Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Бухгалтерская отчетность, ее Роль и значение

Поиск

1 Понятие и состав бухгалтерской отчетности предприятия, требования к ней

2 Порядок формирования бухгалтерской отчетности

3 Роль бухгалтерской отчетности в принятии управленческих решений

 

Вопрос 1. Понятие и состав бухгалтерской отчетности предприятия, требования к ней

 

Отчетность представляет собой совокупность сведений о работе организа­ции за определенный период времени, сгруппированных в установленном порядке и последовательности. Отчет­ность состоит из ряда форм (таблиц), в которых содержатся эти по­казатели. Она является важным средством управления предприяти­ем, основой оценки его работы и источником данных для экономи­ческого анализа.

Отчетность завершает учетный процесс и состоит из итоговых показателей, которые получают в конце отчетного периода путем подсчета и специальной обработки (обобщения, детализации, группировки и т.п.) данных текущего учета. Поэтому она содержит обобщенные данные текущего учета, представляемые в ней в системе показателей, устанавливаемой Федеральной службой государственной статистики и Министерством финансов Российской Федерации.

Составляемая организациями отчетность классифицируется по ряду при­знаков.

По экономическому содержанию различают:

Статистическая отчетность представляет собой систему количественных и качественных показателей, характеризующих работу организации за опреде­ленный период времени. С ее помощью осуществляется контроль за объемом и качеством произведенной продукции, за движением производственных, финансовых и трудовых показателей.

При составлении статистической отчетности используются данные стати­стического учета, текущего бухгалтерского учета и отчетности.

Оперативная отчетность предназначена для текущего контроля за работой хозяйственного органа. Она содержит минимальное количество показателей, характеризующих результаты работы по отдельным видам деятельности. Опе­ративная отчетность является способом текущего наблюдения за ходом дея­тельности. По своему содержанию и порядку составления она близка к стати­стической отчетности.

Налоговая отчетность (налоговые расчеты) представляет собой сово­купность показателей, характеризующих полноту расчетов с бюджетами разных уровней по налогам. По данным налоговых расчетов (деклараций) определяется правильность исчисления сумм налоговых платежей. Этот вид отчетности составляется по данным бухгалтерского учета и специаль­ных расчетов.

Бухгалтерская отчетность. В соответствии с Положением по бухгалтерско­му учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. С помощью бухгалтерской отчетности осуществляются систематическое наблюдение и контроль за вы­полнением конкретных показателей работы и сохранностью имущества хо­зяйствующего субъекта.

Посредством бухгалтерской (финансовой) отчетности реализуется основная задача бухгалтерского учета – формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении и представление этой информации внутренним и внешним пользователям.

По назначению отчетность делят на внутреннюю и вне­шнюю.

Внешняя отчетность служит источником информации для внешних пользователей о финансовой устойчивости, ре­зультатах финансовой и хозяйственной деятельности, плате­жеспособности экономического субъекта. Внешняя отчетность в международной практике подлежит обязательной публика­ции в средствах массовой информации, специальных изданиях и буклетах, и она называется публичной. Внешняя отчетность отдельных российских предприятий (акционерных обществ, бан­ков, бирж и др.) также подлежит опубликованию в средствах массовой информации. Перед опубликованием отчетность под­вергается обязательной аудиторской проверке, цель которой состоит в подтверждении достоверности отчетных данных.

Внут­ренняя отчетность удовлетворяет информационные потребно­сти самого субъекта в процессе принятия им управленческих решений и строится на данных управленческого учета.

По периодичности бухгалтерскую отчетность подразделя­ют на годовую (составляется за финансовый год) и промежу­точную (составляют нарастающим итогом за квартал, полуго­дие, девять месяцев).

По охвату отчетность делят на индивидуальную, сводную и консолидированную. Индивидуальная отчетность характери­зует положение и результаты деятельности отдельного хозяй­ствующего субъекта — юридического лица. Сводная отчетность составляется министерствами и ведомствами для статистичес­кого обобщения показателей или внутри юридического лица на основании данных по его подразделениям и филиалам, не являющимся самостоятельными юридическими лицами. Консо­лидированная отчетность составляется финансовой группой (ма­теринская компания и ее дочерние предприятия), рассматри­ваемой в качестве единой хозяйствующей организации.

 

Нормативные документы:

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;

2. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации», утверждено приказом Минфина России от 06.07.1999 г. № 43н;

3. Приказ Минфина России от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчётности организаций» (вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчётности за 2011 год).

 

Требования, предъявляемые к финансовой отчетности

Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) определены следующие требования к отчетности: достоверность, нейтральность, существенность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления.

Требование достоверности означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности. Достоверной и полной считается отчетность, сформированная и составленная в соответствии с правилами, установленными национальными стандартами бухгалтерского учета.

Требование нейтральности исключает одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей перед другими, а также влияние посредством отбора или формы представления на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

Требование существенности определяет право организации включать в отчетность дополнительные показатели и пояснения, не предусмотренные типовыми формами бухгалтерской отчетности, для формирования полного представления об имущественном и финансовом положении организации.

Требование целостности означает необходимость включения в отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями.

Требование последовательности закрепляет в практике формирования бухгалтерской отчетности необходимость соблюдения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.

В соответствии с требованием сопоставимости бухгалтерская отчетность должна содержать данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за предшествующий отчетный период.

Требование соблюдения отчетного периода означает, что в качестве отчетного года в России принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т. е. отчетный год совпадает с календарным.

Требование правильного оформления связано с соблюдением формальных принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте Российской Федерации (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т. п.).

Приказ Минфина России от 02.07.10 № 66н утверждает следующие формы бухгалтерской отчетности:

бухгалтерский баланс и отчёт о прибылях и убытках;

приложения к бухгалтерскому балансу и отчёту о прибылях и убытках:

- отчёт об изменениях капитала;

- отчёт о движении денежных средств;

- отчёт о целевом использовании полученных средств, включаемого в состав бухгалтерской отчётности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг).

Все элементы бухгалтерской отчетности связаны между собой и отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений.

Бухгалтерский баланс содержит информацию о финансовом положении организации на определенную дату, т.е. информацию о ресурсах (актив), обязательствах и собственном капитале предприятия (пассив). Это статичный документ, так как составляется на конкретную дату.

Отчет о прибылях и убытках отражает сведения о формировании и использовании прибыли организации и показывает эффективность управленческих решений в финансово-хозяйственной сфере деятельности организации, отражая и суммируя доходы и расходы организации.

Отчет об изменениях капитала – содержит сведения о движении собственного капитала организации, фондов и резервов и дает возможность оценить изменения, происходящие в собственном капитале организации.

Отчет о движении денежных средств содержит информацию о движении денежных средств организации в наличной и безналичной формах. Направления движения денежных средств рассматриваются в разрезе основных видов деятельности организации: текущей, инвестиционной и финансовой.

Текущая (производственно-хозяйственная) деятельность – деятельность, приносящая организации основную выручку.

Инвестиционная деятельность – приобретение и реализация долгосрочных активов и финансовых вложений, не относящихся к эквивалентам денежных средств.

Финансовая деятельность – совокупность операций, приводящая к изменениям в размерах и структуре собственного и заемного капитала организации, за исключением текущей кредиторской задолженности.

В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчёту о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (расшифровка статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках).

Кроме того к бухгалтерской отчетности прилагаются:

Пояснительная записка к финансовому отчету должна отразить особенности деятельности организации, основные виды деятельности, среднегодовую численность сотрудников, состав членов исполнительных и контрольных органов организации.

Аудиторское заключение должно быть составлено независимым аудитором и давать оценку достоверности представленных в бухгалтерской отчетности данных.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.151.112 (0.007 с.)