Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия



АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Преподаватель: Волкова Галина Алексеевна

Предмет, объект и метод АХД

Анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования экономических систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования фин.-хоз. деятельности.

 

АХД – прикладная наука, имеет широкое практическое применение в управлении хозяйственной деятельностью. Анализ как практика – вид управленческой деятельности, предшествующий принятию управленческих решений.

 

С помощью анализа проводится обоснование управленческих решений на базе имеющейся информации.

Анализ имеет свой предмет, объекты и методы исследования, экономические показатели и взаимосвязи между ними.

 

Предмет анализа:

· Экономические процессы, которые происходят в результате хозяйственной деятельности предприятия

· Причинно-следственные связи

· Классификация, систематизация, моделирование, измерение причинно-следственных связей, которые складываются под влиянием объективных и субъективных факторов.

Объект анализа – основные экономические результаты хозяйственной деятельности:

· Производство и реализация продукции

· Себестоимость продукции

· Использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов

· Финансовые результаты

· Финансовое состояние предприятия

 

Метод анализа – способ подхода к изучению хозяйственных процессов; Совокупность приемов и способов, которые при изучении хозяйственных процессов составляют методику экономического анализа.

 

Методика анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики, математики.

 

К экономическим методам анализа относят:

· Сравнение

· Группировка

· Балансовый метод

· Графический метод

 

Статистические методы (использование средних и относительных величин):

· Индексный метод

· Корреляционный анализ.

Математические методы делят на 3 группы :

 

1) Экономические методы 2) Методы оптимального программирования 3) методы исследования операций и принятия решений
· Матричные · Теория производных функций · Теория межотраслевого баланса · Линейное · Нелинейное · динамическое программирование · Теория массового обслуживания · Теория игр

Информационное обеспечение анализа. Требования, предъявляемые к информации.

 

Анализ базируется на системе экономической информации.

Источники информации делятся на 3 группы:

 

1. Источники информации номативно-планового характера:

· Все типы планов, которые разрабатываются на предприятии

· Нормативные материалы (сметы, ценники, проектные задания)

 

2. Источники информации учетного характера:

· Все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета и отчетности.

 

3. Внеучетные источники информации (документы регулирующие хозяйственную деятельность):

· Официальные документы, которыми обязано пользоваться предприятие в своей деятельности (законы государства, указы президента, постановления правительства, приказы органов управления, акты ревизии и проверок, приказы руководителей предприятия)

· Хозяйственно-правовые документы (контракты, соглашения, решения суда)

· Техническая и технологическая документация

· Данные об основных конкурентах

· Данные о состоянии материальных ресурсов (объемы рынков, уровень и динамика цен на виды ресурсов)

· Сведения о состоянии рынка капитала (ставка рефинансирования, курсы валют, ставки коммерческих банков по кредитам)

· Данные о состоянии фондового рынка.

 

К организации информационного обеспечения предъявляются следующие требования:

· Аналитичность – вся система экономической информации должна соответствовать требованиям анализа

· Объективность (достоверность) – экономическая информация должна объективно отражать исследуемые явления и процессы

· Единство – должно быть единство информации, поступающей с разных источников (планового, учетного и внеучетного характера)

· Оперативность – своевременность

· Обеспечение сопоставимости информации по предмету и объектам исследования, периоду времени

· Рациональность – система информации должна быть эффективной, требовать минимальных затрат на сбор, хранение и использование данных.

ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ

Финансовый анализ состоит:

1) Анализ финансовых результатов

2) Анализ финансового состояния

3) Анализ рентабельности и деловой активности предприятия

 

I АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Сущность и виды финансовых результатов

Финансовый результат – конечный результат деятельности предприятия, который определяется как разность между доходами и расходами.

 

Финансовый результат может быть:

«+» - прибыль

«-» -убыток.

 

 

Существует 3 концепции расчета финансовых результатов:

· Экономическая прибыль

· Бухгалтерская прибыль

· Финансовый результат, основанный на определении чистого денежного потока.

Бухгалтерская прибыль – разность выручки и явных издержек.

· Под явными издержками понимают денежные выплаты за ресурсы, полученные со стороны (з/п, сырье, материалы, транспортные, финансовые, юридические услуги и др.)

· При расчете экономической прибыли в расчет принимаются не только явные (бухгалтерские) но и неявные (альтернативные издержки).

· Влияние неявных издержек определяется тем доходом, которые могли бы принести ресурсы при наиболее выгодном использовании.

· При наличие в системе БУ различных вариантов оценок объектов учета, а также применение метода начисления формирования затрат и доходов приводит к появлению в составе доходов и расходов показателей, не связанных с движением денежных средств (амортизация, резервы предстоящих расходов, расходы и доходы будущих периодов), поэтому величина бухгалтерской прибыли как правило не совпадает с изменением остатка денежных средств за период.

 

ЧДП = ЧПбух+ А+∑КОР

ЧДП – чистый денежный поток

ЧПбух – чистая бухгалтерская прибыль

А - амортизация

∑КОР – сумма корректировок к прибыли по движению имущества и обязательств за отчетный период.

ЧДП рассчитывают прямым и косвенным методом.

Формирование показателей бухгалтерской прибыли

Прибыль – разность между совокупным доходов и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Показатели прибыли:

· Валовая прибыль;

· Прибыль от продаж;

· Прибыль до налогообложения (балансовая прибыль);

· Чистая прибыль (убыток) отчетного периода.

 

1. Валовая прибыль рассчитывается как разность между выручкой от продаж и производственной себестоимостью (себестоимостью продаж). Носит название брутто прибыли (форма №2).

Валовая прибыль (стр.2100) = стр.2110 – стр.2120

2. Прибыль от продаж характеризует финансовый результат от операционной (основной) деятельности предприятия и рассчитывается как разность валовой прибыли и коммерческих, управленческих расходов. Или как разность между выручкой и полной себестоимостью.

Прибыль от продаж (стр.2200) = стр.2100 – стр.2210 – стр.2220 или Прибыль от продаж (стр.2200) = стр. 2110 – (стр.2120 + стр.2210 + стр.2220)

3. Балансовая прибыль (прибыль до налогообложения) или убыток определяет общий финансовый результат от всех видов деятельности и представляет собой алгебраическую сумму результата (прибыли или убытка) от реализации товарной продукции, результата от прочей реализации.

Балансовая прибыль (стр.2300) = стр.2200 + стр.2310+ стр.2320 – стр.2330+ стр.2340 – стр.2350

 

4. Чистая прибыль – разница между прибылью до налогообложения и текущего налога на прибыль с учетом изменений отложенных налоговых активов и пассивов.

Чистая прибыль (стр.2400) = стр.2300 – стр.2410 ± стр.2430 ± стр.2450

Чистая прибыль остается в распоряжении коммерческой организации и может быть использована на формирование резервного фонда, фонда накопления, фонда потребления, специальных фондов акционирования.

Изменение структуры и ассортимента реализуемой продукции.

Если увеличивается доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Изменение отпускных цен.

При повышении уровня цен на продукцию, сумма прибыли возрастает.

 

Таблица: Анализ динамики прибыли от продаж

Показатели Предыдущий период Отчетный период
Факт. В ценах базового периода План Факт
Выручка (Q)        
Полная себестоимость (S)        
Прибыль от продаж (1-2)        
Рентабельность продаж (3/1)*100% 14,78 15,68 14,77 16,92

Общее изменение прибыли от продаж:

DPобщ = P1 – P0, где

P1 – прибыль от продаж отчетного периода;

P0 – прибыль от продаж предыдущего периода.

DPобщ = 9170– 8540 = 630 тыс. руб.

1. Влияние изменения объема (выручки)

D P1 = P0 * K1,2 – Р0,

К1 = Q1,0 / Q0

К2 = S1,0 / S0

Q0 – объем выручки от продаж в предыдущем периоде.

Q1,0 - объем выручки за отчетный год в ценах предыдущего.

S0 – полная себестоимость проданных товаров в предыдущем году.

S1,0 - полная себестоимость проданных товаров за отчетный год в ценах предыдущего.

По варианту 1:

К1 = 53750/57800 = 0,9299

D P1 = 8540*0,9299-8540 = -600

За счет уменьшения объема продаж прибыль снизилась на 600 т.р.

2. Влияние на прибыль изменения структуры и ассортимента реализованной продукции:

DP2 = Р1,0 - P0 * K1

DP2 =8430-8540*0,9299=+490

Благодаря увеличению доли рентабельной продукции, прирост прибыли составил 490 тыс. руб.

3. Влияние изменения себестоимости продукции – определяется путем сравнения фактической себестоимости и себестоимости фактически реализованной прдукции за отчетный период в ценах предыдущего периода.

DP3 = S1 - S1,0

DP3 = 45020 - 45320 = - 300

Т.к. между себестоимостью и прибылью обратная зависимость, то снижение себестоимости на 300 тыс. руб. приведет к увеличению прибыли на ту же сумму.

4. Влияние на прибыль изменения отпускных оптовых цен – определяется путем сравнения выручки от продаж отчетного периода в действующих ценах с выручкой отчетного периода в ценах предыдущего.

DP4 = Q1 - Q1,0

DP4 = 454190 - 453750= +440

Проверка: общее изменение прибыли должно равняться алгебраической сумме изменений по всем факторам: -600+490+300+440 = 630

Второй способ ФА прибыли от продаж используется в том случае если показатели выручки и себестоимости отчетного периода не пересчитывались по себестоимости и оптовым ценам предыдущего периода (или отсутствуют данные).

Для проведения факторного анализа прибыли от продаж, необходимо рассчитать следующие показатели:

Общее изменение прибыли от продаж:

DP = P1 – P0, где

P1 – прибыль от продаж отчетного периода;

P0 – прибыль от продаж предыдущего периода.

1. Влияние изменения объема продаж на сумму прибыли:

DP1 = P0 * (K2 – 1),

где К2 = S1 / S0

S1 – полная себестоимость проданных товаров в отчетном году;

S0 – полная себестоимость проданных товаров в предыдущем году.

К2 = 45020/49260 = 0,91393

 

DP1 =8540*(0,91393-1) = -735,1 тыс. руб.

Вследствии снижения выручки было получено меньше прибыли на 735.1 тыс. руб.

2. Влияние на прибыль изменения структуры и ассортимента реализованной продукции:

DP2 = P0 * (K1 – K2),

где К1 = Q1 / Q0

Q1 – объем выручки от продаж в отчетном периоде;

Q0 – объем выручки от продаж в предыдущем периоде.

К1 = 54190/57800 = 0,93754

DP2 = 8540*(0,93754-0,91393) = +201,6 тыс. руб.

В результате изменений в структуре прибыль увеличилась на 201.6 тыс. руб.

3. Влияние на прибыль изменений удельных затрат на производство и реализацию продукции:

DP3 = – Q1 * (S1 / Q1 – S0 / Q0)

S1 / Q1 – Удельные затраты по полной себестоимости за отчетный период

S0 / Q0 - Удельные затраты по полной себестоимости за предыдущий период

DP3 = – 54190 * (45020/ 54190– 49260 / 57800) = 1163,5 тыс. руб

Снижение удельных затрат позволило получить дополнительной прибыли в сумме 1163,5 тыс. руб.

Проверка: -735,1+201,6+1163,5 = 630

 

Предварительные особенности ликвидности баланса.

Абсолютные показатели.

При предварительном анализе ликвидности активы располагают в порядке убывания их ликвидности.

Обязательства по пассивам группируют по срокам их погашения и располагают в порядке возрастания их сроков.

А1= стр.1250+1240 Наиболее ликвидные активы (денежные средства, которые могут быть использованы для расчетов немедленно и краткосрочные финансовые вложения)

 

А2= (1230-долгосрочная Дз)+1260 (быстрореализуемые активы: ДЗ, платежи ожидаемые в течении 12 месяцев после отчетной даты, прочие активы)

 

А3= 1210+ 1150 (медленно реализуемые активы: запасы, Ст. раздела 1 – долгосрочные финансовые вложения)

 

А4= 1100-1150+ долгосрочная Дз (Трудно реализуемые активы: внеоборотные активы за исключением долгосрочных финансовых вложений, + долгосрочная дебиторская задолженность)

 

Коэффициент покрытия

 

К покрытия =

 

Анализ рентабельности

 

Экономическая эффективность деятельности организации характеризуется относительными показателями рентабельности. Общая формула расчета рентабельности:

 

R = P/V

 

P – прибыль (от продаж, до налогообложения и чистая прибыль)

V - показатель, по отношению к которому рассчитывается рентабельность.

 

1. Рентабельность продаж можно выразить в виде формулы:

, где: P — прибыль от продаж; Вр — выручка от продаж.

 

Этот коэффициент показывает долю прибыли, приходящуюся на единицу реализованной продукции. Его увеличение свидетельствует о росте эффективности производства и товарного обращения.

 

Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство продукции или снижении затрат при постоянных ценах на продукцию.

 

2. Рентабельность всех активов (совокупного капитала):

, где:

P — прибыль до налогообложения (балансовая);

– средний итог баланса =

 

Рентабельность всех активов показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Ее снижение свидетельствует о падающем спросе на товар фирмы или о перенакоплении активов.

 

3. Рентабельность собственных средств (собственного капитала):

, где

P — чистая прибыль;

— средняя за период величина собственных средств предприятия

 

=

Данный коэффициент характеризует эффективность использования собственного капитала (в том числе инвестиционного, акционерного) и отражает долю прибыли в собственном капитале.

 

4. Рентабельность инвестиционного капитала отражает эффективность использования долгосрочного (перманентного) капитала в деятельности организации (как собственного, так и заемного).

, где

— средняя величина долгосрочных обязательств

СР инв.кап =

5. Рентабельность изделия:

R изд. = * 100 (%) =

При анализе рентабельности рассчитываются показатели за отчетный период, предыдущий; определяется изменение уровня рентабельности и кроме того оценивается уровень рентабельности.

 

3. Рентабельность основных средств:

 

R ос.ср-в. =

ОС ср - средняя величина основных средств

ОС ср =

Этот коэффициент отражает эффективность использования всего основного капитала. Его повышение положительно характеризует финансовый результат, так как он показывает величину прибыли, приходящуюся на единицу стоимости внеоборотных средств.

Анализ деловой активности.

1. Показатели оборачиваемости по всем активам:

1.1. Коэффициент оборачиваемости всех активов

Коб. = Выручка/ Вср (средний итог баланса)

 

1.2. Коэффициент закрепления (обратный коэффициенту оборачиваемости):

Кзакр. = 1/ Коб. = Вср / Выручка

 

1.3. Продолжительность одного оборота (Т об)

Тоб. = Дкаленд. / Коб.

Дкаленд. – календарные дни анализируемого периода

 

2. Показатели оборачиваемости по всем оборотным активам:

1). Коэффициент оборачиваемости всех оборотных активов:

 

Коб.акт.об. = Выручка/ Fсроб.ак.(средняя величина оборотных активов)

 

2). Продолжительность оборота:

 

Тоб.акт.об. = Д календарные / Коб.акт.об.

 

Кроме того, рассчитываются показатели оборачиваемости по элементам оборотных средств.

 

2.1 Показатели оборачиваемости по запасам:

 

2.1.1) Коэффициент оборачиваемости запасов

 

Коб.зап.об=. Выручка/ Z ср (средняя величина запасов)

2.1.2) Продолжительность оборота

Тоб.зап.об. = Д календарные / Коб.запасов

 

Понятие, типы, и задачи ФА.

Факторный анализ – методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

Различают следующие типы факторного анализа:

· Детерминированный и стохастический

· Прямой и обратный

· Одноступенчатый и многоступенчатый

· Статистический и динамический

· Ретроспективный и перспективный (исторический и прогнозный)

 

1. Детерминированный ФА – методика исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. когда результативный показатель представлен в виде произведения частного или алгебраической суммы факторов.

Стохастический ФА – представляет методику исследования факторов связь которых с результативным показателем в отличии от функциональной является неполной, вероятной, т.е. корреляционной.

2. При прямом ФА исследование ведется дедуктивным способом (от общего к частному)

Обратный ФА осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логической индукции (от частных факторов к обобщающим)

3. Одноступенчатый ФА используется для исследования факторов только одного уровня, одной ступени подчинения без их детализации на основе части. (y=a*b)

При многоступенчатом ФА производится детализация факторов на составные элементы и изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности.

4. Статистический ФА применяется при изучении влияния факторов на соответствующую дату.

Динамический ФА исследование причинно-следственной связи динамики.

5. Ретроспективный ФА – изучает причины изменения результативных показателей за прошлые периоды.

Перспективный ФА – исследует изменение факторов и результативных показателей в перспективе.

Основные задачи Факторного Анализа:

1. Отбор факторов для анализа результативных показателей.

2. Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты ХД.

3. Определение формы зависимости и моделирование взаимосвязи между факторными результативными показателями.

4. Расчет влияния факторов в изменении величины результативного показателя

5. Расчет факторной модели

Детерминированное моделирование и преобразование факторной системы.

Моделирование – метод научного познания, с помощью которого создается модель, т.е. условный образ объекта исследования.

Сущность в том, что взаимосвязь исследуемого показателя с факторными показателями передается в форме конкретного математического уравнения.

В ФА различают модели детерминированные и стохастические(корреляционные).

При моделировании детерминированные факторных систем следующие правила:

1. Факторы включаемые в модель, и сами модели должны иметь явно выраженный характер, реально существовать

2. Факторы которые входят в систему должны быть не только необходимыми, но и находиться в причинно-следственной связи с изучаемыми показателями.

В детерминированном анализе выделяют следующие виды факторных моделей:

1. Аддитивные модели – используются только в тех случаях, когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторных показателей.

Y=Sxi=x1+x2+…+xi

2. Мультипликативные модели – используются когда результативный показатель представляет собой произведение нескольких факторов.

Y= x1*x2*…*xn

3. Кратные модели – результативный показатель получают путем деления одного факторного показателя на величину другого.

Y= x1/x2

4. Смешанные(комбинированные) модели – сочетание в различных комбинациях предыдущих моделей.

Y=(a + b)/c, Y= a/ (b + c)

Моделирование мультипликативных факторных систем в АХД осуществляется путем последовательного расчленения факторов учетной системы на факторы со множителем.

Пример. При исследовании формирования процесса объема производства продукции можно применить такие детерминированные модели:

ВП=ЧР*ГВ (2х факторная модель)

Где ВП – выпуск продукции

ЧР – численность рабочих

ГВ – годовая выработка.

ГВ= Д*ДВ, ДВ-дневная выработка => ВП = ЧР*Д*ДВ (3х факторная модель)

ДВ=Пд*ЧВ => ВП=ЧР*Д*Пд*ЧВ (4х факторная модель)

Пд-продолжительность рабочего дня

ЧВ- часовая выработка

 

К классу кратных моделей применяют следующие способы преобразования:

· Удлинение

· Формальное разложение

· Сокращение

· Расширение

1. 1й метод предусматривает удлинение числителя исходной модели, путем замены одного или нескольких факторов на сумму однородных показателей.

Пример: Себестоимость единицы продукции можно представить в качестве суммы двух факторов – затрат и обьема выпуска продукции.

С= , если сумму затрат заменить отдельными элементами:

З=ЗП+СМ+А+НР => С= = = = x1+x2+ x3 +x4

ЗП – заработная плата (4х факторная модель)

СМ – сырье и материалы

А – амортизация

НР – накладные расходы

2. Способ формального разложения – удлинение знаменателя исходной факторной модели, путем замены одного или нескольких факторов на сумму или произведение однородных показателей.

Пример: Y= , B=L+M+N+P

Y=

На практике такое разложение встречается часто, например, при анализе рентабельности производства.

Rпр= =

3. Метод расширения – расширение исходной факторной модели за счет умножения числителя и знаменателя на один или несколько новых показателей.

Y= = = = x1*x2

Данный способ широко применяется в анализе среднегодовой выработке

Пример. ГВ=

Если ввести такой показатель, как количество отработанных дней

Годовая выработка = ДВ*Д, ДВ=

ДВ – дневная выработка, Д – количество отработанных дней всеми рабочими.

4. Способ сокращения представляет собой создание новой факторной модели путем деления числителя и знаменателя дроби на один и тот же показатель.

Y=

Получается конечная модель того же типа как исходная, но с другим набором факторов.

На практике для преобразования одной и той же модели может последовательно использоваться несколько методов.

Индексный метод.

-отношение фактического уровня к базисному.

С помощью агрегатных индексов можно выявить влияние различных факторов на излишек уровня результативных показателей на мультипликативных и кратных моделях.

Пример. Iготовой продукции= ,I т.п.=Iq*Ip

Чтобы рассчитать как уменьшилась стоимость товарной продукции за счет количества произведенной продукции и цен,необходимо рассчитать индекс физического объёма ь индекс цен.

ВП=ЧР*ГВ

Индекс выпуска продукции=индекс численности рабочих * индекс среднегодовой выработки.

Iвыпуска= ; IЧР= ; IГВ=

Если из числителя IЧР,IГВ вычесть знаменатель, то получится абсолютные приросты продукции в целом, за счет каждого фактора в отдельности, т.е. те же результаты, что и способом цепной подстановки.

Iвыпуска=IЧР* IГВ

АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.193 с.)