Понятие и основные составляющие социальной инфраструктуры, их характеристика. Государственное регулирование развития социально-культурного и социально-потребительского комплекса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и основные составляющие социальной инфраструктуры, их характеристика. Государственное регулирование развития социально-культурного и социально-потребительского комплекса.



Социальная инфраструктура - комплекс элементов, обеспечивающих общие условия функционирования, развития и воспроизводства социальной сферы. Она включает здравоохранение, образование, культуру, физическую культуру, спорт и туризм, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищное строительство и другие сферы. Состояние и уровень развития соц. инфраструктуры предопределяет уровень и качество жизни населения.

Государство регулирует деятельность учреждений и предприятий социальной инфраструктуры посредством разнообразных форм и методов, используя при этом силу права, административные и экономические рычаги, планирование, программирование, прогнозирование расширяется круг социальных проблем, решаемых местными органами. В основном расходы по содержанию отраслей государство берет на себя, не допуская коммерциализации многих социальных услуг. Прямое финансирование отраслей соц. инфраструктуры за счет средств государственного бюджета будет осуществляться только в части капитальных вложений, для реализации государственных программ в области здравоохранения, образования, культуры, для организации научных исследований в сфере социальных услуг.

Согласно Программе деят-ти Правительства на 2016-2020 гг.

Ггосударственная политика в области обеспечения здоровья населения будет направлена на стабилизацию численности населения и увеличение продолжительности жизни путем реализации мероприятий Государственной программы ”Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь“ на 2016 – 2020 годы. В рамках этой работы предусматривается: принятие в 2016 – 2020 годах нормативных правовых актов Правительства, Министерства здравоохранения, направленных на совершенствование системы оказания медицинской помощи, в том числе определяющих объемы оказания первичной, специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, а также порядок оказания медико-социальной и паллиативной медицинской помощи; развитие стационарозамещающих технологий, переход к общеврачебной практике с увеличением к 2020 году до 100% доли врачей, работающих по принципу врача общей практики в системе оказания первичной медицинской помощи; завершение информатизации организаций здравоохранения, внедрение телекоммуникационных технологий в целях контакта с пациентом и технологии электронного рецепта; развитие целостной системы управления качеством медицинской помощи на основе разработки и внедрения системы показателей качества, использования доказательных технологий.

В целях повышения качества и доступности образования и культуры в соответствии с потребностями инновационной экономики, культурными и образовательными запросами граждан, создания условий для реализации духовного потенциала каждой личности и общества в целом будет обеспечена реализация мероприятий Государственной программы ”Образование и молодежная политика“ на 2016 – 2020 годы, и Государственной программы ”Культура Беларуси“ на 2016 – 2020 годы.

Для повышения эффективности системы образования и сферы культуры предусматривается: совершенствование условий для реализации принципа ”обучение через всю жизнь“; внедрение сетевой формы реализации образовательных программ профессионального образования и обучения; формирование ”облачной“ информационно-образовательной среды, содержащей качественные ресурсы и услуги и базирующейся на современных технических средствах информации, а также развитие дистанционных образовательных технологий; оптимизация сети учреждений образования и культуры с учетом демографической ситуации, потребностей развития страны и особенностей развития регионов, а также создание учреждений культуры смешанного типа с максимальным использованием регионального творческого потенциала, развитие нестационарных форм обслуживания жителей малонаселенных пунктов; проведение реставрационно-восстановительных работ на объектах, имеющих историко-культурную ценность, улучшение их технического состояния для включения в хозяйственный и туристический оборот.

В рамках Государственной программы развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2016 – 2020 годы будет реализован комплекс мероприятий для приобщения различных слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, создания условий для развития детско-юношеского спорта, дальнейшего совершенствования качества организации подготовки спортивного резерва национальных и сборных команд РБ.

Приоритет - оздоровление нации. Оно включает систему формирования человека нового постиндустриального общества, физически здорового, образованного и профессионально подготовленного к использованию новейших технологий, духовно развитого и социально активного, с высоким уровнем производительности труда и рациональным потреблением благ и услуг. Для улучшения демографической ситуации - мероприятия по обеспечению охраны материнства и детства, повышению рождаемости и снижению смертности, укреплению семьи и ее престижа в обществе.

 

 

СКК объединяет образование, науку, культуру, здравоохранение, спорт и туризм, соц. защиту и т.д. и в большей своей части имеет государственный характер. Организация их деятельности обеспечивается соответствующими органами госуправления (министерства и ведомства, НАН).

СПК объединяет произв-во материальных благ и услуг для населения и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения и ЖКХ.

Государство регулирует деятельность учреждений и предприятий СКК и СПК инфраструктуры посредством силы права, административные и экономические рычаги, планирование, программирование, прогнозирование. Создана по всем направлениям нормативно-правовая база через которую осуществляется регулирование.

В прогнозах и планах СЭР РБ находят отражение цели и задачи, стоящие перед развитием национальной системы образования, культуры, науки, спорта и туризма, здравоохранения и т.д. система показателей, характеризующая развитие конкретной отрасли, выделяемые государственные ресурсы.

Государство регулирует деятельность учреждений и предприятий социальной инфраструктуры посредством разнообразных форм и методов, используя при этом силу права, административные и экономические рычаги, планирование, программирование, прогнозирование расширяется круг социальных проблем, решаемых местными органами.

Согласно Программе деят-ти Правительства на 2016-2020 гг.

Государственная политика в области обеспечения здоровья населения будет направлена на стабилизацию численности населения и увеличение продолжительности жизни путем реализации мероприятий Государственной программы ”Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь“ на 2016 – 2020 годы. В рамках этой работы предусматривается: принятие в 2016 – 2020 годах нормативных правовых актов Правительства, Минздрава направленных на совершенствование системы оказания медицинской помощи, в том числе определяющих объемы оказания первичной, специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, а также порядок оказания медико-социальной и паллиативной медицинской помощи; развитие стационарозамещающих технологий, переход к общеврачебной практике с увеличением к 2020 году до 100% доли врачей, работающих по принципу врача общей практики в системе оказания первичной медицинской помощи; завершение информатизации организаций здравоохр-я, внедрение телекоммуникац-х технологий в целях контакта с пациентом и технологии электр-го рецепта; развитие целостной системы управления качеством медицинской помощи на основе разработки и внедрения системы показателей кач-ва, использования доказательных технол-й.

В целях повышения качества и доступности образования и культуры в соответствии с потребностями инновационной экономики, культурными и образовательными запросами граждан, создания условий для реализации духовного потенциала каждой личности и общества в целом будет обеспечена реализация мероприятий Государственной программы ”Образование и молодежная политика“ на 2016 – 2020 годы, и Государственной программы ”Культура Беларуси“ на 2016 – 2020 годы.

Для повышения эффективности системы образования и сферы культуры предусматривается: совершенствование условий для реализации принципа ”обучение через всю жизнь“; внедрение сетевой формы реализации образовательных программ профессионального образования и обучения; формирование ”облачной“ информационно-образовательной среды, содержащей качественные ресурсы и услуги и базирующейся на современных технических средствах информации, а также развитие дистанционных образовательных технологий.

В рамках Госпрограммы развития физической культуры и спорта в РБ на 2016-2020 гг. будет реализован комплекс мероприятий для приобщения различных слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, создания условий для развития детско-юношеского спорта, дальнейшего совершенствования качества организации подготовки спортивного резерва нац-х и сборных команд РБ.

Отрасли социально-потребительского комплекса тесно взаимосвязаны друг с другом и населением, что определяет их территориальную организацию. Внутренняя торговля и общественное питание, бытовое обслуживание населения и ЖКХ производят 14,2 % ВВП; их доля в общей численности занятых в экономике Беларуси - почти 18,7 %.

Торговля - одна из крупных отраслей экономики РБ. Торговля как самостоятельная отрасль нац-й экономики позволяет освободить товаропроизводящие отрасли от необходимости самостоятельно реализовывать произведенное, что привело бы к распылению и неэкономичному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Управление госторговлей осуществляет Минторг, в потребительской кооперации - Белкоопсоюз. Торговля охватывает оптовую и розн-ю.

Общественное питание - отрасль экономики по производству и реализации готовой пищи населению через сеть специальных предприятий (столовых, кафе, ресторанов, буфетов и др.).

Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и органнизации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги. Систему управления отраслью образуют управления бытового обслуживания облисполкомов и Минского горисполкома.

ЖКХ создает необходимые условия для жизнедеятельности человека. Отрасль обеспечивает воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей. В состав ЖКХ входят следующие подотрасли: жилищное хозяйство; гостиничное хозяйство; коммунальное хозяйство, осуществляющее ресурсное обеспечение жилого фонда и других зданий и помещений (водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение), уборку и благоустройство территорий населенных пунктов (содержание дорожно-мостового хозяйства, озеленение, вывоз и утилизацию мусора, канализацию), всего более 30 видов деятельности.

Согласно Программы деятельности Правительства на 2016-2020 гг. основными направлениями совершенствования системы ЖКХ станут развитие конкурентной среды, в первую очередь, в обслуживании жилья и благоустройстве населенных пунктов, повышение эффективности управления системой ЖКХ и качества предоставляемых услуг, внедрение на всей территории РБ единой информационной системы расчетов за потребленные населением жилищно-коммунальные услуги.

Для комплексного решения поставленных задач будет реализована Госпрограмма ”Комфортное жилье и благоприятная среда“ на 2016 – 2020 гг. В рамках данной Госупрограммы планируется реализация ряда мер по повышению качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг и снижению затрат на их оказание за счет.

Особое внимание будет уделено профессиональной подготовке руководителей и специалистов организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, в том числе и в товариществах собственников (организациях застройщиков), обеспечению к 2020 году 100% потребителей водоснабжением питьевого качества, увеличению объемов капитального текущего ремонта жилищного фонда и его своевременному проведению.

Получит широкое развитие система раздельного сбора и сортировки твердых коммунальных отходов, что позволит создать предпосылки для реализации принципа ”нулевого“ захоронения твердых коммунальных отходов.

Тарифная политика в сфере жилищно-коммунальных услуг. Тарифы на ряд жилищно-коммунальных услуг, установленные ниже уровня затрат на их оказание, создают большую нагрузку на бюджет и платежный баланс страны, способствуют чрезмерному потреблению этих услуг.

В 2016 году планируется достичь 50% уровня возмещения населением затрат по всему комплексу жилищно-коммунальных услуг за счет снижения затрат организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, путем запланированного повышения тарифов. В 2017 году планируется выход на 75% уровень возмещения населением этих затрат, к концу 2018 года – на полное возмещение.

3 (107) Механизм реализации государственной кадровой политики в Республике Беларусь.

КОНЦЕПЦИЯ государственной кадровой политики Республики Беларусь, утверждена Указом от 18.07.2001 № 399.

Механизм реализации государственной кадровой политики – комплекс правовых норм, принципов, форм, методов и средств, обеспечивающих эффективность подбора и расстановки кадров, их подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Механизм реализации государственной кадровой политики – система кадровой деятельности опирающаяся на концепцию государственной кадровой политики, законодательную базу, принципы, методы, способы, методики, технологии и формы кадровой работы.

Достижение целей, задач и приоритетов государственной кадровой политики требует совершенствования механизма ее реализации, в частности нормативно-правового, организационно-методического, информационного, материально-технического, финансового обеспечения.

Актуализация нормативно-правовой базы предполагает совершенствование действующих и разработку новых законодательных актов, регламентирующих приоритетные задачи и функции госорганов и учитывающих современные информационные технологии в кадровой работе.

Организационно-методическое обеспечение госуд-й кадровой политики предусматривает:

создание систем и методик прогнозирования потребности в квалифицированной рабочей силе всех сфер жизнедеятельности общества;

координацию действий субъектов кадровой политики государства;

разработку программ кадрового обеспечения отраслей экономики, административно-территориальных единиц, органов государственного управления и развитие системы последипломного образования кадров на базе ведущих высших учебных заведений;

разработку и использование современных кадровых технологий в области подбора, расстановки, продвижения, оценки и трудовой мотивации кадров;

расширение сети научных, инновационных и консультационных организаций в области работы с кадрами, развитие системы ее психологического сопровождения.

Информационное обеспечение государственной кадровой политики предусматривает создание единого информационного пространства, способствующего эффективному взаимодействию субъектов формирования и реализации кадровой политики. Основными направлениями информационного обеспечения государственной кадровой политики являются:

определение состава и структуры информации, необходимой для принятия эффективных решений в области формирования кадрового потенциала государственного управления;

создание республиканской информационной мониторинговой системы учета и анализа управленческого кадрового потенциала, подготовки и использования кадров, а также единого банка данных резерва кадров.

Материально-техническое и финансовое обеспечение госуд-й кадровой политики предполагает:

организацию прогнозирования и планирования потребности в материальных и финансовых ресурсах для обеспечения эффективной работы госаппарата, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органов госуправления, самоуправл-я, отраслей экономики, других сфер деят-ти;

развитие материально-технической базы учреждений последипломного образования;

определение источников и порядка финансирования кадровых программ с использованием средств республиканского и местных бюджетов, а также средств предприятий и организаций, образуемых за счет хозяйственной деятельности.

Таким образом, для успешной государственной кадровой политики нужны: научно-обоснованная методология, законодательная, нормативная, организационная, научно-информационная, учебно-методическая база; наличие органов и организаций, занимающихся кадровыми вопросами и кадров, способных реализовать государственную кадровую политику.

Эффективность социально-экономических и политических преобразований во многом развитием и рациональным использованием кадрового потенциала страны. Именно он составляет национальное достояние, которым нужно умело управлять, учитывая современные закономерности развития общества, выделяя приоритеты, формируя государственную кадровую политику (КП).

Кадровая политика − это система принципов и вытекающих из них форм, методов, направлений и критериев работы с персоналом, направленных на обеспечение производственной и непроизводственной сфер жизнедеятельности общества квалифицированными кадрами.

В широком смысле кадровую политику вырабатывают центральные органы госвласти и управления. В узком смысле - это работа администрации предприятия, организации со своим персоналом, отдельными социальными и функциональными группами, с каждым работником.

№15 Экзаменационный билет № 15



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.023 с.)