Вопрос 1. Способ сравнения в АХД 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Способ сравнения в АХД



Сущность сравнения – сопоставление однородных объектов с целью выявления сходства либо различий между ними.

С помощью сравнения выявляется общее и особенное в экономических явле­ниях, устанавливаются изменения в уровне исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития, причинно-следственные связи между ними

Технология сравнения состоит из нескольких этапов:

- выбор сравниваемых объектов,

- выбор вида сравнения (динамическое, пространственное и т.д.),

- выбор базы сравнения (прошлый период, план отчетного периода, эталонное предприятие и др.),

- выбор чис­ла показателей, по которым будут сравниваться объекты,

- выбор шкалы сравнения.

В экономическом анализе различают следующие виды сравни­тельного анализа:

Горизонтальный сравнительный анализ используется для опреде­ления абсолютных и относительных отклонений фактического уров­ня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого пе­риода, среднего уровня, достижении науки и передового опыта).

С помощью вертикального сравнительного анализа изучается структура экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом (удельный вес собственного капитала в общей его сумме), соотношения частей целого между собой (например, собственного и заемного капитала, основного и оборотного капитала), а также влияние факторов на уровень ре­зультативных показателей путем сравнения их величины до и пос­ле изменения соответствующего фактора.

Этап 1. Предварительный обзор обобщающих показателей

 

Рисунок 2 – Схема анализа основных групп показателей

в системе комплексного экономического анализа

 

Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисно­го года, т.е. при исследовании основной тенденции динамики по­казателей.

Динамические (временные) сравнения используют для изучения изменения исследуемых показателей во времени, а статические (пространственные) сравнения – для оценки уровня показателей одного периода по различным хозяйствующим субъектам.

При одномерном сравнительном анализе делаются сопоставления по одному или нескольким показателям одного объекта или сопо­ставление нескольких объектов по одному показателю.

С помощью многомерного сравнительного анализа сопоставля­ются результаты деятельности нескольких предприятий (подраз­делений) по широкому спектру показателей (подробнее он рас­смотрен в дальнейшем).

Рассмотрим каждый тип сравнения.

1. Сравнение фактических данных с плановыми. Такое сравнение позволяет определить степень выполнения плана за месяц, квартал или год, установить отклонения от целевых параметров, выявить проблемы, требующие разрешения.

Сравнение фактических данных за прошлые периоды с плано­выми данными текущего периода используется:

а) для проверки обо­снованности плановых показателей. Для этого фактические данные в среднем за предыдущие три-пять лет сравнивают с данными пла­на текущего года.

б) для выявления неиспользованных резервов повышения эффективности работы предприятия.Если план по какому-либо мероприятию не был выполнен, то это можно рассматривать как неиспользованный резерв увеличения производства продукции, снижения ее себестоимости, роста прибыли и рентабельности.

2. Срав­нение фактических результатов с утвержденными нормами и стан­дартами, которое необходимо для выявления экономии или перерасхода ресурсов на производство продукции, оценки эф­фективности их использования в процессе производства и опреде­ления неиспользованных возможностей увеличения выпуска про­дукции и снижения ее себестоимости.

3. Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов. Сравни­вают результаты сегодняшнего дня со вчерашним, текущего ме­сяца, квартала, года с прошедшими. Это дает возможность оце­нить темпы изменения изучаемых показателей и определить тенденции и закономерности развития экономических процессов.

4. Сравнения с лучшими результатами, достигнутыми в области техники, технологии и организации производства, направлены на поиск новаций и резервов повышения эффективности бизнеса. Такие сравнения могут быть внутрифирменными и межфирмен­ными. Внутри предприятия проводят сравнение среднего уровня показателей с достижениями отдельных его сегментов и устанав­ливают причины их успеха.

В процессе межфирменного сравнительного анализапоказатели анализируемого предприятия сопоставляются с показателями ве­дущих предприятий, имеющих лучшие результаты при одинаковых исходных условиях хозяйствования. Особенно большое значение имеют сопоставления результатов деятельности анализируемого предприятия с данными предприятий-конкурентов.

Межфирменные сравнения проводятся с целью:

• показать руководству, как соотносятся результаты работы предприятия и аналогичных предприятий;

• привлечь внимание руководства к сильным и слабым сторо­нам бизнеса;

• дать руководству объективную базу для оценки эффективно­сти функционирования предприятия и внесения корректив в его стратегическую и тактическую политику.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.006 с.)