АХД классифицируется по разным признакам, что имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач (таблица 1).
Таблица 1 – Классификация АХД
Классификационный признак
| Виды АХД
| Значение анализа
|
1 По отраслевому признак
| 1.1 отраслевой анализ
| анализ, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.)
|
1.2 межотраслевой анализ
| (теория АХД) является теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях экономики
|
2 По пространственному признаку
| 2.1 внутрифирменный анализ
| изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений
|
2.2 межфирменный анализ
| сравниваются результаты деятельности двух предприятий или более. Направлен на поиск и выявление резервов повышения эффективности работы анализируемого предприятия
|
3 По признаку времени
| 3.1 предварительный (перспективный) анализ
3.1.1 краткосрочный (до одного года)
3.1.2 долгосрочный (свыше года)
| проводится до осуществления хозяйственных операций. Необходим для обоснования управленческих решений и планов-прогнозов, предупреждения нежелательных последствий на основе оценки чувствительности результативных показателей к изменению факторов внешнего и внутреннего характера.
Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный – стратегической политики предприятия в области бизнеса
|
3.2 последующий (ретроспективный, исторический) анализ
3.2.1 оперативный
3.2.2 итоговый
| осуществляется после совершения хозяйственных операций. Он используется для изучения тенденций развития, контроля за выполнением оперативных и стратегических планов, объективной оценки и диагностики результатов деятельности предприятия и уровня предпринимательских рисков.
Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций за короткие отрезки времени (смену, сутки и т.д.). Его цель – оперативно оценивать изменения относительно заданных параметров, выявлять нежелательные отклонения и причины их возникновения, своевременно принимать корректирующие меры по их устранению. Итоговый анализ изучает результаты работы за отчетный период (месяц, квартал, год).
|
4 По периодичности проведения
| 4.1 периодический анализ
| делается регулярно за соответствующие отрезки времени (смену, день, месяц, квартал, год)
|
4.2 разовый анализ
| проводится в связи с разными обстоятельствами единовременного характера (переход на новую технологию, изменение структуры производства и т.д.)
|
5 По субъектам (пользователям анализа)
| 5.1 внутренний (управленческий) анализ
| осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативно краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Его результаты являются коммерческой тайной
|
5.2 внешний анализ
| проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами, партнерами по бизнесу
|
6 По степени охвата изучаемых объектов
| 6.1 сплошной анализ
| выводы делаю после изучения всех без исключения объектов
|
6.2 выборочный анализ
| выводы делаю по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа
|
7 По содержанию программы
| 7.1 комплексный анализ
| деятельность предприятия изучается всесторонне
|
7.2 тематический анализ
| исследуются только отдельные стороны деятельности предприятия, представляющие в определенный момент наибольший интерес, например вопросы использования материальных ресурсов, снижения себестоимости продукции, изменения ассортимента продукции и т.д.
|
8 По аспектам исследования
| 8.1 финансовой анализ
| исследует процесс финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования.
Внешний финансовый анализ – диагностика и прогнозирование финансового состояния предприятия, проводится банками, инвесторами
Внутрифирменный финансовый анализ проводится финансовыми службами предприятия. Цель – поиск резервов и разработка программы конкретных мероприятий по повышению доходности и наращиванию величины собственного капитала, укреплению финансового состояния предприятия и уменьшению финансовых рисков. Результаты его являются коммерческой тайной.
|
| 8.2 технико-экономический анализ
| ориентирован на изучение организационного и научно-технического уровня предприятия, изыскание инноваций в области совершенствования техники, технологии и организации производства в целях повышения эффективности операционной деятельности и усиления конкурентных преимуществ предприятия
|
8.3 маркетинговый анализ
| изучение внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности
|
8.4 инвестиционный анализ
| используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования, для обоснования оптимального варианта инвестиционного проекта
|
8.5 социально-экономический анализ
| изучает причинно-следственную взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйствования. Цель – выявление возможностей дальнейшего развития социальной сферы, улучшения условий труда и повышения уровня его мотивации, направленных на повышение эффективности функционирования предприятия
|
8.6 экономико-экологический анализ
| составная часть управления природоохранной деятельностью предприятия, исследует взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию. Цель - обоснование тактической и стратегической политики по вопросам охраны окружающей среды, создания экологически чистой продукции, безопасного производства и повышения эффективности природоохранных мероприятий
|
8.7 логистический анализ
| исследуются товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через фирму и заканчивающиеся у покупателей
|
8.8 институциональный анализ
| оценивается организационная, правовая, политическая обстановка, в которой будет осуществляться деятельность предприятия, изучаются нормативная база, отношения с местными властями, партнерами и контрагентами по бизнесу и вырабатывается стратегическая и тактическая политика предприятия в области делового сотрудничества
|
8.9 функционально-стоимостный анализ
| это метод системного исследования объекта на стадии проектирования, направленный на оптимизацию соотношения между потребительскими свойствами изделия и затратами на его разработку, производство и эксплуатацию. Задача – создание такого варианта изделия, который наиболее полно удовлетворял бы основным функциональным запросам потребителя и был бы наиболее экономичным
|
9 По методике изучения объектов
| 9.1 качественный анализ
| способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках изучаемых явлений
|
9.2 количественный (факторный) анализ
| основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов
|
9.3 экспресс-анализ
| способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений. К примеру, если темпы роста товарной продукции выше темпов реализации продукции – это признак затоваривания
|
9.4 фундаментальный анализ
| углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата
|
9.5 ситуационный анализ
| процесс подготовки информации для управления конкретной ситуацией в изменяющейся среде. Позволяет исходя из понимания ситуации и динамики ее развития вырабатывать обоснованные управленческие решения и принимать своевременные меры по предотвращению кризисного состояния
|
9.6 маржинальный анализ
| метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные. С его помощью определяют критические величины объема продаж, цены, постоянных и переменных расходов, при достижении которых финансовый результат будет равен нулю
|
9.7 экономико-математический анализ
| выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования производственного потенциала предприятия
|
9.8 SWOT-анализ
| устанавливает потенциальные внутренние сильные и слабые стороны предприятия, потенциальные внешние возможности и угрозы для бизнеса
|
9.9 АВС-анализ
| используется для определения ключевых моментов и приоритетов в области управленческих задач, процессов, материалов поставщиков, групп продуктов, рынков сбыта, категорий клиентов
|
Вопрос 4. Принципы анализа
Основные принципы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Принцип
| Содержание принципа
|
Конкретность
| Анализ основывается на реальных данных, результаты его получают конкретное количественное выражение
|
Комплексность
| Всестороннее изучение экономического явления или процесса с целью объективной его оценки
|
Системность
| Изучение экономических явлений во взаимосвязи друг с другом, а не изолированно
|
Регулярность
| Анализ следует проводить постоянно через заранее определенные промежутки времени, а не от случая к случаю
|
Объективность
| Критическое и беспристрастное изучение экономических явлений, выработка обоснованных выводов
|
Действенность
| Пригодность результатов анализа для использования в практических целях, для повышения результативности производственной деятельности
|
Экономичность
| Затраты, связанные с проведением анализа, должны быть существенно меньше того экономического эффекта, который будет получен в результате его проведения
|
Сопоставимость
| Данные и результаты анализа должны быть легко сопоставимы друг с другом, а при регулярном проведении аналитических процедур должна соблюдаться преемственность результатов
|
Научность
| При проведении анализа следует руководствоваться научно обоснованными методиками и процедурами
|
Вопрос 5. Виды информации и требования, предъявляемые к экономической информации
Продолжение вопроса, начало было дано на лекции
Выделяют следующие группы источников экономической информации (рис.1).
Рисунок 1 – Источники информации в анализе
Требования, предъявляемые к экономической информации:
1. полнота данных и рациональность, т.е. при анализе необходимо иметь информацию в полном объеме, отражающую ту или иную деятельность предприятия, рациональность предполагает достаточность данных;
2. аналитичность данных, т.е. информация должна характеризовать не только абсолютное значение показателей, но и их динамику. Это требование важно в отношении показателя «затраты». В то же время существует проблема идентификации информации, что ведет к повышению затрат на сбор информации, ее передачу и хранение. Недостаток информации приводит к снижению уровня обоснованности принимаемых решений.
3. достоверность, т.е. объективность исследуемых явлений, обеспечивается проведением контроля, ревизий, а также несением ответственности за искажение информации;
4. оперативность получения информации, т.е. информация должна быть готова к использованию в любой момент времени;
5. сравнимость данных в процессе проведения динамического и структурного анализа;
6. непрерывность;
7. перспективность, заключается в необходимости составления прогнозов;
8. аддитивность - сводимость соответствующих показателей с применением стоимостной оценки.
Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежит бухгалтерскому учету, где наиболее полно отражены хозяйственные явления, процессы и результаты.
Процесс подготовки к анализу включает обеспечение сопоставимости данных, упрощение числовой информации, использование средних и относительных величин, сокращенного аналитического баланса и др.