Тема 1: экономический анализ в системе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: экономический анализ в системе



ТЕМА 1: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В СИСТЕМЕ

УПРАВЛЕНИЯ

Понятие, сущность и значение экономического анализа

Виды экономического анализа

Принципы экономического анализа

Роль АХД в управлении производством и повышении его эффективности

Понятие, сущность и значение экономического анализа

Термин «анализ» происходит от греч. слова analizis – разделяю, расчленяю. Следовательно, анализ в узком плане представляет собой разделение явления или предмета на составные части (элементы), что необходимо для изучения их внутренней сущности.

Вместе с тем, многочисленные явления и процессы окружающей среды не могут быть осмыслены только с помощью анализа. Часто возникает потребность использования др. способов мышления. Наиболее близок в этом плане к анализу синтез, который выявляет связи и зависимости между отдельными частями изучаемого предмета, соединяет их в единое целое. Только анализ и синтез в единстве обеспечивают научное изучение явлений во всесторонней диалектической связи.

Под анализом в широком смысле понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

Развитие производительных сил, производственных отношений, наращивание объемов производства, расширение обмена, усиление конкуренции содействовали становлению экономического анализа как самостоятельной отрасли науки.

Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

Экономический анализ представляет собой структурированный процесс исследования экономических явлений и оценки их чувствительности к изменению факторов внешней и внутренней среды и управленческим воздействиям.

Каждая наука имеет свой предмет исследования, который изучает, используя присущие ей методы. Определение предмета имеет принципиальное значение для обоснования самостоятельности и обособленности той или иной отрасли знаний.

Предметом АХД являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.

Объектом АХД являются экономические результаты хозяйственной деятельности (в промышленности – производство и реализация продукции, ее себестоимость, использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов; в сельском хозяйстве, кроме этого, - степень использования земельных ресурсов предприятия: выход продукции на 100 га сельскохозяйственных угодий, урожайность, качество почвы, состав посевных площадей и т.д.)

Основная цель АХД – подготовка информации для принятия оптимальных управленческих решений и для обоснования текущих и перспективных планов, направленных на достижение краткосрочных и стратегических целей предприятия.

Выделяют 3 функции АХД:

1. Оценочная – состоит в определении соответствия состояния экономики предприятия ее целевым параметрам и потенциальным возможностям;

2. Диагностическая – в исследовании причин отклонений от целевых параметров и прогнозировании дальнейшего развития;

3. Поисковая – в выявлении потенциальных возможностей достижения поставленных целей.

Исходя из целей и основных функций анализа формируются его задачи:

1. изучение состояния и тенденций экономического развития предприятия за прошлые годы;

2. прогнозирование результатов деятельности на основе сложившихся тенденций развития и предполагаемых изменений в перспективе;

3. научное обоснование текущих и перспективных планов;

4. контроль за выполнением планов и управленческих решений;

5. изучение влияния объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов на результаты хозяйственной деятельности;

6. поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики;

7. оценка результатов деятельности предприятия по достижению поставленных целей;

8. оценка степени финансовых и операционных рисков и выработка внутренних механизмов управления им с целью укрепления рыночных позиций предприятия и повышения доходности бизнеса;

9. обоснование мероприятий по устранению выявленных недостатков и освоению резервов повышения эффективности функционирования предприятия с целью повышения его конкурентных преимуществ.

Т.о. АХД как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, измерением влияния факторов, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию.

 

Виды экономического анализа

АХД классифицируют по разным признакам, что имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач:

1. По отраслевому признаку (основывается на общественном разделении труда):

- отраслевой – его методика учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленность, торговля, транспорт и т.д.);

- межотраслевой – является теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях экономики.

2. По пространственному признаку:

- внутрифирменный – изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений;

- межфирменный – сравниваются результаты деятельности двух и более предприятий, направлен на выявление резервов повышения эффективности работы исследуемого предприятия.

3. По признаку времени:

- предварительный (перспективный, прогнозный) – проводится до осуществления хозяйственных операций. Необходим для обоснования управленческих решений и планов-прогнозов. Он делится на:

· краткосрочный – период до 1 года. Используется для выработки тактической политики предприятия в области бизнеса;

· долгосрочный – свыше 1 года. Используется для определения стратегии предприятия.

- последующий (ретроспективный, исторический)- после осуществления хозяйственной операции. Используется для изучения тенденций развития, контроля за выполнением оперативных и стратегических планов. Ретроспективный анализ подразделяют:

· оперативный – проводится сразу после совершения хозяйственной операции или изменения ситуации за короткие отрезки времени (сутки, декаду и т.д.). Цель – оперативно оценивать изменения относительно заданных параметров, выявлять нежелательные отклонения и причины их возникновения, своевременно принимать корректирующие меры по их устранению;

· итоговый – изучает результаты работы за отчетный период (месяц, квартал, год). Деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне.

4. По периодичности проведения:

- периодический – делается регулярно за соответствующие отрезки времени (смену, день, месяц и т.д.);

- разовый – проводится в связи с разными единовременными обстоятельствами (изменение структуры производства и т.д.)

5. По субъектам (пользователям анализа):

- внутренний (управленческий) – осуществляется на предприятии для нужд оперативного, кратко- и долгосрочного управления деятельностью предприятия;

- внешний – проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, акционерами, инвесторами и т.д.

6. По степени охвата изучаемых объектов:

- сплошной – выводы делаются после изучения всех без исключения объектов;

- выборочный – по результатам исследования части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.

7. По содержанию программы:

- комплексный (всесторонний);

- тематический – исследуются отдельные стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес.

8. По аспектам исследования:

- финансовый – процесс исследования финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования. Внешний финансовый анализ (банки, аудиторы и т.д.) проводится для диагностики и прогнозирования финансового состояния предприятия. Внутрифирменный анализ проводится финансовыми службами предприятия. Его цель – поиск резервов и разработка программы конкретных мероприятий по повышению доходности, укреплению финансового состояния предприятия;

- технико-экономический – ориентирован на изучение организационного и научно-технического уровня предприятия, изыскание инноваций в области совершенствования техники, технологии и организации производства в целях повышения эффективности операционной деятельности;

- маркетинговый – применяется службой маркетинга предприятия для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения и коммерческого риска;

- инвестиционный – для разработки оптимальных программ инвестиционного проекта;

- социально-экономический – изучает причинно-следственную взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйствования;

- экономико-экологический;

- функционально-стоимостный;

- логистический – исследуются товарные потоки, начинающиеся от поставщика сырья, проходящие через предприятия и заканчивающиеся у покупателей;

- функционально-стоимостный;

- институциональный - оценивается организационная, правовая, политическая обстановка, в рамках которой будет осуществляться деятельность предприятия, изучается нормативная база, отношения с партнерами, контрагентами по бизнесу, вырабатывается тактическая и стратегическая политика предприятия в области делового сотрудничества с ними и др.

9. По методике изучения:

- качественный;

- количественный (факторный);

- экспресс-анализ;

- фундаментальный;

- ситуационный;

- маржинальный – метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные. С его помощью определяют критические величины объема продаж, цены, постоянных и переменных расходов, при достижении которых финансовый результат будет равен нулю;

- экономико-математический;

- SWOT-анализ;

- АВС-анализ.

 

3. Принципы АХД:

1. Научности – методология аналитического исследования должна базироваться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов производства, достижения НТП, передового опыта.

2. Комплексности – требует охвата всех звеньев и сторон деятельности, всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия.

3. Принцип обеспечения системного подхода – изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и соподчиненности его отдельных элементов, взаимовлияния элементов на систему и на среду, а также влияние самой системы на структурные элементы.

4. Объективности – исследование экономических процессов на основе достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность. Выводы анализа должны обосновываться точными аналитическими расчетами.

5. Действенности – необходимость активного воздействия АХД на достижение поставленных целей, своевременного выявления недостатков, упущений в работе, изучения путей повышения эффективности работы (практическое использование материалов анализа для управления предприятием).

6. Регулярности – анализ должен проводиться планомерно и систематически (планирование аналитической работы, распределение обязанностей между исполнителями, контроль за ее проведением).

7. Оперативности – выражается в умении быстро и четко проводить анализ, своевременно выявлять причины отклонения от поставленных целей, принимать необходимые корректирующие меры по устранению отрицательного воздействия факторов.

8. Принцип массовости (демократизм) – участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия.

9. Государственный подход при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования обязывает учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству.

10. Эффективности – затраты на проведение АХД должны давать многократный эффект.

ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Типы факторных систем

ОРГАНИЗАЦИИ

 

Анализ спроса на продукцию

Анализ качества продукции

5. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции (товаров, работ, услуг)

Анализ спроса на продукцию

СПРОС как экономическая категория характеризует объем товаров, которые потребитель желает и в состоянии приобрести по определенной цене на протяжении определенного периода времени на определенном рынке

1. Коэффициент ценовой эластичности:

 

 

2. Коэффициент эластичности спроса по доходу

 

 

Внутренние причины риска невостребованной продукции:

- неправильно составленный прогноз спроса на продукцию служащими предприятия

- неправильная ценовая политика на рынках сбыта

- снижение конкурентоспособности продукции в результате низкого качества сырья, оборудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала

- неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продукции

Внешние причины:

- неплатежеспособность покупателей

- повышение процентных ставок по вкладам

- демографические

- социально-экономические

- политические и др.

Как оценить на рынке сбыта положение конкурентов и свое собственное?

- Проведение опросов

- Предварительный анализ

- Анализ открытой информации конкурента

- Анализ закрытой информации конкурента

Анализ качества продукции

Обобщающие показатели качества:

- удельный вес новой продукции в общем её выпуске

- удельный вес продукции высшей категории качества

- средневзвешенный бал продукции

- средний коэффициент сортности (отношение стоимости продукции к ее стоимости по ценам первого сорта)

- удельный вес аттестованной и не аттестованной продукции

- удельный вес сертифицированной продукции;

- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам

- удельный вес экспортируемой продукции; в т.ч. в высокоразвитые страны

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризует одно из ее свойств:

1. Полезность

2. Надежность

3. Технологичность

4. Эстетичность изделий

 

5. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции (товаров, работ, услуг)

1. Резервы увеличения выпуска продукции за счет ввода в действие нового оборудования

Р ↑ ВПК = Р ↑ К * ГВ1= Р ↑ К * Д1 * Ксм1 *П1 • ЧВ1

2. Сокращение целодневных простоев

Р↑ ВПд = Кв * Р ↑ *Д*ДВ1 = Кв * Р ↑ *Д * Ксм1 *П1 • ЧВ1

3. Резерв увеличения выпуска продукции за счет повышения коэффициента сменности

Р↑ ВПКсм = Кв *Дв* Р ↑ *Ксм*СВ1 = Кв *Дв* Р ↑ *Ксм *П1 • ЧВ1

4. Резерв увеличения выпуска продукции за счет сокращения внутрисменных простоев

5. Резерва увеличения выпуска продукции за счет повышения среднечасовой выработки оборудования

 

ОРГАНИЗАЦИИ

Анализ оплаты труда

Анализ оплаты труда

Основными задачами экономического анализа в области оплаты труда являются:

· определение размеров и динамики средней заработной платы отдельных категорий персонала и профессий работников;

· оценка влияния отклонения численности работников и средней заработной платы на расход фонда оплаты труда;

· анализ и оценка эффективности системы премирования;

· анализ соотношения темпов роста производительности руда и средней заработной платы.

Приступая к анализу использования фонда заработной платы, необходимо рассчитать абсолютное и относительное отклонение фактической его величины от плановой:

· абсолютное отклонение определяется сравнением фактически использованных средств на оплату труда с плановым фондом зарплаты;

· относительное отклонение рассчитывается как разность между фактически начисленной суммой заработной платы и плановым фондом, скорректированным на процент /коэффициент/ выполнения плана по производству продукции. При этом необходимо учитывать, что корректируется только переменная часть фонда, которая имеет прямую связь с объемом производства.

Постоянная часть оплаты труда не изменяется при увеличении или уменьшении объема производства в сравнении с плановым.

На отклонение фактического фонда заработной платы от планового в целом по предприятию оказывают влияние следующие факторы:

· изменение численности и удельного веса отдельных категорий персонала;

· изменение средней заработной платы одного работника и средней заработной платы одного работающего по категориям персонала.

Анализ затрат на оплату труда в целом по организации не ограничивается вышеизложенным, а включает изучение причин изменения оплаты отпусков, за сверхурочную работу, за стаж работы, выплаты премий, штрафные санкции, выделяемые средства на питание и другие услуги социального характера.

Это позволяет установить правомерность роста себестоимости товаров.

В заключение анализа разрабатываются мероприятия по повышению эффективности использования трудовых ресурсов. Наиболее важными являются:

· снижение трудоемкости продукции за счет роста квалификации труда, совершенствования технологии производства, повышения уровня автоматизации производства;

· улучшение использования рабочего времени за счет сокращения потерь и устранения непроизводительных затрат труда;

· совершенствования организации труда и улучшения условий труда;

· сокращение излишней численности персонала;

· внедрение эффективных систем оплаты труда.

По каждому мероприятию повышения эффективности использования персонала определяют величину влияния на показатели производства и финансовые результаты организации. В условиях рынка для этих целей целесообразно использовать показатель зарплаторентабельности.

Зарплаторентабельность позволяет связать финансовые результаты деятельности организации с затратами, связанными с оплатой труда персонала. Если необходимо выполнить анализ эффективности использования персонала организации, то следует учесть факторы, характеризующие:

· изменение структуры персонала организации,

· использование рабочего времени рабочих.

Задачи и источники анализа

Задачи и источники анализа

Основные средства – средства труда, которые неоднократно участвуют в производственном процессе, сохраняя свою натуральную форму, а их стоимость переносится на производимую продукцию частями по мере изнашивания

Основные средства – это основные фонды, выраженные в стоимостном измерении

Задачи анализа:

- определение обеспеченности предприятия и его структурных подразделений основными средствами и уровня их использования по обобщающим и частным показателям;

- выявление причин изменения их уровня;

- оценка чувствительности объема производства продукции и других показателей к степени использования основных средств;

- изучение степени использования производственной мощности предприятия и оборудования;

- установление резервов повышения эффективности использования основных средств

Источники анализа:

1. бизнес-план предприятия

2. план технического развития

3. форма № 1 «Баланс предприятия»

4. форма № 5 «Приложение к балансу предприятия» (разд. «Основные средства»)

5. форма № 11 «Отчет о наличии и движении основных средств»

6. форма БМ «Баланс производственной мощности»

7. данные о переоценке основных средств

8. инвентарные карточки учета основных средств и др.

Обобщающие показатели

1. Фондорентабельность

 

 

2. Фондоотдача

Факторный анализ фондоотдачи

Общая фондоотдача

 

 

- фондоотдача ОС

- доля активной части ОС в общей их сумме

- удельный вес действующих машин и оборудования в активной части ОС

- фондоотдача технологического ообрудования

Изменение фондоотдачи

- в т.ч за счет удельного веса активной части основных средств

 

- за счет удельного веса действующего оборудования в активной части основных средств

 

- за счет фондоотдачи действующего оборудования

3. Фондоемкость

Частные показатели

1. Коэффициент использования установленного оборудования

 

2. Коэффициент использования парка наличного оборудования

 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Классификация прибыли

Организации

Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности организации получают итоговую оценку в системе показателей финансовых результатов. Финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта отражаются с помощью двух групп показателей: прибыли и рентабельности.

К основному абсолютному показателю финансовых результатов относится прибыль /валовая прибыль, прибыль от продажи продукции, прибыль до налогообложения, чистая прибыль/. Прибыль составляет основу экономического развития коммерческой организации. Рост прибыли создает финансовую базу для расширенного воспроизводства и решения различных проблем трудовых коллективов.

Показатели прибыли являются важнейшими для оценки всех сторон деятельность организаций. Они характеризуют степень их деловой активности финансового благополучия.

Относительным показателем финансовых результатов организации является рентабельность /рентабельность производства, рентабельность продаж, рентабельность отдельных видов продукции, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность заемного капитала и др./.

Сумма прибыли и уровень рентабельности являются основными показателями, характеризующими финансовые результаты организации. Чем больше величина прибыли выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует организация и устойчивее ее финансовое состояние.

Поэтому поиск резервов увеличения прибыли рентабельности является одной из основных задач в любой сфере бизнеса.

Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу. Основными задачами такого анализа являются:

· системный контроль за формирование финансовых результатов;

· анализ и оценка динамики показателей прибыли, обоснованности образования и распределения их фактической величины;

· выявление и измерение меры воздействия различных факторов на прибыль;

· факторный анализ показателей рентабельности;

· выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и их оценка;

· разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.

В процессе анализа используются следующие показатели:

· маржинальная прибыль – разность между выручкой и прямыми производственными затратами по реализации продукции;

· прибыль от реализации продукции;

· прибыль отчетного периода – финансовые результаты от реализации продукции, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы;

· налогооблагаемая прибыль – прибыль отчетного периода за минусом суммы прибыли, облагаемой на доход, и суммы льгот по налогу на прибыль;

· чистая прибыль – которая остается у предприятия после уплаты всех платежей и экономических санкций.

 

Классификация прибыли

1. По видам хозяйственной деятельности:

- Прибыль от основной (операционной деятельности)

- Прибыль от инвестиционной деятельности

- Прибыль от финансовой деятельности

2. По составу элементов:

- Валовая (маржинальная прибыль)

- Брутто-прибыль

- Прибыль до налогообложения

- Чистая прибыль

6. По экономическому содержанию:

- Бухгалтерская прибыль

- Экономическая прибыль

7. По характеру использования:

- Капитализированная прибыль

- Потребляемая прибыль

ОРГАНИЗАЦИИ

ТЕМА 1: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В СИСТЕМЕ

УПРАВЛЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.38.24 (0.148 с.)