выборочным.

8. 100 %-ный контроль на всех этапах производства продукции.

Согласно классической схеме испытания образцов продукции осуществляют испытательные лаборатории. Результаты испытаний, оформленные в виде протокола, передаются тем или иным способом в орган по сертификации продукции. При этом испытательная лаборатория не имеет права ни толковать, ни разглашать полученные данные о продукции. Орган по сертификации сравнивает результаты испытаний с требованиями законодательства. В случае, если продукция соответствует указанным установленным требованиям, орган по сертификации выдает поставщику сертификат соответствия. Если изготавливаемая продукция не соответствует установленным требованиям, сертификат не выдается.

 

 

МЕТОДЫ СЕРТИФИКАЦИИ

 

Методы сертификации подразделяют на две группы:

• методы испытаний;

• методы указания соответствия стандартам.

Методы испытаний устанавливаются соответствующими стандартами и к ним предъявляются следующие требования:

• соответствие назначению стандартов; объективность, четкое формулирование;

• включение в методы испытания, если это технически оправдано, указания о пределах воспроизводимости и повторяемости;

• при возможности достаточно подробная характеристика метода испытания, установленного стандартом, позволяющего квалифицированному персоналу получать аналогичные результаты;

• установление предельных значений требований с учетом допускаемого отклонения или среднего значения для верхнего или нижнего предела, минимального или максимального значения;

• при выборе следует учитывать стандарты на общие методы испытаний и взаимосвязанные испытания для определения аналогичных характеристик, установленных в других стандартах;

• предпочтительность методов испытаний, не разрушающих образец и обеспечивающих аналогичную степень достоверности;

• при наличии нескольких методов испытаний один из них определяется как контрольный. Методы указания соответствия стандартам для систем сертификации третьей стороной устанавливаются руководством предприятия. Различают следующие виды методов.

Метод «знак соответствия». Знак соответствия – знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Этот метод основан на применении результата сертификации для указания того, что контроль за соответствием стандарту находится в ведении этой системы.

Метод «сертификат соответствия». Целью данного метода является предоставление потребителю информации о стандартах, охватываемых сертификатом. Метод может быть использован для указания соответствия стандартам на продукцию или стандартам на конкретные свойства. Сертификаты соответствия могут относиться ко всем требованиям стандарта, а также к его конкретным разделам или характеристикам.

Для указания соответствия продукции установленным требованиям применяется специальный технический документ – сертификат соответствия.

Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

К обязательным документам на продукцию и услуги, отсутствие которых может привести к применению определенных санкций, относится сертификат соответствия по показателям безопасности. Другие разновидности сертификата – гигиенический, ветеринарный, фитосанитарный – не являются обязательными, а служат лишь основанием для упрощенной процедуры выдачи сертификатов соответствия.

Сертификаты соответствия по показателям безопасности и другим обязательным требованиям необходимы лишь для продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Если продукция или услуги не вошли в перечень для обязательной сертификации, представители государственных органов не имеют права требовать от изготовителей, исполнителей или продавцов сертификат соответствия.

 

 

ФОРМЫ СЕРТИФИКАЦИИ

 

Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» предусмотрены два вида сертификации: обязательная и добровольная.

Добровольная сертификация – сертификация, проводимая на добровольной основе по инициативе изготовителя, продавца или потребителя продукции.

При добровольной сертификации производитель продукции, общество потребителей или предприятие торговли вправе выбирать любую схему сертификации. Добровольную сертификацию может производить любое юридическое лицо, взявшее на себя функцию органа по добровольной сертификации и зарегистрировавшее систему сертификации и знак соответствия в Госстандарте России в установленном Госстандартом России порядке. Органы по обязательной сертификации также вправе проводить добровольную сертификацию при соблюдении указанных условий.

Орган по добровольной сертификации устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, в том числе порядок их оплаты.

Добровольная сертификация может осуществляться:

• применительно к продукции (услугам), не подлежащей обязательной сертификации;

• в случаях, когда требования нормативных документов сформулированы лишь в общем виде, а фактическое качество продукции (услуг) целесообразно характеризовать более конкретно;

• в случаях, когда нормативные документы, регламентирующие качество данной разновидности продукции (услуг), отсутствуют;

• в случаях, когда на продукцию (услугу) имеется сертификат соответствия, но изготовитель продукции полагает целесообразным удостовериться в том, что качество его продукции (услуги) выше, чем то, которое предусмотрено нормативным документом;

• применительно к той части требований нормативных документов, выполнение которых не подлежит подтверждению в виде обязательной сертификации. При положительном результате добровольной сертификации ее итогом является выдача сертификата качества. Такой сертификат удостоверяет не только соответствие принятым критериям, но и степень отклонения в желаемую сторону в виде дополнительной полезности.

Обязательная сертификация осуществляется в случаях, когда нормативные документы на продукцию содержат требования к обеспечению безопасности окружающей среды, жизни, здоровья граждан, а также к обеспечению технической информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции. Остальные требования, содержащиеся в нормативных документах, являются рекомендательными. Их соблюдение зависит от усмотрения изготовителя продукции и его контрагентов. При положительном результате обязательной сертификации ее итогом является выдача сертификата соответствия требованиям безопасности.

Определена номенклатура товаров, подлежащих обязательной сертификации. В их число входят все группы продуктов питания, детские товары, товары народного потребления, контактирующие с пищевыми продуктами и питьевой водой; товары бытовой химии и др.

Целью обязательной сертификации является создание уверенности у изготовителя и потребителя в том, что сертифицированная продукция безопасна для потребления.

По Закону РФ «О сертификации продукции и услуг» запрещается рекламировать продукцию, подлежащую обязательной сертификации, но не имеющую сертификата соответствия.

 

 

УЧАСТНИКИ СЕРТИФИКАЦИИ

 

В соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» (ст. 8) участниками обязательной сертификации являются:

• Госстандарт России, иные государственные органы управления РФ, уполномоченные проводить работы по обязательной сертификации, органы по сертификации;

• испытательные лаборатории (центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, уполномочиваемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции.

Допускается участие в выполнении работ по обязательной сертификации зарегистрированных некоммерческих (бесприбыльных) объединений и организаций любых форм собственности при условии, что они аккредитованы соответствующим государственным органом управления. Изготовители продукции и исполнители услуг представляют первую сторону, заказчики – вторую сторону, а органы по сертификации, испытательные лаборатории, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти – третью сторону. Изготовители (продавцы, исполнители) продукции, которая подлежит обязательной сертификации и реализации на территории Российской Федерации, обязаны:

• реализовывать продукцию только при наличии сертификата;

• обеспечить соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия в установленном порядке;

• указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификации и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция;

• обеспечивать доведение этой информации до потребителя;

• приостанавливать или прекращать реализацию сертифицированной продукции в случае, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована, по истечении срока действия сертификата или в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено;

• извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в ТП изготовления сертифицированной продукции. Орган по сертификации сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия; приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов; предоставляет заявителю по его требованию всю нужную информацию в пределах своей компетенции.

Испытательные лаборатории осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний. Ими выдаются протоколы испытаний для целей сертификации.

Орган по сертификации может быть аккредитован как испытательная лаборатория. Такой орган называется сертификационным центром. Для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции создаются центральные органы сертификации.

Центральный орган системы сертификации организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации. Также он рассматривает апелляции заявителей по поводу действий органов по сертификации, испытательных лабораторий(центров).

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ КАЧЕСТВА

 

Требования к системам качества содержатся в стандартах ИСО, они содержат общее руководство качеством продукции и стандарты по обеспечению качества, а также указания по выбору и применению. Также имеется несколько моделей для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании. Система качества содержит несколько моделей для обеспечения качества продукции.

Элементы системы качества содержат основу государственной системы стандартизации РФ и составляют основные положения, порядок разработки, согласования, утверждения государственных стандартов, а также регистрацию технических условий. Государственная система РФ содержит общие требования к построению, определению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

В России действуют три государственных стандарта качества – модели для обеспечения качества при:

• окончательном контроле и испытаниях качества;

• проектировании и разработке качества, производстве, монтаже и обслуживании;

• производстве и монтаже.

В государственные стандарты РФ включены следующие положения:

1) требования к качеству продукции должны в обязательном порядке соответствовать установленным стандартам, это неотъемлемое правило при выполнении работ и оказании услуг, обеспечивающее безопасность для жизни, здоровья и имущества. Также в целях охраны окружающей среды на предприятиях должны соблюдаться санитарно-гигиенические требования. Обязательные требования техники безопасности, а также производственной гигиены на предприятиях;

2) требования совместимости и взаимозаменяемости продукции;

3) методам контроля требований к качеству продукции должна отводиться немаловажная роль, которая должна непосредственно обеспечивать безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды;

4) основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке (предусмотрены стандарты к надлежащему виду упаковки), транспортировке и утилизации продукции;

5) положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов.

Условия подготовки систем качества к сертификации нуждаются в наличии точно установленных процедур, для того чтобы присутствовала ответственность в изготовлении продукции, незначительное число отклонений может присутствовать, но не должно превышать установленной нормы. Должны быть в наличии испытательные лаборатории, где в обязательном порядке должны проводиться исследования. Также в интересах предприятия, производящего продукцию, должна присутствовать высокая степень производительности и применение статистических методов контроля процессов. Сделки подлежат документальному оформлению. В наличии должны быть организационно оформленные системы качества, также должен присутствовать отдел качества.

 

 

СРЕДСТВА СЕРТИФИКАЦИИ

 

Средствами подтверждения соответствия служат стандарты трех видов:

1) стандарты на методы контроля (испытаний, анализа, измерений);

2) стандарты на продукцию или услуги;

3) стандарты на процессы, содержащие требования к маркировке, упаковке, транспортированию, использованию продукции по прямому назначению. При помощи стандартов на методы контроля устанавливают фактические значения показателей качества сертифицируемых объектов. Стандарты на продукцию позволяют сравнить фактическое значение с базовыми или регламентируемыми требованиями стандартов, благодаря чему и подтверждается соответствие.

К стандартам как средствам сертификации предъявляются определенные требования:

• четкое указание в разделе «Область применения» возможности использования для целей сертификации;

• разработка стандартов должна предусматривать содействие развитию технологии, что обычно достигается установлением требований к эксплуатационным свойствам изделия;

• стандарты, отвечающие своему назначению, должны устанавливать только те характеристики, которые необходимы для определения свойств изделия или его эксплуатационных требований;

• включение в стандарт только тех характеристик, которые могут быть объективно проверены;

• ясность, точность, обоснованность и конкретность формулировки характеристик и требований, отсутствие субъективных элементов;

• обязательность стандартов на методы испытаний, если в стандарте на продукцию в части проверки обязательных требований установлена ссылка на эти стандарты;

• требования к маркировке должны обеспечивать однозначную идентификацию выпускаемой сертифицированной продукции, а также содержать указания об условиях применения, способе нанесения знака соответствия. Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» предусмотрены два вида сертификации: обязательная и добровольная.

Обязательная сертификация осуществляется в случаях, когда нормативные документы на продукцию – стандарты, правила и другие – содержат требования к обеспечению безопасности окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, а также к обеспечению технической информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции. Остальные требования являются рекомендательными. Их соблюдение зависит от усмотрения изготовителя продукции. При положительном результате обязательной сертификации ее итогом является выдача сертификата соответствия требованиям безопасности.

Добровольная сертификация – сертификация, проводимая на добровольной основе по инициативе изготовителя, продавца или потребителя продукции.

Добровольная сертификация может осуществляться:

• применительно к продукции, не подлежащей обязательной сертификации;

• применительно к той части требований нормативных документов, выполнение которых не подлежит подтверждению в виде обязательной сертификации;

• в случаях, когда требования нормативных документов сформулированы лишь в общем виде, а фактическое качество продукции целесообразно характеризовать более конкретно;

• в случаях, когда нормативные документы, регламентирующие качество данной разновидности продукции, отсутствуют.

При положительном результате добровольной сертификации ее итогом является выдача сертификата качества.

 

 

СТОРОНЫ СЕРТИФИКАЦИИ

 

В качестве субъектов могут выступать: изготовители продукции, исполнители услуг, заказчики-продавцы, третья сторона, не зависимая от первой или второй сторон, предприятие, организация, обратившаяся с заявкой на проведение аккредитации или сертификации.

Изготовители продукции в соответствии с Правилами проведения сертификации ГОСТ Р:

• направляют заявку на проведение сертификации, в соответствии с правилами системы представляют продукцию, нормативную, техническую документацию, необходимую для проведения сертификации;

• обеспечивают соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, по которым проведена сертификация;

• приостанавливают реализацию продукции, подлежащей обязательной сертификации, если она не отвечает требованиям соответствующих нормативных документов, по истечении срока действия сертификата;

• применяют сертификат и знак соответствия, руководствуясь законодательными актами РФ и правилами системы;

• извещают орган по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию и в технический процесс сертифицированной продукции, если эти изменения влияют на характеристики, проверяемые при сертификации.

Третья сторона – это лицо или орган, признаваемые независимыми от сторон, участвующих в рассматриваемом вопросе.

В качестве третьей стороны могут выступать органы по сертификации:

• национальный, центральные и территориальные;

• испытательные лаборатории;

• эксперты-аудиторы;

• орган, проводящий сертификацию соответствия.

Если орган по сертификации выполняет и функции испытательной лаборатории, то можно использовать термин «сертифицированный центр». Центральный орган по сертификации – орган, возглавляющий систему сертификации однородной продукции.

Испытательная лаборатория – лаборатория, которая проводит испытания определенной продукции.

Система сертификации Российской Федерации предусматривает следующее распределение ответственности между участниками сертификации:

• изготовитель несет ответственность за соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, которые контролируются при сертификации, и за маркирование знаком соответствия в установленном порядке;

• испытательная лаборатория – за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям нормативных документов, а также достоверность и объективность их результатов;

• орган по сертификации – за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия.

Продукция, процессы или услуги являются объектами сертификации. В области сертификации продукция или услуга рассматривается как объект, который подлежит испытанию для подтверждения стандартом или другим нормативным документом.

Начальным этапом сертификационных испытаний объектов является идентификация продукции или услуги. В этом случае под идентификацией понимается подтверждение соответствия подлинности продукции наименованию, указанному на маркировке.

В российской системе сертификации ГОСТ Р дано несколько иное определение этого термина: «Идентификация продукции – процедура, посредством которой устанавливают соответствие представленной на сертификацию продукции требованиям, предъявляемым к продукции».

 

 

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

 

Качество – общее количество свойств товара или услуги, которые удовлетворяют требованиям покупателей или клиентов. Сырье, из которого изготовлен продукт, дизайн и инженерные разработки продукта, функционирование продукта, надежность и долговременное использование являются важными характеристиками пакета качества, которое в конечном итоге влияет на решение потребителя приобрести продукт, а затем и повторить свою покупку.

Качество продукта является важным источником дифференциации продукта, позволяет предприятию установить приверженность торговой марке и конкурентное преимущество перед соперниками.

Контроль качества – систематическая проверка изделий, образца изделия в линии либо на различных этапах производства.

Цель проверки заключается в том, чтобы убедиться в поддержании всех требуемых стандартов и непревышении допустимых значений. В массовом производстве большое значение имеет статистический анализ параметров произвольно отобранного образца конечного продукта. Чем активнее осуществляется контроль образца, тем выше репутация изготовителя как производителя высококачественной продукции. Графики контроля качества широко применяются в массовом производстве. По горизонтальной оси графика нанесены единицы времени, а по вертикальной – значения таких переменных, как процент дефектных изделий.

Любое продолжительное увеличение переменной должно быть немедленно проанализировано и устранено.

К стандартам относят: 1) образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними однородных объектов; 2) нормативно-технический документ, определяющий требования к объектам стандартизации: к продукции, правилам, обеспечивающим ее разработку, производство и применение и др.

За рубежом наряду с обязательными (узаконенными) действуют необязательные стандарты. Отечественному стандарту предприятия (действительному только для него) соответствует внутрифирменный стандарт, разработанный с учетом спроса, конкуренции на национальных и внешних рынках и т. п.

Контроль качества включает в себя несколько видов деятельности:

а) интерпретацию спецификации продукта;

б) инспектирование продуктов на каждой стадии производства, включая выборочную проверку, когда экземпляры продукции отбираются, а затем на специальном оборудовании проверяется действие комплектующих деталей и отбраковываются те, которые оказались с дефектом. В результате подобной проверки производственные операции могут быть быстро изменены, например путем переналадки оборудования. Это позволит предотвратить дальнейшее производство бракованной продукции и, таким образом, сэкономить на исправлении дефектов либо на дальнейшей переделке готовой продукции, которая в конце концов будет все равно отбракована;

в) кооперацию с отделами маркетинга, производства, научных исследований и опытно-конструкторских разработок и внесение изменений в производство и улучшение качества продукции;

г) проведение периодических аудитов качества для пересмотра эффективности процедур по контролю за качеством.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО

 

Затраты на предупредительные мероприятия:

1) управление качеством: затраты на планирование системы качества; затраты на преобразование ожиданий потребителя по качеству в технических характеристиках материала, процесса, продукта;

2) управление процессом: затраты на установление средств управления процессом; затраты на изучение возможностей процесса;

3) контрольное и измерительное оборудование: затраты, связанные с разработкой и усовершенствованием всего контрольного и измерительного оборудования; затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой всего оборудования;

4) обеспечение качества поставок: затраты на оценку потенциальных поставщиков и материалов перед заключением договоров на поставки; затраты на техническую поддержку поставщиков, направленную на помощь им в достижении ожидаемого качества;

5) аудит системы качества: затраты на внутренний аудит качества; затраты на аудит системы качества потребителем, его агентом и т. д.

Затраты на контроль: 1)проверки и испытания: оплата работ инспекторов и испытательного персонала при плановых проверках производственных операций; повторные проверки отбракованных элементов, их испытания, сортировки и т. д. не включаются;

2) проверки и испытания поставляемых материалов: затраты на лабораторные испытания, выполняемые для оценки качества поставляемых материалов; затраты, связанные с работой инспекторов и испытательного персонала, проводящих оценку материалов на производстве поставщика;

3) материалы для тестирования и проверок: стоимость расходных материалов, используемых при контроле и испытаниях; стоимость испытательного оборудования не включается;

4) контроль процесса: оплата труда персонала, не подчиняющегося управляющему по качеству, выполняющего контроль и испытания на производственных линиях;

5) прием продукции заказчиков: затраты на запуск и тестирование готовой продукции на производстве для сдачи ее заказчику перед поставкой;

6) проверка сырья и запасных частей;

7) аудит продукта.

Внутренние затраты на дефект:

1) отходы: стоимость материалов, которые не отвечают требованиям качества, и затраты на их утилизацию и вывоз; ликвидационная стоимость отходов производства не включается;

2) переделки и ремонт: затраты, возникшие при восстановлении изделий до соответствия требованиям по качеству посредством либо переделки, либо ремонта, либо и тем и другим; затраты на повторное тестирование и инспекции после переделок или ремонта;

3) анализ потерь: затраты на определение причин возникших несоответствий требованиям по качеству;

4) взаимные уступки: затраты на допуск к применению тех материалов, которые не отвечают техническим требованиям;

5) снижение сорта;

6) отходы и переделки, возникшие по вине поставщиков: затраты, понесенные в том случае, когда после получения от поставщика обнаружилось, что поставленные материалы оказались негодными. Внешние затраты на дефект:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.107 с.)