Тема 7. Анализ оборота оптовой торговли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Анализ оборота оптовой торговли



Методика анализа объемов деятельности

Оптового предприятия

Цель анализа — изучение и оценка показателей деятельно­сти оптового предприятия и выявление резервов дальнейшего его развития.

Исходя из этой цели основными задачами анализа явля­ются:

· оценка выполнения договорных обязательств по поставке товаров отдельным покупателям;

· изучение изменения роли предприятия в развитии розничной торговли кооперативных организаций;

· определение ритмичности поставок товаров в анализируемом периоде;

· выявление тенденций развития отдельных видов деятельности предприятия;

· оценка структурных сдвигов в обороте предприятия;

· выявление сильных и слабых сторон в деятельности предприятия с точки зрения завоевания конкурентной среды;

· подготовка информационной базы для разработки показателей деятельности на планируемый период;

· выявление резервов и осуществление экономико-управленческих мероприятий по развитию деятельности предприятия.

Для анализа используется следующая информация:

· данные статистического наблюдения об обороте оптовой торговли по общему объему и товарным группам;

· плановые показатели развития оборота;

· материалы бухгалтерского учета о выручке от реализации товаров, оказания различных услуг;

· сведения о выполнении договоров поставки товаров отдельным покупателям;

· материалы коммерческой службы и выборочных обследований различных сторон деятельности предприятия (ка­чество товаров, перечень услуг, полученные и уплаченные штрафы за несоблюдение условий договоров и т. п.).

В процессе изучения деятельности оптового предприятия рассчитываются следующие аналитические показатели:

1. Динамика развития и степени выполнения плана оборота
предприятия по отдельным сферам деятельности и структурным
подразделениям (складам, магазинам и т. п.);

2. Степень выполнения предприятием обязательств по каждому покупателю в соответствии с условиями договоров (соблюдение сроков поставки, номенклатуры и качества товаров и т. п.).

 

3. Изменения доли отдельных видов деятельности в совокупном обороте предприятия.

4. Изменения доли реализации товаров организациям потребительской кооперации в общей сумме оборота оптовой торговли.

5. Динамика процентного отношения оптового оборота по реализации товаров кооперативным организациям к обороту их розничной сети по номенклатуре товаров оптового предприятия.

6. Коэффициенты ритмичности поставок товаров в течение месяца, квартала и года.

7. Изменения структуры оборота оптовой торговли.

Анализ общего объема оборота оптовой торговли допол­няется изучением его структуры. Этот анализ проводится по основным товарным группам. При этом выявляется:

· динамика оборота по оптовой реализации отдельных групп товаров в фактических и сопоставимых ценах;

· изменения доли отдельных товарных групп в общем объеме оборота оптовой торговли;

· выполнение договорных обязательств по поставке от­дельных групп товаров;

· изменения удельного веса поставок организациям по­требительской кооперации в обороте оптовой торговли по реализации отдельных групп товаров.

 

Особенности анализа товарных запасов и поступления

Товаров на оптовую базу

Запасы товаров в оптовом предприятии формируются для осуществления всех видов его деятельности.

Цель анализа — выявление степени обеспеченности пред­приятия запасами, необходимыми для своевременного выполне­ния им договорных обязательств перед партнерами, и резервов по ускорению оборачиваемости средств, вложенных в товарно-материальные ценности.

Задачи и аналитические показатели аналогичны соответст­вующим положениям по розничной торговле.

Особенность анализа в том, что следует выделить запасы на складах и в магазинах, а также сырья для выпуска продукции. Анализ проводится отдельно по каждому виду товарно-мате­риальных ценностей.

В качестве информационной базы для анализа товарных запасов на складах являются данные количественно-суммового учета и инвентаризационных описей наличия товаров. Изучение этой информации позволяет выявить длительность хранения и причины чрезмерного накопления отдельных наименований товаров, качество и потери в процессе их хранения.

В процессе анализа устанавливаются уровень товарных за­пасов и оборачиваемость средств отдельно по оптовой и рознич­ной торговле с использованием соответствующего оборота, доля запасов на складах и в магазинах в общей сумме запасов оптового предприятия (табл. 7.1).

 

Таблица 7.1

Состояние товарных запасов оптового предприятия на начало планируемого года

Виды торговой деятельности Сумма товарных запасов на начало, тыс. руб. Плановый однодневный оборот на I квартал, тыс. руб.
отчетного года планируемого года
А      
Оптовая торговля Розничная торговля Итого      
    Виды торговой деятельности Уровень запасов на начало планируемого года, дни (кол.2 / кол.3) Норматив запаса, дни Отклонение фактических запасов от норматива Динамика за отчетный год, %
(кол.4 –кол.5), дни В сумме (кол.3 х кол.6) тыс.руб. Оборота запасов товаров (кол.2 / кол.1)
А            
  Оптовая торговля   Розничная торговля   Итого   14,2   21,5   15,4   14,5   21,0   15,57   -0,3   +0,5   -0,17   -218,4   +70,0   -148,4   125,3   128,6   125,8   124,1   127,3   124,8

Данные табл. 7.1 свидетельствуют, что в целом запасы товаров на начало планируемого года ниже норматива на 148,4 тыс. руб. или на 0,17 дня. Столь незначительные отклоне­ния свидетельствуют о нормальном состоянии товарных запасов предприятия. В отчетном году темпы развития оборота оптовой и розничной торговли были выше динамики роста запасов товаров, ускорилась оборачиваемость оборотных средств.

Цель анализа поступления товаров — выявление степени выполнения поставщиками договорных обязательств и влияния своевременного поступления на развитие оборота и обоснован­ного формирования товарных запасов оптового предприятия.

В обобщенном виде задачи и методика этого анализа не отли­чаются от методики анализа поступления товаров в розничную торговую сеть.

Аналитические показатели, используемые при изучении поступления товаров на оптовые склады:

1. Степень выполнения отдельными поставщиками дого­ворных обязательств по поставке товаров (по срокам, качеству и т. п.).

2. Изменения удельного веса отдельных источников поступ­ления товаров, в частности местных и иногородних производственных предприятий, зарубежных поставщиков (импорт), промышленных предприятий потребительской кооперации и др.

3. Динамика поступления в сопоставлении с динамикой оп­товой реализации товаров.

 

Подведем итоги

Анализ показателей оптового товарооборота в целом проводится аналогично анализу показателей розничного товарооборота. Особенностью является то, что при изучении товарных запасов в опте, их необходимо дифференцировать и проводить анализ по каждому виду запасов отдельно.

 

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какие аналитические показатели рассчитываются при изучении деятельности оптового предприятия?

2. Чем вызваны особенности анализа товарных запасов в опте?

3. Как рассчитывается динамика оптового товарооборота в сопоставимых и действующих ценах?

4. Как рассчитывается оборачиваемость средств, вложенных в товарные запасы в целом в торговле и в опте?.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.149 (0.009 с.)