Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Виды анализа хозяйственной деятельности

Поиск

И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

 

Классификация АХД соответственно отраслевому, временному, пространственному, функциональному приз­накам, периодичности проведения, объектам управления, методике исследования, полноте охвата объектов, содержанию программы, потребителям анализа.

Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет
важное значение для правильного понимания его содержания и задач.

В экономической литературе анализ хозяйственной деятель­ности классифицируется по разным признакам.

По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится на отрас­левой, методика которого учитывает специфику отдельных от­раслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.), и межотраслевой, который является теоретической и методологической ос­новой АХД во всех отраслях национальной экономики, или, другими словами, теорией анализа хозяйственной дея­тельности.

Объективная необходимость отраслевого АХД обусловле­на спецификой разных отраслей производства. Каждая отрасль общественного производства в силу разного характера труда имеет свои особенности, свою специфику и, как следствие, ха­рактерные экономические отношения; Необходимость иссле­дования специфики разных отраслей обусловила потребность разработки методики АХД с учетом особенностей и условий каждой отрасли экономики.

Одновременно нужно учитывать, что все отрасли обществен­ного производства тесно связаны между собой. Им присуще много общего. Взаимосвязи отдельных отраслей, наличие внут­ренней связи между ними вызывают необходимость разработ­ки межотраслевого анализа (теории АХД). Теория АХД раскры­вает наиболее общие методологические черты и особенности этой науки, обобщает передовой опыт АХД в разных отраслях экономики, обогащает содержание экономического анализа в це­лом и отраслевого в частности. Владение общими теоретичес­кими знаниями по экономическому анализу является необхо­димым условием грамотной, квалифицированной разработки и практического использования индивидуальных методик отрас­левого анализа.

По признаку времени АХД подразделяется на предва­рительный (перспективный) и последующий (ретроспективный, исторический).

Предварительный (прогнозный) анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обо­снования управленческих решений и плановых заданий, а так­же для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выпол­нения плана, предупреждения нежелательных результатов.

Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполнением плана, выявлений неиспользованных резервов, объективной оценки результатов. Деятельности пред­приятия, Диагностики его состояния/Перспективный и ретроспективный анализы тесно связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно, сде­лать перспективный. анализ результатов труда за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности развития экономики, выявить, не использованные возможности, передовой опыт, раскрыть последствия ранее принятых управленческих решений, что имеет важное значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу. Умение, видеть перспективу дает именно ретроспективный, анализ. Он явля­ется основой перспективного анализа,

В свою очередь от глубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят результаты ретроспективно­го анализа. Если плановые показатели недостаточно обосно­ваны и реальны, то последующий анализ выполнения плана вообще теряет смысл и требует предварительной оценки обо­снованности плановых показателей.

Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оператив­ный и итоговый (результативный). Оперативный анализ про­водится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сут­ки, декаду и т.д.). Цель его — оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Рыночная эконо­мика характеризуется динамичностью ситуаций как произ­водственной, коммерческой, финансовой деятельности предпри­ятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный анализ приобретает особое значение.

Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

Итоговый и Оперативный анализы взаимосвязаны и допол­няют друг друга. Они дают возможность руководству предпри­ятия не только оперативно ликвидировать недостатки в про­цессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды времен разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффектив­ности бизнеса.

Перспективный анализ в зависимости от длины времен­ного горизонта делится на краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочный анализ охватывает период до одного года, а дол­госрочный — свыше года. Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный — стратегической политики предприятия в области бизнеса. Вто­рой вид менее детализирован, чем первый, но его роль значи­тельно выше. Если выбрана правильная стратегия развития предприятия, то тогда легче принимать тактические решения.

По пространственному признаку можно выделить ана­лиз внутрифирменный и межфирменный. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприя­тия и его структурных подразделений. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, ре­зервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.

По функциональному признаку, по той роли и зада­чам, которые он выполняет, выделяют финансовый, управ­ленческий, маркетинговый, инвестиционный, социально-экономи­ческий, экономико-экологический, функционально-стоимостный, логистический и другие виды анализа.

Важное место среди всех видов АХД занимает финансо­вый анализ, который может быть охарактеризован как процесс познания сущности финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования. Основное его назначение состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового со­стояния предприятия и выявлении резервов повышения его ус­тойчивости. На уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д.

Управленческий анализ проводят все службы предпри­ятия с целью предоставления руководству информации, необ­ходимой для планирования, контроля и принятия оптималь­ных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Он носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной.

Технико-экономический анализ проводят технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности пред­приятия.

Социально-экономический анализ проводят экономи­ческие службы управления, социологические лаборатории, статистические органы. Он изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на эко­номические результаты хозяйственной деятельности.

Экономико-статистический анализ применяется ста­тистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрас­ли, региона.

Экономико-экологический анализ проводят органы ох­раны окружающей среды, экономические службы предприя­тия с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улуч­шением окружающей среды и затратами на экологию.

Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга предприятия или объединения для изучения внешней среды функционирования предприятия,- рынков сырья и сбыта гото­вой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложе­ния, коммерческого риска, формирования ценовой политики, раз­работки тактики и стратегии маркетинговой деятельности. -

Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятель­ности субъектов хозяйствования.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) иссле­дует функции, которые выполняет объект, и методы их реали­зации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненуж­ные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д

В последние годы все более широкое применение находит ло­гистический анализ, с помощью которого исследуются товар­ные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и заканчивающиеся у покупателей. Логисти­ка координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт, и способствует ускорению ма­териальных и денежных потоков. С ее помощью предприятия по­лучают возможность снижать затраты за счет организации снаб­жения, производства и сбыта на принципах "точно вовремя**. Логистика становится основным ключом к успеху, важным стра­тегическим инструментом поддержания конкурентоспособности предприятия на рынках с сильной конкуренцией.

По методике изучения объектов различают качест­венный и количественный анализ, экспресс-анализ, фундаментальный анализ, маржинальный анализ, экономико-математический анализ и т.д.

Качественный анализ — это способ исследования, осно­ванный на качественных сравнительных характеристиках и экс­пертных оценках исследуемых явлений и процессов.

Количественный (факторный) анализ основан на коли­чественных сопоставлениях и исследовании степени чувствитель­ности экономических явлений к изменению различных факторов.

Экспресс-анализ представляет собой способ диагности­ки состояния экономики предприятия на основе типичных при­знаков, характерных для определенных экономических явлений. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о рос­те остатков незавершенного производства. Если темпы рос­та товарной продукции выше темпов реализации продукции, то это признак затоваривания (работы на склад).

Знание признака позволяет быстро и довольно точно уста­новить характер происходящих процессов, не производя глу­боких фундаментальных исследований, требующих дополни­тельного времени и средств.

Фундаментальный анализ представляет собой углублен­ное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого слож­ного инструментария.

Маржинальный анализ — это метод оценки и обоснова­ния эффективности управленческих решений в бизнесе на ос­новании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.

По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ осуществ­ляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производствен­ной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний ана­лиз проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, фи­нансовыми органами, акционерами, инвесторами.

По степени охвата изучаемых объектов анализ де­лится на сплошной и выборочный. При сплошном анали­зе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном — по результатам обследова­ния только части объектов, что позволяет ускорить аналити­ческий процесс и выработку управленческих решений по ре­зультатам анализа.

По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом — только отдельные ее стороны, представляющие в определен­ный момент наибольший интерес, например, вопросы исполь­зования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения-себестоимости продукции и пр.

Каждая из названных форм АХД своеобразна по содержа­нию, организации и методике его проведения.

 

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 1215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.43 (0.008 с.)