Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, сущность и значение экономического анализаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Виды экономического анализа Принципы экономического анализа Роль АХД в управлении производством и повышении его эффективности Понятие, сущность и значение экономического анализа Термин «анализ» происходит от греч. слова analizis – разделяю, расчленяю. Следовательно, анализ в узком плане представляет собой разделение явления или предмета на составные части (элементы), что необходимо для изучения их внутренней сущности. Вместе с тем, многочисленные явления и процессы окружающей среды не могут быть осмыслены только с помощью анализа. Часто возникает потребность использования др. способов мышления. Наиболее близок в этом плане к анализу синтез, который выявляет связи и зависимости между отдельными частями изучаемого предмета, соединяет их в единое целое. Только анализ и синтез в единстве обеспечивают научное изучение явлений во всесторонней диалектической связи. Под анализом в широком смысле понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. Развитие производительных сил, производственных отношений, наращивание объемов производства, расширение обмена, усиление конкуренции содействовали становлению экономического анализа как самостоятельной отрасли науки. Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. Экономический анализ представляет собой структурированный процесс исследования экономических явлений и оценки их чувствительности к изменению факторов внешней и внутренней среды и управленческим воздействиям. Каждая наука имеет свой предмет исследования, который изучает, используя присущие ей методы. Определение предмета имеет принципиальное значение для обоснования самостоятельности и обособленности той или иной отрасли знаний. Предметом АХД являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. Объектом АХД являются экономические результаты хозяйственной деятельности (в промышленности – производство и реализация продукции, ее себестоимость, использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов; в сельском хозяйстве, кроме этого, - степень использования земельных ресурсов предприятия: выход продукции на 100 га сельскохозяйственных угодий, урожайность, качество почвы, состав посевных площадей и т.д.) Основная цель АХД – подготовка информации для принятия оптимальных управленческих решений и для обоснования текущих и перспективных планов, направленных на достижение краткосрочных и стратегических целей предприятия. Выделяют 3 функции АХД: 1. Оценочная – состоит в определении соответствия состояния экономики предприятия ее целевым параметрам и потенциальным возможностям; 2. Диагностическая – в исследовании причин отклонений от целевых параметров и прогнозировании дальнейшего развития; 3. Поисковая – в выявлении потенциальных возможностей достижения поставленных целей. Исходя из целей и основных функций анализа формируются его задачи: 1. изучение состояния и тенденций экономического развития предприятия за прошлые годы; 2. прогнозирование результатов деятельности на основе сложившихся тенденций развития и предполагаемых изменений в перспективе; 3. научное обоснование текущих и перспективных планов; 4. контроль за выполнением планов и управленческих решений; 5. изучение влияния объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов на результаты хозяйственной деятельности; 6. поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики; 7. оценка результатов деятельности предприятия по достижению поставленных целей; 8. оценка степени финансовых и операционных рисков и выработка внутренних механизмов управления им с целью укрепления рыночных позиций предприятия и повышения доходности бизнеса; 9. обоснование мероприятий по устранению выявленных недостатков и освоению резервов повышения эффективности функционирования предприятия с целью повышения его конкурентных преимуществ. Т.о. АХД как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, измерением влияния факторов, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию.
Виды экономического анализа АХД классифицируют по разным признакам, что имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач: 1. По отраслевому признаку (основывается на общественном разделении труда): - отраслевой – его методика учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленность, торговля, транспорт и т.д.); - межотраслевой – является теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях экономики. 2. По пространственному признаку: - внутрифирменный – изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений; - межфирменный – сравниваются результаты деятельности двух и более предприятий, направлен на выявление резервов повышения эффективности работы исследуемого предприятия. 3. По признаку времени: - предварительный (перспективный, прогнозный) – проводится до осуществления хозяйственных операций. Необходим для обоснования управленческих решений и планов-прогнозов. Он делится на: · краткосрочный – период до 1 года. Используется для выработки тактической политики предприятия в области бизнеса; · долгосрочный – свыше 1 года. Используется для определения стратегии предприятия. - последующий (ретроспективный, исторический)- после осуществления хозяйственной операции. Используется для изучения тенденций развития, контроля за выполнением оперативных и стратегических планов. Ретроспективный анализ подразделяют: · оперативный – проводится сразу после совершения хозяйственной операции или изменения ситуации за короткие отрезки времени (сутки, декаду и т.д.). Цель – оперативно оценивать изменения относительно заданных параметров, выявлять нежелательные отклонения и причины их возникновения, своевременно принимать корректирующие меры по их устранению; · итоговый – изучает результаты работы за отчетный период (месяц, квартал, год). Деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне. 4. По периодичности проведения: - периодический – делается регулярно за соответствующие отрезки времени (смену, день, месяц и т.д.); - разовый – проводится в связи с разными единовременными обстоятельствами (изменение структуры производства и т.д.) 5. По субъектам (пользователям анализа): - внутренний (управленческий) – осуществляется на предприятии для нужд оперативного, кратко- и долгосрочного управления деятельностью предприятия; - внешний – проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, акционерами, инвесторами и т.д. 6. По степени охвата изучаемых объектов: - сплошной – выводы делаются после изучения всех без исключения объектов; - выборочный – по результатам исследования части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа. 7. По содержанию программы: - комплексный (всесторонний); - тематический – исследуются отдельные стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес. 8. По аспектам исследования: - финансовый – процесс исследования финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования. Внешний финансовый анализ (банки, аудиторы и т.д.) проводится для диагностики и прогнозирования финансового состояния предприятия. Внутрифирменный анализ проводится финансовыми службами предприятия. Его цель – поиск резервов и разработка программы конкретных мероприятий по повышению доходности, укреплению финансового состояния предприятия; - технико-экономический – ориентирован на изучение организационного и научно-технического уровня предприятия, изыскание инноваций в области совершенствования техники, технологии и организации производства в целях повышения эффективности операционной деятельности; - маркетинговый – применяется службой маркетинга предприятия для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения и коммерческого риска; - инвестиционный – для разработки оптимальных программ инвестиционного проекта; - социально-экономический – изучает причинно-следственную взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйствования; - экономико-экологический; - функционально-стоимостный; - логистический – исследуются товарные потоки, начинающиеся от поставщика сырья, проходящие через предприятия и заканчивающиеся у покупателей; - функционально-стоимостный; - институциональный - оценивается организационная, правовая, политическая обстановка, в рамках которой будет осуществляться деятельность предприятия, изучается нормативная база, отношения с партнерами, контрагентами по бизнесу, вырабатывается тактическая и стратегическая политика предприятия в области делового сотрудничества с ними и др. 9. По методике изучения: - качественный; - количественный (факторный); - экспресс-анализ; - фундаментальный; - ситуационный; - маржинальный – метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные. С его помощью определяют критические величины объема продаж, цены, постоянных и переменных расходов, при достижении которых финансовый результат будет равен нулю; - экономико-математический; - SWOT-анализ; - АВС-анализ.
3. Принципы АХД: 1. Научности – методология аналитического исследования должна базироваться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов производства, достижения НТП, передового опыта. 2. Комплексности – требует охвата всех звеньев и сторон деятельности, всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия. 3. Принцип обеспечения системного подхода – изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и соподчиненности его отдельных элементов, взаимовлияния элементов на систему и на среду, а также влияние самой системы на структурные элементы. 4. Объективности – исследование экономических процессов на основе достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность. Выводы анализа должны обосновываться точными аналитическими расчетами. 5. Действенности – необходимость активного воздействия АХД на достижение поставленных целей, своевременного выявления недостатков, упущений в работе, изучения путей повышения эффективности работы (практическое использование материалов анализа для управления предприятием). 6. Регулярности – анализ должен проводиться планомерно и систематически (планирование аналитической работы, распределение обязанностей между исполнителями, контроль за ее проведением). 7. Оперативности – выражается в умении быстро и четко проводить анализ, своевременно выявлять причины отклонения от поставленных целей, принимать необходимые корректирующие меры по устранению отрицательного воздействия факторов. 8. Принцип массовости (демократизм) – участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия. 9. Государственный подход при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования обязывает учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству. 10. Эффективности – затраты на проведение АХД должны давать многократный эффект.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1955; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.91 (0.011 с.) |