Анализа в условиях рыночной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализа в условиях рыночной экономики



1.1 Понятие об анализе хозяйст­венной деятельности, история его становления и развития

 

Изучение явлений природы и общественной жизни невозможно без анализа. Сам термин "анализ" происходит от греческого слова "аnа1уzis", что в переводе означает "разделяю", "расчленяю". Следовательно, анализ в узком, плане представляет собой расчленение явления или предмета на составные его части (элементы) для изучения их как частей целого. Такое расчленение позволяет заглянуть вовнутрь исследуемого предмета, явления, процесса, понять его внутрен­нюю сущность, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлении.

Например, чтобы понять сущность себестоимости продукции, необходимо знать не только из каких элементов она состоит, но и от чего зависит ее величина по каждой статье затрат. Чем детальнее будет разложен прирост себестоимости по элементам и факто­рам, тем больше мы будем знать об этом экономическом яв­лении и более эффективно управлять процессом формирова­ния себестоимости продукции.

Вместе с тем нужно заметить, что многочисленные явления и процессы окружающей среды не могут быть осмыслены только с помощью анализа. Довольно часто возникает потреб­ность использования других способов, соответствующих чело­веческому мышлению. Наиболее близок к анализу в этом смысле синтез, который выявляет связи и зависимости между отдельными частями изучаемого предмета, соединяет их в еди­ное целое. Современная диалектика исходит из единства ана­лиза и синтеза как научных методов изучения реальности. Только анализ и синтез в единстве обеспечивают научное изучение явлений во всесторонней диалектической связи.

Таким образом, под анализом в широком плане понимается способ познания предметов и явлений окру­жающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

В науке и на практике применяются разные виды анали­за: физический, химический, математический, статистический, экономический и др. Они отличаются объектами, целями и ме­тодикой исследования. Экономический анализ в отличие от физического, химического и прочих относится к абстрактно-логическому методу исследования экономических явлений, где невозможно использовать ни микроскопы, ни химические реактивы, где то и другое должна заменить сила абстракции.

Аналитические способности человека возникли и совершенст­вовались в связи с объективной необходимостью постоянной оценки своих действий, поступков в условиях окружающей сре­ды. Это всегда побуждало к поиску наиболее эффективных спо­собов труда, использования ресурсов.

С увеличением численности населения, совершенствованием средств производства, ростом материальных и духовных потреб­ностей человека анализ постепенно стал первейшей жизненной необходимостью цивилизованного общества. Без анализа сегодня вообще невозможна сознательная, деятельность людей. Характе­ризуя историческую границу возникновения анализа, Ф. Энгельс писал: "Уже разбивание ореха есть начало анализа". С разви­тием человеческого общества растет число разбиваемых оре­хов, совершенствуются и способы разбивания. Ширится круг объектов анализа, совершенствуется и он сан.

В результате сознательной деятельности люди постепенно расширяли взаимоотношения с природной средой и тем самым обогащали свои представления о разнообразных объектах и явлениях. Постепенно понадобился уже достаточно обособлен­ный вид занятий, связанный с аналитическими исследования­ми этих объектов и явлений. Так появился анализ к матема­тике, химии» медицине и других науках.

Такой же процесс происходил и в экономической деятельности. Развитие производительных сил, производственных отно­шений, наращивание объемов производства, расширение обмена содействовали выделению экономического анализа как само­стоятельной отрасли науки.

Экономический анализ — это научный способ по­знания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей, и зависимо­стей.

Различают макроэкономический анализ, который изу­чает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей, и микро­экономический анализ изучающий эти процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Последний получил название анализа хозяйственной деятельности (АХД). Возникновение экономического анализа как средства по­знания сущности экономических явлений и процессов, по по­следним данным ученых, относят к 4000 году до новой эры. Его становление и развитие связывают непосредственно с воз­никновением и развитием бухгалтерского учета и балансоведения. Однако свое теоретическое и практическое развитие он получил в эпоху развития капиталистических отношений, а имен­но во второй половине XIX в. Обособление анализа хозяйственной деятельности в специальную отрасль знаний произош­ло несколько позже — в первой половине XX в.

Становление АХД обусловлено общими объективными тре­бованиями и условиями, которые свойственны возникновению любой новой отрасли знаний.

Во-первых, это удовлетворение практической потребности. Она возникла в связи с развитием производительных сил, совер­шенствованием производственных отношений, расширением масштабов производства. Интуитивный анализ, примерные рас­четы, прикидки в памяти, которые применялись на кустарных и полукустарных предприятиях, стали недостаточными в условиях крупных производственных единиц. Без комплексного всесто­роннего АХД невозможно управлять сложными экономически­ми процессами, принимать оптимальные решения.

Во-вторых, это связано с развитием экономической науки вообще. Как известно, с развитием любой науки происходит дифференциация ее отраслей. Экономический анализ хозяй­ственной деятельности сформировался в результате дифферен­циации общественных наук. Раньше функции экономического анализа (когда они были сравнительно не такими весомыми) выполняли балансоведение, бухгалтерский учет, финансы, стати­стика. В рамках этих наук появились первые простейшие спо­собы аналитического исследования. Однако для обоснования текущих и пятилетних планов экономического и социально­го развития предприятий появилась потребность в комплекс­ном всестороннем исследовании деятельности предприятий. Вышеназванные науки уже не могли обеспечить все запросы практики. Возникла необходимость выделения АХД в самосто­ятельную отрасль знаний. В дальнейшем роль экономического анализа возрастала соответственно цене ошибки в хозяйст­венной деятельности. Интерес к нему заметно возрос. Началось более-менее комплексное аналитическое изучение деятельнос­ти. Анализ стал важным средством планового управления эко­номикой предприятия, выявления резервов повышения эф­фективности производства.

Освещая историю становления и развития АХД как науки, нужно иметь в виду два обстоятельства: во-первых, разработку теоретических вопросов науки и, во-вторых, их практическое использование. Первые специальные книги по АХД появились в начале XX ст. Они были посвящены анализу баланса и име­ли явно методическую направленность, что можно принять за точку отсчета развития АХД. В 30-е годы курс АХД был вве­ден в программы вузов СССР. Появились первые учебники и пособия по АХД. Их авторами были Н.Р. Вейцман, С.К. Татур, М.И. Баканов и др. Именно в 30-е годы произошло становле­ние АХД как науки, и он стал широко применяться на практике для комплексного системного изучения экономики предприятий и поиска резервов увеличения производства продукции. За пред­военные годы по вопросам экономического анализа было из­дано около трехсот книг и примерно шестьсот научных статей.

Во время второй мировой войны вопросы перестройки бух­галтерского учета, контроля и анализа хозяйственной деятель­ности применительно к запросам военного времени нашли от­ражение в трудах названных и других авторов.

Послевоенное время можно охарактеризовать как период основательной разработки теоретических вопросов анализа. В это же время анализ органически вписывается в практику управления хозяйством на уровне как предприятия, так и на­циональной экономики. Постепенно разрабатываются самосто­ятельные направления методологии экономического анализа: сравнительный, технико-экономический, оперативный, экономи­ко-математический, функционально-стоимостный и т.д.

Большой вклад в развитие методологии комплексного ана­лиза хозяйственной деятельности внесли такие ученые-эконо­мисты, как М.И. Баканов, А.Д. Шеремет, С.Б. Барнгольц, В.В. Ко­валев, В.Ф. Палий, И.И. Поклад, П:И. Савичев, И.И. Каракоз, Е.В. Долгополое, М.Ф. Дьячков, А.Ш. Маргулис, А.И. Муравь­ев, В.И. Самборский, Н.В. Дембинский, Г.М. Таций, Н.Г. Чумачен-ко, В.И. Стражев, С.Г. Овсянников, Н.А. Русак, Л.И. Кравченко, Б.И. Майданчик, Р.С. Сайфулин, А.Ф. Аксененко и другие.

Современное состояние анализа можно охарактеризовать как довольно основательно разработанную в теоретическом пла­не науку. Ряд методик, созданных научными работниками, исполь­зуются в управлении производством на разных уровнях. Вме­сте с тем наука находится в состоянии развития. Ведутся исследования в области более широкого применения математических методов, ЭВМ, позволяющих оптимизировать управлен­ческие решения. Идет процесс внедрения теоретических дости­жений отечественной и зарубежной науки в практику.

Перспективы развития АХД в теоретическом направлении тесно связаны с развитием смежных наук, в первую очередь математики, статистики, бухгалтерского, учета и др. Кроме того, развитие анализа зависит и от запросов практики. В услови­ях командно-административной системы управления он не на­ходил достаточно широкого практического применения, так как не было нужды в обосновании управленческих решений на местах, все решения исходили сверху.

Что касается перспектив прикладного характера, то АХД постепенно займет ведущее место в системе управления. Это­му содействуют преобразования, которые происходят в нашем обществе. Совершенствование экономического механизма че­рез переход к рынку, конкуренция предприятий и форм соб­ственности будут содействовать повышению заинтересованно­сти в этой науке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.006 с.)