Административный контроль и надзор: понятие, сущность, виды. Органы административного контроля и надзора в Республике Беларусь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административный контроль и надзор: понятие, сущность, виды. Органы административного контроля и надзора в Республике Беларусь.



Исходя из направленности контроля можно выделить внутренний (ведомственный ) и внешний (надведомственный, межведомственный) контроль. Внутренний осуществляется в отношении органов одной системы, а внешний – в отношении организационно неподчиненных субъектов.

Помимо указанных видов выделяют также административный и финансовый контроль.

Административный контроль направлен на проверку того, как физ-ми и юрлицами организовано исполнение НПА, насколько эффективно осуществляется управление субъектами управления, одновременно являющимися объектами госконтроля. Административный контроль включает как всю управленческую деятельность, так и отдельные ее направления, применяется всеми контролирующими органами.

Финансовый контроль направлен на проверку организации на предмет экономного и целевого расходования государственных бюджетных и внебюджетных финансовых средств, законности и правильности распределения финансовых средств и ведения бухгалтерских счетов. По содержанию отношений, складывающихся в тех сферах госуправления, которые охватываются гос-м финансовым контролем, обычно выделяют: бюджетно-финансовый, налоговый, банковский, валютный, таможенный контроль и надзор за страховой деятельностью.

Различают также два основных вида контроля - пассивный и активный.

Пассивный контроль осуществляется дискретно, по окончании какого-либо процесса, иными словами, это проверка исполнения.

При активном контроле во время всего процесса исполнения принятого решения оказывается воздействие на объект управления, что позволяет своевременно выявлять и устранять отклонения от нормального функционирования системы управления, а также выявлять и использовать возникшие бла­гоприятные обстоятельства.

По временному параметру различают предварительный, промежуточный (текущий) и итоговый контроль.

Предварительный контроль нацелен на процесс подготовки к последующей реализации принятых решений. Он предусматривает проведение исследования готовности всех подчиненных органов (подразделений) к выполнению функциональных обязанностей, поставленных новых задач, указаний, приказов, плановых позиций, а также охватывает процесс доведения до исполнителей программы действий и проверку полноты ее усвоения. При этом определяется доступность исполнения задуманных мероприятий, обеспеченность необходимыми средствами, оргтехникой, другими материальными ресурсами.

Промежуточный (текущий) контроль пронизывает весь цикл реализации управленческих решений. Текущему контролю подвергаются процесс выполнения плана, ритмичность и полнота его реализации, а также соответствие предпринимаемых действий принятому решению. С помощью этого контроля выявляются недостатки в организации и просчеты в исполнении решений (планов), что позволяет своевременно корректировать их регулирующими решениями.

Итоговый контроль можно представить как объединенный вариант двух предыдущих видов контроля. Иными словами, результат деятельности органа (подразделения или сотрудника) за определенный период времени исследуется для выработки новой программы будущих действий с учетом положительного и отрицательного опыта, а также тенденций изменения обстановки.

В государственном управлении используют следующие формы контроля:

1) Отчеты подразделений и сотрудников, типовые (формализованные) или произвольно описывающие результаты работы, охватывающие, как правило, определенный временной период. За основу принимается плановый период (годовой, полугодовой и т. д.). По результатам выполнения наиболее важных мероприятий отчеты представляются вне зависимости от сроков их исполнения. По требованию руководителей запрашиваются и другие отчеты, например, по конкретным сотруд­никам, линиям, объектам, приказам, указаниям, сферам деятельности и т. д. Рассмотрение отчетности является основной формой контроля в деятельности любого руководителя.

2) Заслушивание на заседаниях, совещаниях, у соответствующих руководителей органов -эта форма контроля применяется достаточно часто в служебной практике. Следует отметить такие ее качества, как демократичность и объективность.

3) Систематическое повседневное отслеживание -проверка хода реализации решений вышестоящих органов, распоряжений руководителя органа (подразделения), исполнения других функциональных обязанностей контролируемыми лицами, а также собственных решений путем изучения и оценки поступающей к субъекту контроля текущей информации, других материалов.

 

4) Контроль исполнения документов, ведение контрольной картотеки и использование автоматизированных систем контроля - существенные элементы организации информационного обслуживания. Операции контроля исполнения документов делятся на творческие (исполнение по существу) и технические (исполнение по срокам). Творческим контролем исполнения документов занимаются специалисты аппарата управления (сотрудники кураторских и инспекторских под­разделений). Технические операции -контроль над сроками и формой исполнения документов, соблюдением их реквизитов - выполняются вспомогательным персоналом (сотрудниками секретариатов, делопроизводственных служб). Основные задачи контроля:

· ведение предупредительного (предварительного) контроля по срокам исполнения документов;

· информирование руководства о состоянии исполнения различных категорий документов;

· ведение последующего контроля (отметка об исполнении документов и передача карточки об исполнении документа в справочную картотеку или для учета в автоматизированной системе контроля).

Отметка о контроле исполнения документа в виде условного обозначения (буква «К») или штампа «Контроль» проставляется на поле документа напротив реквизита, заголовка к тексту.

Самоконтроль -это регуляция самой личностью (сотрудником) своего рабочего состояния, т. е. это контроль соб­ственной деятельности, осуществляемый с целью оценки ее эффективности, затрат времени на выполняемую работу, используемых методов, приемов и технических средств.

Разновидностью госконтроля, осуществляемого органами исполнительной власти, является надзор, представляющий собой проверку выполнения подконтрольными органами четко определенной законодательством группы норм и правил, а не всей их деятельности. Специальные административные полномочия здесь не связаны с подчиненностью контролируемых объектов и касаются обеспечения тех условий, без которых они не могут нормально функционировать. Например, в числе таких гарантий можно указать на поднадзорность и подотчетность самих контрольных органов перед соответствующими ветвями государственной власти.

Важнейшей функцией любого государства является контрольная функция, предполагающая контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами экономических и правовых правил и норм в процессе их хоз. деят-ти, а также контроль за исполнительной властью.

В РБ госконтроль обеспечивает КГК, образованный Президентом. В его компетенцию входит контроль за расходованием средств республиканского и местного бюджетов на содержание госаппарата, за соблюдением законодательства по вопросам аренды, разгосударствления, приватизации и отчуждения объектов государственной собственности, инвестиционной деятельности и т.д.

КГК обладает достаточно широкими полномочиями. В частности, он имеет право: *получать от государственных органов и иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей необходимую информацию и проводить проверки (ревизии) их деятельности; *привлекать к участию в проверках (ревизиях) представителей правоохранительных, контролирующих и других государственных органов; *направлять материалы проверок в соответствующие компетентные органы для рассмотрения и принятия необходимых мер; *осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать к ответственности (применять штрафные, экономические санкции) виновных должностных лиц и субъекты хозяйствования всех форм собственности и другие.

Председатель КГК назначается Президентом.

Прокуратура – специальный государственный орган, выполняющий функцию общего надзора за точным и единообразным исполнением законов в стране.

Прокуратура РБ обеспечивает надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государственного управления, общественными объединениями, политическими партиями и движениями, субъектами хозяйствования, должностными лицами и гражданами, причем органы прокуратуры выступают как самостоятельные и независимые. Надзор осуществляется от имени высшего органа государственной власти и распространяется на территорию всего государства. Он осуществляется даже в отношении тех органов и организаций, которые сами призваны осуществлять контроль. Прокурорский надзор обладает только ему присущим качеством всеобщности.

Прокуратура республики и ее органы на местах составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуратур вышестоящим. В нее входят: *Генеральная прокуратура Республики Беларусь; *прокуратуры областей, г. Минска; *прокуратуры районов, городов; *межрайонные прокуратуры; *специализированные прокуратуры (транспортная, военная и т.д.).

Возглавляет Генеральную прокуратуру Генеральный прокурор, который назначается на должность Президентом с согласия Совета Республики и освобождается от должности Президентом с уведомлением Совета Республики и подотчетен Президенту.

Деятельность органов прокуратуры направлена на достижение одной цели – всемерного укрепления законности и правопорядка в обществе и государстве.

Экономическая система как объект государственного регулирования. Типы экономических систем и модели рыночной экономики, их характеристика. Характерные черты и особенности развития белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики.

Экономическая система (ЭС) – совокупность всех экономических процессов и базируется на сложившихся в ней формах собственности на экономические ресурсы и результаты хоз-й деятельности, на присущих ей формах организации и способах регулирования хоз-й деятельности на всех уровнях управления.

Два основных элемента, хар-х ЭС:

1) формы собственности; 2) формы управления.

Типы ЭС:

1) командно-административная (СССР): общественная форма собственности, директивное централизованное управление (планирование).

2) рыночная: смешанная форма собственности, рыночные механизмы + вмешательство гос-ва.

В свою очередь в рыночная экономика выделяет:

- рын эконом свободной конкуренции (чистый капитализм)

- современную рыночную - наблюдается активное вмешательство гос-ва в процессы развития национ. экономики.

Модели рыночной экономики, складывающие на основе одной и той же формы хозяйствования:

саксонская (США, Канада, Англия) – неограниченная свобода предпринимательства;

западноевропейская (Франция, Италия, Испания, Португалия) - активное государственное регулирование, большая доля государственного сектора;

социально ориентированная (Германия, Австрия, Голландия) - подчеркнута социальная направленность государства;

скандинавская (Швеция, Дания, Норвегия) - паритетность государственного и частного капитала, ярко выраженная социальная направленность;

патерналистская (Япония) - усиленное государственное регулирование, использование традиций в современном способе производства.

· китайская

Классификация:

1 ) либеральная экономика – каждый помогает себе сам (Канада, США, Великобритания);

2) социально ориентированная экономика – основное внимание гос-во уделяет соц процессам в обществе, потребностям и интересам народа.

Социально ориентированная белорусская модель предполагает тип рыночной экономики, основой которой является плюрализм форм собственности, значительная степень участия государства в обеспечении эффективного функционирования экономики, регулировании доходов населения и занятости, формировании условий, обеспечивающих удовлетворение наиболее значимых потребностей всего населения. Такой тип экономики является открытым для всех.

Особенности белорусской модели:

сильная роль государства, значительно большая, чем в других странах, «глубина его погружения» в протекающие социально-экономические процессы

сильная и эффективная гос власть.

– наличие частного и гос сектора в экономике. При этом – частный сектор может и должен развиваться наряду с государственным сектором.

приватизация. Ее следует рассматривать не как самоцель, а как средство найти заинтересованного инвестора, создать эффективного собственника.

– развитие интеграционных процессов со странами СНГ, Россией.

– сильная социальная политика – краеугольный камень нашей государственной политики



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.90.236.179 (0.018 с.)