Глава 1. Научные основы экономического 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Научные основы экономического



Д.К. АЮЕВА

АНАЛИЗ

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Часть 1

Улан-Удэ

РАСМОТРЕНО И ОДОБРЕНО на заседании ЦК экономических дисциплин Протокол №________ от «____»_____________200 г.     Председатель ЦК _______ Аюева Д.К. УТВЕРЖДЕНО на заседании Методсовета Протокол №_______ от «____»_______________ 200 г.     Зам. директора по УВР ________ С.В. Федорина    

 

Учебное пособие для студентов II курса очно - заочной формы обучения в техникуме по специальности 080110, 080501

 

Рецензент:

Букус Р.М., преподаватель экономики торгово-экономического техникума.

 

 


Содержание

 

Введение ………………………………………………………………….… 5

Тема 1.Научные основы экономического анализа……………………….. 6

Тема 2. Предмет и задачи экономического анализа ……………………. 13

Тема 3.Метод и методика анализа хозяйственной деятельности …….. 21

Тема 4. Виды экономического анализа ……………………..………….. 26

Тема 5. Система комплексного экономического анализа ………………. 31

Тема 6. Анализ оборота розничной торговли …………………………… 37

Тема 7. Анализ оборота оптовой торговли ……………………………… 47

Тема 8. Анализ показателей по труду и заработной плате.…………… 51

Тема 9.. Анализ издержек обращения в торговле ………………………. 57

Тема 10. Анализ доходов и прибыли в торговле ……………………… 61

Библиографический список ………………………………………………


Введение


ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ТЕМА 2. ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ

АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Содержание и задачи анализа хозяйственной деятельности

 

Функции анализа. Содержание АХД как науки, направленной на решение определенных задач.

Содержание анализа хозяйственной деятельности как научной дисциплины вытекает прежде всего из тех функций, которые он выполняет в системе других прикладных экономических наук.

Одной из таких функций является изучение характе­ра действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия

Например, закон опережающего роста производительности тру­да в сравнении с уровнем его оплаты должен выполняться не только в масштабах всей национальной экономики, но и на каждом предприятии и его подразделениях. В этой своей функции АХД является средством изучения действия экономических законов в конкретных условиях производства.

Важной функцией АХД является научное обоснование текущих и перспективных планов. Без глубокого эконо­мического анализа результатов деятельности предприятия за прошлые годы (5-10 лет) и без обоснованных прогнозов на перспективу, без изучения закономерностей развития эконо­мики предприятия, без выявления имевших место недостатков и ошибок нельзя разработать научно обоснованный план, вы­брать оптимальный вариант управленческого решения.

К функциям анализа относится также контроль за вы­полнением планов и управленческих решений, за эконо­мным использованием ресурсов. Вместе с тем ряд эконо­мистов принижают или вовсе отрицают эту функцию анализа, приписывая ее исключительно бухгалтерскому учету и контро­лю. Безусловно, бухгалтерский учет выполняет очень существен­ные контрольные функции в момент регистрации, обобщения и систематизации информации о хозяйственных операциях и про­цессах. Однако это не исключает контроля и при проведении анализа хозяйственной деятельности. Анализ проводится не только с целью констатации фактов и оценки достигнутых ре­зультатов, но и с целью выявления недостатков, ошибок и опе­ративного воздействия на экономические процессы. Именно по­этому необходимо повышать оперативность и действенность анализа.

Одной из основных функций анализа является изучение влияния объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов на результаты хозяйственной деятельности, что по­зволяет объективно оценивать работу предприятия, делать пра­вильную диагностику его состояния и прогноз развития на пер­спективу, выявлять основные направления поиска резервов повышения ело эффективности.

Центральная функция анализа, которую он выполняет на предприятии, — поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики.

Следующая функция анализа — оценка результата деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использова­нию имеющихся возможностей и диагностика его положения на рынке товаров и услуг. Объективная диагностика деятельности предприятия способствует росту производства, повышению его эффективности, и наоборот.

И наконец, разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности — также одна из функций АХД.

Таким образом, анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенден­ций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, измерением влияния факторов, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением обоснованием величины хозяйственных резервов по­вышения эффективности производства и разработ­кой рекомендаций по их использованию.

 

И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

 

Классификация АХД соответственно отраслевому, временному, пространственному, функциональному приз­накам, периодичности проведения, объектам управления, методике исследования, полноте охвата объектов, содержанию программы, потребителям анализа.

Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет
важное значение для правильного понимания его содержания и задач.

В экономической литературе анализ хозяйственной деятель­ности классифицируется по разным признакам.

По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится на отрас­левой, методика которого учитывает специфику отдельных от­раслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.), и межотраслевой, который является теоретической и методологической ос­новой АХД во всех отраслях национальной экономики, или, другими словами, теорией анализа хозяйственной дея­тельности.

Объективная необходимость отраслевого АХД обусловле­на спецификой разных отраслей производства. Каждая отрасль общественного производства в силу разного характера труда имеет свои особенности, свою специфику и, как следствие, ха­рактерные экономические отношения; Необходимость иссле­дования специфики разных отраслей обусловила потребность разработки методики АХД с учетом особенностей и условий каждой отрасли экономики.

Одновременно нужно учитывать, что все отрасли обществен­ного производства тесно связаны между собой. Им присуще много общего. Взаимосвязи отдельных отраслей, наличие внут­ренней связи между ними вызывают необходимость разработ­ки межотраслевого анализа (теории АХД). Теория АХД раскры­вает наиболее общие методологические черты и особенности этой науки, обобщает передовой опыт АХД в разных отраслях экономики, обогащает содержание экономического анализа в це­лом и отраслевого в частности. Владение общими теоретичес­кими знаниями по экономическому анализу является необхо­димым условием грамотной, квалифицированной разработки и практического использования индивидуальных методик отрас­левого анализа.

По признаку времени АХД подразделяется на предва­рительный (перспективный) и последующий (ретроспективный, исторический).

Предварительный (прогнозный) анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обо­снования управленческих решений и плановых заданий, а так­же для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выпол­нения плана, предупреждения нежелательных результатов.

Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполнением плана, выявлений неиспользованных резервов, объективной оценки результатов. Деятельности пред­приятия, Диагностики его состояния/Перспективный и ретроспективный анализы тесно связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно, сде­лать перспективный. анализ результатов труда за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности развития экономики, выявить, не использованные возможности, передовой опыт, раскрыть последствия ранее принятых управленческих решений, что имеет важное значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу. Умение, видеть перспективу дает именно ретроспективный, анализ. Он явля­ется основой перспективного анализа,

В свою очередь от глубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят результаты ретроспективно­го анализа. Если плановые показатели недостаточно обосно­ваны и реальны, то последующий анализ выполнения плана вообще теряет смысл и требует предварительной оценки обо­снованности плановых показателей.

Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оператив­ный и итоговый (результативный). Оперативный анализ про­водится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сут­ки, декаду и т.д.). Цель его — оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Рыночная эконо­мика характеризуется динамичностью ситуаций как произ­водственной, коммерческой, финансовой деятельности предпри­ятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный анализ приобретает особое значение.

Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

Итоговый и Оперативный анализы взаимосвязаны и допол­няют друг друга. Они дают возможность руководству предпри­ятия не только оперативно ликвидировать недостатки в про­цессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды времен разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффектив­ности бизнеса.

Перспективный анализ в зависимости от длины времен­ного горизонта делится на краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочный анализ охватывает период до одного года, а дол­госрочный — свыше года. Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный — стратегической политики предприятия в области бизнеса. Вто­рой вид менее детализирован, чем первый, но его роль значи­тельно выше. Если выбрана правильная стратегия развития предприятия, то тогда легче принимать тактические решения.

По пространственному признаку можно выделить ана­лиз внутрифирменный и межфирменный. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприя­тия и его структурных подразделений. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, ре­зервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.

По функциональному признаку, по той роли и зада­чам, которые он выполняет, выделяют финансовый, управ­ленческий, маркетинговый, инвестиционный, социально-экономи­ческий, экономико-экологический, функционально-стоимостный, логистический и другие виды анализа.

Важное место среди всех видов АХД занимает финансо­вый анализ, который может быть охарактеризован как процесс познания сущности финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования. Основное его назначение состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового со­стояния предприятия и выявлении резервов повышения его ус­тойчивости. На уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д.

Управленческий анализ проводят все службы предпри­ятия с целью предоставления руководству информации, необ­ходимой для планирования, контроля и принятия оптималь­ных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Он носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной.

Технико-экономический анализ проводят технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности пред­приятия.

Социально-экономический анализ проводят экономи­ческие службы управления, социологические лаборатории, статистические органы. Он изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на эко­номические результаты хозяйственной деятельности.

Экономико-статистический анализ применяется ста­тистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрас­ли, региона.

Экономико-экологический анализ проводят органы ох­раны окружающей среды, экономические службы предприя­тия с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улуч­шением окружающей среды и затратами на экологию.

Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга предприятия или объединения для изучения внешней среды функционирования предприятия,- рынков сырья и сбыта гото­вой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложе­ния, коммерческого риска, формирования ценовой политики, раз­работки тактики и стратегии маркетинговой деятельности. -

Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятель­ности субъектов хозяйствования.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) иссле­дует функции, которые выполняет объект, и методы их реали­зации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненуж­ные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д

В последние годы все более широкое применение находит ло­гистический анализ, с помощью которого исследуются товар­ные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и заканчивающиеся у покупателей. Логисти­ка координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт, и способствует ускорению ма­териальных и денежных потоков. С ее помощью предприятия по­лучают возможность снижать затраты за счет организации снаб­жения, производства и сбыта на принципах "точно вовремя**. Логистика становится основным ключом к успеху, важным стра­тегическим инструментом поддержания конкурентоспособности предприятия на рынках с сильной конкуренцией.

По методике изучения объектов различают качест­венный и количественный анализ, экспресс-анализ, фундаментальный анализ, маржинальный анализ, экономико-математический анализ и т.д.

Качественный анализ — это способ исследования, осно­ванный на качественных сравнительных характеристиках и экс­пертных оценках исследуемых явлений и процессов.

Количественный (факторный) анализ основан на коли­чественных сопоставлениях и исследовании степени чувствитель­ности экономических явлений к изменению различных факторов.

Экспресс-анализ представляет собой способ диагности­ки состояния экономики предприятия на основе типичных при­знаков, характерных для определенных экономических явлений. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о рос­те остатков незавершенного производства. Если темпы рос­та товарной продукции выше темпов реализации продукции, то это признак затоваривания (работы на склад).

Знание признака позволяет быстро и довольно точно уста­новить характер происходящих процессов, не производя глу­боких фундаментальных исследований, требующих дополни­тельного времени и средств.

Фундаментальный анализ представляет собой углублен­ное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого слож­ного инструментария.

Маржинальный анализ — это метод оценки и обоснова­ния эффективности управленческих решений в бизнесе на ос­новании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.

По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ осуществ­ляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производствен­ной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний ана­лиз проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, фи­нансовыми органами, акционерами, инвесторами.

По степени охвата изучаемых объектов анализ де­лится на сплошной и выборочный. При сплошном анали­зе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном — по результатам обследова­ния только части объектов, что позволяет ускорить аналити­ческий процесс и выработку управленческих решений по ре­зультатам анализа.

По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом — только отдельные ее стороны, представляющие в определен­ный момент наибольший интерес, например, вопросы исполь­зования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения-себестоимости продукции и пр.

Каждая из названных форм АХД своеобразна по содержа­нию, организации и методике его проведения.

 

 


АНАЛИЗА

 

Все объекты АХД находят свое отображение в системе показателей плана, учета, отчетности и других источниках информации.

Каждое экономическое явление, каждый процесс чаще определяется не одним, обособленным, а целым комплексом взаимосвязанных показателей. Например, эффективность использования основных средств производства характеризуют уровень фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности, производительности труда и т.д. В связи с этим выбор и обоснование системы показателей для отражения экономических явлений и процессов (объект исследования) является важным методологическим вопросом в АХД. От того, насколько показатели полно и точно отражают сущность изучаемых явлений, зависят результаты анализа.

|Так как в анализе используется большое количество разнокачественных показателей, необходима их группировка и систематизация.

По своему содержанию показатели делятся на количественные и качественные. К количественным показателям относятся, например, объем изготовленной продукции, количество работников, площадь посевов, поголовье скота и т.д. Качественные показатели показывают существенные особенности и свойства изучаемых объектов. Примером качественных показателей являются производительность труда, себестоимость, рентабельность, урожайность культур и др.

Изменение количественных показателей обязательно водит к изменению качественных, и наоборот. Так, например рост объема производства продукции ведет к снижению себе стоимости. Рост производительности труда обеспечивает увеличение объема производства продукции.

Одни показатели используются при анализе деятельность всех отраслей национальной экономики, другие — только в дельных отраслях. По этому признаку они делятся на общие и специфические. К общим относятся показатели валовой продукции, производительности труда, прибыли, себестоимости и др. Примером специфических показателей для отдельных отраслей и предприятий могут быть калорийность каменного угля, влажность торфа, жирность молока, урожайность культур и т.д.

Показатели, используемые в АХД, по степени синтеза делятся также на обобщающие, частные и вспомогательные: (косвенные}. Первые из них применяются для обобщенной характеристики сложных экономических явлений. Частные показатели отражают отдельные стороны, элементы изучаемых явлений и процессов. Например, обобщающими показателями производительности труда являются среднегодовая, среднедневная, часовая выработка продукции одним работником. К частным показателям производительности труда относятся затраты рабочего времени на производство единицы продукции определенного вида или количество взведенной продукции за единицу рабочего времени. Вспомогательные (косвенные) показатели используются для более полной характеристики того или иного объекта анализа. Например, количество рабочего времени, затраченного на единицу выполненных работ.

Аналитические показатели делятся на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели выражаются в денеж­ных, натуральных измерителях или через трудоемкость. Относительные показатели показывают соотношения каких-либо двух абсолютных показателей. Они определяются в процентах, коэффициентах или индексах..

Абсолютные показатели в свою очередь подразделяются на натуральные, условно-натуральные и стоимостные. Натураль­ные показатели выражают величину явления в физических единицах измерения (масса, длина, объем и т.д.). Условно-натуральные показатели применяются для обобщенной характеристики объемов производствами реализации продукции разнообразного ассортимента (например, условные пары обуви в обувной промышленности, тысячи условных банок на консер­вных предприятиях, условные кормовые единицы в сельском хозяйстве). Стоимостные показатели показывают величину сложных по составу явлений в денежном измерении. В ус­ловиях товарного производства, действия закона стоимости они имеют большое значение.

При изучении причинно-следственных связей показатели де­лятся на факторные и результативные.

Если тот или другой показатель рассматривается как резуль­тат воздействия одной или нескольких причин и выступает и качестве объекта исследования, то при изучении взаимосвя­зей он называется результативным.

Показатели, которые определяют поведение результативно­го показателя и выступают в качестве причин изменения его величины, называются факторными.

По способу формирования различают показатели норма­тивные (нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии, нормы амортизации, цены и др.); плановые (данные планов экономического и социального развитии предприятия, плано­вые задания внутрихозяйственным подразделениям); учетные (данные бухгалтерского, статистического, оперативного учета); отчетные (данные бухгалтерской, статистической и оператив­ной отчетности); аналитические (оценочные), которые ис­числяются в ходе самого анализа для оценки результатов и эффективности работы предприятия.

Все показатели, которые используются в анализе, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это вытекает из реально сущест­вующих связей между экономическими явлениями, которые они описывают.

Комплексное изучение экономики предприятий пре­дусматривает систематизацию показателей, потому что совокупность показателей, какой бы исчерпывающей она не была, без учета их взаимосвязи, соподчиненности не может дать настоящего представления об эффективности хозяйственной деятельности. Необходимо, чтобы конкретные данные о разных видах деятельности были органически увязаны между собой в единой комплексной системе.

Все показатели в зависимости от объекта анализа группи­руются в следующие подсистемы (рис. 3.2).

Показатели, которые образуют подсистемы, можно разбить на входящие и выходящие, общие и частные. С помощью входящих и выходящих показателей осуществляется взаимосвязь подсистем. Выходящий показатель одной подсистемы является входящим для других подсистем.

Показатели исходных условий деятельности предприя­тия характеризуют:

а) наличие необходимых материальных и финансовых ресурсов для нормального функционирования предприятия и выполнения его производственной программы;

б) организационно-технический уровень предприятия, т.е. производственную структуру предприятия, структуру управления, уровень концентрации и специализации производства, продолжительность производственного цикла, техническую и энерге­тическую вооруженность труда, степень механизации и автоматизации, прогрессивность технологических процессов и т.д.;

в) уровень маркетинговой деятельности по изучению спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, рынков сбыта, орга­низации торговли, рекламы и т.д.

Показатели приведенной подсистемы оказывают влияние на все остальные показатели хозяйствования и в первую очередь на объем производства и реализацию продукции, ее качество на степень использования производственных ресурсов (производительность труда, фондоотдачу, материалоотдачу), а также же на другие показатели экономической эффективности: се­бестоимость, прибыль, рентабельность и т.д. Поэтому анализ хозяйственной деятельности рекомендуется начинать с изуче­ния этой подсистемы.

 

 

Рис. 3.2. Система показателей комплексного АХД

 

Основными показателями подсистемы 2 являются фон- дорентабельность, фондоотдача, фондоемкость, среднегодовая стоимость основных средств производства, амортизация. На­ряду с этими показателями большое значение имеют и другие, например выработка продукции за один машино-час, коэффи­циент использования наличного оборудования и т.д. От них зависнт уровень фондоотдачи и фондорентабельности.

В подсистеме 3 основными показателями являются мате­риалоемкость, материалоотдача, стоимость использованных Предметов труда за анализируемый отрезок времени. Они тесно связаны с показателями подсистем 5, 6, 7, 8. От экономного использования материалов зависят выход продукции, себестоимость, а значит, и сумма прибыли, уровень рентабельное финансовое состояние предприятия.

Подсистема 4 включает в себя показатели обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами, полноту использования фонда рабочего времени, фонда заработной платы, показатели производительности труда, прибыли на одного работника и рубль заработной платы и др.

В пятый блок, входят показатели производства и реализации продукции: объем валовой, товарной и реализованной продукции в стоимостном, натуральном и условно-натуральном измерении, структура продукции, ее качество, ритмичность производства, объем отгрузки и реализации продукция, остатки готовой продукции на складах. Они очень тесно связаны с показателями всех последующих блоков.

Показатели шестого блока — это общая сумма затрат производство и реализацию продукции, в том числе по элементам, статьям затрат, видам продукции, центрам ответственности, а также затраты на рубль продукции, себестоимость отдельных изделий и др. От уровня себестоимости продут» непосредственно зависят показатели: прибыль предприятия, уровень рентабельности и т.д. (блок 7).

К последней подсистеме (блок 8) относятся показатели, которые характеризуют наличие и структуру капитала предприятия по составу его источников и формам размещения, эффективность и интенсивность использования собственных и заемных средств, объем и эффективность инвестиционной деятельности. К этой подсистеме относятся также показатели, которые характеризуют платежеспособность, кредитоспособность и инвестиционную привлекательность, риск банкротства, зону безубыточности, финансовую устойчивость предприятий и др. Они зависят от показателей всех предыдущих подсистем и в свою очередь оказывают большое влияние на показатели организационно-технического уровня предприятия, объем производи продукции, эффективность использования материальных и тру­довых ресурсов.

Таким образом, все показатели хозяйственной деятельности предприятия находятся в тесной связи и зависимости, которую необходимо учитывать в комплексном анализе. Взаи­мосвязь основных показателей определяет последовательность выполнения анализа - от изучения первичных показателей до обобщающих. Такая последовательность соответствует объективной основе формирования экономических показателей.

Например, чтобы определить плановый объем производства продукции, необходимо провести маркетинговые исследования рынков сбыта, изучить спрос на продукцию, сформировать портфель заказов. Надо знать также условия и возможности производства, его обеспеченность необходимыми средствами в требуемых пропорциях и достигнутый уровень использования средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Только тогда можно точно обосновать объем производства продукции. Себестоимость единицы продукции можно рассчитать, зная затраты труда, материалов, сырья, сумму амортизации и другие расходы, а также объем производства продукции. Финансовый результат можно определить после реализации продукции путем сравнения суммы выручки с суммой затрат на производство и реализацию продукции и т.д. Финансовое состояние отражает все стороны хозяйственной деятельности, зависит от всех внутренних и внешних факторов, поэтому его анализ является завершающей стадией АХД.

В такой последовательности формируются показатели при составлении плана социального и экономического развития предприятия, в такой же последовательности целесообразно проводить и анализ хозяйственной деятельности. Но это не исключает и обратную последовательность анализа от обобщающих показателей к частным. Главное, чтобы при этом была обеспечена системность, учитывалась взаимосвязь отдельных блоков анализа между собой и достигалось единство результатов анализа по каждому разделу.

 

 


Товарооборота

 

Анализ всех показателей торгового оборота производится по потребительскому обществу и по каждому структурному подразделению (магазину, столовой и т. п.).

Цель анализа - выявить резервы развития оборота, увеличения своей доли на потребительском рынке в условиях конкуренции.

Исходя из этой цели, можно выделить следующие основные задачи анализа:

1. Оценить степень выполнения потребительским обществом своей социально-экономической программы в области развития оборота розничной торговли и питания.

2. Установить динамику всех показателей оборота за анализируемый период.

3.Определить изменения доли потребительского общества на региональном рынке товаров.

4.Выявить неиспользованные возможности повышения конкурентоспособности потребительского общества.

5. Сформировать информационную базу для обоснования расчетов показателей оборота на планируемый период.

Для осуществления этих задач рассчитываются необходи­мые аналитические показатели и разрабатываются аналитиче­ские таблицы.

Все показатели торгового оборота (реализация, запасы, поступление) анализируются в совокупности (комплексно), так как они тесно связаны между собой. Так, рост запасов может привести к снижению суммы реализации товаров. Увеличение поступления может повлечь за собой рост продажи или же увеличение запасов, что по-разному оценивается с точки зрения конкурентоспособности предприятия и эффективности торговой деятельности.

В процессе анализа производится оценка влияния на развитие торговли изменения материально-технической базы конъюнктуры рынка, скорости обращения, ритмичности закупок товаров, численности и состава работников. Большое значение имеет изучение опыта организации торговли различными коммерческими структурами. Подобная оценка производится путем факторного анализа.

Целесообразно этот анализ производить в определенной логической последовательности. Так, вначале анализируете основной показатель — общая сумма продажи товаров в сети розничной торговли и предприятиях питания. Затем изучаете состояние торговли отдельными группами товаров, состав оборота, степень удовлетворения спроса на конкретные товары: блюда (анализ оборота в ассортименте). В дальнейшем производится анализ запасов, скорости обращения оборотных средств и поступления товаров. Заключительный этап — взаимная увязка результатов изучения всех показателей оборота предприятия розничной торговли и питания на основе комплексного анализ. Конкретная схема анализа разрабатывается в каждом потребительском обществе, на каждом предприятии с учет поставленной цели и наличия необходимой информации.

В магазине, столовой для анализа используется следующая информация: товарно-денежные отчеты, инвентаризационные ведомости, материалы синтетического и аналитического бухгалтерского учета, отзывы и предложения потребителе и другие оперативные данные, плановые и нормативные материалы.

 

 

Оборачиваемости

 

Цель анализа — выявление резервов нормализации товарных запасов, нацеленных на ускорение оборачиваемости средств, экономию расходов и обеспечение конкурентоспособности по­требительского общества.

Исходя из этой цели, основными задачами анализа явля­ются:

· определение соответствия фактических запасов установленному нормативу;

· изучение динамики запасов в увязке с изменениями оборота по реализации товаров;

· оценка происшедших изменений в объеме и составе товарных запасов;

· выявление уровня обеспеченности запасами отдельных магазинов потребительского общества;

· изучение динамики оборачиваемости средств, вложен­ных в запасы товаров;

· подготовка информации, необходимой для управления товарными ресурсами;

· разработка рекомендаций и осуществление мер по нор­мализации товарных запасов.

При анализе фактические запасы на конец отчетного периода сопоставляются с нормативом будущего периода. Для контроля за состоянием запасов целесообразно их изучение производить систематически (ежемесячно, и ежеквартально). Учитывая, что запасы предназначены для торговли в наступающем периоде, фактические данные на 1 января сравнивают с нормативом первого та или января, а на 1 апреля — с нормативом второго квартала или апреля и т. д.

Пример: Запасы товаров потребительского общества на 1 апреля составили 8741 тыс. руб. при нормативе на апрель 8500 тыс. руб. Это значит, что фактическая сумма превышает норматив на 241 тыс. руб.

Чтобы оценить относительную величину отклонений фактических запасов от норматива, надо эту сумму выразить в днях на основе данных о плановом однодневном обороте по реализации товаров следующего периода..

В нашем примере план оборота потребительского общества на апрель намечен 7050 тыс.руб., а однодневная выручка - 235 тыс.руб. (7050 тыс.руб. /30дней). Следовательно, сверхнормативные запасы составляют весьма незначительную величину - в пределах одного дня (241тыс. руб.: 235 тыс. руб. = 1 день.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.145 (0.091 с.)