Понятие управления и его виды. Объективная необходимость, природа и специфика государственного управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие управления и его виды. Объективная необходимость, природа и специфика государственного управления.



Понятие, сущность, основные характеристики и роль малого и среднего предпр-ва (МСП) в развитии экономики. Содержание гос.регулирования МСП в РБ на современном этапе.

Предпринимательство – разновидность человеческой деятельности, направленной на получение прибыли, основанная на инициативе, самостоятельности, экономической и личной ответственности хозяйствующих субъектов. Предприниматель обладает знаниями и навыками в области своего дела, инновационными и рисковыми способностями для получения дополнительной прибыли, предпринимательского дохода.

В ГК РБ предпринимательская деятельность определена как «самостоятельная деятельность юрид. и физ.лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имуществ.ответственность и направлен. на системат. получение прибыли.

Малое предпринимательство способствует: - формированию конкурентной среды, - насыщению потребительского рынка; - быстро реагирует на изменение конъюнктуры; - сглаживает социальные конфликты;-создает новые рабочие места.

Недостатки: -относительно низкая доходность, -высокая интенсивность труда; -сложности с внедрением новых технологий; -ограничен. собств. ресурсов; -повыш. риск в острой конкур.борьбе.

Меры государственного регулирования малого предпринимательства (МП):

• правовое регулирование, гос.регистрация предпринимателей (Декрет № 1 «О гос.регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяй-ния»).; • ресурсная и финансовая поддержка малого предпринимательства; • формирование инфраструктуры малого предпринимательства; • госуд. программирование, планирование, прогнозирование развития МП (Госпрограммы МСП); • кадровое обеспечение предпринимательской деятельности; • информационное обеспечение малого предпринимательства; • международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства; • экономический контроль в сфере предпринимательской деятельности.

Финансовая поддержка малого предпринимательства осуществляется за счет средств:

• республиканского бюджета; • местных бюджетов; • государственного фонда содействия занятости;• Белорусского инновационного фонда;• централизованных инвестиц. ресурсов. Иностранные кредиты, займы, прямые иностранные инвестиции, микрокредитование, финансовый лизинг, льготное налогообложение, государственный заказ.

Особая роль отводится правовому регулированию. Оно определяют правовые и экономические основы предпринимательства, общие положения организации предпринимательской деятельности, регламентирует порядок регистрации и прекращения деятельности, права, обязанности и ответственность субъектов предпринимательства, устанавливает меры государственной защиты, поддержки.

НПА: Кодексы, Закон РБ 2010 ”О поддержке малого и среднего предпринимательства“, Директива № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», Указы № 183 «О неотложных мерах по поддержке предпринимательства» и № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности».

Государственный заказ также оказывает влияние на развитие МП. В рамках государственного заказа важнейшей задачей государства является обеспечение доступа малых предприятий к участию в конкурсах по реализации госпрограмм и заказов.

В целях оказания содействия развитию МСП в организации и осуществлении деятельности, создания системы непрерывного сопровождения субъектов МП с момента их гос.регистрации, на этапе становления, достижения ими финансовой самостоятельности и в ходе ведения хозяйственной деятельности, в республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, которая состоит из 59 центров поддержки предпринимательства и 14 инкубаторов малого предпринимательства.

 

 

Строительная политика.

Главными целями развития строительной отрасли в 2016 – 2020 гг. являются повышение эффект-ти и качества строит-тва, рост экспорта строительных услуг, обеспечение населения качественным и доступным жильем. Одним из основных направлений развития отрасли станет снижение сметной стоимости строит-ва за счет оптимизации затрат по полному циклу строительных работ и сокращение их продолжит-ти и увеличение доли отечественного сырья и материалов в строительстве до 85%. Будут существенно улучшены потребительские и эксплуатационные характеристики возводимых зданий и сооружений путем применения долговечных и качественных строительных материалов, изделий и конструкций с высокими техническими характер-ми, широкое внедрение экологически эффективных материалов со специальными свойствами.

Предусматривается внедрение современных технологий возведения энергоэффективных, ресурсоэкономичных, экологически чистых зданий и сооружений, а также национального стандарта ”зеленого строительства“ и на его основе разработка архитектурно-планировочных и конструкторских решений проектируемых зданий.

Важнейшим направлением является строит-во инженерной и транспортной инфраструктуры, при этом особое внимание будет уделено применению механизмов государственно-частного партнерства.

Особое внимание будет уделено внедрению в строит-х организациях передовых систем управления комплексной оптимизацией производственных и управленческих процессов при строительных работах.

Одним из ключевых направлений деятельности Правительства в области строит-ва станет сокращение количества госпроцедур на всех этапах инвестиционного процесса. Будет создана единая система экспертных органов по проведению госэкспертизы проектов на объединенной методологической основе и расширено использование электронного документооборота при получении разрешения на строительство по принципу службы ”одно окно“.

Отечественные проектные и строительные организации будут преобразованы в инжиниринговые компании с переходом на строительство объектов ”под ключ“.

Приоритетным направлением развития жилищного строительства станет поддержка индивид-го строит-ва, малоэтажного домостроения, в том числе деревянного. Особое внимание будет уделено развитию строительства в малых городах, городах-спутниках с доведением доли индивидуальных жилых домов в общем объеме ввода в эксплуатацию жилых домов до 40 процентов от объема ежегодного ввода в эксплуатацию общей площади жилья.

Предполагается разработка механизма по вовлечению средств страховых компаний в инвестирование жилищного строительства.

Кроме этого планируется к 2020 году создать необходимые условия и внедрить новые финансовые механизмы (внебюджетные схемы финансирования) жилищного строительства (лизинг, жилищные строительные сбережения, ипотечное кредитование). Реализация Государственной программы ”Строительство жилья“ на 2016 – 2020 годы позволит достичь средней обеспеченности населения общей площадью жилья на одного жителя страны к 2020 году до 27,3 кв. метра по сравнению с 26,3 кв. метра в 2015 году.

Постановлением Совмина утверждена Госпрограмма ”Строительство жилья“ на 2016 – 2020 г.г.

Цель – повышение конкурентоспособности белорусских строительных организаций, запуск новых механизмов финансирования жилищного строительства. Задачи: наращивание экспорта строительных услуг; формирование условий для перехода к экономически сбалансированному финансированию жилищного строительства в будущей пятилетке. Механизмы реализации: переход на строит-во вновь начинаемых объектов по неизменным договорным ценам; создание инжиниринговых компаний, международной холдинговой строительной компании для осуществления строительства объектов ”под ключ“, установление взаимодействия с международными рейтинговыми организациями в строительной сфере; создание крупных торговых представительств в странах-импортерах для продвижения отечественных стройматериалов на рынки ближнего и дальнего зарубежья; развитие дорожного строительства на основе применения производимых в республике цементобетонных смесей.

 

 

Программно-целевой метод в системе государственного регулирования экономики. Содержание, направления и масштабы применения.

Программно-целевой метод применяется для решения социальных, экономических, экологических, научно-технических проблем, проблем развития регионов.

Реализуется программно-целевой метод через комплексные программы, составляемые на период достижения поставленной цели, с выделением основных этапов осуществления.

Основным содержанием программы являются

-- четко поставленная цель и задачи

-- комплекс научно-исследовательских, организационно-хозяйственных, производственных и других мероприятий,

-- увязка мероприятий по ресурсам, исполнителям, срокам исполнения, для достижения поставленных целей и задач наиболее эффективным путем.

Комплексные программы содержат совокупность мероприятий социально-экономического, производственного, научно-исследовательского,организационно-хозяйс твенного характера.

В настоящее время в республике разработаны и реализуются около 100 республиканских программ:

Принципы формирование программы:

· целенаправленности, требующей наличия заданных и количественно определенных целевых установок, выстроенных по принципу приоритетности;

· комплексности, основанной на взаимосвязанных мерах, обеспечивающих достижение поставленных целей;

· обеспеченности всеми видами ресурсов.

Программы могут разрабатываться на любом уровне управленческой иерархии, но всегда программа - это адресный, плановый документ директивного или индикативного характера.

В зависимости от содержания, объекта и направления действия программы бывают социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, территориальные, организационно-хозяйственные,национальные и региональные, чрезвычайные и целевые.

Национальные и региональные - это комплексные общехозяйственные программы, отражающие предпочтительный вариант социально-экономического развития страны в целом или ее отдельного региона.

Чрезвычайные программы обычно краткосрочные и разрабатываются в критических ситуациях: в условиях кризиса, массовой безработицы, опасной инфляции и т.д. Для их реализации широко используются средства административного воздействия.

Объектами целевых комплексных программ (ЦКП) являются наиболее значимые экономические и социальные проблемы, отрасли, сферы, различные направления научных исследований и другие значимые для национальной экономики программы (это научно-технические программы в области экологии, здравоохранения, ресурсо- и энергосбережения идр).

По периоду действия программы могут быть кратко-, средне- и долгосрочные. Наиболее распространены среднесрочны е программы, разрабатываемые сроком на 5 лет с ежегодной их корректировкой (так называемое скользящее программирование).

 

3 (101) Аттестация руководящих кадров Республики Беларусь.

Подбор и расстановка кадров – это процесс выявления наиболее компетентных и высококвалиф-х работников и выдвижение их на руководящую работу. Решению этих вопросов призвано способствовать периодическая оценка деятельности руководящих кадров.

Аттестация – это организационно-правовой порядок установления квалификации руководителя, его способности к самостоятельной научной и практической работе, осуществляемый с помощью аттестационной комиссии на основе оценки проделанной руководителем работы за какой-либо период.

Аттестация руководящих кадров, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства проводится в соответствии с законом «О государственной службе в РБ», Указом от 26 июля 2004 г. №354 «О работе с руководящими кадрами в системе госорганов и иных госорганизаций», Указом 14 марта 2005 г. №122 «О проведении аттестации руководящих работников госорганов и иных организаций, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства».

Основными задачами аттестации руководящих работников являются:

· обеспечение соблюдения аттестуемыми проводимого в стране социально-экономического курса;

· установление соответствия аттестуемых занимаемым ими должностям (по профессионально-деловым и личностным качествам);

· повышение их ответственности за результаты работы, состояние трудовой и исполнительской дисциплины, обеспечение безопасного труда в возглавляемой аттестуемым отрасли (сфере деятельности, государственном органе (организации) или структурном подразделении государственного органа (организации);

· внесение предложений по формированию резерва на вышестоящие должности.

Руководящие работники, впервые назначенные на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства, проходят аттестацию по истечении одного года непрерывной работы в должности.

Промышленность

В машиностроительном комплексе наибольший удельный вес занимает производство транспортных средств и оборудования, на долю которого приходится 23,3% от всей продукции комплекса. Беларусь специализируется на производстве грузовых автомобилей, автобусов, карьерных самосвалов, тракторов. Ключевыми предприятиями являются ОАО «Минский автомобильный завод» и ОАО «Белорусский автомобильный завод» (г. Жодино).

Беларусь является также крупным производителем сельскохозяйственных машин – тракторов, комбайнов, различных видов кормоуборочной техники и агрегатов. ОАО "Минский тракторный завод" входит в восьмерку крупнейших мировых производителей колесных тракторов, на долю которых приходится 96% общемирового объема сбыта этой техники.

Производство нефтепродуктов, химическое производство и производство резиновых и пластмассовых изделий. Крупнейшие в Беларуси предприятия – экспортеры минеральных удобрений – ОАО «Беларуськалий» и ОАО «ГродноАзот». ОАО «Белшина» – одно из крупнейших предприятий в Европе по выпуску шин.

Нефтеперерабатывающая промышленность Беларуси представлена ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский НПЗ». Это современные комплексы по выпуску нефтепродуктов высокого качества, которые поставляются в страны Центральной и Северо-Западной Европы.

Металлургический комплекс республики включает в себя около 20 крупных и средних организаций металлургического производства, производящих стальные трубы, металлокорд, различные виды проволоки, и более 100 организаций по производству готовых металлических изделий – сборных строительных металлоконструкций, различного рода металлических инструментов, резервуаров, цистерн, баков, котлов, радиаторов, крепежных изделий и других. Крупнейший производитель стали и продукции из нее в стране – ОАО «Белорусский металлургический завод» (г. Жлобин).

Энергетика

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Беларуси включает системы добычи, транспортировки, хранения и производства всех видов энергоносителей. Около 85% энергоресурсов, задействованных в экономике страны, импортируется. Ядром ТЭК является электроэнергетика. Это одна из ведущих отраслей экономики в целом, в которой сосредоточен традиционно высокий уровень технического и инженерного потенциала Беларуси. Газоснабжение и транспортировку газа по территории Беларуси обеспечивает ОАО «Газпромтрансгаз Беларусь».

В недалеком будущем значительную часть ТЭК в Беларуси займет атомная энергетика. В 2008 году было принято решение о строительстве в стране собственной атомной электростанции мощностью до 2000 МВт, что приведет к снижению себестоимости производимой электроэнергии до 20%. Сельское хозяйство Доля сельскохозяйственного производства составляет около 7% объема ВВП. При этом в сельскохозяйственном секторе работает более 9% от общего количества занятых в экономике страны. Беларусь практически полностью обеспечивает себя продовольствием: импорт составляет менее 10% всего объема потребления. Производство молока на душу населения в Беларуси (данные о производстве в Евросоюзе и мире за 2013 год) в 2,2 раза больше, чем в странах Евросоюза, и в 6,6 раз – чем в мире в целом, мяса – соответственно в 1,4 и 2,9 раза, зерна – в 1,2 и в 2 раза больше.

На страну приходится 1% мирового экспорта молока, 11% – масла, 5,7% – сыра. Наряду с Австралией, Новой Зеландией, Бразилией и Аргентиной, Беларусь является крупнейшим экспортером молочной продукции на мировой рынок.

Республика удерживает первое место в мире по производству картофеля на душу населения и числится среди основных производителей данного вида овощной продукции.

Кроме того, в стране сосредоточено 25,7% мировых посевов льна. Среди 26 ведущих производителей льноволокна Беларусь входит в первую пятерку.

Транспорт и логистика

Беларусь – важнейшая транспортная артерия евразийского пространства. Ежегодно через территорию страны следует свыше 100 млн. тонн европейских грузов, из них около 90% – между Россией и ЕС. При этом республика в полной мере обеспечивает оперативность и безопасность транзита. Транспортные услуги оказываются железнодорожным, автомобильным, воздушным, речным и трубопроводным видами транспорта.

Международные транспортные коридоры

Географическое положение Беларуси предопределило ее роль в качестве транзитной дорожной державы: республика находится на перекрестке основных транспортных маршрутов, связывающих государства Западной Европы с Востоком, регионы Черноморского побережья со странами Балтийского моря. Территорию Беларуси пересекают 2 трансъевропейских транспортных коридора, определенных по международной классификации под номером II (Запад – Восток) и под номером IX (Север – Юг) с ответвлением IXВ.

Отраслевыми республиканскими органами управления являются соответствующие министерства (24), государственные комитеты (10+КГК), государственные организации, подчиненные СМ РБ (7 – 4 концерна /пищепром, нефтехим, легпром, лесбумпром/, Белкоопсоюз, республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, уполн. по делам религий и нац.). Они регулируют деятельность важнейших комплексов и отраслей народного хозяйства республики: промышленности, топливно-энергетического комплекса, строительного комплекса, транспорта, связи и т. д.; обеспечивают выработку и реализацию отраслевой политики, выбор приоритетов, размещение госзаказов, составление прогнозов и программ развития отраслей и т. д.

Отраслевыми республиканскими органами управления являются: Минпром; Государственный военно-промышленный комитет; Министерство энергетики; Министерство сельского хозяйства и продовольствия; Министерство связи и информатизации; Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды; Министерство лесного хозяйства; Министерство транспорта и коммуникаций; Министерство архитектуры и строительства.

Кроме того, важную роль играют органы хозяйственного управления - концерны, подчиненные Совету Министров: Белнефтехим, Белгоспищепром, Беллегпром, Белбиофарм, Беллесбумпром.

Основные функции и деятельность отраслевого управления определяются исходя из специфики каждой отрасли, направлений её реформирования.

Отраслевые органы управления производственной сферой и инфраструктурой: Минпром.; Министерство энергетики; Министерство транспорта и коммуникаций. В структуре государственного регулирования АПК – Минсельхозпрод. В системе государственного регулирования строительства – Министерство архитектуры и строительства.

 

Экономическая система как объект государственного регулирования. Типы экономических систем и модели рыночной экономики, их характеристика. Характерные черты и особенности развития белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики.

Экономическая система (ЭС) – совокупность всех экономических процессов и базируется на сложившихся в ней формах собственности на экономические ресурсы и результаты хоз-й деятельности, на присущих ей формах организации и способах регулирования хоз-й деятельности на всех уровнях управления.

Два основных элемента, хар-х ЭС:

1) формы собственности; 2) формы управления.

Типы ЭС:

1) командно-административная (СССР): общественная форма собственности, директивное централизованное управление (планирование).

2) рыночная: смешанная форма собственности, рыночные механизмы + вмешательство гос-ва.

В свою очередь в рыночная экономика выделяет:

- рын эконом свободной конкуренции (чистый капитализм)

- современную рыночную - наблюдается активное вмешательство гос-ва в процессы развития национ. экономики.

Модели рыночной экономики, складывающие на основе одной и той же формы хозяйствования:

саксонская (США, Канада, Англия) – неограниченная свобода предпринимательства;

западноевропейская (Франция, Италия, Испания, Португалия) - активное государственное регулирование, большая доля государственного сектора;

социально ориентированная (Германия, Австрия, Голландия) - подчеркнута социальная направленность государства;

скандинавская (Швеция, Дания, Норвегия) - паритетность государственного и частного капитала, ярко выраженная социальная направленность;

патерналистская (Япония) - усиленное государственное регулирование, использование традиций в современном способе производства.

· китайская

Классификация:

1 ) либеральная экономика – каждый помогает себе сам (Канада, США, Великобритания);

2) социально ориентированная экономика – основное внимание гос-во уделяет соц процессам в обществе, потребностям и интересам народа.

Социально ориентированная белорусская модель предполагает тип рыночной экономики, основой которой является плюрализм форм собственности, значительная степень участия государства в обеспечении эффективного функционирования экономики, регулировании доходов населения и занятости, формировании условий, обеспечивающих удовлетворение наиболее значимых потребностей всего населения. Такой тип экономики является открытым для всех.

Особенности белорусской модели:

сильная роль государства, значительно большая, чем в других странах, «глубина его погружения» в протекающие социально-экономические процессы

сильная и эффективная гос власть.

– наличие частного и гос сектора в экономике. При этом – частный сектор может и должен развиваться наряду с государственным сектором.

приватизация. Ее следует рассматривать не как самоцель, а как средство найти заинтересованного инвестора, создать эффективного собственника.

– развитие интеграционных процессов со странами СНГ, Россией.

– сильная социальная политика – краеугольный камень нашей государственной политики

Трудовые балансы

Нормативный метод основан на применении технико-экономических, финансовых, социально-экономических, экологических норм и нормативов, которые используются для обоснования принимаемых решений, при разработке плановых, программных и прогнозных документов.

Нормы – э то абсолютные показатели, отражающие расход ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) на единицу продукции, работ, услуг: нормы затрат; нормы использования материальных ресурсов;

нормы и нормативы использования основных производственных фондов; нормы и нормативы, характеризующие эффективность общественного производства (производство национального дохода на 1 рубль затрат, на 1 рубль основных производственных фондов и др.); нормы и нормативы капитальных вложений и капитального строительства; финансовые нормы и нормативы; социально-экономические нормы (нормы потребления на душу населения, минимальный потребительский бюджет); нормы и нормативы охраны окружающей среды.

3 (115) Классы государственных служащих и порядок их присвоения.

Президентом 14 июня 2003 г. был подписан Закон «О госслужбе в РБ». Необходимость принятия этого закона была вызвана тем, что Закон «Об основах службы в госаппарате», который был принят в 1993 г., регулировал только основные положения института госслужбы, при этом многие статьи имели отсылочный характер. Закон «О госслужбе в РБ» является единым НПА, в котором систематизировано изложены положения, касающиеся госслужбы и правового статуса госслужащих.

Госслужащим является гражданин РБ, занимающий в установленном законодательством порядке госдолжность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

Государственная должность – должность, предусмотренная Конституцией, настоящим Законом и иными законодательными актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа.

С понятием государственной должности связывается также порядок присвоения классов госслужащих, воинских и специальных званий, дипломатических рангов, размеры денежного содержания, пенсий, специальные права и обязанности, порядок решения многих других вопросов прохождения госслужбы. В Законе «О госслужбе в РБ» указано, что каждой госдолжности соответствуют определенные классы госслужащих.

Для госслужащих устанавливается высший класс и 12 классов, из которых 12-й класс - низший.

Госдолжностям Премьер-министра, Председателя Совета Республики Нац-го собрания, Председателя Палаты представителей Национального собрания, Главы Администрации Президента, Гос. секретаря Совета Безопасности, Председателя КГК, Председателя Правления НБ, Управляющего делами Президента и их заместителей, а также председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов соответствует высший класс госслужащего.

Министрам может быть присвоен высший класс госслужащего в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.

Присвоение классов осуществляется:

· Президентом– в отношении руководящих работников республиканских органов госуправления, председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов и иных должностных лиц, назначение на должность которых осуществляется Президентом;

· Премьер-министром – в отношении госслужащих республиканских органов госуправления, назначаемых Правительством, в том числе по согласованию с Президентом;

· председателями областных и Минского городского исполнительных комитетов – в отношении председателей городских, районных исполнительных комитетов, а также глав местных администраций.

Присвоение классов иным госслужащим осуществляется на основании заявления госслужащего или представления его руководителя комиссией по присвоению классов соответствующего госоргана. оотнесение классов государственных служащих и госдолжностей устанавливается Президентом. Отдельным категориям госслужащих могут присваиваться квалификационные классы, классные чины, персональные звания, дипломатические ранги в порядке и на условиях, предусмотренных специальными законодательными актами, закрепляющими их правовой статус. Присвоение классов производится в последовательном порядке в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией госслужащего, стажем работы на госслужбе, а также с учетом ранее присвоенного ему класса. При этом учитывается занимаемая должность, в соответствии с которой присваивается класс на основании перечня госдолжностей, соответствующих классам госслужащих, утвержденного в установленном законодательством порядке. Срок, по истечении которого присваивается очередной класс по занимаемой должности, для государственных служащих, имеющих 12–10-й класс, составляет не менее одного года, 9–7-й класс – не менее двух лет, 6–4-й класс – не менее трех лет. Присвоение очередных классов госслужащим, имеющим иные классы, сроком не ограничивается.

Госслужащим, которым присвоено звание «Герой Беларуси», награжденным орденами и медалями РБ и СССР, и гослужащим, которым присвоены почетные звания Республики Беларусь и СССР, может быть присвоен класс (кроме высшего) на один выше по сравнению с классом, предусмотренным перечнем госдолжностей, соответствующих классам госслужащих.

Досрочное повышение в классе (но не более чем на один) возможно за особые достиж-я в труде.

Лицам, поступающим на государственную службу впервые, класс государственного служащего присваивается не ранее чем через шесть месяцев. При наличии стажа государственной службы соответствующий класс государственного служащего присваивается не позднее одного месяца с момента назначения на государственную должность.


 

№21 Экзаменационный билет № 21

1 (28) Управленческое решение: понятие, виды. Специфика административных решений.

Управл. р-е нах-ся в центре управленч. цикла и опр-ет общие цели и задачи, пронизывает все управленч. ф-ции от начала и до завершения управленч. цикла

Решение как процесс хар-ся тем, что оно, протекая во времени, осущ-ся в неск-о этапов, охв-щих все эл-ты с-мы упр-я: подготовку, принятие и реализацию. Реш-е как рез-т выбора обычно фикс-ся в письм. или устной форме и вкл-ет в себя план действий по достиж-ю поставл. цели.

Каждое управленч. р-е сод-т предписание о буд. действиях субъекта и объекта упр-я на основе переработки инф-ции в целях разр-я конкр. проблемы в отн-и управляемого объекта. Все управленч. р-я призваны обесп-ть успешное р-е возник. проблем, отн-ся к деят-ти ОГУ.

По периоду действия, масштабу и хар-ру целей выд-ют управленч. р-я: стратегич. (важные для достиж-я цели, прин-мые на высших уровнях упр-я), обычно кас-ся основопол. проблем всей управляемой с-мы; тактич. (отн-ся к разработке детальных ср-в и приемов достиж-я цели); текущие (р-я повседн. вопросов); единоличные и коллегиальные.

Процесс выработки и принятия управленч. р-я проходит 4 осн. стадии, последоват. реализ-я кот. позв-ет успешно р-ть поставл. перед ним задачу.

1. Выявление проблемы и формулировка цели: оценка управленч. ситуации для опр-я проблемы или гл. вопросов, треб-х р-я, форм-ет возн-щие в связи с этим управленч. цели (задачи) и выявляет принцип. путь ее достиж-я.

2. Разработка вариантов р-я предпол-ет сбор доп. мат-ла, необх-го для изуч-я хар-к объекта упр-я и выд-я тех факторов, кот. влияют на принятие р-й: каждое конкр. управленч. р-е требует анализа спец.-отобранной для этой цели инф-ции. При анализе имеющегося мат-ла, в зав-сти от его хар-ра, использ-ся разл. методы. Рез-ты анализа и прогноза позв-т перейти к след. стадии.

3. Формулировка возм. вариантов принятия р-я и их оценка: д. осущ-ся разработка альтернат. вариантов управленч. р-й. Отбор вариантов приним. р-я осущ-ся на основе след. критериев: результ-сти (степени приближения к заданной цели) и доступности исп-ния (наличия сил, ср-в, возм-тей).

4. Выбор, обосн-ние и формулировка оптим. варианта р-я. Когда круг возможн. вариантов опр-н, наст-т момент выд-я лучшего р-я, т.е. необх-о дать оценку каждой альтернативе (осущ-ть подроб. проработку всех имеющихся вариантов) и опр-ть, какая из них наилучшим образом обесп-ет достиж. желаемого рез-та. Затем необх-о разр-ть конкр. план управленч. р-я, кот. будет эффективен с т.зр. достиж-я поставл. цели.

Оценка вкл-ет поним-е, описание и анализ последствий выбора конкр. альтернативы для опр-ния ее ценности или стоимости. Перед оценкой д.б.: уточнены цели и, исходя из них, уст-ны реальные критерии р-й; четко сформ-ны проблемы и контекст р-й;т идентифицированы альтернативы, из кот. будет сделан выбор.

М. выд-ть ряд общих и специфич. признаков любого р-я. Специфич. признаки опр-ся конкр. особ-ми решаемой задачи. Общими признаками при оценке альтернативы явл. ее выполнимость, приемлемость и уязвимость. Выполнимость альтернативы – степень трудности ее реализации, оцениваемая необхо. затратами времени, усилий и ресурсов. Реализ-я любой альтернативы связ-а с использ-ем ресурсов орг-ции. При этом м. выд-ть альтернативы, кот. требуют ресурсы и кот. высвоб-ют их. Оценка выполнимости альтернативы озн-ет выяснение соотв-я объема и ассортимента треб-х ресурсов доступным ресурсам или тем, кот. м.б. получены.

Стратегической целью ГКП является создание кадрового потенциала РБ, как важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса общества, обеспечивающего социально-экономическое развитие страны, ее конкурентоспособность в международном разделении труда.

 


 

№ 25 Экзаменационный билет № 25

1 (33) Коррупция в госаппарате: сущность, причины возникновения, последствия и меры по преодолению.

Самым негат. последствием бюрократизации гос. аппарата явл. коррупция.

Коррупция – преступ. деят-ть, связ-я с продажностью гос. чиновников, получ-ем ими лично, или через посредников матер. и иных благ и преимуществ, не предусм-х зак-вом.

Наиболее типич. формами ее проявления явл.: подкуп чиновников и общ.-полит. деятелей; взяточничество за законное или незаконное предост-е благ и льгот; протекционизм при выдв-и раб-ков по признакам родства, землячества, прият. отн-й; покупка голосов избирателей на выборах и др.

Всемирный банк выд-ет 2 разновидности коррупции: 1. администр-ю, кот. озн-ет «намеренное внесение искажений в процессе использования з-нов и правил». 2 - «захват государства» (приватизация) озн-т действия компаний, групп или отд. личностей, напр-ные на обесп-е льготами, преимущ-ми отд. фирм, отраслей путем оказ-я влияния на з-ны, указы, или иные эл-ты гос. политики.

В наст. вр. коррупция приобрела систем. хар-р: она проявл. во всех сф. жизнедеят-ти об-ва.

Коррупц. сеть вкл-ет 3 эл-та: коммерч. или финанс. стр-ру, кот. реализует получ-е выгоды и льготы и превр-ет их в деньги; группу гос. чиновников, обесп-щую прикрытие при принятии р-й; группу защиты коррупц. сетей, кот. осущ-ют должн. лица правоохр. органов.

Коррупция проявл. в: в сниж-и конкурентосп-ти страны на междунар. арене; расшир-и теневой эк-ки; росте цен за счет издержек, связ-х с «платными услугами чиновников»; разрушении конкуренции, т.к. взятка обесп-ет предост-е неконкур. преим-в, что подрывает рын. отн-я; моральном разложении не только гос. служащих, но и раб-ков аппарата упр-я круп. корпораций; созд-и организ. прест-сти как устойч. общ. явлении; усилении соц. диф-ции об-ва; дискредитации права как осн. инструмента регулир-я жизни об-ва; нравств. деградации об-ва, проявл-ся в созд-и терпим. климата по отн-ю к ней; созд-и т.наз. «манипулятивной демократии», при кот. внешнее сохр-е демократ. институтов сопров-ся их полной подчин-тью воле узкого круга гос. чиновников и зачастую оплач-щих их.

В РБ борьба с коррупцией осущ-ся на основе З-на «О борьбе с коррупцией» 2007 г.

Это св-ва экон. хар-ра: разрешит. с-ма, чрезмер. бюрократизация экон. отн-й. Т.е. коррупция появл. там, где чиновники обладают правом прин-ть р-я и распор-ся имеющ-ся в их распор-нии ресурсами.

Спос-ет возн-нию коррупции и неэффект., громоздкая организац. стр-ра гос. аппарата, большое число чиновников и их низкая зарплата, явно не соотв-щая квалиф-ции и отв-сти их работы; неопред-сть служ. обяз-тей и прав; отсутствие отработ. мех-ма отбора и карьер. роста чиновников. Непрозр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.124 с.)