По периоду анализа и срокам выполнения аналитических процедур выделяют оперативный, текущий и перспективный анализ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По периоду анализа и срокам выполнения аналитических процедур выделяют оперативный, текущий и перспективный анализ.



Оперативный (краткосрочный) анализ направлен на решение задач, стоящих перед оперативным управлением хозяйственной системой. Его главная задача - постоянный контроль рациональности функционирования хозяйственной системы, выполнения плановых заданий, производства и реализации, а также своевременное выявление и использование внутрипроизводственных резервов с целью достижения уровня показателей бизнес-плана. Оперативный анализ охватывает: оценку степени влияния различных факторов на отклонения от норм по соответствующим показателям; выяснение конкретных причин действия отдельных факторов, установление виновных; быструю разработку и осуществление мероприятий; направленных на устранение - отрицательных факторов, распространение передового опыта. Отличительная черта этого анализа - исследование экономических показателей в натуральном выражении, составляющих основу первичной документации и материалов личного наблюдения. Кроме того, для оперативного анализа характерна приближенность в расчетах.

Текущий ( ретроспективный) анализ связан с достигнутыми результатами деятельности предприятия. Он проводится по главным отчетным периодам хозяйствования, на базе официальной отчетности и системного бухгалтерского учета и базируется на бухгалтерской и статистической отчетности, позволяя оценить работу объединений, предприятий и их подразделений за месяц, квартал, год нарастающим итогом. Главная задача текущего анализа - объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление неиспользованных резервов, мобилизация их для повышения эффективности производства в будущих периодах, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качеству работы.

Текущий анализ проводится экономическими и техническими службами предприятия по всем обязательным разделам. В целом по предприятию составляется пояснительная записка к годовому отчету по итогам работы за год, где дается оценка хозяйственной деятельности и рекомендуются пути повышения эффективности.

Перспективный (прогнозный) анализ - это анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений и будущих перспектив развития. Важнейшие задачи перспективного анализа прогнозирование хозяйственной деятельности; научное обоснование перспективных планов; оценка их ожидаемого выполнения.

При разработке бизнес-планов перспективный анализ выступает основной формой предплановых исследований, позднее - в ходе выполнения бизнес-планов - как инструмент предвидения и оценки ожидаемых результатов.

Перспективный анализ является разведкой будущего и научно-аналитической основой перспективного плана и тесно смыкается с прогнозированием. Поэтому его называют прогнозным.

3. По направленности и потребности предоставления результатов принято различать внешний и внутренний анализ.

Внутренний анализ про водится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью.

Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.

4. По применяемым методам анализа выделяют следующие виды анализа:

Сопоставительный анализ выражается в сравнении отчетных данных передовых предприятий о результатах их хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года, данными прошлых летыс.

Факторный анализ направлен на выявление степени влияния различных факторов на прирост и уровень результативных показателей.

Диагностический анализ представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данных нарушений. Информация о признаках позволяет быстро и довольно точно установить характер нарушений без соответствующих измерений, тыс.е. без действий, требующих дополнительного времени и средств.

Маржинальный анализ - метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли, а также деления затрат на постоянные и переменные.

Экономико-математический анализ позволяет выбирать наиболее оптимальный вариант решения той или иной экономической задачи, выявить резервы повышения эффективности за счет более полного использования ресурсов.

Детерминированный анализ применяется для исследования функциональных взаимосвязей между факторными и результативными показателями.

Стохастический анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный и тыс.п.) используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами деятельности предприятий.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) направлен на исследование функций (потребительских свойств) изделий и соответствующих им стоимостей. Цель ФСА - оптимизация функций изделий и затрат на их обеспечение. Предметом анализа служат причинно-следственные связи между потребительной стоимостью и стоимостью конкретных видов изделий. Основное назначение ФСА состоит в выявлении и предупреждении лишних затрат за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и тыс.д.

5. По объектам анализа разделяют следующие виды:

Функциональный анализ направлен на оценку потребительских свойств конкретных изделий. В процессе анализа оцениваются потребительские качества продукции и определяются основные направления их улучшения, многофункциональность использования, возможности расширения рынка сбыта продукции, рекламы, изучаются аналогичные изделия конкурентов.

Технический анализ связан с причинно-следственными связями технических процессов и их влиянием на хозяйственную деятельность предприятия, зависимую от обновления производства, оснащения его новыми высокими технологиями, более совершенной техникой. Оценивается технический уровень изделий, их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках и по результатам анализа определяются пути достижения мировых стандартов.

Маркетинговый анализ применяется для изучения внешней среды предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

Бизнес-анализ - исследование хозяйственных процессов, к которым относятся производственные, научно-технические, сбытовые, снабженческие, финансовые и другие экономические процессы, протекающие на предприятиях в ходе производства продукции и оказания услуг.

Технико-экономический анализ предполагает обращение к техническим процессам, характерным для производства продукции с конкретно заданными свойствами, и соответствующим материальным, трудовым и финансовым затратам. Его предметом служат причинно-следственные связи технических и экономических параметров, обусловливающие конечные результаты деятельности предприятия.

Социально-экономический анализ состоит в изучении социальных процессов и их влияния на результаты хозяйственной деятельности. Предметом исследования служат причинно-следственные связи, определяющие социально-экономическое развитие трудового коллектива. Цель анализа - исследование возможностей социально-экономического развития предприятия, повышения трудовой мотивации и ее влияния на экономику предприятия.

Финансово-экономический анализ основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия. Главная, цель анализа - своевременно выявлять и устранять недостатки финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и повышения его платежеспособности.

Эколого-экономический анализ направлен на исследование причинно-следственных связей, представляющих собой результаты взаимодействия экологических и экономических процессов по улучшению взаимодействия человека и природы. Цель анализа - изыскание, возможностей сохранения экологической среды для улучшения здоровья людей, создание экологически чистых производств. Он предполагает оценку экологических аспектов. деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду; соблюдения требований внутренних и внешних стандартов, правил и норм; возможности обеспечения преимуществ в конкурентоспособности за счет·экологических факторов.

6. В практике аналитической работы предприятия особая роль отводится разделения анализа по функциональной направленности и в зависимости, от информационной базы выделяя финансовый и управленческий анализ. Их разделение связано с информационной базой а также с направленностью аналитических процедур и оценок (рис. 1.5).

Рисунок 1.5 – Информационная база финансового и управленческого анализа

Финансовый анализ проводится по данным финансовой (бухгалтерской) отчетности и регистров бухгалтерского учета, на основе которых готовится отчетность. Финансовый анализ, использующий в качестве информационного источника только финансовую отчетность, принято называть внешним финансовым анализом. Этот вид анализа, как правило, применяется внешними пользователями информации о деятельности предприятия (собственниками, заимодавцами, поставщиками и т.п.).

Управленческий анализ является наиболее глубоким и полным видом исследования и оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому методические основы финансового анализа должны использоваться и при проведении управленческого анализа, который включает как внутренний финансовый, так и внутренний производственный анализ (анализ производственных показателей). Управленческий анализ проводится на основе как бухгалтерского учета и финансовой отчетности, так и управленческого учета и управленческой отчетности.

Разделение анализа хозяйственной деятельности на финансовый и управленческий вызвано условиями деятельности предприятия в современной рыночной экономике.

Целью финансового анализа является оценка прошлой деятельности по данным отчета и финансовых потоков по основной деятельности, а также оценка будущего финансового потенциала предприятия. Для достижения данной цели международными стандартами рекомендуются три основных этапа анализа.

Первый этап - выбор подхода к анализу, конкретизирующего цель анализа:

1) сравнение данных предприятия с нормативами.

2) сравнение данных предприятия во времени, которое свидетельствует о развитии предприятия в динамике, позволяет осуществить прогноз будущего потенциала, что очень важно для оценки стоимости предприятия;

3) сравнение данных предприятия с данными организаций-конкурентов, оценка ее конкурентоспособности.

Именно эта задача решается на втором этапе процесса анализа, посвященном оценке качества информации вообще и особенно доходов и прибыли. Третий этап- сам анализ. Основные приемы, рекомендуемые международными стандартами анализа финансовой отчетности:

· чтение отчетности и анализ абсолютных показателей;

· горизонтальный анализ, т.е. рассмотрение показателей в динамике, как правило, за два года или на начало и конец отчетного периода;

· вертикальный анализ, т.е. структурный анализ. Например, итог баланса принимается за 100% и определяется удельный вес основных групп актива (основного и оборотного капитала) или пассива (собственного и заемного капитала);

· трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя (позиции), очищенной от случайных влияний и особенностей отдельных периодов.

Направленность управленческого анализа обусловлена обеспечением оптимизации управленческих решений в тактическом и стратегическом управлении.

Наряду с рассмотренными видами экономического анализа могут применяться и другие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.016 с.)