Государственное регулирование трудового потенциала, рынка труда и занятости населения в условиях ЕАЭС. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование трудового потенциала, рынка труда и занятости населения в условиях ЕАЭС.



Сущность населения как производительной силы общества и объекта госрегулирования раскрывается через понятия «трудовой потенциал», «рабочая сила», «трудовые ресурсы».

Трудовой потенциал - это общая численность экономически активного населения, обладающего необходимыми физическими, психическими и профессиональными параметрами, обеспечивающими возможность его участия в трудовой деятельности.

Но если трудовой потенциал представляет собой запасы труда, то способность человека к труду, совокупность его физических и духовных сил, благодаря которым он может производить разнообразные материальные и духовные блага, отражает рабочая сила.

Часть населения, обладающая физическими и духовными способностями к труду и представляющая собой действующую и потенц-ую рабочую силу, называется трудовыми ресурсами.

Величина трудовых ресурсов, которые могут быть использованы в общественном производстве, определяется численностью и составом трудоспособного населения.

Занятое население - это трудоспособное население страны, а также лица младше и старше трудоспособного возраста, которые в рассматриваемом периоде были заняты различного рода трудовой или приравненной к ней деятельностью.

Безработные представляют собой ту часть насел-я, которая занимается поиском работы и готова приступить к ней. К ним относятся учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды, ищущие работу.

Рынок труда - общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов (рабочей силы), соответствующая товарной экономике.

Вовлечение рабочей силы в процесс труда определяет занятость населения. Занятость как экономическая категория выражает производственные отношения по поводу включения работника в сферу труда с целью удовлетворения спроса на рабочую силу.

Госрегулирование трудового потенциала представляет собой очень сложный механизм, охватывающий все многообразие аспектов объекта регулирования (демографический, экономический, социальный) и весь его воспроизводящий цикл - формирование, распределение и использование.

Госрегулирование трудового потенциала предполагает решение следующих основных задач: 1) обеспечение научно-обоснованного воспроизводства населения по республике в целом, в отдельных областях и районах; 2) достижение рациональной занятости населения, т.е. создание условий, при которых удовлетворяется потребность людей в работе и учебе; 3) обеспечение отраслей и сфер народного хозяйства рабочей силой, количество и качество которой соответствовало бы реальным потребностям; 4) рациональное и эффективное использование трудового потенциала и отдельных групп населения (молодежи, женщин, лиц старшего трудоспособного возраста).

Система госрегулирования складывается под влиянием различных факторов: политических, социальных, экономических и правовых.

В составе госрегулирования трудового потенциала и рынка труда можно выделить несколько направлений: прогнозирование трудовых ресурсов и рынка труда; регулирование занятости населения; социальную защиту населения.

Прогнозы трудовых ресурсов имеют самостоятельное значение и используются как составная часть комплексных прогнозов социально-экономического развития РБ, разрабатываются на длительную перспективу (10-20 и более лет), на пятилетний период и год по республике в целом, по отдельным областям, в разрезе городской и сельской местности и по городу Минску. Методы: балансовый, корреляционно-регрессивный, методы экстраполяции, написания сценария и другие.

В условиях формирования рыночных отношений приоритетной задачей становится выработка и осуществление нового содержания госрегулирования занятости Важнейшими принципами госрегулирования занятости являются:

• равные стартовые возможности для всех граждан страны в реализации права на труд и свободного выбора сферы приложения своего труда;

• обеспечение реальной занятости и содействие мобильности трудовых ресурсов;

• обеспечение трудовой мобильности;

• государственные гарантии рабочим и безработным, социальная защита;

• единонаправленность и координация политики занятости с экономической и социальной политикой государства, профсоюзов и работодателей с органами государственного управления;

• межреспубликанское и международное сотрудничество в решении проблем занятости.

Меры государственного воздействия, направленные на разрешение проблем занятости делятся на активные и пассивные. Активные меры направлены на решение проблемы безработицы и повышение уровня занятости: создание рабочих мест, общественные работы, субсидирование, льготное налогообложение, кредитование, льготы по обеспечению материальными ресурсами, гарантийный сбыт продукции, гибкие режимы рабочего времени и т.д. Другими словами, в результате этих мер спрос на рабочую силу увеличивается.

К пассивным мерам государственного регулирования относятся ассигнования на выплате пособий по безработице, частичному возмещению безработным их потерь в доходах.

Таким образом, занятость населения и безработица должны является предметом пристального внимания государства, регулирующее управление которого в этой сфере идет по двум основным направлениям: с одной стороны - регулирование уровня и продолжительности безработицы, с другой - социальная защита от нее своих граждан. Для решения этих задач государство должно обеспечить, в первую очередь, правовое регулирование, то есть создать необходимую законодательно-правовую базу. И, во-вторых, четко определить и организовать деятельность специально уполномоченных на то государственных органов.

Регулирование рынка труда, занятости населения в РБ осуществляют Министерство труда и социальной защиты и входящие в его структуру Государственная служба занятости, Государственная инспекция труда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.251.99 (0.022 с.)