ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Виды анализа хозяйственной деятельности и их классификация



 

АХД классифицируется по разным признакам, что имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач (таблица 1).

Таблица 1 – Классификация АХД

Классификационный признак Виды АХД Значение анализа
1 По отраслевому признак 1.1 отраслевой анализ анализ, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.)
1.2 межотраслевой анализ (теория АХД) является теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях экономики
2 По пространственному признаку 2.1 внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений
2.2 межфирменный анализ сравниваются результаты деятельности двух предприятий или более. Направлен на поиск и выявление резервов повышения эффективности работы анализируемого предприятия
3 По признаку времени 3.1 предварительный (перспективный) анализ 3.1.1 краткосрочный (до одного года) 3.1.2 долгосрочный (свыше года) проводится до осуществления хозяйственных операций. Необходим для обоснования управленческих решений и планов-прогнозов, предупреждения нежелательных последствий на основе оценки чувствительности результативных показателей к изменению факторов внешнего и внутреннего характера. Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный – стра­тегической политики предприятия в области бизнеса
3.2 последующий (ретроспективный, исторический) анализ 3.2.1 оперативный 3.2.2 итоговый осуществляется после совершения хозяйственных операций. Он используется для изучения тенденций развития, контроля за выполнени­ем оперативных и стратегических планов, объективной оценки и диагностики результатов деятельности предприятия и уровня пред­принимательских рисков. Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций за короткие отрезки времени (смену, сутки и т.д.). Его цель – оперативно оценивать изменения относительно заданных парамет­ров, выявлять нежелательные отклонения и причины их возникно­вения, своевременно принимать корректирующие меры по их устранению. Итоговый анализ изучает результаты работы за отчетный пери­од (месяц, квартал, год).
4 По периодичности проведения 4.1 периодический анализ делается регулярно за соответствующие отрезки времени (смену, день, месяц, квартал, год)
4.2 разовый анализ проводится в связи с разными обстоятельствами единовременного характера (переход на новую технологию, изменение структуры производства и т.д.)

 

5 По субъектам (пользователям анализа) 5.1 внутренний (управленческий) анализ   осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативно краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Его результаты являются коммерческой тайной
5.2 внешний анализ проводится на осно­вании финансовой и статистической отчетности органами хозяй­ственного управления, банками, финансовыми органами, акцио­нерами, инвесторами, партнерами по бизнесу
6 По степени охвата изучаемых объектов 6.1 сплошной анализ выводы делаю после изучения всех без исключения объектов
6.2 выборочный анализ выводы делаю по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа
7 По содержанию программы 7.1 комплексный анализ деятельность предприятия изучается всесторонне
7.2 тематический анализ исследуются только отдельные стороны деятельности предприятия, представляющие в определенный момент наибольший интерес, например вопросы использования материальных ресурсов, снижения себестоимости продукции, изменения ассортимента продукции и т.д.
8 По аспектам исследования 8.1 финансовой анализ исследует процесс финансового механизма функционирования субъектов хозяй­ствования. Внешний финансовый анализ – диагностика и прогнозирование финансового состояния предприятия, проводится банками, инвесторами Внутрифирменный финансовый анализ проводится финансо­выми службами предприятия. Цель – по­иск резервов и разработка программы конкретных мероприятий по повышению доходности и наращиванию величины собствен­ного капитала, укреплению финансового состояния предприятия и уменьшению финансовых рисков. Результаты его являются ком­мерческой тайной.
  8.2 технико-экономический анализ ориентирован на изучение органи­зационного и научно-технического уровня предприятия, изыскание инноваций в области совершенствования техники, технологии и ор­ганизации производства в целях повышения эффективности опера­ционной деятельности и усиления конкурентных преимуществ пред­приятия
8.3 маркетинговый анализ изучение внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продук­ции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммер­ческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности  
8.4 инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования, для обоснования оптимального варианта инвес­тиционного проекта
8.5 со­циально-экономический анализ изучает причинно-следствен­ную взаимосвязь социальных и экономических процессов, их вли­яние друг на друга и на экономические результаты хозяйствования. Цель – выявление возможностей дальнейшего развития соци­альной сферы, улучшения условий труда и повышения уровня его мотивации, направленных на повышение эффективности функ­ционирования предприятия
8.6 экономико-экологический анализ составная часть управления природоохранной деятельностью предприятия, исследует взаимодействия экологи­ческих и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию. Цель - обоснование тактической и стратегической политики по вопросам охраны окружающей среды, создания экологически чис­той продукции, безопасного производства и повышения эффек­тивности природоохранных мероприятий
8.7 логистический анализ исследуются товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через фирму и заканчивающиеся у покупателей
8.8 институциональный анализ оценивается организацион­ная, правовая, политическая обстановка, в которой будет осуществляться деятельность предприятия, изучаются норматив­ная база, отношения с местными властями, партнерами и контр­агентами по бизнесу и вырабатывается стратегическая и тактическая политика предприятия в области делового сотрудничества
8.9 функционально-стоимостный анализ это метод систем­ного исследования объекта на стадии проектирования, направлен­ный на оптимизацию соотношения между потребительскими свой­ствами изделия и затратами на его разработку, производство и эксплуатацию. Задача – создание такого варианта изделия, который наиболее полно удовлетворял бы основным функциональным запросам потребителя и был бы наиболее эко­номичным
9 По методике изучения объектов 9.1 качественный анализ способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках изучаемых явлений
9.2 ко­личественный (факторный) анализ основан на количествен­ных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов
9.3 экспресс-анализ способ диагностики состо­яния экономики предприятия на основе типичных признаков, ха­рактерных для определенных экономических явлений. К примеру, если темпы роста товарной продук­ции выше темпов реализации продукции – это признак затовари­вания
9.4 фундаментальный анализ углубленное, ком­плексное исследование сущности изучаемых явлений с использо­ванием математического аппарата
9.5 ситуационный анализ процесс под­готовки информации для управления конкретной ситуацией в из­меняющейся среде. Позволяет исходя из понимания ситуации и динамики ее развития вырабатывать обоснован­ные управленческие решения и принимать своевременные меры по предотвращению кризисного состояния
9.6 маржинальный анализ метод оценки и обоснования эф­фективности управленческих решений в бизнесе на основе изуче­ния причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себесто­имости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные. С его помощью определяют критические величины объема продаж, цены, постоянных и переменных расходов, при достижении кото­рых финансовый результат будет равен нулю
9.7 экономико-мате­матический анализ выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования производственного потенциала предприятия
9.8 SWOT-анализ устанавливает потенци­альные внутренние сильные и слабые стороны предприятия, по­тенциальные внешние возможности и угрозы для бизнеса
9.9 АВС-анализ используется для определения ключевых моментов и приоритетов в облас­ти управленческих задач, процессов, материалов поставщиков, групп продуктов, рынков сбыта, категорий клиентов

 

Вопрос 4. Принципы анализа

 

Основные принципы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Принцип Содержание принципа
Конкретность Анализ основывается на реальных данных, результаты его получают конкретное количественное выражение
Комплексность Всестороннее изучение экономического явления или про­цесса с целью объективной его оценки
Системность Изучение экономических явлений во взаимосвязи друг с другом, а не изолированно
Регулярность Анализ следует проводить постоянно через заранее опре­деленные промежутки времени, а не от случая к случаю
Объективность Критическое и беспристрастное изучение экономических явлений, выработка обоснованных выводов
Действенность Пригодность результатов анализа для использования в практических целях, для повышения результативности производственной деятельности
Экономичность Затраты, связанные с проведением анализа, должны быть существенно меньше того экономического эффекта, кото­рый будет получен в результате его проведения
Сопоставимость Данные и результаты анализа должны быть легко сопоста­вимы друг с другом, а при регулярном проведении анали­тических процедур должна соблюдаться преемственность результатов
Научность При проведении анализа следует руководствоваться научно обоснованными методиками и процедурами

Вопрос 5. Виды информации и требования, предъявляемые к экономической информации

 

Продолжение вопроса, начало было дано на лекции

 

Выделяют следующие группы источников экономической информации (рис.1).

Рисунок 1 – Источники информации в анализе

Требования, предъявляемые к экономической информации:

1. полнота данных и рациональность, т.е. при анализе необходимо иметь информацию в полном объеме, отражающую ту или иную деятельность предприятия, рациональность предполагает достаточность данных;

2. аналитичность данных, т.е. информация должна характеризовать не только абсолютное значение показателей, но и их динамику. Это требование важно в отношении показателя «затраты». В то же время существует проблема идентификации информации, что ведет к повышению затрат на сбор информации, ее передачу и хранение. Недостаток информации приводит к снижению уровня обоснованности принимаемых решений.

3. достоверность, т.е. объективность исследуемых явлений, обеспечивается проведением контроля, ревизий, а также несением ответственности за искажение информации;

4. оперативность получения информации, т.е. информация должна быть готова к использованию в любой момент времени;

5. сравнимость данных в процессе проведения динамического и структурного анализа;

6. непрерывность;

7. перспективность, заключается в необходимости составления прогнозов;

8. аддитивность - сводимость соответствующих показателей с применением стоимостной оценки.

Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежит бухгалтерскому учету, где наиболее полно отражены хозяйственные явления, процессы и результаты.

Процесс подготовки к анализу включает обеспечение сопоставимости данных, упрощение числовой информации, использование средних и относительных величин, сокращенного аналитического баланса и др.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.205.144 (0.011 с.)