Ретроспективный анализ типов и форм государств на территории беларуси от полоцкого княжества до РБ, формы национально-государственного и административно-территориального устройства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ретроспективный анализ типов и форм государств на территории беларуси от полоцкого княжества до РБ, формы национально-государственного и административно-территориального устройства.



1) Первое государство, созданное на территории современной Беларуси – Полоцкое княжество (как и любое государство под влиянием разных факторов: географических, этнических, социально-экономических). ПК – единый географический регион. Населял единый народ – крывичи-полочане.

Двоевластие (князь – вече) было результатом хозяйственного и социального развития Полоцкой земли. Феодальный уклад побеждает родоплеменные отношения. На первый план в обществе выходят бояре и дружинники, которые уже становились феодалами, владельцами вотчин и зависимых крестьян. Среди князей появляются старшие и младшие – вассалы старших. В городах появляются первые братчины – организации купцов и ремесленников.

Когда на севере современной Беларуси размещалось Полоцкое княжество, то южные земли занимало другое государственное образование – Туровское княжество. Размещается на землях дрыговичей. Первый главный город – Туров впервые упоминается в 980 году в связи с князем Туром. Но вскоре Туров был подчинен соседнему Киеву.

Особенности политической истории повлияли на формирование политического уклада в Туровском княжестве. Большую роль в Турове играло вече. В Турове существовало несколько административных должностей, которые исполняли функции, близкие некоторым княжеским. Тысячник – возглавлял городское ополчение, Посадник – главный руководитель администрации княжества.

Немного позже на западе современной Беларуси образовались небольшие славянские княжества. Наиболее известные – Новоградское, Волковысское и Гродненское.

2) В начале 13 в. территория современной Беларуси была разделена на многочисленные удельные княжества – осколки бывших могущественных Полоцкого и Туровского княжества. В 1230-х гг. начался процесс создания нового государства – Великого княжества Литовского. В 1323 году Гедымин перенес столицу в Кривой город над Вилией (Вильно). При Гедымине ВКЛ сформировалось как феодальная монархия, где князь владел полнотой законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Государственным языком являлся старобелорусский.

Население разделено на 2 большие группы – феодалов-землевладельцев и феодально-зависимое население. Население делилось на сословья – шляхту, мещан, духовенство и крестьян.

Центральные органы власти ВКЛ:

Великий князь (государь, король) - глава государства, руководитель исполнительно-распорядительной деятельностью высших госорганов, глава государственной администрации, главнокомандующий вооруженными силами княжества. Рада ВКЛ (паны-рада) - сначала вспомогательный орган при великом князе (князь мог не посоветоваться и принять решение), а с 1492 г. - высший орган государственной власти в ВКЛ. Сейм (сейм) - съезд привилегированного сословия - шляхты ВКЛ. Мог собираться по распоряженнию великого князя или Совета.

Высшие лица ВКЛ:

Маршалок земский являлся охранником этикета и порядка при дворе.

Гетман наивысший руководил всеми вооруженными силами государства.

Канцлер ВКЛ руководил государственной канцелярией.

Подскарбий земский - хранитель государственной казны (скарба).

Хозяйственные дворяне и чиновники выполняли поручения князя и Рады (проводили ревизии, выполняли постановления госорганов и судов). Непосредственно руководил ими маршалок дворный.

Органы местного управления ВКЛ:

Воевода - руководитель административных, хозяйственных, военных и части судебных органов на территории воеводства. Второй по рангу лицом в воеводстве был кастелян - командующий вооруженными силами замка воеводы и ополчения военнообязанных воеводства. Заместителем воеводы был подваявода. Он руководил канцелярией, свидетельствовал документы, председательствовал в городском (замковом) суде. На низшей ступени стояли ключарь (сбор налогов), конюший (выращивание лошадей для армии), городничий (комендант замка).

Во главе администрации уезда стоял староста, обязанности его были похожи на обязанности воеводы. Непосредственное руководство уездной администраций проводил подстароста. Помогали старосте и подстаросте уездный маршалок, он председательствовал на уездных сеймиках и руководил уездным ополчением. Знаменосцем уездного ополчения был х оружей. На низшей ступени находились державцы (ранее назывались тиунами), которые управляли отдельными государственными имениями.

В воеводствах и уездах проводились местные (воеводские или уездные) сеймики, которые могли решать различные вопросы из жизни воеводства или уезда.

Городское самоуправление ВКЛ:

В XIV - XVIII вв. на Беларуси стала расширяться так называемое Магдебургское право - право на самоуправление городов. Степень свобод, предоставляемая городам, была разная. Общим было: мещане освобождались из-под административного и судебной власти воевод и старост, вместо феодальных повинностей вводился единый государственный денежный налог на город. В городе создавались органы самоуправления и суды. Во главе городской администрации и суда стоял войт. Его назначал государь с Радой из числа феодалов или знатных горожан.

3) В соответствии с Люблинской унией (1569 г.) было создано новое государство – Речь Посполитая, которое имело федеративный характер.

По условиям подписанных документов в Речи Посполитой избирался единый государь, короновался он только в Кракове; собирался общий сейм, его решения должны были выполняться на всей территории Речи Посполитой; упразднялись законы ВКЛ, которые противоречили условиям унии; феодалы объединенного государства могли приобретать имущество в любом регионе нового государства; должна была проводиться общая внешняя политика; вводилась единая денежная единица, ликвидировалась граница между государствами и таможни на ней; потерянные ВКЛ украинские территории навеки отходили к Польше, а Ливония находилась в совместном владении ВКЛ и Польши. Но ВКЛ не перестало существовать после Люблинской унии. Княжество было поставлено в зависимое от Польши положение, но определенная самостоятельность была сохранена. В княжестве сохранилось отдельное войско, действовало свое законодательство, своя судебная система, своя администрация. Сохранилось своя печать и белорусский язык государственного делопроизводства. Фактически, вопреки решениям Люблинского сейма, осталась и своя денежная система.

Юридически Люблинская уния была ликвидирована 3 мая 1791 г. с принятием Конституции Речи Посполитой, согласно которой государство теряло свой федеративный строй.

4) Август 1772 г. - первый раздел Польши. В состав России были включены Ливонской воеводство, наибольшая часть Полоцкого, почти все Витебское воеводство, все Мстиславское и восточная часть Речицкого повета Минского воеводства (с Рогачевом, Чечерском и Гомелем).

Январь 1793 г. - второй раздел Речи Посполитой. К России отошли Правобережная Украина, а также центральная часть Беларуси с городами Минском, Борисовом, Бобруйском, Речицей, Слуцком, Новогородком, Пинском и Мозырем.

После подавления восстания 1794 г. произошел третий раздел Польши (1795). Россия присоединила Литву, западную часть Белоруссии и Западную Волынь.

Правительство Екатерины II, во время правления которого произошли разделы Речи Посполитой, и Беларусь была присоединена к Российской империи, проводил на новых территориях централистскую объединительную политику, ее конечной целью было слияние новых территорий с русскими регионами.

В Беларуси с 1777 г. были распространены общероссийские административные органы управления и российская система административного раздела. Окончательно она оформилась после губернских реформ 1796 г. и 1801 г.. - Были образованы Литовское (после Виленское) генерал-губернаторство (Виленская, Минская и Гродненская губернии) и Белорусское генерал-губернаторство (Витебская, Могилевская и Смоленская губернии). Губернии были разделены на уезды.

Что касается городов, то надо отметить упразднение Магдебургского права.

5) После февральской революции 1917 г., в начале марта 1917 г. в губернских центрах и главных белорусских городах были созданы Советы рабочих и солдатских депутатов по примеру Петрограда (Временное правительство).

Советская власть на территории Беларуси была установлена в октябре - ноябре 1917 г. Прежде всего, большевики создавали свою структуру политической власти. Был создан Областной исполнительный комитет Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Западной области и фронта (Облиспкомзап) - высший орган власти в крае. 26 ноября 1917 года был создан Совет Народных Комиссаров Западной области и фронта. СНК был ответственен перед областным исполнительным комитетом.

6) Воспользовавшись наступлением немецких войск и эвакуацию Облиспкомзаха в Смоленск,
19 февраля 1918 г. возобновил деятельность Исполнительный комитет Всебелорусского съезда. Белорусские организации совместно с эсерами и еврейскими партиями создали правительство (Народный Секретариат Беларуси). Правительство объявило себя временной властью в Беларуси. Первой Уставной грамотой (21.2.1918 г.) провозглашалось, что "...белорусский народ должен осуществить свое неотъемлемое право на самоопределение". 9 марта исполком Рады Всебелорусского съезда принимает Вторую Уставную грамоту, в которой была провозглашена Белорусский народная республика (БНР. 18 марта исполком превращается в Раду БНР. В ответ на Брестский мирный договор между Советской Россией и Германией 25 марта является Третья Уставная грамота, где были объявлены независимость БНР и призыв к пересмотру условий Брестского мира.

7) 2-3 февраля 1919 года в Минске состоялся I съезд Советов. На нем был избран Центральный исполнительный комитет (ЦИК) - главный орган власти на территории Беларуси, преимущественно из представителей Облиспкомзаха. Была принята первая Конституция БССР, герб и флаг. Была установлена федеративная связь с РСФСР и объявлено о создании ЛитБелССР.

1 июня 1919 года согласно Декрета Всероссийского ЦИК Советские Украина, Беларусь, Литва и Латвия объединялись с Советской Россией для общей борьбы с мировым империализмом. Фактически ЛитБелССР и БССР как ее часть перестали существовать.

8) 13-17 декабря 1920 г. в Минске прошел II Всебелорусский съезд Советов. На нем в Конституцию были внесены изменения, утверждена структура госвласти: высшая власть принадлежала съезду Советов, ЦИК - распорядительным органам съезда, исполнительная власть в СНК республики.

18 марта 1921 г. между Советской Россией, Украиной и Польшей был подписан Рижский мирный договор, по которому Польша получила западную часть Беларуси с более чем 4 млн. населением. Восточная часть Беларуси оказалась в составе БССР и РСФСР.

В марте 1924 г. VI Чрезвычайный съезд Советов БССР одобрил объединение территорий, проведенное соответственно решению ЦИК РСФСР от 3 марта 1924 года. К БССР было присоединено 15 уездов Витебской, Гомельской (бывшей Могилевской) и Смоленской губерний. Территория увеличилась чуть более, чем в два раза, население выросло до 4,2 млн. человек.

В августе 1924 года началась административная реформа. Территория БССР была разделена на 10 округов по 10 районов. В рамках компактного проживания национальных меньшинств создавались национальные Советы (еврейские, польские, русские, латышские, немецкие, украинские). С 1926 года БССР представляла более или менее единый культурный и хозяйственный регион, на территории которого проживало подавляющее большинство представителей одной нации - белорусов.

5-12 апреля 1927 г. на очередном VIII съезде Советов БССР была принята новая Конституция БССР. Высшим органом власти являлся Всебелорусский съезд Советов. Гос. языками были утверждены белорусский, русский, польский и еврейский. Языком межнационального общения определялся белорусский.

Конституция СССР 1936 года и написанная на ее основе Конституция БССР 1937 года определяли высшим органом власти Верховный Совет. Декларировала многие демократические свободы. Однако выборы в Верховный Совет БССР 1938 и довыборы 1940 в Западной Беларуси прошли на безальтернативной основе, была зафиксирована 100% явка избирателей.

22 октября 1939 года состоялись выборы представителей народного собрания, которое состоялось 28-30 октября 1939 года в Белостоке. Собрание объявило установление советской власти на территории Западной Беларуси, конфискацию помещичьих земель, национализацию банков и крупной промышленности. Собрание просило ВС СССР и ВС БССР принять Западную Белоруссию в состав СССР и БССР. В ответ 2 ноября 1939 года ВС СССР и 12 ноября ВС БССР приняли соответствующие законы. Воссоединение белорусских земель было актом исторической справедливости. Белорусский народ получил возможность развиваться в рамках одного государственного образования.

Руководящая роль компартии были закреплены в шестом пункте Конституции СССР 1977 года. По традиции - через год была принята Конституция БССР - "Конституция развитого социализма".

В марте - апреле 1990 г. в БССР состоялись выборы в Верховный Совет республики, а также в местные советы. Впервые за многие десятилетия они проходили на альтернативной основе.

25 августа 1991 г. после неудачного путча в Москве внеочередная сессия Верховного Совета БССР приняла закон «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета БССР о государственном суверенитете БССР" и постановление "Об обеспечении политической и экономической самостоятельности БССР». Таким образом, фактически была объявлена независимость Беларуси. 19 ноября 1991 года БССР была переименована в Республику Беларусь (в сокращенном варианте - Беларусь), были определены национальные символы - бело-красно-белый флаг и герб "Погоня". Был избран новый председатель Верховного Совета - С.С. Шушкевич

В декабре 1991 г. на встрече руководителей Беларуси (С.Шушкевич), России (Б. Ельцин) и Украины (Л.Кравчук), проходившей в Вискулях (Беловежская пуща) было принято решение о денонсации договора 1922 г. о создании СССР. Вместо него 8 декабря 1991 г. создавалось Содружество Независимых Государств (СНГ), координационным центром которой стала столица Беларуси - Минск. Провозгласив независимость, РБ пошла по пути более ускоренного государственного строительства. Была принята Конституция страны (15 марта 1994 г.), учредившая впервые институт президентства и Конституционный суд, сформирована система госорганов. Важная роль в истории страны имели референдумы 1996 г. и 2004 г., в результате которых были внесены изменения в Конституцию, введена новая гос. символика и оптимизирована система госуправления. Сегодня РБ - полноправный член международного сообщества, поддерживающая дипломатические отношения с деятелями стран мира и участвующая в работе ряда международных организаций.

2 (66) Инвестиционная политика Республики Беларусь на современном этапе и содержание государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Гос-я инвестиционная политика (ГИП) – это политика определяющая цели, направления развития и меры гос-го вмешательства, обеспечивающие повышение инвестиционной активности и эффект-ти использования инвестиционных ресурсов, формирование в стране благоприятного инвест-го климата.

Правовые условия: на международном уровне (международное право; подписано более 60 двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения; порядка 60 двусторонних соглашений; Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций; Конвенция по урегулированию инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств, национальное законодательство ( конституция, Закон «Об инвестициях» (принят в 2013 году), иностранным инвесторам закреплен не менее благоприятный режим, чем соответствующий режим для юридических и физических лиц РБ, а также равные условия хозяйствования.

В соответствии с Законом «Об инвестициях», под инвестициями понимается любое имущество и иные объекты гражданских прав, принадлежащие инвестору на праве собственности, ином законном основании, позволяющем ему распоряжаться такими объектами, вкладываемые инвестором на территории РБ способами, предусмотренными указанным Законом, в целях получения прибыли (доходов) и (или) достижения иного значимого результата либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

На территории Республики Беларусь инвестиции осуществляются следующими способами:

1. созданием коммерческой организации;

2. приобретением, созданием, в том числе путем строительства, объектов недвижимого имущества (за исключением случаев приобретения или строительства жилых домов, жилых помещений);

3. приобретением прав на объекты интеллектуальной собственности;

4. приобретением акций, долей в уставном фонде, паев в имуществе коммерческой организации, включая случаи увеличения уставного фонда коммерческой организации;

5. на основе концессии.

В Беларуси активно реализуется политика предоставления льготных условий для инвестирования, особенно в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, парке высоких технологий. Дополнительные гарантии и преференции инвесторам предоставлены при реализации инвестиционных проектов в свободных экономических зонах, в ПВТ, в специальном туристско-рекреационном парке «Августовский канал», Индустриальном парке, в средних, малых городских поселениях, сельской местности, а также малому и среднему бизнесу.

С 2009 г. успешно действует созданный институт «инвестиционных договоров с РБ». В целях увеличения притока иностранных инвестиций и, в первую очередь прямых, в которых заинтересована республика, создан и действует институт «инвестиционных агентов» (Указ от 6 августа 2009г. № 413) - это физические или юридические лица, которые располагают необходимыми практическими навыками и опытом в реализации инвестиционных проектов и которые окажут содействие республике в поиске потенциальных инвесторов.

В 1 кв. 2016 г. продолжилась тенденция прошлого года по снижению инвест-й активности. Всего использовано почти 35 трлн. рублей инвестиций в основной капитал (темп - 73,7%). Снижение темпа роста инвестиций связано, в первую очередь, с сокращением внутренних источников финансирования: средств консолидированного бюджета (оптимизация финансирования государственных программ), кредитных ресурсов (высокие процентные ставки по кредитам и закредитованность организаций). В таких условиях акцент в инвестиционной деятельности смещен на привлечение внешних источников финансирования, т.е. иностранных инвестиций в экономику страны. В результате в первом квартале текущего года доля инвестиций в основной капитал за счет иностранных источников возросла до 15,5%, против 13,4% в первом квартале 2015 г. Темп роста показателя в целом по республике составил 106,2%.

Технологическая структура инвестиций в основной капитал отражает использование большей части ресурсов (52,4%) на строительно-монтажные работы, доля инвестиций в активную часть основных средств (машины, оборудование, транспортные средства) составила 34,4% общего объема инвестиций.

Всего за I кв. 2016 г. в реальный сектор поступило 2,8 млрд.$ валовых иностранных инвестиций, из них прямых – 2,4 млрд $ (86,9% от общего объема), портфельных – 0,0002 млрд $, прочих – 0,4 млрд $.

ТОП-10 по итогам 1 кв. 2016 г. стран-доноров прямых иностранных инвестиций (ПИИ) (с учетом задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) в РБ: Россия – 55,4%, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии – 15,4%, Кипр – 10,6%, Литва – 3,4%, Польша – 2,1%, Австрия – 1,4%, Нидерланды – 1,4%, Украина – 1,2%, Германия – 1,2%, Чехия – 1,0%, другие – 6,9%.

Усилия Правительства направлены на привлечение иностранных инвесторов и либерализацию условий для национальных инвесторов для создания новых производств, модернизации действующих предприятий с целью выпуска конкурентоспособной на мировых рынках продукции, тем самым обеспечив для инвесторов получение дохода, а для республики повышение уровня благосостояния ее граждан.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.226 (0.031 с.)