Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, сущность и значение экономического анализа

Поиск

Виды экономического анализа

Принципы экономического анализа

Роль АХД в управлении производством и повышении его эффективности

Понятие, сущность и значение экономического анализа

Термин «анализ» происходит от греч. слова analizis – разделяю, расчленяю. Следовательно, анализ в узком плане представляет собой разделение явления или предмета на составные части (элементы), что необходимо для изучения их внутренней сущности.

Вместе с тем, многочисленные явления и процессы окружающей среды не могут быть осмыслены только с помощью анализа. Часто возникает потребность использования др. способов мышления. Наиболее близок в этом плане к анализу синтез, который выявляет связи и зависимости между отдельными частями изучаемого предмета, соединяет их в единое целое. Только анализ и синтез в единстве обеспечивают научное изучение явлений во всесторонней диалектической связи.

Под анализом в широком смысле понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

Развитие производительных сил, производственных отношений, наращивание объемов производства, расширение обмена, усиление конкуренции содействовали становлению экономического анализа как самостоятельной отрасли науки.

Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

Экономический анализ представляет собой структурированный процесс исследования экономических явлений и оценки их чувствительности к изменению факторов внешней и внутренней среды и управленческим воздействиям.

Каждая наука имеет свой предмет исследования, который изучает, используя присущие ей методы. Определение предмета имеет принципиальное значение для обоснования самостоятельности и обособленности той или иной отрасли знаний.

Предметом АХД являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.

Объектом АХД являются экономические результаты хозяйственной деятельности (в промышленности – производство и реализация продукции, ее себестоимость, использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов; в сельском хозяйстве, кроме этого, - степень использования земельных ресурсов предприятия: выход продукции на 100 га сельскохозяйственных угодий, урожайность, качество почвы, состав посевных площадей и т.д.)

Основная цель АХД – подготовка информации для принятия оптимальных управленческих решений и для обоснования текущих и перспективных планов, направленных на достижение краткосрочных и стратегических целей предприятия.

Выделяют 3 функции АХД:

1. Оценочная – состоит в определении соответствия состояния экономики предприятия ее целевым параметрам и потенциальным возможностям;

2. Диагностическая – в исследовании причин отклонений от целевых параметров и прогнозировании дальнейшего развития;

3. Поисковая – в выявлении потенциальных возможностей достижения поставленных целей.

Исходя из целей и основных функций анализа формируются его задачи:

1. изучение состояния и тенденций экономического развития предприятия за прошлые годы;

2. прогнозирование результатов деятельности на основе сложившихся тенденций развития и предполагаемых изменений в перспективе;

3. научное обоснование текущих и перспективных планов;

4. контроль за выполнением планов и управленческих решений;

5. изучение влияния объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов на результаты хозяйственной деятельности;

6. поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики;

7. оценка результатов деятельности предприятия по достижению поставленных целей;

8. оценка степени финансовых и операционных рисков и выработка внутренних механизмов управления им с целью укрепления рыночных позиций предприятия и повышения доходности бизнеса;

9. обоснование мероприятий по устранению выявленных недостатков и освоению резервов повышения эффективности функционирования предприятия с целью повышения его конкурентных преимуществ.

Т.о. АХД как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, измерением влияния факторов, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию.

 

Виды экономического анализа

АХД классифицируют по разным признакам, что имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач:

1. По отраслевому признаку (основывается на общественном разделении труда):

- отраслевой – его методика учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленность, торговля, транспорт и т.д.);

- межотраслевой – является теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях экономики.

2. По пространственному признаку:

- внутрифирменный – изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений;

- межфирменный – сравниваются результаты деятельности двух и более предприятий, направлен на выявление резервов повышения эффективности работы исследуемого предприятия.

3. По признаку времени:

- предварительный (перспективный, прогнозный) – проводится до осуществления хозяйственных операций. Необходим для обоснования управленческих решений и планов-прогнозов. Он делится на:

· краткосрочный – период до 1 года. Используется для выработки тактической политики предприятия в области бизнеса;

· долгосрочный – свыше 1 года. Используется для определения стратегии предприятия.

- последующий (ретроспективный, исторический)- после осуществления хозяйственной операции. Используется для изучения тенденций развития, контроля за выполнением оперативных и стратегических планов. Ретроспективный анализ подразделяют:

· оперативный – проводится сразу после совершения хозяйственной операции или изменения ситуации за короткие отрезки времени (сутки, декаду и т.д.). Цель – оперативно оценивать изменения относительно заданных параметров, выявлять нежелательные отклонения и причины их возникновения, своевременно принимать корректирующие меры по их устранению;

· итоговый – изучает результаты работы за отчетный период (месяц, квартал, год). Деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне.

4. По периодичности проведения:

- периодический – делается регулярно за соответствующие отрезки времени (смену, день, месяц и т.д.);

- разовый – проводится в связи с разными единовременными обстоятельствами (изменение структуры производства и т.д.)

5. По субъектам (пользователям анализа):

- внутренний (управленческий) – осуществляется на предприятии для нужд оперативного, кратко- и долгосрочного управления деятельностью предприятия;

- внешний – проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, акционерами, инвесторами и т.д.

6. По степени охвата изучаемых объектов:

- сплошной – выводы делаются после изучения всех без исключения объектов;

- выборочный – по результатам исследования части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.

7. По содержанию программы:

- комплексный (всесторонний);

- тематический – исследуются отдельные стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес.

8. По аспектам исследования:

- финансовый – процесс исследования финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования. Внешний финансовый анализ (банки, аудиторы и т.д.) проводится для диагностики и прогнозирования финансового состояния предприятия. Внутрифирменный анализ проводится финансовыми службами предприятия. Его цель – поиск резервов и разработка программы конкретных мероприятий по повышению доходности, укреплению финансового состояния предприятия;

- технико-экономический – ориентирован на изучение организационного и научно-технического уровня предприятия, изыскание инноваций в области совершенствования техники, технологии и организации производства в целях повышения эффективности операционной деятельности;

- маркетинговый – применяется службой маркетинга предприятия для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения и коммерческого риска;

- инвестиционный – для разработки оптимальных программ инвестиционного проекта;

- социально-экономический – изучает причинно-следственную взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйствования;

- экономико-экологический;

- функционально-стоимостный;

- логистический – исследуются товарные потоки, начинающиеся от поставщика сырья, проходящие через предприятия и заканчивающиеся у покупателей;

- функционально-стоимостный;

- институциональный - оценивается организационная, правовая, политическая обстановка, в рамках которой будет осуществляться деятельность предприятия, изучается нормативная база, отношения с партнерами, контрагентами по бизнесу, вырабатывается тактическая и стратегическая политика предприятия в области делового сотрудничества с ними и др.

9. По методике изучения:

- качественный;

- количественный (факторный);

- экспресс-анализ;

- фундаментальный;

- ситуационный;

- маржинальный – метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные. С его помощью определяют критические величины объема продаж, цены, постоянных и переменных расходов, при достижении которых финансовый результат будет равен нулю;

- экономико-математический;

- SWOT-анализ;

- АВС-анализ.

 

3. Принципы АХД:

1. Научности – методология аналитического исследования должна базироваться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов производства, достижения НТП, передового опыта.

2. Комплексности – требует охвата всех звеньев и сторон деятельности, всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия.

3. Принцип обеспечения системного подхода – изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и соподчиненности его отдельных элементов, взаимовлияния элементов на систему и на среду, а также влияние самой системы на структурные элементы.

4. Объективности – исследование экономических процессов на основе достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность. Выводы анализа должны обосновываться точными аналитическими расчетами.

5. Действенности – необходимость активного воздействия АХД на достижение поставленных целей, своевременного выявления недостатков, упущений в работе, изучения путей повышения эффективности работы (практическое использование материалов анализа для управления предприятием).

6. Регулярности – анализ должен проводиться планомерно и систематически (планирование аналитической работы, распределение обязанностей между исполнителями, контроль за ее проведением).

7. Оперативности – выражается в умении быстро и четко проводить анализ, своевременно выявлять причины отклонения от поставленных целей, принимать необходимые корректирующие меры по устранению отрицательного воздействия факторов.

8. Принцип массовости (демократизм) – участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия.

9. Государственный подход при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования обязывает учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству.

10. Эффективности – затраты на проведение АХД должны давать многократный эффект.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1955; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.91 (0.011 с.)