Вопрос 2. Способы приведения показателей в сопоставимый вид 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Способы приведения показателей в сопоставимый вид



 

Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе, - не­обходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины.

Несопоставимость показателей может быть вызвана разными причинами:

- разным уровнем цен, объемов деятельности;

- структур­ными изменениями;

- неоднородностью качества продукции;

- раз­ными отрезками времени, за которые были исчислены сравнива­емые показатели;

- неодинаковыми исходными условиями деятель­ности (техническими, природными, климатическими и т.д.);

- разной методикой расчета показателей;

- изменением учетной по­литики предприятия и др.

Основными способами приведения показателей в сопоставимый вид являются нейтрализация воздействия стоимостного, объемного, качественного и структурного факторов путем приведения их к базису, а также применение средних, относительных величин, поправочных коэффициентов и т.д. Для обеспечения сопоставимости срав­ниваемые показатели надо приводить к единой базе по перечис­ленным выше факторам.

1. В условиях рыночных отношений особое место отводится индексу цен. С помощью индекса цен осуществляется пересчет важнейших стоимостных показателей из фактических в сопоставимые. С этой целью показатель, который необходимо привести в сопоставимый вид, умножают либо делят (в зависимости от базового уровня, к которому приводят показатель) на индексы потребительских цен «цепным методом».

2. Исключение стоимостного фактора. В первую очередь необходимо принимать во внимание рост цен в связи с инфляцией, оказывающей влияние на величину всех сто­имостных показателей (стоимость произведенной и реализованной продукции, выручку, себестоимость, прибыль, размер материаль­ных затрат, запасов, основных средств и т.д.). Чтобы нейтрализо­вать влияние данного фактора, сравниваемые показатели выража­ют в одних и тех же ценах.

К примеру, для обеспечения сопоставимости валового выпуска продукции ее физический объем в отчетном и базисном периодах выражают в ценах базисного периода:

IВП = , где qx и q0 — физический объем производства i-го вида продукции соответственно в отчетном и базисном периодах;

р0 — цена i-го вида продукции в базисном периоде.

3. Исключение объемного фактора. Многие показатели могут быть несопоставимыми из-за изменения масштабов деятельности предприятия.К примеру, если сравнить сумму затрат отчетного года (∑g1b1 + a1) с затратами базисного пе­риода (∑g0b0 + a0), то разность этих показателей будет обусловле­на не только изменением уровня себестоимости продукции, но и изменениями в объеме производства продукции.

Чтобы привести затраты в сопоставимый вид, необходима нейтрализация влияния объемного фактора, для чего переменную сумму затрат базисного периода надо пересчитать на фактический объем производства продукции отчетного периода (∑g1b0 + a0) после этого сравнить с суммой затрат отчетного периода:

IZ = (∑g1b1 + a1) / (∑g1b0 + a0), где b— переменные затраты на единицу продукции i-го вида;

а— постоянные затраты на весь выпуск продукции в иссле­дуемом периоде, не зависящие от его объема.

4. Исключение качественного фактора. Для нейтрализации воздействия качественного фактора чаще всего объем полученной продукции приводят к стандартному ка­честву, соответственно уменьшая или увеличивая ее количество. Типичный пример – изменение жирности молока (табл. 3).

Как видно из таблицы, показатели, рассчитанные с учетом жир­ности молока, существенно отличаются от показателей, опреде­ленных без нейтрализации качественного фактора: объем произ­водства молока без учета жирности выше прошлогоднего на 20%, а в пересчете на базисную жирность — на 13,1 %.

 

Таблица 3 - Нейтрализация влияния качества молока на объем его производства и себестоимость

Показатель Прошлый период Отчетный период Отчетный период к прошлому, %
Затраты на производство молока, тыс. руб. 15 000 19 800  
Жирность молока, % 3,5 3,3 94,3
Базисная жирность, % 3,4 3,4  
Объемы производства молока, ц • по фактической жирности • по базисной жирности 25 000 25 735 30 000 29 117 113,1
Себестоимость 1 ц молока, руб. • по фактической жирности • по базисной жирности     116,6

 

Фактический уровень себестоимости молока без учета его жирности составляет 660 руб., а в пересчете на базисную – 680 руб. В первом случае она повысилась на 10%, а во втором — на 16,6%.

5. Исключение структурного фактора. Чтобы привести сравниваемые показатели к одинаковой струк­туре,необходимо фактический объем производства продукции пересчитать на структуру базисного периода:

ВП0 = ∑(VВПобщ0 · Удi0 · Цi0) ВПусл = ∑(VВПобщ1 · Удi0 · Цi0)

где VВПобщ— общий объем производства продукции;

Удi— удельный вес i-го вида продукции в общем выпуске;

Цi— цена i-го вида продукции.

6. Применение средние или относи­тельные величины вместо абсолютных величин.Нельзя, например, сравнивать без учета произ­водственной базы предприятий такие абсолютные показатели, как объем производства продукции, сумма прибыли и т.д. Но если вместо абсолютных показателей взять относительные, например производство продукции на одного работника, сумма прибыли на рубль активов, то такие сопоставления весьма корректны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.007 с.)